Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для выездной налоговой проверки в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Распространенные заблуждения
Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.
Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.
Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.
Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.
Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.
Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.
Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?
До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования. Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик. Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.
Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.
К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы налоговых органов.
Как оценить вероятность назначения выездной проверки
Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.
К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:
- налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
- декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
- выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
- неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
- декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
- сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
- непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
- так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Кого не проверяют в году и позже
Проверки в 2024 году и позже не проводятся для следующих категорий:
- государственные и муниципальные учреждения;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие статусом малого предприятия или микропредприятия;
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на упрощенной системе налогообложения;
- налогоплательщики, получающие доходы только от продажи товаров или оказания услуг, по которым установлены специальные режимы налогообложения;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- юридические лица, на которые в течение трехлетнего периода до проверки уже были проведены выездные налоговые проверки.
Что такое профилактический визит?
До вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» такие проверки не проходили, это совершено новый вид профилактических мероприятий.
Они проводятся инспектором в форме беседы по месту работы контролируемого лица либо с помощью видеоконференции. При профилактическом визите гражданам и организациям не выдаются предписания об устранении нарушений, а разъяснения, полученные контролируемым лицом во время визита, носят рекомендательный характер. Важно, что с подобным визитом может прийти ведомство только федерального или регионального уровня.
«Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения планового профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения», — отмечает Юрий Белан.
Плановые и внеплановые проверки в 2024 году
Плановые визиты – мероприятия, которые утверждены и опубликованы в документах. Они проходят по заранее оговоренным условиям, а компании, которые под них попадают, уже известны. С внеплановыми все гораздо сложнее.
Контролирующие госорганы имеют право прийти в любой момент. Чаще всего это выездные мероприятия. В 23 году компании будут выбирать исходя из факторов риска. Попадают юридические лица с высокой степенью риска.
Некоторые визиты заменены профилактическими. Они носят рекомендательный характер. Предприниматель вправе отказаться, а ведомство может уточнить причину, но никак не может повлиять на решение руководителя силовыми методами.
Руководителю могут прислать специальную форму с вопросами. Рекомендуется придумать объективные причины, чтобы не заставлять госорганы думать, что им нужно в срочном порядке совершить визит в следующем году.
Какие сроки предусмотрены в 2024 году?
В 2024 году сроки проведения выездной налоговой проверки указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации и в положении о проведении налоговых проверок.
Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев, но срок может быть продлен по решению налогового органа.
Сроки проведения проверки указываются в приказе о ее проведении, который выдается налоговым органом владельцу организации. Прежде чем провести проверку, налоговый инспектор должен уведомить организацию не позднее, чем за 10 дней до начала проверки.
Для уведомления о проведении проверки налоговый инспектор может использовать различные способы связи — письменное уведомление, электронную почту или факс.
Если организация не принимает уведомление о проверке или не предоставляет документы и информацию, запрошенные в рамках проверки, налоговый орган имеет право применить меры принудительного исполнения в соответствии с законодательством.
Таким образом, в 2024 году срок проведения выездной налоговой проверки может составлять до 3 месяцев, с возможностью продления, и организация должна быть уведомлена о начале проверки не менее чем за 10 дней до ее начала.
Сроки проведения проверки в 2024 году
В соответствии с законодательством Российской Федерации, налоговая проверка может быть проведена в течение определенного срока. В 2024 году сроки проведения выездной налоговой проверки определены следующим образом:
Для юридических лиц:
Общий срок проведения проверки составляет не более 30 дней. Однако, налоговый орган может продлить срок до 60 дней в случае обоснованной необходимости.
В случае выявления нарушений налогового законодательства, налоговая проверка может быть продлена до 90 дней.
Налоговые органы также могут провести тематическую проверку, которая может продлиться до 60 дней.
Для индивидуальных предпринимателей:
Срок проведения налоговой проверки для индивидуальных предпринимателей составляет не более 15 дней. Однако, данный срок может быть продлен до 30 дней с разрешения руководителя налогового органа.
В случае выявления нарушений налогового законодательства, проверка может быть продлена до 45 дней.
Следует отметить, что налоговая проверка должна быть проведена с соблюдением всех требований закона, включая уведомление о намеченной проверке, предоставление документов и иных материалов, а также соблюдение конфиденциальности информации.
Годы, которые будут учтены в проверке
Выездная налоговая проверка в 2024 году будет включать в себя анализ финансовой деятельности организации за предыдущие годы. При этом будут учтены следующие годы:
Год | Период учета |
---|---|
2019 | 01.01.2019 — 31.12.2019 |
2020 | 01.01.2020 — 31.12.2020 |
2021 | 01.01.2021 — 31.12.2021 |
2022 | 01.01.2022 — 31.12.2022 |
2023 | 01.01.2023 — 31.12.2023 |
При проведении проверки, налоговые инспекторы будут анализировать собранные данные за каждый из указанных годов, проверять их достоверность и соответствие требованиям законодательства. Особое внимание будет уделено корректности заполнения налоговой отчетности и своевременности уплаты налоговых обязательств.
Факторы, учитываемые при проведении проверки:
- Соблюдение налогоплательщиком требований налогового законодательства.
- Полнота и достоверность предоставленных налоговой инспекции документов и сведений.
- Соответствие финансовой и операционной деятельности налогоплательщика утвержденным нормативным актам.
- Корректность расчетов и уплаты налогов, включая их своевременность.
- Принципиальные изменения в предоставляемых упрощенных систем налогообложения.
- Соблюдение налогоплательщиком специальных налоговых режимов, если они были применены.
- Соответствие доходов и расходов, указанных в налоговой декларации, действительным фактическим операциям.
Какие налоговые периоды могут быть проверены налоговой инспекцией
Налоговая инспекция имеет право проверять налоговые периоды предприятий, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Проверка может затрагивать как текущие годы, так и предыдущие периоды.
Налоговая инспекция может проводить проверку налоговых периодов, которые были завершены отчетной датой одного года назад. Например, в 2024 году налоговая инспекция может проверять налоговые периоды, завершившиеся отчетной датой 31 декабря 2023 года и ранее.
Проверка налоговых периодов может включать анализ деклараций налогоплательщиков, оценку правильности и своевременности уплаты налогов, а также проверку документов и счетов на наличие ошибок или мошенничества.
В случае выявления нарушений в отчетных периодах, налоговая инспекция имеет право применить штрафные санкции или требовать дополнительной уплаты налогов. Поэтому важно соблюдать законодательство при заполнении деклараций и своевременно уплачивать налоги.