Как составить договор перевозки?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить договор перевозки?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

Существенные условия договора перевозки

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

  • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
  • сопроводительные документы на груз;
  • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
  • размер провозной платы и порядок расчетов;
  • требования к транспорту перевозчика;
  • срок и порядок предоставления транспорта;
  • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
  • порядок погрузки/выгрузки груза;
  • условия хранения груза в терминале перевозчика;
  • срок доставки груза;
  • порядок признания груза утраченным.

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Что указать в договоре

При перевозках производится перемещение груза из одной точки в другую. Основная цель перевозчика заключается в загрузке транспорта и аккуратном перемещении груза до клиента.

Образец договора перевозки груза

Договор не унифицирован, а потому составляется в произвольной форме. Однако в нём обязательно указываются такие важные условия как физические параметры груза, сопроводительная документация, стоимость услуги и порядок расчётов, маршрут транспортировки, требования к транспортному средству, правила загрузки и выгрузки, условия хранения, сроки, механизм признания груза утерянным.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Договор об организации перевозок

В ситуациях необходимости реализации грузоперевозок в систематическом режиме перевозчик и грузовладелец могут заключать соглашения об организации перевозок. Такие договоры обычно носят долгосрочный характер.

По договору об организации перевозок:

  • перевозчик обязан принять в установленные сроки грузы определенного объема для перевозки;
  • грузовладелец – своевременно предоставлять такие грузы (абз. 2 ст. 798 ГК РФ).

Договором об организации грузоперевозок должны быть оговорены следующие параметры:

  • объемы предоставляемых грузов;
  • сроки предъявления грузов к перевозке;
  • порядок проведения расчетов между сторонами соглашения;
  • иные условия предоставления транспорта и предъявления грузов (п. 2. ст. 798 ГК РФ).

Согласно термину CIF условия поставки налагают на продавца ответственность за доставку груза в порт назначения, его страховку, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна. Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков.

Таким образом, основной разницей между условиями поставкиCIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы – продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены CIF и FOB.

Если не вдаваться в детали CIF – за транспорт платит продавец, если FOB – за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения.

Читайте также:  Майнинг без видеокарт. Как добывать криптовалюту с помощью CPU и асиков

Нововведения 2022 года в правилах перевозки

В 2022 году вступили в действие новые правила перевозки. Нормы установлены постановлением правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Расширяется понятийный аппарат ввиду увеличения электронного документооборота. Устанавливаются новые формы транспортной накладной, заказ-наряда, сопроводительной ведомости — все эти документы с 01.01.2022 предполагают возможность оформления в электронном виде. Определяется перечень специализированных транспортных средств. Обращаем внимание, что положения п. 7 новых правил перевозки относительно электронных перевозочных документов вступают в силу с 01.01.2022. Предъявлять документы на груз сотрудникам полиции теперь разрешается с электронного устройства, положение действует с 01.01.2022. Правила имеют юридическую силу до 31.12.2026.

Договор организации перевозок грузов. Согласно ст. 798 ГК перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По данному договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В указанном договоре определяются объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (абз. 2 ст. 798 ГК).

Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при наличии устойчивых хозяйственных связей между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. Договоры этого вида имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год. По своей правовой природе указанные договоры имеют признаки предварительного договора (ст. 429 ГК), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, напротив, предполагает необходимость заключения в каждом конкретном случае договора перевозки груза. Договоры об организации перевозок грузов относятся к консенсуальным гражданско-правовым договорам, определяющим не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время.

Согласно ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза транспортные средства под погрузку в срок, установленный договором об организации перевозок. Соответственно неисполнение этой обязанности влечет имущественную ответственность, предусмотренную ст. 794 ГК.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 794 ГК). Что же касается соглашений перевозчика с грузовладельцем об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, то они недопустимы и в случае их заключения являются недействительными (п. 2 ст. 793 ГК).

Законодательством (ст. 794 ГК) определены некоторые обстоятельства, освобождающие перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств или непредъявление груза к перевозке. К ним относятся:

• непреодолимая сила;

• иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);

• военные действия;

• прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

За пределами указанных в законе обстоятельств возможна ответственность перевозчика и грузоотправителя независимо от наличия их вины.

Договор перевозки груза. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Законом установлена письменная форма данного договора. Об этом свидетельствует норма п. 2 ст. 785 ГК, согласно которой заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом, например ст. 25 УЖТ, ст. 105 ВК. Выдача перевозчиком документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, предполагает сдачу ему груза отправителем, поэтому такой договор принадлежит к числу реальных гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 33 УЖТ, ст. 109 ВК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон.

Договор перевозки грузов – возмездный договор. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Поскольку при перевозке грузов транспортом общего пользования в качестве перевозчика выступает коммерческая организация и она обязана осуществлять перевозку груза любого грузоотправителя, который к ней обратится, договор перевозки груза относится к публичным договорам. При заключении данного договора грузоотправитель заполняет перевозочный документ установленной формы (транспортную накладную) и подписывает его, что придает договору черты договора присоединения.

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают перевозчик – транспортная организация (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель – законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное управомоченное владельцем груза лицо. Поскольку в силу этого договора каждая из сторон имеет как права, так и обязанности, его следует признать двусторонним договором.

Договор перевозки груза по своей конструкции представляет собой договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), в связи с чем грузополучатель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет определенные обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 103 ВК). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства – требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 120 УЖТ, ст. 120 ВК). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него.

Кроме прав, у грузополучателя имеются и обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Одним из существенных условий договора перевозки груза принято считать срок доставки груза. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Договор перевозки пассажира и багажа. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, ст. 103 ВК).

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не означает правового единства этих двух договоров. Данные договоры нельзя признать одним договором, поскольку различны их признаки: договор перевозки пассажира является консенсуальным, а договор перевозки багажа – реальным. Различие этих договоров состоит также в том, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа – багажными квитанциями.

Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Так, согласно п. 3 ст. 786 ГК пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

Читайте также:  Штраф от 1000 до 5000 рублей за проезд на красный свет светофора

• перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

• провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.

Законом предусмотрено и право пассажира сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК), что означает обязательность для перевозчика заключения с пассажиром по желанию последнего договора на перевозку багажа.

2.1. Сумма договора …………………………………………………………… и составляет
(в соответствии с тарифами перевозчика / является договорной)
……………………………………………………………………………/……..…..………рублей.
(прописью и цифрами)
в т.ч. ……………….. % НДС.
2.4. Оплата выполненных работ Заказчиком производится путем предварительного перечисления денежных средств на расчетный счет Перевозчика.
2.5. Платежные обязательства Заказчика считаются исполненными с момента списания денежных средств с его расчетного счета.
2.6.. Расходы, на дополнительные услуги, не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются Заказчиком по предъявлении Перевозчиком подтверждающих документов.
2.7. Документами, подтверждающими выполнение услуг, являются согласованные заявки, подписанные Заказчиком путевые листы, расписки и акты о выполнении дополнительных работ и услуг.
2.8. Тарифы на перевозку грузов и прочие услуги могут изменяться в связи с изменением затрат образующих себестоимость перевозок.
2.9. Основанием передачи груза Перевозчику являются документы: оформленная надлежащим способом товарно-транспортная накладная установленной формы; путевой лист, заверенный печатью Перевозчика; документы, удостоверяющие личность Перевозчика.

По мнению покупателя, ответственность за причинение ему убытков в связи с утратой груза должен нести именно экспедитор. Такая позиция основывалась на следующих доводах:

1. Экспедитор взял на себя обязательство по перевозке груза.

Истец заключил с ответчиком договор для доставки товара с территории Республики Польша на территорию Республики Беларусь.

Ответчик принял на себя обязательства по перевозке груза автомобильным транспортом в международном сообщении согласно условиям договора, а также условиям, согласованным в разовой транспортной заявке. Также ответчик взял на себя обязательство принять груз, сверить соответствие записей, сделанных в CMR-накладной и других документах, загруженному грузу, проверить его внешнее состояние, обеспечить контроль за размещением и креплением груза в кузове.

Истец в рамках договора направил ответчику заявку, в которой указал необходимые сведения о поставке товара: дату загрузки, адрес загрузки, вид товара, вес и др.

Для выполнения обязательств по доставке груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг и оформил транспортный заказ (заявку), где были указаны транспортное средство (марка, модель, номер), которое должно было прибыть к поставщику под загрузку товара, дата загрузки, а также фамилия и имя водителя.

Согласно CMR-накладной груз к перевозке от поставщика принял водитель, указанный в транспортном заказе. Данные автомобиля, указанные в CMR-накладной, соответствовали данным автомобиля, указанным в транспортном заказе.

Спустя 3 дня с момента загрузки товара на заводе поставщика ответчик прислал на электронную почту истца счет на оплату выполненных услуг по перевозке груза.

2. Экспедитор перепоручил перевозку третьему лицу.

Транспортным заказом, копия которого вместе с договором между ответчиком и иностранным перевозчиком «Н» была направлена ответчиком истцу, ответчик поручил иностранному перевозчику «Н» принять груз и доставить его истцу.

В последующем спустя неделю с момента загрузки товара на заводе поставщика ответчик направил в адрес истца письмо, в котором указал, что, вероятно, груз был похищен иностранным перевозчиком «Н», поскольку водитель перестал выходить на связь.

В договоре стороны предусмотрели, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств они несут ответственность согласно КДПГ (далее — Конвенция), а также законодательству Республики Беларусь. При этом в соответствии с условием договора сторона, привлекающая третье лицо к исполнению своих обязательств по договору, несет перед другой стороной по договору ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьим лицом как за собственные действия.

Справочно.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов заключена в г. Женеве 19.05.1956.

В целях урегулирования спора в досудебном порядке истец направил в адрес ответчика претензию о возмещении ущерба. В ответе на претензию ответчик описал обстоятельства утраты груза, указав, что ответственность за утрату груза должен нести иностранный перевозчик «Н».

Понятие и виды договора перевозки:

Транспортные обязательства — это обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозками:
Перевозки могут быть классифицированы по различным признакам. Различают следующие виды перевозок в зависимости:

  • от вида транспорта: железнодорожные, речные, морские, воздушные, автомобильные перевозки;
  • от числа перевозчиков:
  • от числа перевозчиков:
  • перевозки в местном сообщении (когда перевозки осуществляются одним видом транспорта и в пределах одного транспортного предприятия — железной дороги, речного пароходства);
  • перевозки в прямом сообщении осуществляются по одному документу несколькими перевозчиками одного вида транспорта (двумя железными дорогами);
  • перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками (железной дорогой и воздушным транспортом).

На морском транспорте:

  • перевозки в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.

На воздушном транспорте:

  • внутренние воздушные перевозки — пункт отправления, назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ;
  • международные воздушные перевозки – пункт отправления и назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.

На автомобильном транспорте различают перевозки во внутреннем сообщении и в международном сообщении. В зависимости от того, что перевозится, различают виды договоров перевозки:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Правовое регулирование перевозок осуществляется в основном: Гражданским Кодексом, Кодексам торгового мореплавания (КТМ РФ), Кодексом внутреннего водного транспорта, Воздушным кодексом, транспортным уставом железных дорог и соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году — условия ипотеки

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Договор перевозки пассажиров и багажа:

Перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; другая сторона (пассажир) обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Договор является взаимным, возмездным, консенсуальным. Договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является также публичным. Заключение такого договора удостоверяется билетом, в котором указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

По договору перевозки багажа перевозчик обязан доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному лицу, пассажир обязан уплатить за перевоз обусловленную плату. Не могут приниматься в багаж взрывоопасные, легковоспламеняющиеся вещества. Договор взаимный, реальный, возмездный, публичный. Сдача багажа удостоверяется багажной квитанцией. В пункте назначения багаж хранится бесплатно в течение суток. За хранение сверх этого срока взимается плата в порядке, который определяется правилами оказания услуг по перевозке пассажиров. Багаж, который не востребован в течение 30 суток со дня прибытия, а также грузобагаж граждан, не востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя о его прибытии, подлежит реализации в порядке, предусмотренном законом.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Договор перевозки груза:

Договор перевозки груза — соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Предметом договора выступают доставка, хранение, выдача, погрузка и выгрузка груза.

Сторонами договора признаются перевозчик — транспортная организация, юридическое лицо, железная дорога, автопредприятие, пароходство, имеющие лицензию на осуществление перевозок; грузоотправитель — юридическое или физическое лицо; грузополучатель — третье лицо, которому направлен груз. Договор заключается в письменной форме путем составления единого документа, который оформляет перевозку груза, это может быть транспортная накладная или — на морском транспорте — коносамент.

Моментом заключения договора считается момент вручения груза с сопроводительными документами.

Срок договора — это срок, в течение которого груз должен быть доставлен, он считается соблюденным, если груз выгружен или подан под разгрузку до истечения срока доставки. За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, или определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или иного документа на груз, предусмотренного соот-ветствующим транспортным уставом или кодексом.

Перевозочные документы — оформленные в соответствии с предусмотренными правилами документы, необходимые при перевозке грузов. При воздушной перевозке договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Форма грузовой накладной устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. При перевозке железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки осуществляются на основании транспортной накладной, оформленной на весь маршрут следования грузов. При перевозке морским транспортом после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Для заключения договора перевозки нужны предпосылки организационного характера.

Такими предпосылками могут быть заявки (заказы) грузоотправителей; договоры об организации перевозок (годовые, навигационные и др.); в случаях, предусмотренных законом, — административно-плановые акты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *