Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в возбуждении исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение исполнительного документа не гарантирует, что приставы сразу же вынесут постановление и начнут процесс исполнения решения. По каким причинам заявитель может столкнуться с отказом? В действующем законодательстве содержится достаточно обширный перечень оснований, при наличии которых принимается отрицательное решение. Так, приставы вправе не выносить постановление, если истек срок предъявления ИД, не вступило в силу соответствующее судебное решение, документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий и т.д.
В каких случаях может быть отказано в возбуждении производства?
Важно! Закон предоставляет заявителю возможность повторно обратиться к приставам для возбуждения исполнительного производства. Повторно подать заявление можно после того, как обстоятельства, ставшие причиной отказа, будут устранены.
Если приставом будет принято решение об отказе, копия соответствующего постановления направляется взыскателю и в суд. Причем отправить копию сотрудники ССП обязаны не позднее дня, следующего за тем днем, когда было принято решение.
Таким образом, возбуждение исполнительного производства представляет собой строго регламентированную законом процедуру. Однако это вовсе не исключает риск возникновения различных сложностей на всех этапах исполнительного производства.
Если вы хотите, чтобы судебное решение все-таки было исполнено, рекомендуем обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые оказывают услуги по правовому сопровождению исполнительных производств.
Причины отказа в возбуждении исполнительного производства
В связи с чем пристав может отказать возбуждать производство по исполнительному листу указано в ст. 31 закона № 229 от 02.10.2007 г.
Постановление об отказе должно быть вынесено в течение 3-х дней, когда поступил исполнительный документ приставу. Пристав вынесет постановление об отказе если:
- вместе с исполнительным документом взыскателем не подано заявление о возбуждении исполнительного производства или же заявление не подписано уполномоченным лицом, т.е. взыскателем или его представителем
- взыскатель предъявляет документ не по тому месту, где должны производиться исполнительные действия, по-другому говоря, не по месту жительства или нахождения должника территориально который относится к конкретному отделу службы судебных приставов
- исполнительный документ подан приставам после истечения срока, в который он может быть подан
Получить номер исполнительного производства
Не помешает проверить исполнительное производство. Незакрытое исполнительное производство создает массу проблем. Начиная с невозможности взять кредит, заканчивая проблемами с поездками в другую страну. Потому проверка официальной информации становится полезной возможностью.
Также, проверка информации будет полезной, если хотите заключить договор с какой-то компанией. Если информация о ней есть, она будет внесена в банк данных. Желательно проверить, не возбуждено ли против неё исполнительногопроизводства. Это обезопасит от проблем, возникающих при сотрудничестве.
Навести справки довольно просто. Зайдите на платформу ФССП, перейти в режим поиска данных. Есть две формы – для физических и юридических лиц. А также можно вести поиск по номеру исполнительного производства (если он у вас имеется).
Для физического лица стоит указать ФИО, дату рождения, регион, где возбудили исполнительное производство об неуплаченных ими долгах. Также можно указать номер исполнительногопроизводства (под него выделена отдельная строка). Поиск на сайте ФССП бесплатен и не требует регистрации.
Если по указанной информации удалось найти обязательства, их можно проверить в новом окне. Там будут указаны данные исполнительногопроизводства, на основании какой задолженности лицо её получило и другими важными сведениями. Например, в какой банк следует пойти, чтобы внести долг, а также реквизиты рассматриваемого банка, для внесения средств. Если долг не ваш, но есть банк, куда задолжали деньги, следует обратиться в ФССП, чтобы прояснить ситуацию. Если все правильно, взять платежные реквизиты и погасить долг, чтобы больше не усугублять проблему.
А проблемы, если не проверить данные, могут быть довольно весомые. Например, по ФЗ, если сумма долга больше 10 тыс. рублей, человека могут на время ограничить в использовании водительских прав. Не говоря уже о других проблемах, о которых упоминалось ранее.
С чего начинается исполнительное производство?
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.
Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.
Как устроено исполнительное производство в России?
От устройства исполнения решений суда зависит и механизм обжалования в его процессе. Как и во многих других государствах, в России исполнение судебных решений в основном регулируются нормами обычного права. Исполнительное производство находится под контролем со стороны административных органов. Все основные полномочия, связанные с контролем процесса исполнения судебных решений переданы службе судебных приставов, то есть государству. Но вся деятельность административных органов контролируется судами.
Фактически эффективность взыскания долгов связана с возможностями Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая входит в систему органов при Министерстве юстиции РФ. ФССП имеет три уровня: федеральный, региональный и местный один. На федеральном уровне осуществляется только общее руководство службой, рассматриваются обращения и т.д.
Региональный уровень, в дополнении к организационным и контрольным функциям, аналогичным федеральным полномочиям, также отвечает за расследование и поиск должников, решает вопросы, связанные с процедурами сложного исполнительного производства (несколько должников, правоприменение в отношении градообразующих предприятий и т.д.).
Фактическое исполнение судебных решений осуществляется местными подразделениями ФССП). Они возглавляются старшими судебными приставами, который контролирует исполнение, санкционирует некоторые действия судебных приставов. Некоторые из них могут быть законными, только если предварительно утверждены старшим судебным приставом (исполнительные действия в ночное время, доступ в жилую недвижимость, занимаемую должником и т.д.).
Пройдите опрос по вероятности привлечения к СО
Все руководители ФССП — от старших судебных приставов до главы службы имеют право отменить любые распоряжения судебных приставов (даже по собственной инициативе) и объявить их действия (или бездействие) незаконным.
Согласно п. 5 СТ. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в постановлении. Как показывает практика, возможность реального исполнения требований исполнительного документа напрямую зависит от оперативности действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество должника, иногда в таких ситуациях счет идет буквально на часы. Требование же данной нормы закона, носящей императивный характер, отрицательно сказывается на процессе исполнения, ибо в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о немедленном наложении ареста у должника есть своего рода иммунитет от ареста на период действия установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения. Ведь в данной ситуации право судебного при става-исполнителя наложить арест на имущество должника в момент его описи и ареста обусловлено наличием у судебного при става-исполнителя заявления взыскателя о наложении ареста, при отсутствии которого арест может быть наложен только по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения. От взыскателя же, в силу различных причин, может не поступить такого заявления. В том случае, когда взыскатель расположен в месте исполнения, данная проблема еще разрешима, но бывает, что взыскатель находится очень далеко от места исполнения и получение судебным приставом-исполнителем заявления от него становится проблематичным. При несоблюдении судебным при ставом-исполнителем требований п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», как показывает практика судов, следует неизбежное признание действий судебного при става-исполнителя незаконными. Таким образом, отсутствие у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о немедленном наложении ареста на имущество должника лишает судебного при става-исполнителя права произвести арест имущества должника одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства до истечения срока предоставленного для добровольного исполнения. Вместе с тем в подобной ситуации у должника появляется возможность в течение срока, отведенного на добровольное исполнение, сокрыть, распродать или иным образом распорядиться своим имуществом с целью не допущения наложения на него ареста.
Оформление постановления
Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства оформляется согласно закону и ведомственным инструкциям, в частности, методическим указаниям.
Перечень сведений в постановлении пристава следующий:
- название подразделений, адрес офиса;
- дата принятия решения;
- должность, фамилия, инициалы пристава;
- номер производства (обычно тот, который был присвоен делу в суде);
- разрешаемый вопрос (об открытии производства);
- ссылка на законодательство;
- существо принятого решения (отказать в открытии производства по заявлению ФИО заявителя);
- порядок и сроки подачи жалобы на постановление (часто искажается и не соответствует нормам закона);
- дата и подпись.
На документе обязательно сотрудниками канцелярии ставится подпись.
С чего начинается исполнительное производство?
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства.
Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.
Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.
Особенно привлекательно для должника. Ведь пока устраняются препятствия можно не исполнять решения суда законно. Берите на заметку уважаемые читатели!
Как должнику-гражданину добиться окончания исполнительного производства по п.4 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (в связи с отсутствием имущества)
Внесудебное банкротство для граждан, общий размер задолженности которых не превышает 500 тысяч рублей, хорошее решение для многих должников, которые не в состоянии заплатить за полноценную судебную процедуру. Сложность же заключается в том, что оценка неплатежеспособности должника по сути переложена с финансового управляющего и суда на судебного пристава.
Ведь для того, чтобы пройти эту желанную для многих и, главное, бесплатную процедуру нужно чтобы на дату подачи такого заявления (в МФЦ) в отношении должника было окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании п.4 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (п.1 ст.223.
2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Исполнительные производства же могут длиться месяцами и годами.
Точнее – «висеть» без движения – пристав разослал запросы в банке/Росреестр/ГИБДД, направил (в лучшем случае) повестку должнику о явке, а может даже осуществил выезд по месту проживания должника (если взыскатель попался настойчивый).
Итог – имущества нет, денег на счетах/официального дохода нет, по исполнительному листу взыскатель не получил ни копейки, однако оканчивать исполнительное производство по п.4 ч.1 ст.46 Закона «Об исполнительном производстве» пристав явно не собирается.
Как эффективно следить за ходом дела
Направив заявление и исполнительный лист в ФССП, взыскатель может контролировать ход дела, обжаловать действия и бездействия приставов. Для этого нужно получить копию постановления о возбуждении дела, в котором будет указан номер. Контролировать ход дела можно следующими способами:
- знакомиться с материалами дела, так как такое право предоставлено каждому участнику производства;
- направлять в адрес ФССП письменные запросы о получении информации по исполнительным действиям;
- проверять информацию по базе данных на сайте ФССП;
- подавать жалобы на действия и бездействия приставов;
- участвовать в исполнительных действиях;
- подавать заявления и ходатайства (например, об объявлении розыска должника и его активов).
Приостановления исполнительного производства.
Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.
Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:
- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:
- оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
- обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
- в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
- утраты должником дееспособности;
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
- отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
- принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
- направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.
Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Окончание исполнительного производства.
Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:
1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.
2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.
3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.
5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.
Этапы исполнительного делопроизводства
Делопроизводство открывается судебным приставом на этапе принудительного исполнения решения суда.
Сам процесс по взысканию задолженности состоит из трёх этапов:
- Открытие и подготовка делопроизводства для осуществления принудительных действий. Здесь происходит изучение возможности исполнения постановления в добровольном порядке. Затем уполномоченные органы начинают поиск должника и его имущества.
- Исполнение долговых обязательств в принудительном порядке. Здесь приставы взыскивают денежные средства неплательщика. Они требуют погасить долги на основании судебного акта.
- Окончание исполнительного производства. Здесь может быть принято решение о прекращении, окончании мероприятий по истребованию долгов. А также возвращению документации заявителю.
Какие документы обязан оформить судебный пристав
Практика последних 6 лет по общению и попытками взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов (ФССП), а точнее — с той ее частью, которая заниматеся исполнительным производством, показала, что указанная часть ФССП является самой отвратительной и безобразной как по исполнению каждым судебным приставом своих должностных обязанностей, так и по эффективности своей работы. В то же самое время они удивительным образом умудрились испортить отношения как с другими федеральными службами, так и с бизнесом и гражданами. Это, в том числе, выражается в том, что (как правило) взыскателей они не информируют ни о возбуждении исполнительного производства, а сами исполнительные производства достаточно часто почему-то «теряют», их любят есть мыши, крысы и другие грызуны, «почему-то именно на них выливается вся имеющаяся в радиусе километра от районного подразделения ФССП вода и т.п.
Сведения из законодательных актов
Для начала давайте разберёмся, почему же могут отказать в возбуждении исполнительного производства:
- Если исполнительный лист был предоставлен в службу судебных приставов без заявления. Ещё одной причиной для отказа служит отсутствие подписи на документе. Как показывает практика, более тридцати процентов исполнительных листов, переданных в органы, не имеют подписей. Такие документы отправляются обратно к заявителю. Перед тем как передать лист сотрудникам, обязательно проверьте наличие подписи и печати. Рекомендуем подписать справку заранее, не нужно этого делать непосредственно перед сдачей. В спешке вы можете просто забыть это сделать, и в этом случае документ вернётся снова к вам. Ну и также вы потеряете своё драгоценное время.
- Если исполнительный лист был отправлен по другому адресу. В случае если человек живёт и зарегистрирован по другому адресу, то пристав также не примет документ к исполнению. По закону процедура взыскания может начаться только по фактическому адресу проживания неплательщика. Во избежание ошибок рекомендуем проверять адрес взыскания непосредственно в судебном учреждении. Если вы нашли несоответствия, то требуйте сразу исправить их.
- Период для передачи исполнительного документа подошёл к концу. Здесь являются исключением случаи, когда срок был восстановлен в судебном порядке. Отметим, что срок можно восстановить только при наличии уважительных причин.
- Документ, переданный специалистам исполнительного органа, не является листом или же он заполнен с нарушениями. Зачастую такие ошибки допускаются при заполнении бумаг в судебной инстанции.
- На основе листа уже было инициировано взыскание, но производство было закрыто.
- На основании этого документа было возбуждено исполнительное производство, но оно было полностью исполнено.
- Данный вид актов вступает в свою законную силу только после того, как судебная инстанция выдаст соответствующее постановление. Это решения о взыскании заработной платы, алиментов, восстановлении на рабочем месте сотрудника.
- Документы, на основе которых должно произойти истребование, необходимо передать в другой исполнительный орган, но не в службу судебных приставов.
- Когда справки и бумаги, на основе которых должно произойти истребование, заключают в себе нормы международных контрактов. Они создаются, как правило, для того, чтобы возвратить себе детей, вывезенных из Российской Федерации незаконными способами. Здесь причиной для отказа может стать только факт достижения ребёнком совершеннолетия или же другого возраста, прописанного в контракте. Поэтому необходимо тщательно читать соглашение.
- Перечень справок и бумаг для инициирования процедуры по взысканию задолженности, представлены с несоблюдением закона «Об исполнительном производстве». Здесь необходимо указать, что статья номер 21, которая считается нарушенной, вступила в законную силу с марта 2015 года. Часть номер девять этой же статьи указывает на возможность отсрочки или рассрочки в отношении исполнительного производства. Иными словами, если документ был передан лицом в период действия отсрочки, работник обязан его вернуть. В течение этого срока нельзя возбуждать процесс взыскания. Отсрочка означает, что неплательщик на добровольной основе исполняет решение судебного учреждения.
Как обжаловать действия судебных приставов?
Что уж говорить – организация работы службы судебных приставов оставляет желать лучшего. Чаще всего они и сами с этим соглашаются, пеняя на низкие зарплаты, высокую текучку кадров и непомерную загруженность сотрудников.
- Конечно, это вызывает некоторую долю сочувствия, однако почему за все невзгоды судебных приставов должны расплачиваться граждане?
- Ведь когда пристав незаконно списал все деньги со счета или арестовал автомобиль гражданина, этому гражданину совершенно не интересно слушать о чьих-то служебных проблемах.
- Закон предоставляет приставам очень широкие полномочия для исполнения судебных решений, которые они могут использовать кому-то на благо, а кому-то во вред. Вот лишь некоторые типичные нарушения со стороны судебных приставов:
— должнику не выслали постановление о возбуждении исполнительного производства, в связи с чем он лишился возможности добровольно погасить долг,- наложен арест на банковские счета при том, что имелись наличные деньги для оплаты долга,- дорогостоящее имущество оценено за копейки,- необоснованно применены ограничительные меры к должнику (лишение водительских прав или запрет на выезд за границу) и т.д.
- Поэтому нужно знать, как противостоять подобным действиям приставов законными методами.
- Обжаловать действия приставов можно двумя способами:
- 1) Обратиться к вышестоящему судебному приставу (к старшему приставу отдела, к главному судебному приставу по региону или к главному судебному приставу РФ – в зависимости от уровня пристава, чьи действия обжалуются).
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.