Оформление придомовой территории многоквартирного дома в собственность плюсы и минусы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление придомовой территории многоквартирного дома в собственность плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.

Какие плюсы и минусы дает контроль над придомовой территорией

Преимущества в том, что собственники контролируют, какие объекты могут быть на территории, а какие нет: кафе и винные магазины теперь без ведома жильцов в доме не откроют. Также они сами могут решать, как благоустроить территорию, какие детские и спортивные площадки поставить, установить ли шлагбаум, сколько выделить мест под парковку. Жильцы даже могут сдавать в аренду объекты и землю во дворе. То есть это своего рода инвестиция в собственное жилье — при продаже квартиры она будет оцениваться выше. А если дом признают аварийным, то при назначении компенсации жильцам выплатят не только за квартиры, но и за придомовой участок.

Как приватизировать землю в многоквартирном доме

Среди собственников недвижимости наиболее распространена практика приватизации земли под частными домами. Но не все жильцы многоквартирных домов (МКД) знают, что они имеют полное право на оформление земли под МКД, в котором они проживают.

Меж тем, приватизация земли многоквартирного дома осуществляется на основании действующего законодательства и в некоторой степени может быть полезной для собственников жилья. Таким образом, вы вправе приватизировать придомовую территорию возле многоквартирного дома, чтобы распоряжаться ею по усмотрению всех жильцов.

На участке можно обустроить детскую площадку, поставить ограждение и шлагбаум. Кроме того, существует возможность сдавать часть общедомового имущества в аренду и получать с этого прибыль. В статье мы расскажем, как приватизировать придомовой участок возле МКД, и что для этого нужно сделать.

Помимо этого, вы узнаете о плюсах и минусах приватизации, правах и обязанностях собственников жилья после оформления территории в общую собственность.

Приватизация – понятие общее. Придомовую территорию можно лишь бесплатно оформить в общедолевую собственность жильцов.

А под приватизацией, как правило, подразумевается безвозмездное получение жилой недвижимости от государства или от муниципалитета, если граждане проживают в нем по договору социального найма (ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации…»).

Также в соответствии с законом, можно приватизировать муниципальное либо государственное имущество, включая земельные участки (ФЗ от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного…»).

Согласно ст. 36 ЖК РФ, земельный участок, который находится рядом с МКД, относится к его имуществу. А потому жильцы дома могут приватизировать в совместную собственность ту или иную площадь.

Она определяется органами местного самоуправления в зависимости от конкретных характеристик МКД. Например, не всегда детская площадка, расположенная вблизи МКД, входит в придомовую территорию.

Теоретически это могут быть:

  • благоустроенные зоны в непосредственной близости;
  • спортивные и детские площадки;
  • автостоянки;
  • места, которые используются для сушки белья;
  • землю прямо под зданием;
  • иные территории.

Если земля под многоквартирным домом переходит в собственность жильцов и перестает быть государственной, то муниципальные власти уже не смогут использовать ее в собственных целях без заблаговременного согласия владельцев. В случае отчуждения участка все собственники должны получить дополнительные денежные компенсации.

Если МКД сдан до 2005 г., существует вероятность, что участок придомовой территории так и не прошел процедуру формирования.

Соответственно, его можно поставить на кадастровый учет и оформить в общую собственность.

Приватизация придомовой территории и оформление земли в собственность — это возможность для владельца квартиры приватизировать участок, на котором расположен дом, и получить право распоряжаться придомовой территорией. Это позволяет им самостоятельно решать проблемы благоустройства и манипуляций с этой почвой.

Приватизация земли и оформление прилегающей территории в собственность имеют ряд преимуществ. Во-первых, они предоставляют собственникам большую свободу в управлении и использовании своих участков. Они могут самостоятельно принимать решения о рекультивации почвы, строительстве и реконструкции объектов, размещении общественных и коммерческих предприятий.

Во-вторых, они получают налоговые преимущества за счет приватизации земли и регистрации прилегающей к их участку территории. Собственникам земли может быть предоставлено освобождение от уплаты земельного налога или его существенное снижение.

Для многоквартирных домов ключевым вопросом является формирование участков, которые можно использовать в качестве кварталов. Но как это происходит?

Во-первых, необходимо определить, какие части участка могут быть приватизированы. По общему правилу, каждый владелец квартиры оставляет себе долю участка, пропорциональную площади его квартиры. Приватизация участка возможна только с согласия всех владельцев квартир.

Следующим шагом является подача заявки на приватизацию земли в муниципалитет. Выдача лицензии на приватизацию может занять некоторое время, поэтому будьте готовы к задержкам.

После получения лицензии на приватизацию участка необходимо заключить договор с муниципалитетом. В этом документе должны быть определены все условия сделки, в том числе стоимость участка и порядок его использования.

После того как участок будет приватизирован и гарантированно передан владельцам квартир, они получат полное право собственности на него. Однако следует помнить, что земельный налог взимается ежегодно.

Разница процедур для новостроек и жилых строений на вторичном рынке

Все дома на вторичном рынке недвижимости, построенные до момента принятия Жилищного кодекса РФ (то есть до 1 марта 2005 года), располагаются на земельных участках, принадлежащих муниципалитету. Территорию под такими домами собственники имеют право приватизировать, обратившись с соответствующим заявлением в местные органы власти.

Читайте также:  В течение какого времени после получения гражданства нужно подать документы на паспорт?

Для приватизации старых жилых домов потребуется кадастровый паспорт. Если данный документ отсутствует, процедура оформления происходит в общем порядке.

После того, как был принят ЖК РФ, дольщикам, приобретающим квартиры в новостройках, было предоставлено право на часть земли под многоквартирным домом. Приобретая квартиру в строящемся или недавно сданном жилом доме, владелец недвижимости автоматически становится собственником части земельного участка, на который изначально оформлен кадастровый паспорт.

Особенности приватизации

В новых домах придомовая территория и без приватизации принадлежит всем собственникам квартир по праву общедолевой собственности (ст. 36 Жилищного кодекса). Но если многоквартирный дом (далее – МКД) сдан до 2005 года, есть вероятность, что участок придомовой территории не сформирован, и его можно поставить на кадастровый учет и оформить в общую собственность.

Приватизация – это общее понятие. Придомовую территорию можно только бесплатно оформить в общедолевую собственность жильцов. Под приватизацией же обычно подразумевается безвозмездное получение жилья от государства или муниципалитета, если люди в нем проживают по договору социального найма (ст.

2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации…»). Также по законодательству можно приватизировать муниципальное или государственное имущество, в том числе и земельные участки (ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного…»).

Какая придомовая территория может быть оформлена в общедолевую собственность владельцев жилья:

  • парковки;
  • детские и спортивные площадки;
  • элементы озеленения и благоустройства;
  • земля, на которой построен МКД;
  • участки, на которых находятся котельные и подстанции;
  • иные объекты инфраструктуры.

Разница процедур для новостроек и жилых строений на вторичном рынке

Процедура приватизации земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), может существенно отличаться в зависимости от того, является ли это новострой или жилое строение на вторичном рынке.

Новострой:

  1. Собственники квартир в новостройке могут приватизировать придомовые территории, находящиеся в собственности государства или муниципалитета.
  2. Процедура приватизации осуществляется на основании Закона «О приватизации жилищного фонда в Российский Федерации».
  3. Для приватизации требуется согласие всех собственников квартир в МКД и согласование с органами местного самоуправления.
  4. Собственники МКД могут приватизировать не только придомовые территории, но и инженерные коммуникации.
  5. Приватизация новостроек может занять значительное количество времени и сопутствуется немалыми расходами на оформление документов.
  6. Собственники получают право использовать приватизированную территорию по своему усмотрению, однако существуют определенные ограничения, установленные законодательством.

Жилое строение на вторичном рынке:

  • Приватизация земельного участка под жилым строением на вторичном рынке действуется на основании Федерального закона «О приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
  • Собственники квартир в жилом строении на вторичном рынке имеют право приватизировать придомовую территорию, если она находится в собственности государства или муниципалитета.
  • Для приватизации требуется согласие всех собственников квартир в жилом строении и согласование с органами местного самоуправления.
  • Сроки и расходы на оформление приватизации для жилых строений на вторичном рынке могут быть сопоставимы с новостройками.
  • Собственникам также предоставляется участок земли для приватного пользования, что позволяет им использовать его по своему усмотрению в рамках законодательства.

Как определяется размер и границы

Под каждым МКД образуются отдельные земельные участки с четко определенными границами. Они не должны нарушать права третьих лиц: например, не допускается, чтобы граница формируемого участка проходила по территории собственника другого участка.

Какие еще есть условия:

  1. Нежелательно включать в границы участка земли, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общедомовому имуществу.
  2. В состав формируемого участка не могут входить земли общего пользования.
  3. Размер формируемой территории устанавливается, исходя из площади МКД, то есть суммарной площади всех квартир и нежилых помещений.
  4. При определении размера должны учитываться территории, которые нужны для обеспечения нормальной работы инженерных систем. Обязательно соблюдать санитарные нормы, требования пожарной безопасности, нормы градостроительного законодательства.

Когда на два плюса — один минус

Для большей наглядности, приводим плюсы и минусы приватизации земли многоквартирного здания:

ПЛЮСЫ

  • Возможность использовать и распоряжаться придомовой землёй лишь с одобрения владельцев, жильцов дома.
  • Гарантированная компенсация в случае возможного отчуждения общедомовой земли со стороны муниципальных органов.
  • Возможность коммерческого использования: сдача в аренду (строительство ТЦ, автомойка, гаражный комплекс, автостоянка и др.)
  • Увеличение стоимости каждой отдельной квартиры в случае владения собственниками долями придомовой земли.
  • Возможность создания максимально комфортных условий для жизнедеятельности жителей дома.

МИНУСЫ

  • Необходимость уплаты обязательной налоговой пошлины на недвижимость (эта пошлина включается в квитанции на оплату коммунальных услуг).
  • Необходимость работ по благоустройству, озеленению и обслуживанию придомовой территории за счёт жильцов дома.

«Рецептура» приватизации придомовой земли многоквартирного жилого здания

Определение границ придомовой земли происходит ещё на этапе оформления разрешительной документации на ведение строительных работ. С этой целью заранее согласовывается территория земли под застройку, а детализация и уточнение величины земельного участка происходит уже на этапе введения построенного дома в эксплуатацию.

Относительно существующих многоквартирных домов, размер и главные показатели придомовой территории, определяются такими способами:

  • 1 способ – на основании технической документации БТИ в том случае, когда строительство дома произошло после 1991 года.
  • 2 способ – на основании нормативных показателей, когда год возведения жилого дома относится ещё ко времени СССР (в том случае, когда для этих зданий не сохранилась необходимая документация, используются фактические данные относительно придомовой территории).

Если вдруг возникают споры о величине придомовой земли, то жители, обеспокоенные этим вопросом, имеют право обратиться в суд. Тогда в роли ответчиков выступят местные власти.

Читайте также:  Как учредителя привлечь к субсидиарной ответственности

В 2005 году начал действовать Жилищный Кодекс РФ. В результате этого, установились чёткие рамки по определению величины территории многоквартирного здания:

  1. Величина территории многоквартирного жилого здания не бывает меньше, чем размер площади самого здания.
  2. Придомовая территория – это не только лишь незанятая ничем земля, но также и все участи, отведённые под объекты коммунального назначения, гаражные постройки и др.
  3. В площадь обозначенной придомовой земли включены также и все объекты, касающиеся благоустройства дворовой территории.

При введении многоквартирного жилого здания в пользование, параметры по величине и характеристикам земельной территории под зданием определяются строго по факту кадастрового учёта. С этой целью компания-застройщик должна осуществить подготовку технической документации на построенный жилой дом. Но при этом непосредственное оформление документов на землю не является обязанностью компании-застройщика. Поэтому зарегистрировать землю в собственность следует уже по факту осуществления передачи людям (жильцам) готовых квартир.

Стоит ли оформлять – плюсы и минусы

Однозначно сказать, стоит оформить землю при МКД в собственность или нет – нельзя, поскольку универсального решения здесь не может быть. У этой возможности есть как преимущества, так и недостатки, и окончательный вариант зависит от индивидуальной ситуации.

Преимущества Недостатки
+ возможность полностью распоряжаться земельным участком в соответствии с нуждами дома;

+ эффективный контроль за работой УК и обслуживающих организаций;

+ снижение расходов на ремонт, если собственники будут активно участвовать в организации работ;

+ исключается риск, что работы по благоустройству будут снесены администрацией (например, если жильцы решат проложить новый асфальт, его уже никто не снимет);

+ возможность получать дополнительную прибыль от сдачи в аренду, которая направляется на общедомовые нужды.

– процедура достаточно трудоемкая;

– управление будет осуществляться через собрания, организовать которые сложно;

– в крупных МКД управление будет затруднено за счет большого количества неактивных собственников;

– эффективность управления напрямую зависит от активности собственников и инициативной группы.

Как приватизировать придомовую территорию?

Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:

  • дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
  • Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
  • Здание построено после 2005 года. Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.

В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу. Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме. Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов. Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир. Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов. В процессе оформляются такие документы, как:

  • лист регистрации собственников (или их представителей);
  • протокол общего собрания; и т. п.

Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации. В нём необходимо указать:

  • куда оно подаётся (название органа).
  • От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
  • Адрес и кадастровый номер квартиры.
  • Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
  • Список приложений.
  • Дату.

Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителей), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд. Потребуется приложить такие документы: паспорт; технический план участка (можно получить в БТИ); кадастровый план участка; решение общего собрания; план многоквартирного дома. В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.

Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведения придётся пригласить кадастрового инженера. О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте здесь. Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.

Вопросы о парковке и использование придомовых территорий

Владение придомовыми территориями и парковкой возникает множество вопросов среди жильцов многоквартирного дома. Определение, кому принадлежит прилегающий участок, и чья обязанность обеспечить комфортную и безопасную парковку – все это поднимает немало споров и неоднозначностей.

Как правило, приватизированная муниципальная собственность действующего МКД включает в себя и земельный участок, прилегающий к дому. Таким образом, придомовая территория в правовом составе может находиться в общей собственности всех жильцов, а не в государственной или коллективной собственности.

Оформление прав на придомовое пространство и земельный участок может осуществляться через приватизацию или образование товарищества собственников жилья (ТСЖ). В таком случае, жители дома оформляют необходимые документы для получения права собственности на прилегающий участок.

Сформированное ТСЖ может оградить придомовую территорию, чтобы предотвратить несанкционированный доступ. Однако вопросы экологической и пожарной безопасности могут возникнуть, если придомовая территория полностью закрыта.

Если придомовая территория не является частью земельного участка в составе МКД, то она может быть государственной или коммунальной собственностью. В этом случае доступ к такой территории и парковке может быть ограничен, а установка дополнительных ограждений требует согласования с соответствующими органами.

Оформление прав на придомовое пространство и парковку – это важная необходимость для жильцов многоквартирного дома, но та же процедура может иметь и минусы.

Одним из минусов оформления придомового пространства является необходимость привлечения адвоката или специалиста в земельном праве для правильного оформления документов и решения сопутствующих вопросов.

Еще одним минусом является высокая стоимость оформления прав на придомовые территории. Кроме того, процедура может занять достаточно много времени, что может быть неудобным для жильцов.

Тем не менее, оформление прав на придомовое пространство имеет и плюсы. Владение прилегающим участком и возможность контролировать парковку гарантирует большую безопасность и комфорт для жильцов дома.

Если придомовое пространство оформлено на жильцов многоквартирного дома, они могут самостоятельно устанавливать правила парковки и бороться с нарушителями.

Читайте также:  С какими болезнями дают инвалидность в 2024 году

Использование придомовых территорий и парковки является неотъемлемой частью жизни жильцов многоквартирного дома. Соблюдение прав и обязанностей, а также учет интересов всех жильцов позволяет создать комфортное и безопасное пространство для парковки и отдыха.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *