Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по ст. 162 ЖК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Указанной выше нормой закона определен срок прекращения соглашения, заключенного между владельцами и управляющей компанией. Прекращение деятельности по управлению МКД возможно в день, который предшествует началу возникновения обязательств новой управляющей организации. При этом ее выбрало собрание, назначили по итогам открытого конкурса по отбору УК либо назначили в порядке ч. 6 ст. 200 ЖК (без проведения открытого конкурса по отбору УК).
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 марта 2013 г. по делу N А13-2716/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2014 г. по делу N А21-9674/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
- Козлова Е.Б. Договор управления многоквартирным домом: гражданско-правовая природа и место в системе договоров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 8.
- Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.М. Жуйкова. М.: КОНТРАКТ, 2006.
- Михайлов В.К. Место договора управления многоквартирным домом в общей системе гражданско-правовых договоров // Жилищное право. 2008. N 3.
- Сердюков К.А. Правоотношения с множественностью лиц в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.
- Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М.: Статут, 2008.
- Собчак А.А. Смешанные и комплексные договоры в гражданском праве // Советское государство и право. 1989. N 11.
Взыскание с УК неизрасходованных средств
Сменили управляющую компанию на другую или создали ТСЖ? Как вернуть неосвоенные прежней УК деньги собственников?
См. по данной теме обзор: Взыскание с прежней управляющей компании неизрасходованных средств на ремонт дома как неосновательное обогащение. Судебная практика
Примеры из судебной практики, используемые в настоящем обзоре (судебные акты Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, апелляционные определения судов второй инстанции):
ВАС РФ:
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 года № 1027/10
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 года № 7677/11
Определение ВАС РФ от 27.08.2013 года № ВАС-8043/13
Суды общей юрисдикции:
Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2012 года № 59-В12-5
Порядок смены управляющей компании соблюден. Решение суда
Порядок смены управляющей компании нарушен — решение собрания недействительно
Смена управляющей компании (ЖКХ) возможна в любое время. Решение суда
Обзор подготовил Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 30.11.2013г.
Следует признать, что и сейчас некоторые арбитры принимают решения с противоположными выводами. Например, АС УО посчитал, что именно РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг после одностороннего расторжения договора с УК в связи с неисполнением УК обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Поэтому признано недействительным предписание РСО о корректировке размера платы за электроэнергию на ОДН исходя из нормативного объема (Постановление от 07.09.2015 № Ф09-6282/15). Аналогичное заключение сделано в Постановлении АС СЗО от 27.04.2015 № Ф07-1809/2015: приняв в управление дом с 01.03.2013, УК не заключила договоры ресурсоснабжения, РСО поставляла в дом электроэнергию и на законном основании выставляла счета гражданам.
Порядок утверждения договора управления многоквартирным домом
Утверждение условий и заключение договора управления МКД обычно происходит на общем собрании собственников помещений в МКД. Однако в ряде случаев необходимо проведение открытого конкурса. В частности, это следующие ситуации:
- Когда собственники помещений в МКД не смогли выбрать способ управления им за последние 6 месяцев либо решение хотя и было принято, но не реализовано.
- Когда срок действия договора управления МКД закончился, а способ управления домом не выбран или выбран, но не реализован.
- Когда дом новый, только что введенный в эксплуатацию. В этом случае в течение 20 дней с даты выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию МКД орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по выбору УК, а в течение 40 дней проводит конкурс (ч. 13 ст. 161 ЖК РФ).
- Когда у УК аннулирована лицензия, а собственники помещений в МКД не приняли на общем собрании решение о выборе способа управления домом, либо не реализовали принятое решение, либо собрание не было проведено или не имело кворума. В этом случае орган местного самоуправления в течение 3 дней обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УК (ч. 5 ст. 200 ЖК РФ).
Разногласия к договору управления многоквартирным домом
Как правило, УК предлагает жильцам свою форму договора управления МКД. Этот договор может не соответствовать законодательству либо содержать заведомо невыгодные для жильцов условия. В таком случае собственники помещений вправе обратиться к УК со своими предложениями по корректировке договора.
В случае несогласия с предлагаемыми условиями договора собственникам целесообразно объединить усилия и обращаться в УК с заявлением, подписанным советом дома (если он выбран) либо инициативной группой от имени всех жильцов или их большинства. Добиться для себя каких-либо персональных условий, обращаясь в одиночку, вряд ли получится.
Обратите внимание! Пытаться урегулировать разногласия таким путем наиболее эффективно, пока договор еще не заключен, то есть на стадии выбора УК. На этом этапе можно отказаться от выбора именно этой УК, если она не идет навстречу и не меняет условия. Если же договор уже заключен, то изменить его возможно только путем заключения дополнительного соглашения либо пожаловавшись в Роспотребнадзор или Государственную жилищную инспекцию при наличии противозаконных условий.
Уведомление о расторжении договора с управляющей компанией — образец.
Процедура отказа от услуг Управляющей организации сопровождается следующими документами:
- уведомления (жильцам — об общем собрании, на котором поднимут вопрос о возможности дальнейшего сотрудничества с данной организацией с упоминанием даты проведения и в Управляющую компанию — о досрочном расторжении договора о сотрудничестве, с обязательными ссылками на действующее законодательство);
- жалобы собственников (копии) на деятельность компании;
- обращения в УК, Роспотребнадзор, Госжилинспекцию (копии);
- протокол общего собрания проживающих.
Управляющей организации отправляется уведомление с копией протокола собрания. После этого компания должна подготовить все материалы для передачи новой компании — той которую выбрали для сотрудничества жильцы.
Правда, не исключено, что этим дело не ограничится и возможно, придется обращаться в суд.
Вопрос будет рассматриваться в районном суде общей юрисдикции.
Как расторгнуть договор с управляющей компанией в одностороннем порядке. Большинство населения ЯНАО проживает в многоквартирных домах, которые обслуживают управляющие компании. Не всегда жильцы довольны своей управляющей компанией. Причин может быть сколь угодно много, как обоснованных, так и необоснованных. В соответствии с ст. Расторжение в одностороннем порядке возможно по решению суда, в случаях:. В соответствии с п. Напомним, что открытый конкурс проводится, если собственники не определились со способом управления многоквартирным домом п.
Каким образом собственники многоквартирного дома должны быть проинформированы о проведении общего собрания. Согласно п. В указанный срок сообщение о проведении данного собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенным таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания; дата, время и место проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в заочной форме дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосовании, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и или материалами, которые будут представлены на данном собрании.
Акты осмотра инженерных сетей за последние два года, акты на выполнение работ и оказание услуг за последний год, договор управления и обслуживания. В течение ти дней управление домом должно быть передано новой, выбранной компании — путем передачи разделительного баланса и иных определенных законом документов например, технического паспорта дома. Естественно, предварительно нужно достичь полной договоренности с новой управляющей компанией — готовы ли там взять данный дом, на каких условиях, знают ли его слабые места?
Условием для одностороннего расторжения собственниками договора управления должно быть не просто спонтанное и необоснованное решение общего собрания, а наличие фактов ненадлежащего исполнения управляющей организацией условий договора управления. Как зафиксировать и доказать невыполнение договора управления со стороны управляющей организации:. Салехард, ул. Свердлова, д. Карасев Сергей Викторович. Для расторжения договора управления недостаточно только лишь принять решение об этом на общем собрании, необходимо соблюдать саму процедуру расторжения договора:.
Принимая решение об отказе от управляющей организации, собственники, как правило, одновременно выбирают новую управляющую организацию, либо иной способ управлении, например, создают ТСЖ. Необходимо помнить, что новая управляющая организация может приступить к управлению домом только после полного завершения процедуры расторжения договора управления с предыдущей.
Кабинет Конт. Сайт департамента финансов Сайт департамента образования опрос для определения уровня оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных пре Анкета социологических опросов для определения уровня оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного само департамент тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО Телефоны доверия и горячие линии ЯНАО и Надымского района Социальной и правоохранительной направлености.
Информация Надымской городской прокуратуры. Конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции». Протокол проведения публичных слушаний. Расположение ошибки:. Салехард -г. Лабытнанги -Приуральский район -Шурышкарский район -Ямальский район.
Жизненный цикл договора управления многоквартирным домом
По общему правилу для возникновения правоотношений управления многоквартирным домом необходимо наличие двух юридических фактов: решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управления управляющей организацией в качестве способа управления многоквартирным домом и заключение договора управления многоквартирным домом (ст. 44, ст. 161 ЖК РФ). Как отмечает Ю. Свит, «процедура заключения договора управления многоквартирным домом имеет различия в зависимости от того, кем была выбрана управляющая организация, а также от того, подписывается данный договор непосредственно собственниками или же заключение договора осуществляется созданным собственниками помещений товариществом собственников жилья либо специализированным кооперативом»335. Как уже отмечалось, ранее наиболее перспективным способом управления многоквартирным домом является управлением путем заключения договора в управляющей компанией. Конечно, данный способ может быть признан эффективным, если управляющая компания создана именно для оказания качественных услуг их потребителям, а не в рамках мошеннических действий путем присвоения и растраты чужих денежных средств. Эффективность деятельности управляющей компании соотносится, прежде всего, с профессионализмом ее управленцев и работников. «Ни товарищество собственников жилья, ни специализированный кооператив, как правило, сами не в состоянии обеспечить должное обслуживание многоквартирного дома»336. Поэтому при избрании указанных способов управления также не исключается привлечение управляющей организации. Но начиная с 2013 года государство пытается переориентировать собственников многоквартирного дома на непосредственное управление его общим имуществом337, что, на наш взгляд, может повлечь за собой возникновение конфликтных ситуаций при выборе ресурсоснабжающих организаций, определении условий заключения договоров и их исполнении.
Выбор управляющей компании и заключение с ней договора возможны на основании как добровольного, так принудительного выбора такой организации. Конечно же, государство в лице законодателя отдает предпочтение первому способу (добровольному), в рамках которого сособственники общего имущества многоквартирного дома проявляют себя как активные участники данных правоотношений, принимая на себя ответственность за определение контрагента (управляющей организацией) по данному договору через надлежащую организацию контроля за их деятельностью. В соответствии с пп. 4 ч. 2 ст. 44, ст. 46 ЖК РФ, добровольный выбор управляющей организации осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании большинством голосов не от общего числа голосов, принадлежащих всем собственникам помещений в многоквартирном доме, а только от совокупного числа голосов собственников, принимающих участие в собрании. Данное положение также вызывает нарекание в литературе, но, на наш взгляд, в тоже время оно призвано пробуждать инициативу собственников к самоуправлению.
Исходя из ч. 5 ст. 161 ЖК РФ и п. 91 Правил338, заключение договора для собственников обязательно, и управляющая организация может обратиться в суд с требованием о его заключении в обязательном порядке исходя из положений ст. 445 ГК РФ. Жилищный кодекс РФ допускают заключение одного договора с множественностью лиц на стороне собственников помещений в многоквартирном доме, что подтверждает и судебная практика339. Законодатель предпринял попытку внести ясность в данную ситуацию и дополнил ч. 1 ст. 162 ЖК РФ положением, согласно которому «собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора». Данное положение находится в противоречии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которому решение о выборе управляющей организации принимается большинством голосов от совокупного числа голосов собственников, принимающих участие в собрание. Таким образом, принятие решение о выборе управляющей организации не означает, возникновение возможности на заключение договора. Именно на общем собрании определяется воля большинства (которому должно подчиняться меньшинство) и утверждается проект договора, путем согласования всех существенных условий. От имени собственников помещений в многоквартирном доме договор управления многоквартирным домом подписывается председатель совета многоквартирного дома. Но, как следует из п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, права и обязанности по данному договору приобретают собственники, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные доверенностями. Таким образом, исходя из смысла ч. 1 ст. 162 ЖК РФ и п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ договор считается заключенным, но только в отношении тех собственников, которые голосовали за его заключение. Жилищный Кодекс РФ не содержит правовых средств понуждения к заключению данного договора в случае отказа собственника от заключения договора с управляющей организацией, ввиду отсутствия обязательности его заключения для собственников. Судебная практика не отличается единообразием по данному вопросу. В одних случаях суды указывают, что обязанность заключения спорного договора в силу ст. 158, 162 ЖК РФ лежит на собственниках жилых помещений в многоквартирном доме340. В другом случае иск управляющей организации о понуждении собственников помещений к заключению договоров на управление многоквартирными домами был удовлетворен 341. Собственники многоквартирных домов, в которых все помещения находятся в публичной собственности, «обязаны заключать договоры управления с управляющими организациями, выбираемыми по результатам открытого конкурса, или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, то без проведения такого конкурса (ч. 8 ст. 161 ЖК РФ). Проведение конкурса необходимо и в тех случаях, когда собственники не выбрали способ управления общим имущество многоквартирного дома342. Последний случай обусловливается, главным образом, пассивным поведением собственников помещений. Но предусмотренный механизм проведения собрания собственников, на котором должен решаться вопрос о заключении договора управления, не способствует развитию самоуправления в жилищной сфере. Положение закона о том, что лицо, выступающее инициатором собрания, должно нести необходимые расходы по его организации, а также отсутствие информации относительно того, каким образом и как инициатор общего собрания получит необходимые сведения об остальных собственниках, их долях в общем имуществе и т. д., сдерживает инициативу собственников, делая их поведение пассивным. На наш взгляд, инициатором первого собрания, в том числе, когда решается вопрос о выборе управляющей организации, должен являться орган местного самоуправления (обязанность которого необходимо закрепить законодательно), который на первом этапе формирования самоуправления и должен нести соответствующие расходы.
Комментарий к Статье 162 ЖК РФ
1. Управление многоквартирным домом осуществляется на основе письменного договора управления, предусмотренного ст. 162 Кодекса. Такой договор должен представлять собой единый документ, подписанный сторонами. Поскольку данная норма ч. 1 комментируемой статьи является императивной, договор управления не может быть заключен путем обмена документами при помощи средств связи (см. п. 2 ст. 434 ГК РФ).
В соответствии с п. 91 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания указанных договоров в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (см. также ч. 5 ст. 161 ЖК РФ и комментарий к ней).
2 — 3. Части 2 и 3 ст. 162 Кодекса определяют предмет договора управления и ряд его условий, которые следует считать существенными. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 9 Вводного закона действие статей раздела VIII Жилищного кодекса России распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Договор управления многоквартирным домом содержит элементы различных договоров (на оказание услуг и выполнение работ), предусмотренных законом или иными правовыми актами. Поэтому такой договор относится к категории смешанных договоров. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (см. п. 3 ст. 421 ГК России).
Сторонами договора управления многоквартирным домом являются: исполнитель соответствующих работ и услуг — управляющая организация; заказчик — собственники помещений в многоквартирном доме, а также образованные в таком доме товарищество собственников жилья либо специализированный потребительский кооператив.
Подчеркнем, что на стороне заказчика в указанном договоре может выступать соответствующее юридическое лицо (товарищество собственников жилья или потребительский кооператив) как субъект гражданско-правовых (в том числе договорных) отношений. Органы управления юридического лица в соответствии с законодательством и уставом реализуют компетенцию этого юридического лица и действуют от его имени, но самостоятельно вступать в договорные отношения такие органы управления не вправе. Целесообразно, чтобы законодатель исправил отмеченный дефект правовой нормы, установленной в ч. 2 ст. 162 Кодекса.
4. Представляется, что договор управления многоквартирным домом, заключаемый с управляющей организацией, обладает признаками публичных договоров, регулируемых ст. 426 ГК РФ.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (см. п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ).
Как уже отмечалось, управляющей организацией ст. 155 ЖК признает не только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, но также индивидуального предпринимателя. При этом ст. 426 ГК РФ в качестве стороны публичного договора называет только коммерческую организацию. Однако противоречия здесь нет: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом целесообразно иметь в виду, что индивидуальный предприниматель приобретает предпринимательскую (коммерческую) правоспособность после государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке . ——————————— См. подробно: Тихомиров М.Ю. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: новые правила. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.
5 — 6. Минимальный и максимальный сроки действия договора управления многоквартирным домом установлены в императивных нормах ч. 5 комментируемой статьи и не могут быть изменены соглашением сторон. Окончание срока действия договора управления автоматически не прекращает действие такого договора. Если ни одна из сторон не заявила о прекращении договора управления по окончании срока его действия, то действие указанного договора пролонгируется на установленный в договоре срок без изменения условий договора.
7. Договор управления многоквартирным домом вступает в силу в день его подписания сторонами. По общему правилу, установленному в ч. 7 ст. 162 Кодекса, управляющая организация обязана приступить к исполнению ее обязанностей, установленных в договоре управления, не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.
В связи с этим в письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14314-РМ/07 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом» уточняется, что управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, обязана приступить к управлению многоквартирным домом не позднее чем через 30 дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом. ——————————— Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 1.
Если в договоре управления установлен иной срок (больший или меньший) начала деятельности управляющей организации, то такие положения договора обладают приоритетом по отношению к общему правилу ч. 7 ст. 162 Кодекса.
8. Изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом производятся по правилам, установленным ст. ст. 450 — 453 гл. 29 ГК РФ.
Последствия изменения и расторжения договора предусмотрены в ст. 453 ГК РФ. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
Договор управления с застройщиком
Договор управления с организацией могут заключать не только собственники, но и застройщик, сдавший в эксплуатацию новый многоквартирный дом.
До момента, пока орган местного самоуправления проведёт конкурс по выбору управляющей домом организации или сами собственники на общем собрании выберут способ управления, застройщик должен заключить договор управления с УО по своему выбору. Сделать это необходимо в течение пяти дней со дня получения разрешения на сдачу дома в эксплуатацию (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).
В таком случае застройщик выступает в качестве заказчика и согласовывает перечень работ и услуг и размер платы за них. УО выставляет счета за свои услуги на имя застройщика, поскольку он является собственником помещений до их передачи по соответствующему акту в собственность дольщиков (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 № 214).
