Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование скважины на воду: порядок действий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если источники воды используются для личных нужд, то лицензировать их не требуется. Например, если колодец располагается на территории в частном доме, и его владелец использует воду только для полива огорода, то оформлять лицензию не нужно.
Штрафы за эксплуатацию скважины без лицензии
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Эксплуатация водоносных скважин регулируется сразу тремя российскими законами:
-
«О недрах» от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
-
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ;
-
«Водным кодексом Российской Федерации» от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ.
Для законной эксплуатации скважины нужно оформить не только лицензию на недропользование. Санитарные правила определяет скважины как источники, потенциально способные загрязнить подземные водоносные горизонты. Поэтому водозаборный узел считается зоной строгой санохраны. У каждого водозаборного узла должны быть обустроены три пояса санитарной защиты. Первый из них представляет собой круг радиусом 15 м вокруг скважины. В этом поясе не должно быть никаких объектов (бани, сарая, забора и т. д.), кроме самого водозаборного узла и относящихся к нему построек. То есть на участке площадью до 20 соток пробурить скважину и оформить ее санитарную защиту по всем правилам не получится чисто физически – придется сносить дом и все надворные постройки.
Итак, чтобы скважина не вызвала вопросов у представителей власти, потребуется обзавестись следующими бумагами:
-
лицензионным свидетельством от Роснедр, дающим право на добычу воды;
-
техпаспортом объекта;
-
заключениями санитарно-эпидемиологических экспертиз, проведенных на водном объекте и в зоне санохраны.
В соответствии с российским законодательством, единственный тип водозаборного объекта, которому не требуется лицензия – это колодец. Он не такой глубокий, чем скважина – максимум 50 м, а обычно до 20 м. Вода забирается из первого доступного горизонта, то есть используются не артезианские (с известнякового слоя), а грунтовые воды.
Многие буровые компании прибегают к хитрости – обустраивают на участке скважину, но паспорт на водозаборный узел оформляют таким образом, будто это колодец. При проверке владелец скважины показывает документы и, если ему повезет, то есть проверяющие не решат замерить глубину источника воды, отделывается легким испугом. Но, естественно, такой вариант является незаконным – скважин на частных участках быть не должно.
За исполнением законодательства о бурении и эксплуатации водоносных скважин в нашей стране следят три структуры:
-
Роспотребнадзор.
-
Прокуратура.
-
Росприроднадзор.
Лицензия на подземные воды, налоги и штрафы с 2020 года
Штрафные санкции прописаны в ст. 7.3 российского КоАП. Физических лиц могут обязать выплатить до 5 000 рублей, а вот для организаций штраф может достичь 1 000 000 рублей.
Обратите внимание, что уплата штрафа не освобождает от обязанности закопать неучтенную артезианскую скважину либо оформить ее с учетом требований законодательства
Согласно законодательству далеко не все пользователи природной воды должны оформлять лицензию. Рассмотрим, кому придется ее оформить.
Лицензирование должно быть проведено в том случае, если вода будет использоваться для получения выгоды. То есть если вода идет на продажу, то лицензия обязательна
Если забор воды осуществляется на достаточной глубине, чтобы скважина наполнялась артезианской водой. То есть вода в скважину должна поступать из горизонта в известняке, который находится на балансе государства
Лицензию следует оформить, если потребление воды большое, более 100 кубометров в сутки
Эти критерии касаются как физических, так и юридических лиц. Причем, пакет документов, который необходимо будет собрать для каждой категории потребителей, различается.
Комментарий к ст. 7.3 КоАП РФ
Статья 7.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании (Постановление Верховного Суда РФ от 20 октября 2017 г. N 20-АД17-6).
Таким образом, законодатель, устанавливая повышенную ответственность за безлицензионную добычу, исходил из необходимости защиты права федеральной собственности. В случае если учет добываемых подземных вод ведется, все необходимые требования, в том числе о платности использования недр, исполняются, объект правовой охраны, установленный ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, отсутствует (решение N 12-435/2016 от 15 декабря 2016 г. по делу N 12-435/2016).
Предметом правонарушения выступают недра. Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1)).
Согласно ст. 1.2 Закона N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии с абз. 5 ст. 9 Закона N 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Как следует из ст. 11 Закона N 2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами).
В ст. 6 Закона N 2395-1 указаны виды пользования недрами, к которым относится разведка и добыча полезных ископаемых.
Статьей 19 Закона N 2395-1 определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2017 N Ф05-2220/2017 по делу N А41-52232/2016).
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ, выражается в трех противоправных деяниях:
а) пользовании недрами без лицензии (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ);
б) пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ);
в) пользовании недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ).
При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что начало процесса оформления лицензии на пользование недрами еще не означает наличия самой лицензии, дающей возможность начала деятельности по пользованию недрами. «Без лицензии» означает действия без лицензии на пользование недрами, оформленной в установленном порядке, т.к. согласно ст. 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Как нарушающие условия выданной лицензии могут быть квалифицированы любые действия либо бездействие недропользователя, не соответствующие условиям выданной лицензии и не согласованные с соответствующими органами, выдавшими эту лицензию.
Таким образом, сам по себе факт осуществления действий по недропользованию без надлежащего разрешения достаточен для привлечения к административной ответственности. Наступления каких-либо иных последствий, в частности причинения вреда, не требуется.
Как же тогда бурят скважины на участках?
В соответствии с российским законодательством, единственный тип водозаборного объекта, которому не требуется лицензия – это колодец. Он не такой глубокий, чем скважина – максимум 50 м, а обычно до 20 м. Вода забирается из первого доступного горизонта, то есть используются не артезианские (с известнякового слоя), а грунтовые воды.
Многие буровые компании прибегают к хитрости – обустраивают на участке скважину, но паспорт на водозаборный узел оформляют таким образом, будто это колодец. При проверке владелец скважины показывает документы и, если ему повезет, то есть проверяющие не решат замерить глубину источника воды, отделывается легким испугом. Но, естественно, такой вариант является незаконным – скважин на частных участках быть не должно.
За что конкретно оплачивают водный налог
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
Ниже представлены примеры, взятые из судебной практики в виде исков в отношении лиц, которые самовольно подключились к водоснабжению:
- Водоканал города А подал иск на гражданина Б о взыскании оплаты за незаконное подключение к сети водоснабжения. Жилье ответчика отключили от системы, а суд на основании свидетельских показаний постановил взыскать с Б сумму денег, которую требовал Водоканал и судебные расходы. Ответчик может подать апелляцию в течении недели со дня вручения ему копии судебного решения.
- Водоканал ООО «Б» подал в суд иск в адрес В о взыскании долга за пользование водными ресурсами и канализацией без заключения договора. Гражданин В – собственник нежилого объекта, в результате проверки которого было установлено, что водопровод подключен незаконно. Ссылаясь на правила пользования системами водоснабжения, суд постановил, что ответчик обязан выплатить сумму, которую требует Водоканал ООО «Б» и расходы на госпошлину за судебное разбирательство.
Законодательный аспект
Согласно Законодательству РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992 воды, находящиеся в артезианских водоносных горизонтах, являются государственным стратегическим запасом.
Лицензия на водопользование из скважины официально называется «Лицензия на право пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для технологического обеспечения водой объектов промышленности».
Расшифруем это название по частям:
- Лицензия – выдается уполномоченным госорганом на конкретный участок местности, на конкретный вид деятельности и имеет срок действия. То есть лицензия на право добычи воды не предполагает разрешения на разведку ископаемых и наоборот.
- Участок недр – все те пласты, которые расположены под верхним слоем почвы, включая воду, песок, нефть и другие ископаемые.
- Технологическое обеспечения водой – использование артезианской скважины в производственных и промышленных нуждах.
- Лицензия на недропользование — это разрешение от государства, как собственника всех земельных территорий РФ, на эксплуатацию участка недр и содержащихся в нем подземных вод.
Куда обращаться за разрешением?
Непосредственный орган, выдающий лицензии на недра — Департамент по недропользованию (терр. подразделение Федерального агентства по недропользованию).
Определение законности постройки и пользования скважинными источниками относится к компетенции двух ведомств. С одной стороны, это экологическое право, требования которого отражены в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С другой стороны, подземные воды в соответствии с ФЗ «О Недрах» отнесены к категории полезных ископаемых и для их законной добычи необходимо получение соответствующего разрешения в виде лицензии на пользование недрами от Распорядителя недр Федерального или Регионального уровня.
Функция выдачи лицензий на пользование недрами на Региональном уровне закреплена с 1 января 2015 года, со вступлением в силу поправок в ФЗ «О Недрах». На практике это означает, что если максимальный суточный объем водопотребления вашей организации составляет более 500 кубических метров, то для получения лицензии необходимо обращаться в территориальное отделение Департамента по недропользованию Федерального округа, в пределах которого расположена ваша организация.
Применительно к Санкт-Петербургу и Ленинградской области – это Севзапнедра. Во всех остальных случаях разрешительная документация получается на Региональном уровне, у органа исполнительной власти, отвечающего за регулирование вопросов недропользования и природопользования соответствующего региона. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области – это Комитет по природопользованию.
Как регистрируется водоносная скважина
Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом.
К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства.
Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону.
Преимущества нового законодательства
Хоть некоторые дачники не довольны такими нововведениями, законодательство 2021 года предоставляет ряд преимуществ:
- Решилась проблема с пользователями скважин, которые не желают вступать в СНТ, ОНТ, но пользуются общей скважиной. Они будут наравне со всеми платить за обслуживание объекта водозабора.
- Местные органы управления могут контролировать доходы, расходы товариществ. Взносы делаются только в безналичной форме. Платежи могут быть целевыми и членскими. Финансовые вопросы СНТ стали прозрачнее, а участники могут получать финансовую документацию.
Оформить лицензию на скважину сегодня гораздо проще. Поэтому стоит воспользоваться такой возможностью и использовать природные ресурсы на законных основаниях. Легализировать скважину для СНТ стало проще. Если вода не используется в коммерческих целях (только для потребления), можно пройти упрощенную процедуру оформления для товарищества:
- не проводятся геолого-разведывательные работы;
- не требуется государственная экспертиза для исследования залежей полезных ископаемых;
- не проводится анализ участка, где будет проводиться бурение скважины;
- проектно-техническая документация не требует согласования;
- не нужно подтверждать, что в штате есть специальная техника, работники, достаточное финансирование.
Поэтому, если вы решили бурить артезианскую скважину, легализируйте ее до конца этого года. Это позволит избежать множества проблем в будущем.
Как получить лицензию на артезианскую скважину
Популярно мнение, что до определенной глубины можно бурить скважину без разрешения. Ноги этого мифа растут из непонимания, до какой глубины бурят в принципе. О связи глубины скважины с лицензией написано чуть ниже, там же важная информация для частных лиц.
Для оформления документов на право пользования недрами, вам нужно получить заключение от Роспотребнадзора на соответствие вашей территории требованиям зоны санитарной охраны 1 пояса скважины (ЗСО 1). Под это мероприятие придется выделить территорию радиусом 30 м вокруг предполагаемой скважины, в случае защищенных глиной подземных вод. Или радиусом 50 м, в случае недостаточной их защищенности глиняным слоем. Эта площадка должна быть ограждена и полностью расчищена от чего бы то ни было. Делается это для отвода сточных вод и сохранения природного состава воды.
Если вероятность загрязнения крайне мала, тогда радиус ЗСО можно сократить до 15 м для защищенных подземных вод и до 25 м, для незащищенных. Для этих целей необходимо подготовить проект сокращения зоны санитарной охраны первого пояса.
Необходимо иметь следующие документы:
- Свидетельство права собственности на землю или договор аренды.
- Генеральный план.
- Ситуационный план.
- Кадастровый план.
- Требуется также согласовать расчет водопотребления в Федеральном агентстве водных ресурсов России. Затем получить разрешение в ФГУП Геоцентр-Москва, где будет проведены проектировочные работы и составлен рабочий проект с указанием глубины, геологического разреза, мощность водоносного горизонта, состав воды и прочее.
После всего документы передаются в (Центрнедра) Департамент по недропользованию по ЦФО, для регистрации прав на пользование недрами и получения лицензии на недропользование.
Глубина бурения на воду без разрешения
Глубина скважины – вопрос далеко не праздный и зависит от многих факторов. Прежде всего, нужно определиться, для чего нужна живительная влага. Одно дело если воду намечено применять только на хозяйственные нужды, такие, как полив огорода на приусадебном участке, для нужд строительства, на сезонные нужды и так далее. Воду для этого берут из верховодных пластов с небольшой глубиной залегания. Для подобных ситуаций разрешение на скважину не требуется, бурить можно самостоятельно.
Вместе с тем, перед началом работ, нужно убедиться в том, что вода на участке имеется, и глубина ее залегания позволяет бурить скважину на надежных условиях. Даже наличие полноводного колодца на соседней даче не дает гарантию присутствия живительной влаги в выбранном месте.
Регистрация артезианской скважины
Лицензия на артезианскую скважину позволяет начать работы по бурению источника и обустройству. Но после данных процедур шахту требуется поставить на учет.
Регистрация скважины предполагает предоставление проекта в специальную организацию, а также оборудование санитарной зоны и получение заключения о составе и качестве воды.
В процессе регистрации источнику присваивается номер в кадастре. Экспертную оценку выполняют сотрудники Департамента недропользования. Анализ качества воды выполняет Роспотребнадзор. Анализы определяют: применима ли получаемая вода в пищу.
Регистрация осуществляется при соблюдении следующих требований по созданию санитарной зоны:
- Отсутствие строений в радиусе 30 метров.
- На выделенном участке нет растительности.
- На территории нет водопровода.
- На расстоянии в 200 метров нет объектов биологического загрязнения.
- На расстоянии в 300 метров не наблюдается предприятий, которые несут химическую угрозу экологии. На данной территории не вносятся биологические либо химические удобрения.
- Расстояние между ближайшими артезианскими источниками варьируется от 500 метров до 2 километров.
Кроме регистрационных документов получается паспорт. В него вносятся результаты проведенных исследований по качеству воды и геофизических изысканий.
Самостоятельное определение приблизительной глубины бурения
Для того чтобы приблизительно оценить будущие затраты на проведение бурения скважины, необходимо провести расчеты
При этом требуется, в первую очередь, обратить внимание на геологические условия. Если известно, что на соседнем участке глубина залегания воды находится, к примеру, на 30 м, то можно ожидать подобный результат и у себя
При этом стоит оценить, насколько выше или ниже расположена данная территория по сравнению с тем местом, где планируется бурение скважины.
Нужно заранее определить, какое качество воды будет необходимо, и ее количество. Если дебит источника, который обустроен у соседей, недостаточный для ваших нужд, то понадобится более глубокое бурение до следующего производительного водоносного слоя, чтобы ваша скважина такого недостатка не имела.
Если вы хотите узнать приблизительную стоимость выполнения работ, звоните или оставляйте заявку на нашем сайте! Мы проконсультируем вас по любым вопросам. Специалисты нашей компании работают быстро и аккуратно, поэтому с какой бы задачей вы ни обратились, мы сможем решить её гарантированно качественно!