Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация Автономной некоммерческой организации: этапы и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная особенность АНО образуется в связи с закрепленной в ст. 10 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» нормой права. В ней говорится, что все имущество, переданное ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество. Это значит, что в случае, если организации было передано в собственность имущество, то после ликвидации учредители не смогут вернуть себе его. Данное имущество направляется на погашение обязательств (кредитов), имеющихся у ликвидируемой АНО или, если такие обязательства отсутствуют, на достижение целей организации, которые закреплены в ее учредительных документах (уставе). При этом необходимо отметить, что АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам АНО.
Принятие решения о государственной регистрации ликвидации АНО
Ликвидацию АНО можно разделить на принудительную и на добровольную. Принудительная ликвидация АНО может произойти по постановлению суда: такое постановление суд может вынести, если Автономная некоммерческая организация осуществляла деятельность, не соответствующую ее уставным целям или, не исполнила требования надзорных или правоохранительных органов об устранении допущенных правонарушений. В случае, когда Автономной некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений о необходимости устранить допущенные правонарушения, компетентные органы в праве обратиться в суд, с требованием о принудительной ликвидации АНО.
Решение о начале добровольной ликвидации Автономной некоммерческой организации принимает высший орган управления организации. Таким органом может являться ее учредитель или высший коллегиальный орган управления организацией в зависимости от структуры органов управления. От того, как составлялись документы при государственной регистрации АНО, будет зависеть, К чьей компетенции отнесено принятие решений о ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса. Чтобы понять, кто принимает решение о ликвидации у Вас, необходимо ознакомится с уставом АНО в части исключительной компетенции высшего органа управления организацией.
Высший орган управления организацией или суд назначают ликвидатора (ликвидационную комиссию) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом №7 «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации организации.
Ликвидатор Автономной некоммерческой организации
Ликвидатор АНО назначается высшим органом управления АНО, данные о ликвидаторе вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. После этого руководитель АНО вправе покинуть свою должность, ведь он освобождается от всех возложенных на него в связи с занимаемой должностью обязательств. С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами организации.
Клиенты часто задают нам вопросы о том, кто может быть ликвидатором, необходимо ли для этого иметь какое-то специальное образование? Может ли быть ликвидатором сам руководитель организации? Или это должно быть обязательно третье лицо? Вправе ли учредитель выступать ликвидатором АНО? Может ли ликвидатор получать заработную плату?
- Назначить ликвидатором АНО можно любого дееспособного гражданина, достигшего 18 летнего возраста. Для исполнения полномочий ликвидатор, не требуется специального образования.
Учредитель или руководитель организации, так же может стать ликвидатором АНО, не существует законодательных ограничений, которые накладывали бы запрет, на выполнения ими такой обязанности.
Чаще всего в роли ликвидатор, выступает именно руководитель АНО, так как ему лучше всего знакома текущая деятельность организации и нет необходимости вводить третьего человека в дела организации, в случае ее добровольной ликвидации. При этом ликвидатор вправе получать денежное вознаграждение (заработную плату) за свою работу. Или исполнять обязанности ликвидатора безвозмездно, на добровольных началах, аналогично руководителю некоммерческой организации.
- Если ликвидации происходит по принуждению через суд, то в этом случае ликвидатор также обязан выступать в суде от имени Автономной некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия или ликвидатор? Есть ли разница?
Участники ликвидируемой организации самостоятельно принимают решение, кто будет заниматься процессом: ликвидационная комиссия или ликвидатор. Она (он) наделяется всеми полномочиями по управлению делами и принимает необходимые меры.
Если в состав учредителей входит РФ, субъект или муниципальное образование, то однозначно все дела передаются комиссии. А в нее обязательно включается председатель комитета по управлению имуществом, фонда либо соответствующего органа местного самоуправления. В остальных случаях любое физическое лицо может стать ликвидатором или войти в состав ликвидационной комиссии. Учредители некоммерческой организации вправе произвести замену того или иного участника. Решение о смене ликвидатора либо состава комиссии необходимо внести в ЕГРЮЛ.
Советуем перед принятием решения о прекращении деятельности НКО и установлением срока ликвидации определить объем имущества и обязательства. Если в течение года не удастся завершить процедуру, то продление срока возможно только в судебном порядке на шесть месяцев. Учтите, что для повторного решения о ее проведении придется подождать полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ. Обычно на прохождение всех этапов достаточно 3 месяцев, поэтому рекомендуем придерживаться такого срока.
Начальный ликвидационный этап
Для прекращения существования НКО ее участники (учредители) и принявший ликвидационное решение властный орган организуют специальную ликвидационную комиссию. Ими же регламентируются сроки, порядок последующих процедур на основании законодательных положений.
Когда идет ликвидация автономной некоммерческой организации, остающееся после возмещения кредиторских претензий имущество (если другое не устанавливается федеральным законодательством), согласно учредительной документации НКО, направляется на учредительные либо гуманитарные цели. Если же имущество прекращающей существование НКО нельзя в дальнейшем эксплуатировать согласно с положениями, прописанными в ее учредительной документации — оно передается в пользу государства. Исключением будет являться ликвидация АНО (учреждений) некоммерческих форм партнерств.
Сроки изменение статуса АНО в ЕГРЮЛ
После того, как налоговая инспекция получила весь необходимый пакет для закрытия АНО, она в течение 5 рабочих дней должна внести изменения в ЕГРЮЛ. А в течение следующего рабочего дня подготовить справку для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В следующие три дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.
Важно!!! Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.
Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги
Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:
- Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
- В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
- Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
- Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.
Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.
Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс
Начнем с журнала.
Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.
Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.
Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.
Почему нужно публиковать объявление о ликвидации?
В законодательстве появится особая процедура для малого и среднего бизнеса — исключение из ЕГРЮЛ по желанию учредителей. Она потребует от владельцев компании меньше усилий и займёт около 3,5 месяцев.
Если проект закона утвердят, ООО будут исключать из ЕГРЮЛ в таком порядке:
Участники юрлица принимают решение о прекращении его деятельности и отправляют заявление об этом в регистрирующую налоговую. Это нужно сделать в том же порядке, в котором компания вносит другие изменения в ЕГРЮЛ.
↓
Налоговая делает запись о предстоящем закрытии ООО. На это отводится 5 дней.
↓
Информацию о том, что компания прекращает деятельность, нужно разместить в Вестнике государственной регистрации. В законопроекте не сказано, кто это делает. Но Минэкономразвития разъяснило, что от владельцев бизнеса потребуется только первичное обращение в налоговую, поэтому, вероятно, публикацией будет заниматься ФНС.
↓
Кредиторы и другие заинтересованные лица могут обратиться с возражениями против закрытия ООО. Они вправе сделать это в течение трёх месяцев.
↓
Если возражения не поступили, налоговая исключает компанию из ЕГРЮЛ.
Ожидается, что новые правила начнут применяться с середины 2023 года, чтобы ФНС успела подготовиться.
Какие шаги подразумевает процедура?
Шаг 1. Принятие решения о прекращении работы, создание ликвидационной комиссии (либо утверждение кандидатуры ликвидатора)
Решение о ликвидации принимается:
- общим собранием учредителей;
- судом по заявлению заинтересованных лиц;
- собственником имущества (например, учредителем бюджетного учреждения является государственный орган, а значит, он и будет принимать решение).
Процедура регулируется ст. 61–65 ГК РФ и аналогична упразднению любого другого юридического лица. Начинается с принятия учредителями совместного заключения. Проходит общее собрание, составляется протокол. В нем отражают следующие вопросы:
- принятие решения о ликвидации;
- назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (этот пункт может оформляться в отдельном документе);
- установление порядка и срока (не может превышать 1 года).
Распространенные ошибки при закрытии некоммерческой структуры
Ошибка 1. Закрытие фондов производится не по общим правилам. Для них установлен отдельный порядок, обозначенный п.2 ст. 18 ФЗ РФ № 7.
В частности, отмечено, что закрыть фонд можно только через суд. Основания для ликвидации перечислены также в этом пункте. К ним относят, например, отсутствие источников финансирования, средств, осуществление запрещенной, противоречащей уставу деятельности и др.
Ошибка 2. Следует правильно понимать разницу между ликвидацией НКО и коммерческой структуры. Обе процедуры, хоть, по сути, и проводятся по схожему принципу, но существенно разнятся.
Ключевое отличие: при закрытии НКО документы следует подавать в Минюст РФ, а при закрытии коммерческой структуры – ИФНС.
Материальные обязательства участников НКО
В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.
В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.
Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:
Подпишитесь на рассылку
Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram
- для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
- ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).
Необходимые документы
Процедура ликвидации АНО предполагает соответствующее правовое оформление, которое предполагает получение, сбор и предоставление в компетентные органы определенного пакета документов (каждый должен иметь снятую копию):
- Сертификат о регистрации в качестве ЮЛ (ОГРН).
- Свидетельство об учете субъекта в качестве налогоплательщика в территориальном подразделении ФНС.
- Устав организации, а также учредительный договор (если таковой был).
- Протокол, содержащий ход учредительного собрания и принятое решение о назначении руководителя фонда.
- Приказ о назначении главного бухгалтера.
- Бумаги, которые подтверждают гос.регистрацию вносимых изменений в учредительные документы, если таковые имели место.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Документы каждого из учредителей, руководителя, главбуха.
- Акт об уничтожении печатей и штампов.
В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния. Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий. Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:
- Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
- Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
- Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.
Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.