Договор между застройщиком и управляющей организацией заключается на срок не более трёх месяцев (п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ). За этот период муниципалитет извещает о проведении открытого конкурса по выбору УО для управления многоквартирным домом. Конкурс должен завершиться через 40 дней после извещения, и затем орган местного самоуправления уведомляет собственников о его результатах (ч. ч. 4-5 ст. 161 ЖК РФ).
В это время собственники помещений в новостройке и дольщики, принявшие от застройщика помещения по передаточному акту, могут провести общее собрание собственников и выбрать иной способ управления или другую управляющую организацию в соответствии со ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ.
Основные условия договора управления МКД
321795
Договор управления многоквартирным домом – документ, регулирующий отношения между управляющей домом организацией и заказчиком её услуг. Заказчиком могут выступать:
- собственники помещений в МКД;
- ТСЖ, ТСН, ЖК, ЖСК или иной потребительский кооператив;
- застройщик после получения разрешения на сдачу нового дома в эксплуатацию.
Срок договора управления зависит от того, каким образом организация получила МКД в управление:
- по решению собственников помещений в многоквартирном доме,
- по выбору застройщика
- по результатам открытого конкурса, организованного органом местного самоуправления.
Расторгнуть договор управления можно по соглашению его сторон либо в одностороннем порядке, доказав нарушение его существенных условий одной из сторон. При этом УО придётся доказывать нарушения в судебном порядке. Но лучше достигнуть согласия в этом вопросе с собственниками помещений в МКД, поставив вопрос о прекращении действия договора управления на общем собрании собственников. Провести такое собрание юридически верно поможет сервис «ОСС на 100%».
Ответственность за неуплату квартплаты
Обязанность по квартирной выплате закреплена в ст. 153 ЖК РФ. Квартплата – сумма за пользование общим имуществом и коммунальные услуги. Несвоевременная оплата ЖКХ влечет ответственность.
Меры, которые могут быть применены к должнику:
- пеня;
- отключение от систем снабжения;
- штраф;
- выселение.
Пеня начисляется за каждый день просрочки. Как мера ответственности, закреплена в п.14 ст.155 ЖК РФ. Ее сумма составляет 1/300 от величины задолженности, если просрочка составляет от 30 до 90 дней. Если срок превысил 91 день включительно, то ставка будет составлять 1/130. Законом установлен лимит: размер пени не должен превышать сам долг. Следовательно, максимальная ответственность такого типа – двойная величина задолженности.
Отдельной мерой является отключение должника от сетей жизнеобеспечения. Такое право остается за коммунальными службами. Примеры: отключение отопления и установка заглушки на канализацию. Ответственность наступает после 3 месяцев неуплаты ЖКХ.
Если должник продолжает уклоняться от обязанности более 3 месяцев, то УК вправе подать исковое заявление в суд. По итогам разбирательства лицо будет обязано не только возместить всю сумму долга, но и выплатить штраф.
Крайняя мера – выселение. Его особенности:
- возможно только по судебному решению;
- применяется к должникам, срок задолженности которых превышает 6 месяцев;
- имеет ограничение, накладываемое Конституцией РФ: если жилье является единственным, то выселение невозможно. В противном случае суд может вынести положительное решение.
Перед применением каждой меры ответственности должнику выносят предупреждение. Как правило, предупреждение имеет вид уведомления.
Как управляющей компании отказаться от управления домом: пошаговая инструкция
Если управляющая организация выражает своё недовольство в сотрудничестве с жильцами МКД и имеет серьёзные основания для этого, то необходимо выполнить определённый алгоритм действий, чтобы не ущемить права собственников и не нарушить при этом законы РФ.
Итак, алгоритм действий:
- Подготовка акта управляющей компанией, который должен свидетельствовать о причинах и основаниях разрыва соглашения. При этом причины должны быть серьёзными и не противоречить действующему законодательству.
- Подготовка необходимых документов и отчётности
- Передача всей отчетности собственникам МКД или их представителям для ознакомления о проведённых работах за последний период.
- Оповещение жителей о том, что через 30 дней УК прекратит свою деятельность в отношении их МКД. Желательно это сделать заблаговременно, чтобы собственники смогли подобрать другую УК.
- Оповещение жилищной инспекции и органов местного самоуправления. При этом составляются специальные акты, в которых разъясняются все причины принятия такого решения УК.
- Произведение всех работ по обслуживанию дома УК продолжается до последнего дня прекращения сотрудничества.