Акциз на табак для кальянов в 2022 году: когда начисляется, как рассчитать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акциз на табак для кальянов в 2022 году: когда начисляется, как рассчитать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российская Федерация по числу курильщиков занимает одно из лидирующих мест в мире. Каждый год от болезней, связанных с курением, в нашей стране умирают сотни тысяч людей. Это сказывается не только на судьбе отдельного гражданина, но и на жизни всей страны: страдает экономика, демографическая ситуация. В последние годы началось повальное увлечение курением кальяна. Считается, что это менее вредно, чем курение сигает, хотя медики с этим не согласны.

Когда маркировка табака стала обязательной

С 1 июля 2019 года производители и импортёры обязаны наносить коды маркировки на пачки сигарет и папирос.

С 1 июля 2020 года запрещено продавать немаркированные сигареты и папиросы. Также производители и импортёры обязаны наносить коды маркировки на упаковки любой табачной продукции.

С 1 июля 2021 года запрещено продавать альтернативную табачную продукцию без маркировки: сигары, сигариллы, кретек, биди, разные виды табака.

С 1 марта 2022 года в «Честном знаке» должны регистрироваться все, кто производит, импортирует или продаёт никотиносодержащую продукцию: табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак.

С 15 марта 2022 года производители и импортёры табачных стиков и смесей для кальяна, не содержащих табак, должны маркировать продукцию. Розничным продавцам нужно сообщать о продажах маркированных товаров в «Честный знак».

С 1 октября 2023 года запрещено продавать немаркированные табачные стики и смеси для кальянов, не содержащие табак.

Коротко о маркировке табака

  1. Обязательной маркировке подлежат сигареты, папиросы, сигары, сигариллы, кретек, биди, а также курительный, жевательный, нюхательный табак и табак для кальянов.
  2. С 1 июля 2020 года запрещено продавать немаркированные сигареты и папиросы. С 1 июля 2021 года — остальную табачную продукцию без маркировки. С 15 марта 2022 года производители и импортёры должны маркировать табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак, а продавцы — передавать данные о продажах таких товаров в «Честный знак».
  3. Чтобы принимать и продавать маркированный табак, предпринимателям нужно:
  • получить электронную подпись;
  • заключить договор с ОФД;
  • зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак»;
  • подключиться к ЭДО;
  • купить 2D-сканер;
  • настроить кассу для работы с маркировкой.
  1. Принимать маркированный товар от поставщиков нужно вместе с электронными накладными — УПД. При продаже коды маркировки необходимо сканировать 2D-сканером.
  2. Никотиносодержащую продукцию, которую произвели или ввезли в РФ до 15 марта 2022 года, можно продавать без маркировки до 1 октября 2023 года.
  3. За нарушение правил маркировки при производстве, хранении и продаже табака грозят штрафы, конфискация товара, а в некоторых случаях — лишение свободы.

Часть табачных акцизов в 2020 году могут передать регионам, считает Рябухин

Инициатива сенаторов по передаче 15 процентов акцизов на табачные изделия с федерального уровня на региональный может быть реализована не раньше 2020 года, после того, как будет скрупулёзно проанализирована эффективность задействованного с 1 марта механизма обязательной цифровой маркировки сигарет и папирос.

Об этом «Парламентской газете» в пятницу сообщил председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

Основной целью маркировки, которая в 2018 году проходила в России в форме эксперимента и на добровольной основе, является повышение прозрачности рынка и снижение доли контрафакта.

По данным экспертов, в период с 2015 по 2018 год доля нелегальных сигарет в России выросла в 8 раз и к концу прошлого года увеличилась до 8,4 процента рынка.

Перевод отрасли на обязательную маркировку, по мнению Сергея Рябухина, помимо повышения прозрачности, имеет ещё один положительный момент — появляется основание вернуться к теме увеличения доходной базы регионов за счёт табачных акцизов, поднятой сенаторами в прошлом году.

Напомним, что в июле прошлого года в палате регионов предложили кабмину перенаправить в субъекты минимум 15 процентов для компенсации выпадающих доходов после отмены с 1 января текущего года налога на движимое имущество. По расчётам законодателей, мера принесла бы в региональные бюджеты дополнительно 100 млрд рублей.

Однако Минфин от идеи воздержался на том основании, что на тот момент в стране нельзя было в полной мере контролировать оборот табачных изделий, а следовательно, и невозможно было рассчитать, сколько конкретно денег нужно перечислять конкретному региону. С введением повсеместной маркировки сигарет такая возможность появляется.

«Два с половиной года назад мы вышли с этой инициативой к Президенту России, который поручил кабмину рассмотреть возможность передачи части табачных акцизов в регионы. Мы также обращались и к председателю Правительства.

Теперь с нетерпением ждём, когда будет повсеместно внедрён механизм маркировки с тем, чтобы потом по итогам первого года работы системы его можно было использовать для исчисления по региональному срезу», — пояснил сенатор.

Читайте также:  Понятие и признаки публичного договора

«Нам важно понять, какой объём табака потребляется в каждом регионе — для расчёта пропорциональной доли субъекта в общей сумме акцизов», — уточнил он.

Сергей Рябухин отметил также, что окончательно вопрос передачи доли табачных акцизов в регионы можно решить не раньше 2020 года после всесторонней оценки эффективности нового механизма учёта и контроля табака.

«Система только начала работать, нужно оценить, насколько она достоверна и отработана со всех точек зрения. Торопиться здесь не стоит», — подчеркнул парламентарий.

Ранее «Парламентская газета» писала, что механизм маркировки табачных изделий предполагает нанесение производителем на пачку сигарет сгенерированного цифрового кода в формате Data Matrix, с помощью которого прослеживается путь пачки от производителя до потребителя. Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Внедрение обязательной маркировки сигарет разделено на этапы для более плавного перехода: с 1 марта 2019 года участники оборота регистрируются в системе. С 1 июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке переходят на производство сигарет с цифровой маркировкой, а розница начинает передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему.

Сообщалось также, что с 19 февраля вступило в силу правительственное постановление, повышающее стоимость акцизных марок для табачной продукции на 50 рублей — до 200 рублей за тысячу штук (без НДС).

Повышение цен на акцизные марки связано с подорожанием себестоимости их производства, пояснили ранее в кабинете министров.

Ряд поправок унифицирует российские нормы об акцизных марках с правом Евразийского экономического союза.

В России маркировке подлежат следующие виды табачной продукции:

сигареты — с фильтром и без; папиросы; сигары; сигариллы; табак — трубочный, курительный, для кальяна; биди (табак, завёрнутый в лист тенду и обвязанный ниткой); кретек (сигареты, в которых табак смешан с измельчённой гвоздикой); некурительные табачные изделия — нюхательный, жевательный и сосательный табак.

На 2022 год правительство утвердило, сколько стоит акцизная марка на табак и табачные изделия (ФЗ от 02.07.2021 № 305):

  • табак трубочный, курительный, нюхательный — 3958 за 1 кг;
  • сигары — 268 за 1 штуку;
  • сигариллы — 3813 за 1000 штук;
  • сигареты и папиросы — 2454 за 1000 штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, исчисляемой, исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3333 за 1000 штук;
  • табак для нагревания — 7538 за 1 кг;
  • устройства для нагревания табака — 62 за 1 штуку;
  • никотиновые жидкости — 17 за 1 мл.

Действующее законодательство не устанавливает различий для видов сигарет: налоговая ставка на сигареты без фильтра и с фильтром на 2022 год одинакова. Ранее ставки различались.

По прогнозам правительства, в 2022 году стоимость табачной продукции увеличится на 4-5%. Закон не регламентирует, сколько % составляет акцизная марка в цене сигарет, поскольку налог установлен не в процентном соотношении, а в твердой денежной форме.

Срок уплаты налога утвержден ст. 204 НК РФ: не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период — один месяц.

Ответственность за нарушения требований

Закон о маркировке товара предполагает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный 381-ФЗ («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

За несоблюдение этого требования может быть применена ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий применения кассовой техники: предупреждение или административный штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или административного штрафа от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Итак, что ждет участников оборота за несоблюдение правил маркировки нагревательного табака и кальянных смесей?

За производство никотиносодержащей продукции без нанесения специальных кодов грозят штрафы:

  • Юридическим лицам от 50 000 до 100 000 рублей;
  • Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей.

За нарушение оптовыми и розничными продавцами правил закупки, реализации и хранения никотиносодержащей продукции:

  • Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 рублей;
  • Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • Физическим лицам от 2 000 до 4 000 рублей.

Как продавать табак без акциза

В настоящее время небольшие табачные киоски, палатки и Интернет—магазины ведут торговлю безакцизной табачной продукцией. Оборот незаконной табачной продукции превышает долю легальных продаж. В Российской Федерации отсутствует широкая практика применения административных и уголовных наказаний за отсутствие маркировки. Поэтому кальянные по всей России продолжают работать с контрабандным табаком. Хотя прибыль кальянных настолько велика, что использование акцизной продукции особо не снижает их доходы.

Гораздо меньшую прибыль получают магазины, торгующие легальным табаком. У них нет таких широких возможностей, как у кальянных. В итоге труднее всех приходится наиболее добросовестным продавцам, которые реализуют только маркированную продукцию. Подавляющая часть табака для кальяна завозится из-за рубежа и должна быть маркирована при ввозе на таможне. Отсутствие марок свидетельствует о том, что:

  • табак был ввезён контрабандным путём,
  • таможенные платежи не производились;
  • товар незадекларирован;
  • продукция не имеет сертификата качества.
Читайте также:  Узаконивание самовольной постройки: последовательность оформления

Значит, табак скорее всего некачественный, мог быть изготовлен в несоответствующих условиях, с нарушением технологии, либо это может быть полностью забракованный товар. Такой табак экономически невыгодно ввозить официальным путём, с уплатой всех пошлин и налогов.

Кроме того, часто такой табак производится на территории нашей страны. Он может быть опасен для здоровья из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм и нарушения компонентного состава табака. Но продавать такой табак очень выгодно для недобросовестных продавцов. Низкая себестоимость позволяет получать огромные прибыли.

Как продавать табак без акциза

В настоящее время небольшие табачные киоски, палатки и Интернет—магазины ведут торговлю безакцизной табачной продукцией. Оборот незаконной табачной продукции превышает долю легальных продаж. В Российской Федерации отсутствует широкая практика применения административных и уголовных наказаний за отсутствие маркировки. Поэтому кальянные по всей России продолжают работать с контрабандным табаком. Хотя прибыль кальянных настолько велика, что использование акцизной продукции особо не снижает их доходы.

Гораздо меньшую прибыль получают магазины, торгующие легальным табаком. У них нет таких широких возможностей, как у кальянных. В итоге труднее всех приходится наиболее добросовестным продавцам, которые реализуют только маркированную продукцию. Подавляющая часть табака для кальяна завозится из-за рубежа и должна быть маркирована при ввозе на таможне. Отсутствие марок свидетельствует о том, что:

  • табак был ввезён контрабандным путём,
  • таможенные платежи не производились;
  • товар незадекларирован;
  • продукция не имеет сертификата качества.

Значит, табак скорее всего некачественный, мог быть изготовлен в несоответствующих условиях, с нарушением технологии, либо это может быть полностью забракованный товар. Такой табак экономически невыгодно ввозить официальным путём, с уплатой всех пошлин и налогов.

Кроме того, часто такой табак производится на территории нашей страны. Он может быть опасен для здоровья из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм и нарушения компонентного состава табака. Но продавать такой табак очень выгодно для недобросовестных продавцов. Низкая себестоимость позволяет получать огромные прибыли.

Согласно п. 2 ст. 199 НК РФ суммы акциза, уплаченные покупателем при приобретении подакцизных товаров, учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров. Исключение составляет случай, когда подакцизные товары используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, тогда уплаченные суммы акциза принимаются к вычету.

Вышеуказанные вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на произведенные подакцизные товары определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Сумма акциза по произведенному подакцизному товару уменьшается на сумму акциза по приобретенному подакцизному сырью во избежание двойного налогообложения.

Если при производстве одного подакцизного товара (например, при производстве сигарет) используется другой подакцизный товар, имеющий отличную от него единицу измерения налоговой базы (например, спиртосодержащая продукция), то сумма акциза, уплаченная при приобретении сырья, не подлежит вычету и включается в стоимость сырья.

Как известно, при исчислении акцизов могут применяться следующие виды ставок: специфические, адвалорные и комбинированные.

Специфические ставки акциза устанавливаются в твердой сумме (в рублях и копейках за единицу измерения в натуральном выражении). Такие ставки установлены:

на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (в размере 300 руб. за 1 кг);

на сигары (в размере 17 руб. 75 коп. за 1 штуку);

на сигариллы (217 руб. за 1000 штук).

Адвалорные ставки акциза устанавливаются в процентах к стоимости подакцизных товаров. В настоящее время адвалорные ставки акциза как таковые в чистом виде не применяются.

Комбинированные, или смешанные, ставки акциза: уже из названия понятно, что комбинированная ставка состоит из двух частей — специфической и адвалорной.

Такие ставки применяются только при исчислении акциза на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы.

В частности, на сигареты с фильтром предусмотрена специфическая составляющая комбинированной ставки в размере 100 руб. за 1000 штук сигарет. Адвалорная составляющая комбинированной ставки установлена в размере 5% от расчетной стоимости этих сигарет. При этом определено, что сумма акциза в расчете на 1000 штук сигарет не должна быть меньше 115 руб. Иными словами, 115 руб. за 1000 штук сигарет с фильтром — это минимальная ставка акциза.

На сигареты без фильтра и папиросы предусмотрена специфическая составляющая комбинированной ставки в размере 45 руб. за 1000 штук сигарет или папирос. Адвалорная составляющая комбинированной ставки определена в размере 5% от расчетной стоимости этих сигарет. При этом установлено, что сумма акциза в расчете на 1000 штук сигарет или папирос не должна быть меньше 60 руб. Иными словами, 60 руб. — это минимальная ставка акциза для сигарет без фильтра и папирос.

В соответствии со ст. 183 НК РФ к операциям, освобождаемым от обложения акцизами, относится передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому структурному подразделению этой же организации для производства других подакцизных товаров.

Читайте также:  Единовременное пособие при рождении ребенка в Приморском крае в 2022 году

При одновременном соблюдении ряда условий от обложения акцизами освобождаются также операции по вывозу подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что право на освобождение от уплаты акцизов имеет непосредственно плательщик акцизов — производитель подакцизных товаров, в том числе из давальческого сырья. Это право сохраняется за налогоплательщиком и в случае, если вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации осуществляется по поручению налогоплательщика (или собственника давальческого сырья) иным лицом на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора.

Из вышеприведенного следует, что если табачные изделия будут реализованы на территории Российской Федерации, а затем лицо, купившее эти товары, будет направлять их на экспорт, то права на освобождение от уплаты акциза (и на возмещение уплаченной суммы акциза) не будет ни у лица, купившего табачные изделия и фактически реализовавшего их на экспорт, ни у производителя этих табачных изделий.

Операции по экспорту подакцизных товаров освобождаются от обложения акцизами, если налогоплательщик представил в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию. Поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления налогоплательщиком не позднее 180 дней со дня реализации документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ, и неуплаты им акциза, а также пеней.

Если такое поручительство (банковская гарантия) отсутствует, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общеустановленным порядком. Затем после представления плательщиком акцизов документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченная сумма акциза будет ему возвращена.

Законодательная база и последние новости на 2021 год

Акцизы являются составными элементами стоимости товаров, пользующихся повышенным спросом среди граждан, но не относящихся к категории продуктов первой необходимости.

В целях повышения поступлений в бюджет государство использует систему акцизных платежей. Это позволяет контролировать объем продаж некоторых продуктов, например, алкоголя, табака, топлива. Ставки акцизов ежегодно пересматриваются и пересчитываются.

Актуальные тарифы установлены в Налоговом кодексе РФ, в частности – в ст. 193. В нее регулярно вносятся изменения, что происходит посредством принятия очередного федерального закона. На 2019 год размеры ставок установлены в рамках ФЗ №301 от 3 августа 2018 года. С 1 января в нормы Налогового кодекса РФ были внесены определенные изменения, в соответствии с которыми произошло повышение ставок акцизов.

Процент, на который случилось увеличение, равен 10,01%, а это 1890 руб. за 1000 штук. Стоит отметить 14,5% расчетной стоимости, определяемой в соответствии с максимальной розничной. Начиная с 1 января 2019 г., произошло увеличение ставки акциза на следующие разновидности табака:

За 1 кг средняя стоимость достигла отметки в 3050 руб. Есть также разновидности табачной продукции, на которые рост составит еще большую величину:

Кроме того, вместе с повышением ставок может произойти увеличение стоимости самих табачных изделий в розничном сегменте. При этом повышение акцизов – далеко не единственная причина данного явления.

Производитель табачной продукции (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен обратиться в местные налоговые органы для получения акцизных марок.

  • заявление по установленной форме;
  • отчёт о применении акцизных марок.

Оба документа следует заверить печатью и подписью заявителя. Документы регистрируются работниками налоговой и рассматриваются не больше 3-х рабочих дней: контролируется их достоверность и соответствие административным нормам.

  • Положительный ответ возможен только при условии предварительной оплаты и расположения предприятия по месту выдачи марок. Денежные средства должны быть перечислены на счет Федерального казначейства. В платёжном документе необходимо в пункт «назначение платежа» вписать «оплата за специальные марки». При принятии положительного решения, налоговая служба в течение 4-х дней со дня подачи заявления обязана письменно уведомить (по почте или лично) заявителя о том, что марки находятся на стадии изготовления.
  • В случае отрицательного решения, заявителя требуется уведомить об этом в течение 4-х дней. При этом предварительно переведённые средства должны быть полностью возвращены в течение 3-х рабочих дней.

При положительном решении работник налоговой направляет заявку на выпуск марок в течение 4-х дней. Срок изготовления марок не должен превышать 18 дней с даты написания заявления.

Выдать заявителю готовые марки должны не позднее 25 дней со дня подачи заявления. Вначале марки вместе с сопроводительными документами поступают в налоговую инспекцию. Затем в трёхдневный срок марки выдаются заявителю при наличии:

  • паспорта получателя;
  • доверенности заявителя, если получателем является уполномоченное лицо;
  • приказа руководителя о назначении уполномоченного лица (копия).

Заявитель может получить специальные марки в любой день, даже позже установленного 25-дневного срока. Ему обязаны выдать марки в день обращения.

При импорте табака акцизные марки получают в уполномоченных таможенных органах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *