Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетные организации платят налог на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственные муниципальные бюджетные учреждения не освобождены от уплаты налогов, которые устанавливаются федеральным законодательством. В данном тексте рассмотрим основные федеральные налоги, которые применимы к таким учреждениям.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Что такое налог на прибыль?
Налог на прибыль является одной из главных статей доходов бюджета. Его взимание позволяет государству финансировать различные социальные программы и предоставлять услуги обществу, такие как образование, здравоохранение, армия и другие.
Основные особенности налога на прибыль:
- Ставка налога на прибыль может быть установлена фиксированной или зависеть от различных факторов, таких как размер прибыли, отрасль деятельности, регион и другие;
- Организации имеют право на учет налоговых льгот и вычетов, что позволяет снизить сумму налога на прибыль;
- Налог на прибыль уплачивается ежегодно, после завершения финансового года.
Бюджетные организации, как правило, освобождены от уплаты налога на прибыль, поскольку их деятельность направлена на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В целом, налог на прибыль является важным инструментом государственного регулирования экономики и способствует развитию страны через финансирование основных государственных программ и проектов.
Бюджетные организации и налог на прибыль
Однако, несмотря на свою принадлежность к государственному сектору, бюджетные организации не освобождаются от налогообложения полностью. В отличие от коммерческих организаций, которые обязаны платить налог на прибыль, бюджетные организации также могут подлежать налогообложению.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько налоговых режимов для бюджетных организаций, которые определяются в зависимости от вида деятельности и формы правления организации. Один из таких режимов – это налог на прибыль.
Налог на прибыль взимается с бюджетных организаций, которые осуществляют коммерческую деятельность или оказывают платные услуги. При этом, налоговые ставки и правила расчета могут отличаться в зависимости от ряда факторов, включая уровень дохода и деятельности организации.
Однако, следует отметить, что не все виды деятельности бюджетных организаций подлежат обложению налогом на прибыль. В законодательстве предусмотрены различные освобождения и льготы, которые могут быть применены к таким организациям. Например, налоговая база может быть уменьшена на сумму прямых и косвенных расходов, связанных с осуществлением некоммерческой деятельности или выполнением государственных обязанностей.
Таким образом, бюджетные организации не полностью освобождаются от налогообложения и могут быть обязаны платить налог на прибыль в случае осуществления коммерческой деятельности или оказания платных услуг. В то же время, законодательство предусматривает определенные льготы и освобождения для таких организаций, что может уменьшить налоговые обязательства.
Особенности налогообложения бюджетных организаций
Одной из главных особенностей налогообложения бюджетных организаций является то, что они освобождены от уплаты налога на прибыль. Это обусловлено тем, что их основная цель — предоставление государственных или муниципальных услуг, а не извлечение прибыли. Вместо этого, бюджетные организации получают финансирование из бюджета, а также могут генерировать собственные средства путем оказания платных услуг или продажи товаров.
Однако необходимо отметить, что хотя бюджетные организации освобождены от уплаты налога на прибыль, они все равно обязаны уплачивать другие налоги, такие как налог на имущество, транспортный налог и налог на землю. Эти налоги облагаются в соответствии с установленной законодательством ставкой и подлежат возмещению в бюджет страны или муниципалитета, в котором расположена организация.
Важно отметить, что налогообложение бюджетных организаций может различаться в зависимости от их юридической формы. Например, государственные учреждения и унитарные предприятия могут иметь особые налоговые преимущества, такие как освобождение от НДС или льготы по уплате налога на имущество.
Таким образом, налогообложение бюджетных организаций имеет свои особенности, отличающиеся от коммерческих предприятий. Вместо налога на прибыль, они обязаны уплачивать другие налоги, такие как налог на имущество или налог на землю, соответствующие их деятельности и установленные законодательством.
НДС: КОСГУ при безвозмездной передаче
За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.
Если учреждение выступает в роли налогового агента, то уплачивает НДС по кодам, сопровождаемым вознаграждение контрагенту, с которого налог удерживают. Например, при аренде имущества его отражают увязкой КОСГУ 224 и КВР 244, а при начислении налога в 15–17 разрядах счета 303.04 указывают КВР 244.
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Как сделать на налог проводки
Школа (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение). В 2023 году поступил доход от сдачи макулатуры, провели по КОСГУ 446. Начислен и оплачен налог на прибыль по 291 КОСГУ, КВР 852. Правильно ли это, или надо было со 189? И соответственно, как на налог правильно сделать проводки?
Бюджетные учреждения начисляют налог на прибыль в уменьшение дохода по подстатье КОСГУ 189 «Иные доходы» и коду подвида доходов 180 «Прочие доходы» (п. 9 Порядка № 209н, п. 12.1.7 Порядка № 132н, письма Минфина России от 17.04.2023 № 02-05-10/27660, от 14.03.2023 № 02-05-11/17086).
Проводки по начислению и уплате налога приведены в п. 131, 151 Инструкции № 174н:
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начислен налог на прибыль;
Дебет 2 303 03 831 Кредит 2 201 11 610 (ЗБ 17 код подвида доходов 180, код КОСГУ 189) — уплачен налог на прибыль.
Напомним, как определить финансовый результат деятельности предприятия. Убыток или прибыль до налогообложения (проводка) определяется как разница между суммой оборотов по дебету и кредиту счета 99 в корреспонденции со счетами 90 (субсчет «Прибыль/убыток от продаж») и 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»). Если за отчетный период складывается кредитовый остаток, это говорит о том, что компания получила прибыль. Дебетовое сальдо на конец периода говорит о понесенных убытках.
Счет 68 является активно-пассивным, то есть может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Причем остаток по дебету на конец расчетного периода говорит о наличии переплаты в государственный бюджет. А кредитовый остаток, наоборот, говорит о наличии задолженности.
Налоговый и бухгалтерский учет имеют разные нормы в части принятия доходов и расходов. Так, например, некоторые виды расходов (доходов) могут приниматься в одном из учетов полностью и единовременно, а в другом — частями на протяжении нескольких периодов или вовсе исключены. В итоге между данными НУ и БУ возникают разницы временные и постоянные.
В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, необходимо скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.
Основным нормативным документом, устанавливающим правила составления бухгалтерских записей по налогу на прибыль (ННП), является ПБУ 18/02 (приказ Минфина от 19.11.2002 № 114н). Некоммерческие организации и компании, которые освобождены от уплаты ННП, вправе не применять эти положения. А вот субъектам малого предпринимательства разрешили выбирать: отражать операции по общим правилам и использовать проводки по начислению налога на прибыль либо организовать упрощенный бухучет.
Если причитающиеся суммы налогов уплачиваются в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, то организация должна самостоятельно исчислить и уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли расходы в виде пеней за просрочку уплаты налогов не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ).
- Пени по налогам, подлежащие уплате в бюджет, отражаются в том же порядке, что и санкции за несоблюдение налогового законодательства, то есть отражаются по дебету счета 99 в корреспонденции со счетом 68 (см. Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
- Пени представляют собой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и не являются налоговой санкцией (п. 1 ст. 75, п.п. 1, 2 ст. 114 НК РФ). Суммы пеней, начисленные организацией в связи с неполной уплатой налога в установленные сроки, удовлетворяют определению расхода, приведенного в пункте 2 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Начисленные пени в программе отражаются по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 68.
- Расчет налога на прибыль — выполняет только начисление налога по данным налогового учета для уплаты в бюджет;
- Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 — выполняет только расчеты по ПБУ 18/02 по данным бухгалтерского учета (по новому алгоритму, то есть балансовым методом) для финансовой отчетности.
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия) |
КБК для уплаты налога на прибыль
НАЛОГ | КБК |
---|---|
Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет | 182 1 01 01011 01 1000 110 |
Налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ | 182 1 01 01012 02 1000 110 |
Налог на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ (фактически до 21.10.2011 г.) | 182 1 01 01020 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 |
Признание доходов и расходов
Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.
Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.
При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.
Налог на доходы: как рассчитывается для бюджетных учреждений
Налог на доходы является одним из основных налогов, которые платят бюджетные учреждения. Рассчитывается этот налог исходя из доходов, полученных учреждением за определенный период времени.
Для расчета налога на доходы бюджетного учреждения необходимо учесть ряд факторов. Во-первых, это ставка налога, которая определяется действующим законодательством. Во-вторых, необходимо учесть налоговые льготы и особенности, которые предоставляются бюджетным учреждениям.
Расчет налога на доходы осуществляется следующим образом:
- Определите сумму доходов, полученных бюджетным учреждением за определенный период времени. Доходы могут быть различного характера: это могут быть поступления от оказания услуг, продажи товаров или займов, а также субсидии, гранты и другие виды доходов.
- Учтите налоговые льготы, которые предоставляются бюджетным учреждениям. Такие льготы могут включать освобождение от уплаты налога на определенные виды доходов или установление льготной ставки налога.
- Рассчитайте сумму налога, умножив общую сумму доходов на ставку налога и учтите налоговые льготы.
Полученная сумма налога на доходы должна быть уплачена в соответствующий налоговый орган в установленные сроки. Размер и сроки уплаты налога могут быть различными в зависимости от законодательства страны или региона, где находится бюджетное учреждение.
Расчет и уплата налога на доходы являются важной задачей для бюджетного учреждения. От того, насколько правильно будет выполнен расчет и уплачен налог, зависит финансовое положение учреждения и его возможность обеспечить нормальное функционирование и реализацию своих задач.
Земельный налог: платят ли бюджетные учреждения
Земельный налог является одним из наиболее распространенных налогов в России. Он взимается с собственников земельных участков за право пользования землей. Но возникает вопрос: платят ли земельный налог бюджетные учреждения?
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, бюджетные учреждения освобождаются от уплаты земельного налога. Это означает, что государственные организации, учреждения и предприятия, находящиеся в государственной собственности, не обязаны выплачивать данную налоговую плату.
Основным аргументом в пользу освобождения бюджетных учреждений от земельного налога является то, что эти учреждения уже являются государственными, и обязательства по обеспечению их деятельности лежат на государстве. Таким образом, плата за земельное пользование считается учтенной в уже имеющихся для бюджетного учреждения бюджетных ассигнованиях.
Однако, следует отметить, что освобождение от земельного налога распространяется только на те земельные участки, которые находятся в собственности государства и занимаются бюджетными учреждениями. Если же бюджетное учреждение арендует земельный участок у частного собственника, оно обязано выплачивать арендную плату, а в некоторых случаях дополнительно платить и земельный налог.
Таким образом, бюджетные учреждения, находящиеся на земельных участках государственной собственности, освобождаются от земельного налога. Но если земельный участок арендован у частного собственника, учреждение обязано выполнять свои обязательства по арендной плате и, в некоторых случаях, земельному налогу.
Налог на прибыль является одним из основных налогов, которые платят бюджетные организации. Его особенностью является то, что он взимается только с прибыли, полученной за отчетный период.
Основные характеристики налога на прибыль:
- Ставка налога устанавливается законодательством и может различаться в зависимости от ряда факторов, таких как размер дохода и отрасль деятельности.
- Налоговая база включает в себя прибыль, полученную без учета налоговых вычетов и льгот, а также прибыль, полученную от внешнеэкономической деятельности.
- Отчетный период для налога на прибыль составляет один календарный год.
Основные обязанности бюджетных организаций по налогу на прибыль:
- Определение налоговой базы на основе финансовой отчетности и учетных данный организации.
- Расчет суммы налога в соответствии с установленной ставкой.
- Составление и подача налоговой декларации в установленный срок.
- Своевременная уплата налога в бюджет.
- Соблюдение правил и требований, установленных законодательством в области налогообложения.
Налог на прибыль направляется в бюджет и используется для финансирования государственных нужд и регулирования экономики.