Преподаватель без педагогического образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преподаватель без педагогического образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

Суть профессии учитель

Сегодня учителю, чтобы идти в ногу со временем, мало просто освоить педагогическую науку. Нужно иметь навыки психолога, методолога, воспитателя и быть другом и наставником для своих подопечных. Сейчас многие родители проводят значительное количество времени на работе, учитывая такой момент, сложно переоценить роль учителя в жизни каждого ребенка.

Это тот человек, который не просто занимается передачей общих или предметных навыков, а совмещает данный процесс с воспитательной деятельностью. К нему приходят просить совета, позаниматься дополнительно, если есть проблемы с усвоением материала. Бывает даже, что чуткий и внимательный учитель способствует разрешению семейных конфликтов и может предотвратить домашнее насилие.

Прежде чем окончательно принять решение, нужно ли вам становиться учителем, предлагаем ознакомиться с информацией, какие возможности для осуществления этого намерения существуют в нашей стране. Первая ступень педагогического образования – колледжи, в которых можно получить среднее профессиональное образование. С ним можно вести преподавательскую деятельность в дошкольных учреждениях и начальной школе.

Стоит ли становиться учителем

Прежде чем начинать искать информацию, как стать учителем начальных классов или учителем-предметником, определитесь для себя, зачем вы к этому стремитесь. Ведь не ответив на этот вопрос, легко разочароваться, так как профессия учителя, помимо преимуществ, скрывает в себе некоторые подводные камни, о которых нужно узнать как можно раньше.

Что будет если не защитить диплом в техникуме

Если студент, закончивший техникум, не защитит свой диплом, то это приведет к плохим последствиям. В таком случае дипломная работа будет оценена как неудовлетворительная, что автоматически приведет к отчислению студента. В то же время, студенту, не защитившему диплом, сохраняется право на его защиту в течение трех лет. Отсутствие защиты диплома может негативно сказаться на дальнейшей карьере и поиске работы, так как в современном мире важно иметь не только квалификацию, но и документальное подтверждение своих знаний и навыков. Также стоит учитывать, что отсутствие диплома может привести к проблемам с дальнейшим обучением и повышением квалификации. Поэтому студентам следует внимательно относиться к защите дипломных работ и своевременно готовиться к этому важному этапу в своей учебе.

Кто относится к легкой промышленности

Легкая промышленность — это те отрасли промышленности, которые занимаются производством потребительских товаров, которые используются повседневно. Это включает швейную, текстильную и трикотажную промышленности, которые занимаются производством одежды, постельных принадлежностей и других текстильных изделий. Кожевенно-обувная промышленность производит обувь и другие изделия из кожи, а меховая промышленность — меховые изделия. Фарфоро-фаянсовая промышленность специализируется на производстве фарфоровой и фаянсовой посуды. В России текстильная промышленность также имеет свою отдельную подотрасль. Легкая промышленность является важной частью экономики развивающихся стран и предоставляет множество рабочих мест. Она также имеет большое значение для потребителей, которые получают качественную продукцию по доступной цене.

Как стать учителем без педагогического образования

Требования к образованию педагогов определяются Приказом Минтруда России № 544н от 18.10.2013 г., ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и Письмом Министерства Просвещения РФ № ТС-817/08 от 28.03.2019 г.

Читайте также:  Развод с ребенком до 3 лет Россия

В соответствии с данными нормативными актами вести педагогическую деятельность могут лица трёх категорий:

  • имеющие среднее профессиональное или высшее образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (например, физик-ядерщик может преподавать физику)
  • имеющие среднее профессиональное или высшее образование в рамках укрупнённой группы «Образование и педагогические науки»
  • имеющие любое среднее профессиональное или высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности

Кто должен оплачивать обучение

Обучение оплачивает:

  • Юридическое лицо
    • если обучение предусмотрено трудовым договором, коллективными соглашениями, нормативными актами и федеральными законами (ч. 5. ст.196, ч.1 ст.177, ст.187 Трудового кодекса РФ)
  • Физическое лицо
    • если обучение было по инициативе сотрудника и не соответствовало нуждам работодателя, не предусматривалось трудовым договором, коллективным соглашением, нормативными актами и федеральными законами

Способы оплаты обучения:

  • По реквизитам, указанным на счете, с помощью:
    • онлайн банка
    • мобильного приложения банка
    • приходной кассы банка
  • По QR-коду на счете – с помощью мобильного приложения банка, поддерживающего функцию сканирования QR-кода

Одно физическое лицо способно внести оплату за обучение за другого физического лица. Для этого при оплате в разделе «Назначение платежа» требуется указать № договора, дату и ФИО обучающегося, за которого производится оплата.

Образовательный портал «Эксперт» предоставляет возможность оплатить обучение с помощью рассрочки.

Условия рассрочки оплаты:

  • Для физических лиц:
    • при стоимости курса свыше 5000 руб.
    • до зачисления оплачивается 60 %, а через 1 (один) месяц после начала обучения – 40%*

*Не распространяется на курсы продолжительностью 36 – 144 академических часов.

  • Для юридических лиц:
    • действует только для бюджетных организаций.
    • до зачисления оплачивается 30 %, в течение 15-ти календарных дней после подписания акта выполненных работ – 70 %

Как получить педагогическое образование

Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.

  • Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
  • Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
  • Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
  • Прохождение профессиональной переподготовки.

На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.

Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.

Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

Читайте также:  Входит ли световая пломба в полис ОМС Московская область

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

Воспитатель детей дошкольного возраста;Учитель начальных классов;Педагог дополнительного образования;Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.

Образование и педагогические науки;Психолого-педагогическое образование;Специальное (дефектологическое) образование;Профессиональное обучение (по отраслям);Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Под «иным направлением деятельности» понимается укрупнённая группа согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. Укрупненные группы распределяются по областям образования, имеющим следующие наименования:Математические и естественные науки;Инженерное дело, технологии и технические науки;Здравоохранение и медицинские науки;Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;Науки об обществе;Образование и педагогические науки;Гуманитарные науки;Искусство и культура;Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Таким образом, лицо, получившее образование в области математики имеет право вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и др. Данное правило применяется к каждой дисциплине, входящей в укрупненную группу.

Следовательно, мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области конкретного направления преподавания (конкретной педагогической науки) не соответствует требованиям профстандарта в тех случаях, когда в школе имеется вакантная должность преподавателя дисциплины того же направления (укрупненной группы), к которому относится образование учителя. Например, переподготовка учителей физики для преподавания астрономии не требуется, так как эти предметы относятся к одной укрупненной профессиональной группе.

В таких случаях у директора возникает обязанность предложить учителю данную должность в качестве вакантной в случае расторжения трудового договора по сокращению штата или численности работников школы. Также учитель имеет право претендовать на такую должность в случае истечения срока трудового договора. Переподготовка в таких случаях, как уже было сказано, не требуется.

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации. При прохождения профессиональной переподготовки учитель приобретает право преподавать дисциплины, не соответствующие его направлению подготовки.

В письме Минпросвещения России от 28. 2019 N ТС-817/08, в котором даются разъяснения к тексту профстандарта «Педагог», отмечается, что требование о получении ДПО (дополнительного профессионального образования) по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Таким образом, если, например, учителя физики сокращают, но в школе вакантна должность учителя музыки, такая должность также должна быть предложена директором сокращаемому учителю, который, заняв такую вакансию, сможет проходить переподготовку параллельно с работой. Порядок рассмотрения возможности предоставления учителю работы, связанной с преподаванием другого предмета, должен учитываться директором и при увольнении учителя по причине прекращения срочного трудового договора.

Это правило находит подтверждение в материалах судебной практики: согласно Определению Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17. 2021 N 88-9946/2021 расторжение с работником трудового договора за нарушение им установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, не может иметь место в случае, когда работодатель усматривает такое нарушение в непредоставлении документов о прохождении профессиональной переподготовки. Таким образом, из толкования данного Определения можно сделать вывод, что отсутствие у учителя переподготовки по предмету, не соответствующему его области преподавания (например, музыка вместо физики) не может исключать возможность продолжения работы этого учителя в школе.

Более того, Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности».

Следовательно, в случае, когда происходит расторжение трудового договора с учителем по причине сокращения или истечения срока действия трудового договора, учитель имеет право претендовать на вакантные должности преподавателя иных дисциплин: как соответствующих его области преподавания (без необходимости прохождения переподготовки), так и любых иных вакантных должностей в школе (с необходимостью пройти переподготовку).

Читайте также:  Документы для продажи дома с земельным участком в 2024 году от собственника через МФЦ какие нужны

Где предлагать свои услуги, не имея педагогического образования?

Не стоит пугаться того, что у Вас нет педагогического образования, обычно бывает сложно лишь начать, при профессиональном подходе к организации занятий удается наработать собственный рейтинг и «обрасти» положительными отзывами. Многие ведущие репетиторы начинали свою деятельность именно с такого уровня и не имели на руках диплома об образовании, а выучивались лишь потом.

Главное – сделать первый шаг, а он самый трудный. Не думайте, что как только заявите о себе, к Вам сразу начнут поступать предложения: все это нужно заработать, оказывая свои услуги на профессиональном уровне. Именно при таком подходе потенциальные клиенты поймут, что наличие «корочки» – это лишь формальность, а главное: это ценные знания, которые Вы даете на своих занятиях.

Начать предлагать свои услуги можно на следующих информационных площадках:

  • по объявлениям в газетах – сегодня еще актуальны печатные издания, особенно в провинциальных городах;
  • на электронных площадках по типу «Авито» – обязательно разошлите свои объявления по нескольким версиям платформ;
  • в мессенджерах – можно вывесить информацию с красивой картинкой, разослать друзьям или даже утроить акцию, например: «первое занятие бесплатно»;
  • по «сарафанному радио» – очень актуально для общительных людей, у которых много друзей, готовых помочь в таком начинании.

Выбор программы профпереподготовки для устройства на работу учителем без педагогического образования

Кто хочет устроиться на работу учителем без педагогического образования, может пройти профпереподготовку и получить необходимые знания и навыки. Но как выбрать программу профпереподготовки?

Первое, что нужно знать – на какую работу вы хотите устроиться. В школе? В другом учебном заведении? Как педагогом? Или как ассистентом учителя? Для каждой из этих работ потребуется разный уровень профессиональной переподготовки.

Требования к профпереподготовке могут отличаться в зависимости от региона, типа учебного заведения и других факторов. Обязательно ли иметь педагогическое образование для прохождения переподготовки? Не всегда. Некоторые программы доступны для всех желающих, независимо от образования. Однако, если вы хотите преподавать в школе, то вам могут потребоваться определенные курсы и сертификаты.

Важно также учитывать свои внутренние интересы и склонности. Например, если вам важно знать больше о здоровье школьников, то можете выбрать программу по здоровью. Если вы хотите работать с младшими классами, то нужно искать курсы, которые специально ориентированы на эту возрастную группу.

Чтобы найти профессиональную переподготовку, можно обратиться в учебные заведения, где проводятся такие курсы. Также можно найти информацию в интернете и узнать о различных вариантах профпереподготовки. Но не забывайте о том, что не все программы одинаково полезные и интересные.

Прежде чем начать проходить программу профпереподготовки, нужно также узнать о требованиях к преподавателям в вашем регионе и в том учебном заведении, в котором вы бы хотели работать. Возьмут ли вас на работу сразу после прохождения курсов? Или нужно будет найти дополнительную работу и наработать опыт в этой сфере?

Квалификационные требования и профстандарты

В Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКСД) указано следующее требование к должностям учителя и преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом требования к стажу работы не предъявляются.

Это означает, что даже лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности. Например, если человек окончил вуз и получил степень бакалавра по химии, а затем работал на химкомбинате, он может спокойно работать в школе учителем химии. Очень часто в школе не хватает реальных преподавателей-практиков, которые изучили вопрос «изнутри» и спокойно оперируют не только теорией, но и кейсами из своего профессионального опыта.

Кроме того, можно стать и преподавателем-практиком в университете — например, на факультете журналистики практические занятия часто ведут журналисты, для которых работа в газете является основным заработком, а образование при этом может быть далеко не педагогическим и даже не журналистским.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты к претендующим на должность педагога в образовательном учреждении. Полный перечень профстандартов перечислен в справочнике.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *