Обслуживание при задержке рейса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обслуживание при задержке рейса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Задержка рейса нередко сопряжена с дополнительными материальными затратами. Пассажиры могли не успеть на рейс пересадки, пропустили важную встречу или не заселились в гостиницу вовремя. На этот случай предусмотрена материальная компенсация.

Компенсация при внутренней перевозке (по России)

или международной, в страны, не входящие в Евросоюз

В этом случае размер компенсации установлен ст. 120 Воздушного кодекса РФ и составляет 25 % от МРОТ за каждый час задержки рейса, но не более 50 % от стоимости билета.

Чтобы получить компенсацию вам необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса обратиться в авиакомпанию с письменной претензией (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ), в которой надо указать следующее:

  • наименование перевозчика (юридического лица), фирменное название авиакомпании, ваши Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон, электронный адрес;
  • суть ситуации (номер рейса, город и аэропорт вылета, указанное в билете время вылета, фактическое время вылета, количество часов задержки);
  • требование о выплате компенсации и размер с расчетом (со ссылкой на ст. 120 ВК РФ);
  • перечень приложенных документов (копии авиабилета, посадочного талона, справки о задержке рейса);
  • ваша подпись, Ф.И.О. и дата.

Права пассажиров и обязанности авиакомпании, в случае задержки рейса в России

Совсем не важно какой у вас рейс: чартерный или регулярный, выполняется крупным перевозчиком или лоукостером — права у пассажиров одинаковые.

Задержка на час-два обычно не так критична (за исключением случаев, если это стыковочный рейс, но об этом позже). А вот длительное многочасовое ожидание уже сказывается негативно. На что нам, простым гражданам, делать в таком случае? Уж точно не записывать оскорбительные видео и наезжать на представителей авиакомпании в социальных сетях. Это потом может плохо аукнуться.

В любом случае, ответственность лежит на могучих плечах авиакомпании, и дёргать работников аэропорта не нужно — они не при чём.

Что должна и не должна авиакомпания?

В идеале перевозчики обязаны заранее информировать пассажиров о возникших проблемах и озвучивать варианты их решения. Если рейс отменили/задержали, вам должны предложить альтернативу (например, полет в другое время) или полный возврат денег. Но это правило не распространяется на рейсы со сложным маршрутом. Если вы заказывали билет на каждый перелет отдельно (не в едином документе), провинившаяся авиакомпания будет отвечать только за свою зону. Второй и последующий билеты придется возвращать самостоятельно.

Иногда стыковочные рейсы обходятся значительно дешевле прямых. Оформляя покупку, следите, чтоб весь маршрут был указан в одном билете, а не в нескольких. В этом случае перевозчик будет отвечать за то, чтобы вы долетели до места назначения.

К сожалению, чаще всего досадное известие застает пассажиров на входе в аэропорт или в зале ожидания. Если вы оказались в такой ситуации, как можно быстрее отыщите представителя авиакомпании, которой вы планировали лететь. Обычно сотрудник находится у стойки регистрации рейса, в офисе перевозчика или ждет клиентов у выхода на посадку. Если поиски оказались безрезультатными, позвоните по указанному на билете телефону и узнайте подробную информацию. Иногда авиакомпании предлагают альтернативный перелет (например, другим рейсом или другим перевозчиком), но чаще всего речь идет о сервисе, который должен скрасить ожидание и сделать его менее затратным.

Прежде чем возмущаться отношением отечественных авиакомпаний к пострадавшим пассажирам, стоит узнать, как с этим аспектом обстоят дела в других странах. Картина выглядит абсолютно по-разному. Так, в США вообще нет единого регламента, и каждый перевозчик устанавливает собственные правила. Может оказаться, что вас никто не обязан поить и кормить или предоставлять вам ночлег. Максимум, что предложат — замену билета на другой рейс или на борт другой авиакомпании. Но за разницу в цене (если таковая будет) придется доплатить из своего кармана.

А вот в странах Европы действует общий регламент, который предусматривает не только сервис для пассажиров, но и компенсации размером 250-600 евро. Сумма будет зависеть от длительности задержки и маршрута. Например, если вам нужно было лететь 2500 километров, а вы прождали в аэропорту 3,5 часа, вам полагается компенсация в размере 400 евро. Если же перевозчик предложил альтернативный рейс, но вы от него отказались, размер выплаты уменьшат на 50%.

Конечно же, никто не будет вручать вам эти деньги по собственной инициативе. Поэтому некоторые пассажиры думают, что преференции распространяются только на граждан ЕС. Это не так. Потребовать компенсацию может любой пассажир — вне зависимости от гражданства и местонахождения. Для этого нужно обратиться к перевозчику с письменной претензией и посадочным талоном, в котором отмечено время задержки рейса. Есть и более простой вариант — воспользоваться услугами международных сервисов-посредников. За определенный процент они помогают получить положенную по закону компенсацию. Но проще и надежнее сразу по прилету обратиться к представителю авиакомпании.

Читайте также:  С 2023 года изменятся стипендии для студентов

Компенсации от авиакомпаний за задержку рейса

При задержке рейса некоторые пассажиры могут попросить компенсировать средства. Размер штрафа для перевозчика зависит от нескольких факторов:

  • страна, в которой произошла задержка или отмена рейса;
  • авиакомпания, которая задерживает рейс.

Предоставляется ли при задержке рейса питание и размещение в гостинице?

Согласно п. 99 правил № 82 доп.услуги оказываются авиакомпанией в следующих случаях:

  • перерыв в пути по вине авиакомпании;
  • задержка или отмена рейса в связи с нелетной погодой и ряда других причин;
  • изменение маршрута.

Перечень дополнительных услуг следующий:

Услуга

Особенности предоставления

предоставление комнаты отдыха при наличии детей в возрасте до 7 лет

2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте

задержка более 2 часов

прохладительные напитки

задержка более 2 часов

горячее питание

при ожидании вылета более 2 часов, далее:

  • 1 раз в 6 часов днем;
  • 1 раз в 8 часов ночью

предоставление гостиницы

при ожидании:

  • более 8 часов днем;
  • более 6 часов ночью

трансфер до гостиницы и обратно

если гостиница предоставлена без взимания доп.платы

хранение багажа

Нужно ли оплатить суточные, если командировка затянулась из-за задержки рейса?

Если сотрудник был направлен в командировку и из-за задержки вылета она заняла большее количество времени, чем изначально планировалось, то в вопросе об оплате суточных необходимо учитывать следующее:

  • в соответствии с п. 19 Положения об особенностях…, утв. постановлением Правительства РФ «Об особенностях направления…» от 13.10.2008 № 749, суточные в таком случае подлежат выплате по решению руководителя, если предоставлены документы, подтверждающие факт вынужденной задержки;
  • согласно позиции Минфина РФ, изложенной в письме от 16.11.2006 № 03-03-04/2/244, подтверждающими документами в данном случае могут явиться справка аэропорта о задержке рейса по причине нелетной погоды, справка от железной дороги и пр. подобные документы.

При каких обстоятельствах виновником считается перевозчик?

В целом все задержки можно разделить на вынужденные и произошедшие по вине авиакомпании. Отличия для пассажиров здесь в том, что во втором случае пассажир может рассчитывать на материальную компенсацию.

Авиакомпания считается виновной в задержке рейса в случае, если опоздание вызвано нестыковками в расписании, неготовностью членов экипажа или самолета к вылету или при овербукинге – когда пассажир не может попасть на рейс из-за того, что билетов было продано больше, чем мест в самолете.

В то же время, если у самолета была выявлена серьезная неисправность, которая может привести к аварии, то перевозчик считается невиновным в задержке. Обстоятельствами непреодолимой силы также признаются опасные погодные условия или стихийные бедствия, войны, забастовки и государственный запрет на полеты в пункт назначения.

Чартер не задерживается, чартер переносится…

«Пунктуальность» чартерных рейсов — это головная боль турагентов. В разгар сезона до 80% жалоб и претензий со стороны туристов связаны именно с чартерной перевозкой, констатируют опрошенные эксперты.

Дело в том, что, приобретая билет на чартер в составе турпакета, турист соглашается с вероятностью изменения времени и даже даты вылета за несколько дней до отправления.

Как правило, последние корректировки в расписание вносятся за 3-4 дня до вылета, когда выписывается основная часть электронных билетов. И, к сожалению, нередки случаи злоупотребления такой свободой, отмечают эксперты. Например, в системе бронирования стоят удобные слоты: ранние вылеты, поздние возвраты. А за неделю до отправления рейс переносится на поздний вечер, что, конечно, не может не огорчать туристов, теряющих, по сути, день отдыха.

Подобная практика встречается, отмечают юристы, — чартерная перевозка толком не урегулирована законом. Отсюда множество неожиданностей, с которыми приходится сталкиваться путешественникам: от переноса времени до объединения рейсов.

Но кто ответит перед туристом, если, например, из-за позднего вылета он фактически потерял целый день оплаченного отдыха?

Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» сроки тура — неотъемлемая часть договора. И любое изменение дат поездки должно быть обязательно согласовано с туристом. Так что можно отправлять туроператору претензию — скорее всего, она будет удовлетворена. Но и здесь есть свои нюансы. Время нахождения в путешествии согласовывается датами, а не часами. И если турист прибывает на место отдыха не утром, как рассчитывал, а вечером — потеряв световую часть дня, но все же в ту дату, которая указана в договоре, — получить компенсацию не удастся.

Как утверждает Дмитрий Сарафанов, специалист по авиаперевозке, директор турагентства Toursale турист, покупая турпродукт со включенным авиаперелетом, оформляет сделку рядом документов. Одним из этих документов является договор между ним и авиаперевозчиком (билет), которым и регламентируются все аспекты оказания услуги по авиаперевозке. В нем сказано, что ответственность за любую задержку рейсов несет авиакомпания. Такое же положение прописано и в регламентирующем документе по задержкам рейсов — Федеральных авиационных правилах, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.

Однако, существует Постановление пленума верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое разъяснило ответственность перевозчика и оператора за предоставляемые ими услуги:

п. 50 Применяя законодательство защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени оператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Башкортостане и Уфе в 2023 году

В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам и спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиков и исполнителем договора перевозки с потребителем, признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

«Таким образом, новое постановление фактически разделило ответственность между перевозчиком и туроператором за разные виды перевозки, — комментирует Илья Тугуев, адвокат. — За регулярную перевозку ответственен перевозчик, как это предусмотрено Воздушным и Гражданским кодексами. А вот чартерная находится в ведении туроператора и предъявлять претензии теперь надо будет к нему, как сказано во втором абзаце [п.50 Постановления]». Эксперт утверждает, что пока сложно сказать, как будет выглядеть практика судебных разрешений такого рода споров, однако на основе принятого Постановления можно предположить, что по вопросам недостатков чартерной перевозки все претензии будут направляться туроператору, а он в порядке регресса будет предъявлять их перевозчику.

В связи с этим возникает вопрос: а кто тогда будет нести ответственность за обеспечение надлежащих условий пассажирам во время ожидания вылета задержанного рейса? «Обязанность предоставлять размещение и горячее питание пассажирам лежит на авиаперевозчике согласно Федеральным авиационным правилам, и ее с него никто не снимал и вряд ли снимет. Эту функцию перевозчик по-прежнему выполняет, а отвечать перед туристом будет оператор, поскольку чартерная перевозка входит в состав турпродукта», — считает Илья Тугуев.

Правда, из этого правила бывают исключения, говорят специалисты. Как утверждает Дмитрий Сарафанов, существуют нюансы договорных отношений между перевозчиком и оператором, которые могут напрямую повлиять на их ответственность за задержку рейса. У авиакомпании может быть заключен более детализированный договор с туроператором, по которому операторская компания будет нести какую-то долю ответственности за задержку рейса. То есть она может оплачивать питание или проживание туристов, однако такие случаи сейчас редки, поскольку почти все стремятся перейти на систему отношений «авиакомпания — турист».

Компенсация за задержку рейса в России

Вид и размер компенсации зависит от того, в какой стране зарегистрирована авиакомпания, которая совершает перелет. Если она зарегистрирована в России — для внутренних рейсов и рейсов из России в ЕС — компенсация определяется такими Федеральными авиационными правилами:

  • пункт 74 — обязанность перевозчика информировать об изменениях в расписании;

  • пункт 99 — обслуживание в аэропорту;

  • пункт 227 — вынужденный возврат билета, то есть возврат полной суммы, если перевозка задержана или отменена по вине авиакомпании или по другим независящим от пассажира причинам — например, из-за болезни.

Воздушный кодекс РФ, статья 120 — предполагает штраф за просрочку доставки пассажиров.

Если рейс совершался авикомпанией, зарегистрированной в Европе, компенсацию определяет Монреальская конвенция — для международных рейсов. Этот же акт действует для международных рейсов российских авиакомпаний.

При задержке рейса через 2 часа пассажиру полагаются прохладительные напитки, холодные закуски. Через 4 часа задержки рейса в России полагается горячее питание. Через 6 часов ночью или 8 часов днем можно претендовать на номер в гостинице и транспорт до нее.

Компенсация за задержку рейса в Европе

При задержке рейса в Европе пассажир может руководствоваться следующими законами:

  • Регламент EC № 261/2004 (статьи 4-9) и официальные комментарии к нему.

  • Монреальская конвенция.

Регламент EC № 261/2004 действует на всех рейсах внутри Европы, на всех рейсах, вылетающих из Европы, а также на рейсах, прилетающих в Европу, если их выполняют авиакомпании, зарегистрированные в ЕС.

Под ЕС подразумеваются 28 стран, а также Исландия, Норвегия, Швейцария, Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Сен-Мартен, Асориш, Мадейра и Канарские острова.

По Монреальской конвенции авиакомпания компенсирует вред, причиненный пассажиру вследствие задержки рейса, повреждения или утраты багажа. Размер ущерба рассчитывается индивидуально. Это могут быть, к примеру, расходы на такси и предметы первой необходимости. Для подтверждения необходимо прикладывать все квитанции и чеки.

По регламенту ЕС 261/2004 пассажиру выплачивают денежную компенсацию за время, потерянное из-за задержки. Потеря времени для всех пассажиров рейса рассчитывается одинаково.

Обратите внимание! Эти нормы предусматривают разные типы компенсаций, и их можно требовать одновременно. Моральный вред не возмещается.

При задержке рейса в Европе пассажир может требовать:

  1. напитки и питание через 2–4 часа задержки в зависимости от дальности перелета, а также без трат доехать до отеля и получить номер, если рейс отложен на следующий день.

  2. Компенсацию в случае овербукинга или если рейс задержали по вине авиакомпании.

Компенсация составляет:

  • От 250 до 600 евро, если рейс задержали, и вы попали в пункт назначения на 3 или более часов позднее, чем планировалось.

  • От 125 до 600 евро, если рейс отменили и заменили его другим меньше, чем за 14 суток до вылета.

  • От 250 до 600 евро, если в посадке отказано из-за овербукинга.

На международных перелетах можно претендовать на компенсацию по Монреальской конвенции.

Вы также можете без доплаты улететь другим рейсом, если его предложит авиакомпания, дождаться вылета или отказаться от перелета и вернуть полную стоимость неиспользованной части билета: при отмене и овербукинге — в любом случае, при переносе — только через 5 часов задержки. Если рейс стыковочный и оставшийся перелет потерял смысл, то вернут деньги за все части билета и бесплатно доставят в исходный аэропорт вылета.

Обратите внимание! Питание и напитки положены в любом случае, а компенсация возможна, только если вы не отказались от перелета и добрались до конечного пункта, опоздав не больше, чем на 3 часа.

Читайте также:  Сколько человек можно зарегистрировать в квартире

Порядок компенсации в случае задержки рейса по закону

Отношения перевозчика и пассажиров регулируются законодательными и ведомственными актами:

  • закон №60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ»
  • закон «О защите прав потребителей»
  • гражданский кодекс РФ
  • приказ Минтранса РФ №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил»

►В случае отмены рейса или его задержки более чем на 2 часа, действует постановление Европарламента и совета ЕС №261 «Об установлении общих правил в области компенсации пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержке авиарейса».

►Прежде чем идти в суд, нужно убедиться, что в отмене или задержке рейса виновен именно перевозчик. Потому что есть случаи, когда авиакомпания не несет ответственности. К этим форс-мажорным обстоятельствам относятся:

  • теракт, стихийное бедствие, военные действия, гражданские беспорядки и т.п.
  • устранение неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров
  • забастовка персонала аэропорта
  • в случае требований государственных органов

►Во всех остальных случаях перевозчик обязан отвечать за неудобства предоставленные пассажирам.

Более того, перевозчик должен побеспокоиться о комфорте ожидающих: предоставить горячее питание, бесплатную гостиницу, трансфер до гостиницы и обратно; комнату матери и ребенка пассажирам с детьми до 7 лет; если вдруг авиакомпания решила отправить своих пассажиров другим рейсом, то нет оснований требовать с людей доплату.

Компенсация при внутренней перевозке (по России) или международной, в страны, не входящие в Евросоюз

В этом случае размер компенсации установлен ст. 120 Воздушного кодекса РФ и составляет 25% от МРОТ за каждый час задержки рейса, но не более 50% от стоимости билета.

Чтобы получить компенсацию, вам необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса обратиться в авиакомпанию с письменной претензией (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ), в которой надо указать следующее:

— наименование перевозчика (юридического лица), фирменное название авиакомпании, ваши Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон, электронный адрес;

— суть ситуации (номер рейса, город и аэропорт вылета, указанное в билете время вылета, фактическое время вылета, количество часов задержки);

— требование о выплате компенсации и размер с расчетом (со ссылкой на ст. 120 ВК РФ);

— перечень приложенных документов (копии авиабилета, посадочного талона, справки о задержке рейса);

— ваша подпись, Ф.И.О. и дата.

Вручить претензию можно непосредственно в офисе (представительстве) авиакомпании, потребовав поставить на вашем экземпляре отметку о вручении и печать организации-перевозчика. При отказе от подписи отправьте еще один экземпляр по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Важно! Перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира о принятом решении.

Что положено пассажирам при задержке самолёта

Согласно ФАП, перевозчик должен информировать пассажиров о переносе или отмене вылета и о тех правах, которые они имеют вследствие этого. Если же этого не произошло, имейте в виду, что независимо от причины переноса времени вашего вылета, вы имеете возможность получить следующие услуги:

  • Если время вылета задержано на период от 30 минут до 2 часов, вы получаете право на хранение вещей без дополнительной платы. Женщины с детьми до 7 лет могут воспользоваться помещением матери и ребенка.
  • Если вылет отодвигается на 2-4 часа, вы можете бесплатно переслать 2 сообщения на электронные адреса или сделать 2 звонка в любую страну. Также предполагается безвозмездная раздача напитков.
  • Если рейс задерживают на 4-6 часов, вы имеете возможность получать бесплатное питание с перерывом 6-8 часов.
  • При задержке более 6 часов вам обязаны безвозмездно предоставить место для ночлега и довезти до него и обратно.

На этот компенсационный пакет вы можете рассчитывать в любой ситуации, независимо от того, будет ли считаться перевозчик виновным в переносе времени вылета или нет.

Если авиакомпания этого не предоставляет, вы можете воспользоваться услугой сами и требовать возмещения понесенных расходов. Так, если прошло пять часов, а питание вам так и не предоставили, вы может купить его самостоятельно и требовать потом возмещения расходов.

Какие действия необходимо совершить, чтобы получить компенсацию

Согласно п. 4 ст. 124 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) № 60 от 19.03.1997 при возврате определенный суммы денег за перенос или аннулирование рейса сначала подают заявление в главный офис авиакомпании или на их сайте. При подаче заявки в зарубежные компании ее составляют на английском языке.

С образцом заявления с официальной претензией к авиаперевозчику из России можно ознакомиться на веб-портале Роспотребнадзора. К основной заявке прикладывают следующую документацию:

  • авиабилеты, на которых есть отметка о задержке чартера, международного или иного вылета. При отсутствии таких проездных документов предъявляют соответствующую справку, которую выдана представителем авиакомпании в аэропорту;
  • чеки, счета и квитки с дополнительными финансовыми расходами (на еду, проживание);
  • документы, которые подтверждают необходимость вылета (направление от лечащего врача или врачебная рекомендация, ваучер об оплаченной экскурсионной поездке, билеты на различные фестивали или концертные мероприятия и др.);
  • свой расчетный счет.

Внимание! Жалобу на конкретного перевозчика из России подают спустя полгода как максимум с даты задержки или аннулирования вылета. В странах ЕС этот срок увеличен до 2 лет, в Великобритании — до 6 лет, при этом заявку рассматривают на протяжении 3 месяцев и более.

Правильное составленное заявление вместе со всей необходимой документацией (ксерокопиями) кладут в заказное письмо и отправляют на адрес главного офиса перевозчика. При этом сохраняют чек об отправке письма. В России сотрудник аэропорта ставит на билете специальный штамп об аннулировании или переносе вылета.

Заявку составляют в 2 экземплярах. Один из них оставляют себе, а другой —отправляют.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *