Как закрыть ООО с 1 учредителем [2022]

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как закрыть ООО с 1 учредителем [2022]». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.

Составление протокола об утверждении ликвидационного баланса

Работа ликвидатора или комиссии состоит не только в том, чтобы принять претензии и составить обязательную отчетность. Членам ликвидационной команды и ответственным за бухучет лицам необходимо пройти процедуру утверждения финотчета на собрании учредителей. На каждый вариант итогового документа должен быть отдельный протокол, в котором отражается согласие собственников компании с отраженными в нем данными:

  • о размере и составе задолженностей;
  • о путях и источниках удовлетворения претензий кредиторов;
  • о данных инвентаризации и переоценки имущества;
  • о составе объектов, которые могут быть реализованы по балансовой стоимости и основных средств, в отношении которых придется проводить торги;
  • о суммах прибыли и убытков.

Для получения согласия большинства соучредителей могут потребоваться дополнительные разъяснения, которые не будут отражены в итоговом протоколе.

Порядок утверждения ОЛБ

Составлять ОЛБ должны члены ликвидационной комиссии, но в силу того, что документ содержит данные бухгалтерского учета, итоговую отчетность организации формирует главный бухгалтер.

В шапке документа необходимо указать ЛБ, период и дату составления, а также все сведения о закрывающемся юридическом лице: полное наименование, местонахождение, ИНН/КПП, организационно-правовую форму и вид деятельности. В табличной части вносятся показатели оборотных и внеоборотных активов и пассивов по периодам учета. В конце ОЛБ ставится подпись председателя комиссии с расшифровкой.

Как только итоговый ЛБ будет готов, он должен быть утвержден лицами, инициировавшими ликвидацию. На общем собрании участников подписывается решение об утверждении ликвидационного баланса.

Затем формируется и визируется протокол об утверждении ликвидационного баланса, о составлении которого ставится отметка на бланке ОЛБ.

В завершении окончательная отчетность подписывается ликвидатором и учредителями организации, заполняется заявление по форме Р16001, и весь необходимый пакет документов комплектуется и предоставляется в ИФНС для рассмотрения и принятия дальнейшего решения о ликвидации учреждения.

Состав бухотчтености за период менее года

Баланс содержит информацию о финансовом состоянии организации на текущую дату. Активы дают данные об имуществе и обязательствах перед организацией. Пассивы отражают собственные и заемные средства, позволяя сформировать представление об источниках формирования имущества и финансовой устойчивости компании.

Отчет о финансовых результатах дает представление о прибыли и убытках организации за период, позволяет оценить структуру и динамику прибыли и выявить проблемные места и перспективы.

Формы промежуточной отчетности не утверждены законодательством, организация может разработать их сама, на основе форм годовой отчетности. Формы отчетности и ее состав должны отражаться в учетной политике.

Законодательная база Российской Федерации

    Порядок согласования промежуточного ликвидационного баланса территориальными учреждениями Банка России

    промежуточного ликвидационного баланса территориальными учреждениями Банка России

    3.1. Согласование промежуточного ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России осуществляется при условии соответствия указанного баланса действующему законодательству, Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06. 97 N 61 с последующими изменениями и дополнениями, требованиям настоящего Указания и других нормативных правовых актов.

    Территориальное учреждение Банка Росси должно возвращать без согласования промежуточный ликвидационный баланс кредитной организации, имеющей признаки несостоятельности (банкротства), установленные федеральными законами, если решение об ее добровольной ликвидации принято учредителями (участниками) без согласия кредиторов кредитной организации и без объявления об ее банкротстве.

    3.2. При согласовании промежуточного ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России необходимо обращать внимание на следующее: — имеющиеся отклонения данных промежуточного ликвидационного баланса по сравнению с балансом на дату отзыва лицензии должны быть подтверждены документально;

    61 Гражданского кодекса Российской Федерации, общей суммы имущества кредитной организации, учтенного по рыночной цене его реализации в соответствии с требованиями, предусмотренными Указанием Банка России от 13.11. 97 N 18-У

    «Методические рекомендации о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации», должно быть достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.

    3.3. Возможность поступления денежных средств на счет ликвидационной комиссии в счет погашения дебиторской задолженности ликвидируемой кредитной организации после даты, на которую составлен промежуточный ликвидационный баланс, не может служить основанием для отказа в его согласовании территориальным учреждением Банка России.

    3.4. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) должна по запросу территориального учреждения Банка России в срок не более десяти дней представлять ему документы, на основании которых производилось списание безнадежного ко взысканию имущества кредитной организации, а также иные документы, необходимые для согласования промежуточного ликвидационного баланса.

    Дебиторскую задолженность можно признать безнадежной ко взысканию, если кредитной организацией приняты исчерпывающие меры для взыскания данной задолженности, и у нее имеется акт судебного пристава — исполнителя о невозможности взыскания задолженности.

    3.5. Максимально допустимый срок согласования промежуточного ликвидационного баланса территориальным учреждением Банка России составляет не более одного месяца.

    Территориальное учреждение Банка России имеет право не согласовывать и отдать на доработку промежуточный ликвидационный баланс в случае непредставления ликвидационной комиссией необходимых документов, на основании которых производилось списание безнадежного ко взысканию имущества кредитной организации, а также документов, подтверждающих данные промежуточного ликвидационного баланса, либо его несоответствия требованиям пункта 3. 1 настоящего Указания.

    Переведение ликвидационного баланса в нулевой

    Ликвидационная отчетность в редких случаях может быть нулевой. Поскольку нередко появится непокрытые убытки, повисшие долги кредиторам, за которыми никто не обратился. А случается так, что имеется остаточная нераспределенная прибыль, компенсируемая невзысканными дебиторскими долгами, по которым не истекли сроки по иску, поэтому они не списываются.

    Однако когда проведены все расчеты и расформирован уставный капитал и бухгалтерские счета оказались пустыми, даже в этом случае отчетность не может быть полностью нулевой. Это бывает лишь в редких случаях, если остаточный счет выведен в ноль к концу декабря, а ликвидационная отчетность сдана в январе.

    Отсюда следует, что даже при нулевом остатке при создании отчетности, входящий остаток зачастую таковым не является. Даже при длительной остановке деятельности организации уставный капитал остается на месте. По этой причине нулевой показатель может быть лишь в конце отчетного времени.

    Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет

    После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса. Кроме того, ст. 63 ГК РФ не устанавливает первоочередности составления ликвидационного баланса перед распределением имущества между собственниками. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» то обстоятельство, что законодательно не урегулирован вопрос о правомочности ликвидационной комиссии самостоятельно принимать решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, между участниками (учредителями).

    В принципе правомочны обе позиции: и что он должен быть нулевым, и что может иметь показатели (кроме кредиторки).

    Таким образом, если допустить, что ликвидационная комиссия правомочна распределять имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, между акционерами и ликвидационный баланс может быть составлен после распределения имущества, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» положителен.

    Если же считать, что решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, принимают акционеры, и ликвидационный баланс должен содержать информацию о таком имуществе, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» отрицателен.

    В связи с неопределенностью законодательства по этому вопросу представляется, что обе изложенные позиции могут быть правомочны, хотя каждая из них имеет свои минусы.

    О том, как может делиться имущество между участниками, читайте в материале «Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО?».

    Готовим окончательный ликвидационный баланс

    При объявлении процедуры ликвидации организация в обязательном порядке должна составлять ликвидационный баланс (ЛБ). В первую очередь формируется промежуточный документ, при помощи которого определяются фактические значения по следующим ключевым показателям:

    • взаиморасчеты с контрагентами;
    • активы;
    • пассивы;
    • стоимость имущества и прочее.

    Промежуточная отчетность готовится после решения единственного участника или протокола собрания учредителей общества о ликвидации и публикации извещения, через 2 месяца после выхода официального Вестника, уведомляющего кредиторов о проводимой процедуре. Промежуточный регистр может составляться неоднократно — по показателям на отчетный день или другую дату, поэтому его экземпляр необязательно предоставлять в территориальный орган налоговой инспекции.

    Окончательный ликвидационный баланс подводит итоги финансово-хозяйственной деятельности организации. Это бухгалтерский регистр, который составляется после завершения всех взаиморасчетов с контрагентами (кредиторы, сотрудники, государственные структуры) и отражает экономическое состояние учреждения на момент его закрытия.

    Окончательный ликвидационный баланс нулевой, так как он компилируется на этапе завершения процесса ликвидации. Этот документ ликвидатор предоставляет в ИФНС однократно, в дату, предшествующую исключению организации из ЕГРЮЛ. Для отражения начальных остатков в ОЛБ используются исходящие остатки промежуточной отчетности.

    Формальный вид отчетности при ликвидации не закреплен ни одним нормативно-правовым актом, решением или протоколом, поэтому и окончательный, и промежуточный ЛБ составляются по форме № 1 «Бухгалтерский баланс».

    Если сомневаетесь, какой по законодательному протоколу код ликвидационного баланса — 90 или 94:

    • 90 — код итогового ЛБ;
    • 94 — код ПЛБ.

    Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

    Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

    Окончательный ликвидационный баланс составляется после погашения всех задолженностей перед контрагентами, сотрудниками и государством (налоги, страховые взносы и т.д.). Он содержит сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между учредителями и участниками ООО.

    Обратите внимание, размер активов в окончательном балансе не должен быть больше, чем в промежуточном балансе, иначе налоговая инспекция может запросить разъяснения, и даже отказать в ликвидации фирмы. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

    Форма (бланк) и порядок составления ликвидационного баланса

    Предварительная подготовка данных и само составление ликвидационного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя, формально по закону, эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

    На 2021 год установленной формы окончательного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений).

    При этом, в октябре 2016 года налоговая официально пояснила, что ликвидационный баланс можно подготовить по форме бухгалтерского баланса, утвердив его учредителями (участниками) ООО или лицом, принявшим решение о его ликвидации.

    За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

    Разработанный бланк окончательного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

    Последняя бухгалтерская отчетность

    И еще несколько слов о бухгалтерской отчетности ликвидируемого юридического лица. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации приведены в ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отчетный год у ликвидируемой компании неполный. Начинается он, как обычно, с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, составляется последняя бухгалтерская отчетность. Составляться она должна на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества. Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность – преемник не предыдущей бухгалтерской отчетности, а ликвидационного баланса.

    В подп. 9 п. 3 ст. 21 закона № 402-ФЗ сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня такие стандарты не утверждены и порядок представления такой отчетности в какие-либо государственные органы не установлен.

    Если вы решили ликвидировать АО, воспользуйтесь пошаговой инструкцией от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Готовому решению.

    Что делать после составления

    После составления окончательного отчёта, бухгалтер должен принять меры, к подтверждению его законности. Для этого документ предоставляется тем лицам, которые изначально приняли решение о применении процедуры ликвидации – члены правления, акционеры, руководство и т. д.

    По результатам проверки окончательной отчётности, указанные лица либо отказываются утвердить его, либо подтверждают достоверность сведений в нём. В случае подтверждения правильности сведений, которые изложены в документе, составляется протокол об утверждении отчётности.

    После того как нужная документация составлена, в налоговую службу необходимо передать такие сведения:

    • заявление по форме Р15001, которое должно быть заверено у нотариуса;
    • протокол, в котором отражено принятие решения о начале проведения процедуры ликвидации;
    • окончательный баланс;
    • протокол, которым была утверждена окончательная отчётность.

    Под данным термином понимается разновидность бухгалтерского баланса, составляемая в период, когда заканчивается время, предусмотренное для расчетов по кредитным обязательствам юрлица. Процедура составления этого вида баланса идентична подготовке годового либо квартального отчета.

    О начале работы над ним следует поставить в известность налоговую службу.

    Когда в компании назначено конкурсное производство, подготавливается данный документ. Его предназначение – достоверно отразить имущественную ситуацию предприятия до момента наступления деятельности ликвидационной комиссии, связанной с реализацией имеющихся активов.

    В нем также отражаются итоги рассмотрения требований кредитных структур. Это означает, что к подготовке документа можно приступать лишь по окончании закрытия реестра, где указаны все кредиторские требования. Кроме того, нужно заручиться согласием комиссии по ликвидации предприятия.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *