Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Этапы и порядок принятия законов в РФ особенности процедуры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процесс принятия федерального конституционного закона (ФКЗ) состоит из нескольких этапов. Вначале инициатива законопроекта может исходить как от Президента Российской Федерации, так и от парламента. Затем происходит подготовка, обсуждение и опубликование проекта закона.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) — что это?
ФКЗ обязательно проходит три чтения в Государственной Думе и Совете Федерации, принимаясь путем голосования. После этого закон подписывается Президентом и официально публикуется. Федеральные конституционные законы вступают в силу после истечения срока их опубликования или после определенного указания в самом законе.
ФКЗ важны для законодательной системы Российской Федерации, поскольку они регулируют такие фундаментальные вопросы, как система государственного управления, статус и компетенции органов власти, права и свободы граждан. ФКЗ имеют большую юридическую силу, чем просто федеральные законы, и их изменение требует особой процедуры и решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Понятие | Процесс принятия | Действие |
---|---|---|
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) | Подготовка, обсуждение, опубликование, чтение, голосование | Регулируют отношения между органами власти, закрепляют права и свободы граждан, определяют принципы организации государства |
Федеральные законы | Подготовка, обсуждение, опубликование, чтение, голосование | Регулируют различные сферы деятельности государства и общества |
Конституционные законы | Подготовка, обсуждение, опубликование, чтение, голосование | Определяют основы организации и функционирования государства, закрепляют политические, гражданские и социальные права и свободы |
Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе
После того, как законопроект был подготовлен и внесен в Государственную Думу, начинается законодательный процесс. Этот процесс проходит определенные стадии до того момента, когда закон принимается или отклоняется.
Первой стадией рассмотрения законопроекта является его регистрация. Затем, после регистрации, законопроект направляется на экспертизу. Эксперты анализируют законопроект и высказывают свои мнения о его соответствии законодательству и возможность его принятия. Если эксперты находят какие-либо недостатки, то законопроект может быть направлен на доработку.
После экспертизы законопроект передается на комитеты Государственной Думы. Комитеты проводят свой анализ и обсуждение законопроекта, выносят на рассмотрение вопросы и предлагают изменения. Затем, проходит очередное обсуждение и выносится окончательное решение — принять законопроект или отклонить его.
Порядок принятия федеральных законов
Проект закона может быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации либо членом Государственной Думы, постоянной комиссией Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Далее проект закона рассматривается соответствующими комитетами Государственной Думы, а также может быть привлечено мнение научных и специалистов. Комитет может рекомендовать принять закон или его отклонение.
После этого проект закона рассматривается пленарным заседанием Государственной Думы в первом чтении. На этом этапе закон может быть изменен или дополнен.
После проведения обсуждения в первом чтении проект закона рассматривается во втором чтении. На этом этапе вносятся конкретные поправки и изменения в текст закона.
В третьем чтении закон голосуется и принимается Государственной Думой. После этого он направляется в Совет Федерации.
Совет Федерации рассматривает проект закона и принимает решение о его принятии или отклонении. Если Совет Федерации принимает закон, то он направляется на подпись Президенту Российской Федерации.
Президент может подписать закон, отказаться от его подписания или направить его на повторное рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации. Если Президент подписывает закон, то он вступает в силу.
Таким образом, процесс принятия федеральных законов в России осуществляется в соответствии с конституционным порядком и предусматривает участие законодательных, исполнительных и представительных органов государственной власти.
Для чего нужен российский парламент?
В Конституции дана характеристика Федерального собрания как законодательного органа страны. В этом понятии скрыты основные функции и предназначение парламента России: создавать правовые акты, заниматься законотворчеством. Для соблюдения порядка принятия законов в РФ, прежде чем каждое положение примет свой окончательный вид, над ним работают:
- государственные органы;
- общественные объединения;
- научные учреждения.
В структурах проводят:
- принятие решений о необходимости очередной разработки;
- подготавливают предложения;
- обосновывают идею;
- дают экспертную оценку;
- обсуждают возникающие вопросы со специалистами.
Государственных деятелей, причастных к порядку принятия законов, в РФ много, их количество не ограничено. Главное место в работе этой сложной программы занимает Федеральное собрание — по определению конституционного права. Все функции в законодательном процессе распределены регламентом между стадиями, формами и участниками.
Порядок заключительной стадии
Принятый закон должен быть обнародован или доведен до граждан по всем утвержденным пунктам двумя способами: официальным или неофициальным.
Под официальным обнародованием следует понимать поступление акта для публикации в печатные издания. Конституция РФ в статье 15 утверждает, что если закон не был издан в СМИ, с ним не ознакомили население, его нельзя применять на практике. Такой акт не имеет юридической силы, если он связан с правами, свободами, обязанностями граждан. Публикация происходит от имени государственных органов, которые его создали. Подобные действия регламентированы сроками.
Утвержденные акты появляются в официальных изданиях, если они предназначены для подобной литературы. После того как закон разместили на всеобщее обозрение, его ссылки можно использовать, подавая иски, в статьях на правовые темы. Регламентирует порядок оглашения законов всех уровней Федеральный закон № 5.
Процедура принятия в Государственной Думе
Процесс принятия законов начинается с инициирования законопроектов. Инициатива может исходить от Президента Российской Федерации, субъектов Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или группы депутатов. Законопроекты обсуждаются на пленарных заседаниях Государственной Думы, где происходит их рассмотрение и обсуждение.
После обсуждения и принятия в Государственной Думе законопроект направляется на рассмотрение в Совете Федерации. Совет Федерации проводит свои заседания и также рассматривает и обсуждает законопроекты. После принятия Советом Федерации законопроекта он подписывается Президентом Российской Федерации.
После этапа подписания закона Президентом Федерального Закона процесс его принятия не завершается. Закон должен быть опубликован и вступить в силу. Для этого закон направляется на официальное публикуется в «Российской Газете». После публикации Федеральный Закон вступает в силу, и его положения становятся обязательными для исполнения и применения на всей территории Российской Федерации.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»
Методическая разработка урока обществознания,
11 класс
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Должность: учитель истории и обществознания,
первой квалификационной категории
МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»
с. Городки
2016
Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.
Задачи урока
образовательные:
- углубление знаний школьников о главном законе страны — Конституции РФ;
- изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
- выделение особенностей федерального конституционного закона;
развивающие:
- развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;
воспитательные:
- воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
- формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.
Оборудование урока
- Конституция РФ (у каждого ученика);
- учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
- схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
- частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
- в РФ» (для каждой парты);
- таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
- задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).
Тип урока : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).
Законотворческий процесс проходит в определенном порядке, утвержденном на официальном уровне. Рассмотрение проектов сначала осуществляется на уровне комитетов Парламента. После этого акт направляется на обсуждение в Госдуму. В ходе первого чтения рассмотрению подлежат только принципиально важные, самые основные положения документа. После принятия большинством законопроект с поправками отправляется в комитет. Этот орган ответственен за его подготовку, доработку с учетом внесенных замечаний и предложений. После проведения этой работы акт отправляется в Госдуму на второе чтение. В ходе него проходит конкретное, постатейное обсуждение акта вместе с поправками. После этого документ вновь направляется в комитет, который подготавливает его к третьему чтению.
Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.
Процедура принятия и изменения закона
Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит обсуждение законопроекта. Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе – тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье – одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.
Как готовят законопроект?
Чтобы появилась идея о создании законодательного акта, выявляют на местах социальные потребности. Основой правовой нормы становятся:
- данные из общественных практик;
- научные исследования;
- поступившие предложения от государственных структур;
- выдвигают проблемы граждан политические партии;
- предоставляют информацию общественные деятели, принимают участие и отдельные лица.
Законопроект подготавливают:
- по отраслевому принципу;
- создают коллегиально на специальных комиссиях;
- принимают альтернативную основу.
Наиболее трудоемким процессом в законотворчестве, даже если представить порядок принятия законов в РФ кратко, называют второй этап. Разделить его можно по стадиям, где высший законодательный орган:
- принимает и рассматривает;
- утверждает;
- обнародует.
Стадия рассмотрения тоже не проходит просто, а в условиях споров, дебатов и голосований.
Внесение законопроекта в Совет Федерации
В процессе разработки и принятия федерального законодательства порядок внесения законопроекта в Совет Федерации имеет свои особенности и требования.
Согласно законодательству, законопроект может быть внесен в Совет Федерации Председателем Совета Федерации, комитетом Совета Федерации или конституционной (правовой) комиссией Совета Федерации.
В случае внесения законопроекта Председателем Совета Федерации, он затем передается при первом чтении комитету Совета Федерации или конституционной (правовой) комиссии.
Важно отметить, что внесение законопроекта в Совет Федерации должно соответствовать требованиям конституционных норм и других федеральных законов. Также необходимо соблюдать установленные сроки и процедуры внесения законопроекта, чтобы обеспечить его рассмотрение и принятие в рамках установленного порядка.
Список статей Конституции, предусматривающих принятие ФКЗ
1. О Государственном флаге, гербе и гимне РФ (ст.70 Конституции) — приняты 3 закона
2. О референдуме РФ (ст.84) — принимался дважды: в 1995 и 2004
3. О чрезвычайном положении (ст.56) — принят
4. О военном положении (ст.87) — принят
5. Об Уполномоченном по правам человека в РФ (ст.103) — принят
6. О Правительстве РФ (ст.114) — принят
7. О судебной системе РФ (ст.118) — приняты законы: О судебной системе Российской Федерации; О военных судах Российской Федерации; О Дисциплинарном судебном присутствии (отменен); О судах общей юрисдикции в Российской Федерации
8. О Конституционном Суде РФ (ст.128) — принят
9. О Верховном Суде РФ (ст.128) — принят
10. Об арбитражных судах в РФ (ст.128) — принят
12. О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ (ст.65) — принят