Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наиболее типичные ошибки, встречаемые в сфере охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.
Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована, как и предыдущие требования, в ТК РФ (ст. 212 и 213).
Нарушения в подобных ситуациях грозят:
- травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
- административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.
Выделить наиболее злостных нарушителей здесь не получится, поскольку работодатели, независимо от сфер деятельности, часто забывают о подобном требовании закона.
Еженедельный непрерывный отдых — это период между временем, когда один рабочий день (накануне выходного) должен быть окончен, а другой рабочий день (следующий сразу за выходным), должен быть начат.
Важно! Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов, за исключением случаев, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.
Работник вправе требовать предоставления ему выходных дней, количество которых зависит от продолжительности рабочей недели.
При пятидневной рабочей неделе работнику предоставляется 2 выходных дня. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
При шестидневной рабочей неделе работнику предоставляется 1 выходной день.
Важно! Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе должен быть определен правилами внутреннего трудового распорядка.
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство РФ может переносить выходные дни на другие дни.
Возможно предоставление выходного дня (дней) в другой день, кроме воскресенья, при соблюдении одновременно следующих условий:
- работник занят на работах, приостановка которых невозможна
- причины невозможности приостановки работы — производственно-технические и организационные условия
Важно! Например, организации торговли, занятые обслуживанием населения, и другие.
- выходные дни предоставляются работникам в различные дни недели;
- выходные дни предоставляются поочередно каждой группе работников;
- порядок предоставления и график очередности определяются в правилах внутреннего трудового распорядка.
На что обратить внимание
1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.
Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.
По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.
При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.
2. Как разделить рабочий день (смену) на части
С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.
Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:
- трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
- пяти часов — для остальных водителей.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.
3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых
По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.
4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424
Требования Приказа № 424 не распространяются на:
- водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- водителей, занятых на международных перевозках;
- водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
- водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Многие работодатели уверены, что они могут безнаказанно нарушать условия соглашения, подписанного с работником. Но на самом деле нарушение трудового договора со стороны работодателя всегда приносит многочисленные негативные последствия, если сотрудник предприятия желает отстоять свои права.
Все работодатели должны соблюдать требования ТК и положения трудового соглашения на основании ст. 22 ТК. Дополнительно они обязаны учитывать нормы по охране труда. Если выявляются разные нарушения правил трудового договора работодателем, то это приводит ко многим негативным последствиям. К ним относятся:
- недовольство со стороны всех сотрудников предприятия, которые начинают менее ответственно подходить к исполнению своих трудовых обязанностей;
- появление негативных отзывов о компании;
- проведение судебных разбирательств;
- разные контролирующие государственные органы на основании заявлений граждан обычно проводят серьезные проверки;
- привлекается компания к ответственности, которая может быть не только административной, но и даже уголовной.
Поэтому работодатели должны ответственно подходить к своим обязательствам перед работниками. Нарушение условий трудового договора работодателем может привести к потере положительной репутации, к необходимости уплаты значительной суммы средств или к лишению свободы руководителя.
Основные положения ТК
На основании ст. 362 ТК каждое ответственное лицо, работающее в компании и имеющее отношение к нарушению прав работников, может привлекаться к ответственности. Это обусловлено тем, что у каждого участника трудовых отношений имеются как права, так и обязанности.
У работодателя на основании ст. 21 ТК имеются некоторые обязанности. К ним относится:
- соблюдение требований, прописанных в федеральных или нормативных законодательных актах;
- предоставление оптимально обустроенного рабочего места для исполнения специалистом своих обязанностей по соглашению;
- выплата зарплаты и других средств, которые назначаются на основании составленного контракта;
- обеспечение безопасности труда;
- выполнение всех остальных требований, прописанных в договоре;
- если не соблюдаются требования ТК, то работодатель обязан уплачивать соответствующие штрафы.
По ТК РФ нарушение трудового договора работодателем выступает серьезным правонарушением. Ответственность за такие действия указывается в ст. 419 ТК. Вид ответственности зависит от параметров и характера нарушений. Учитывается степень тяжести имеющихся последствий.
Нарушение условий труда
Каждый работодатель обязан предоставлять всем наемным работникам оптимальные условия для выполнения должностных обязанностей. Если такое требование не будет соблюдаться, то это выступает серьезным нарушением положений ТК.
Наиболее популярными нарушениями трудового договора работодателем в отношении условий труда являются следующие:
- на рабочем месте создается опасность для жизни и здоровья работника, так как не отвечает оно основным требованиям безопасности;
- имеются нарушения гигиенических или санитарных норм;
- отсутствуют разные технические средства, с помощью которых работник может справляться со своими рабочими функциями;
- при ухудшении состояния здоровья руководитель компании отказывает сотруднику в переводе на более легкую должность, причем даже при наличии у гражданина соответствующей медицинской справки;
- отказывается работодатель выплачивать разные страховые выплаты за трудоустроенных работников.
Вышеуказанные нарушения могут привести к многочисленным негативным последствиям для самого работника. Они могут принести вред его здоровью или самочувствию.
Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована, как и предыдущие требования, в ТК РФ (ст. 212 и 213).
Нарушения в подобных ситуациях грозят:
- травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
- административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.
В большинстве случаев данное нарушение работодатель совершает по причине банального незнания порядка действий, которые он должен предпринять при наступлении несчастного случая на производстве. Довольно часто ошибка кроется в нарушении сроков оповещения о факте несчастного случая органов, указанных в ст. 228.1 ТК РФ (государственной инспекции труда, прокуратуры и пр.). Срок составляет всего сутки с момента наступления несчастного случая.
Нередко ошибкой является оповещение не всех органов, которых работодатель обязан оповестить, или же невключение в состав комиссии по расследованию несчастных случаев представителя одного или нескольких органов, перечисленных в ст. 229 ТК РФ. Между тем государственная инспекция труда может расценить такое нарушение требования по оповещению о несчастном случае и его расследованию как сокрытие несчастного случая работодателем.
Напомним, что соответствующие положения установлены ст. 212, 228–229 ТК РФ. Нарушение этих требований грозит административной ответственностью работодателя и уголовной ответственностью непосредственных нарушителей.
Пример 10
В ходе проведенной государственной инспекцией труда проверки установлено, что 07.06.2013 в ООО произошел групповой несчастный случай на производстве со слесарями-ремонтниками. В нарушение ст. 228, 228.1 ТК РФ, п. 5 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, юридическое лицо не проинформировало трудовую инспекцию о групповом несчастном случае на производстве в течение суток. Руководство предприятия не сохранило до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была в момент происшествия, не зафиксировало сложившуюся обстановку, не были составлены схемы, не проведены фотографирование или видеосъемка. Кроме того, в нарушение ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель не издал приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая. Работодатель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф составил 40 000 рублей.
Режим труда и отдыха водителей-международников носит особый характер. Во-первых, человек постоянно за рулем, он управляет транспортом. Во-вторых, на водителя влияют вредные факторы, это шум и вибрация, воздух, насыщенный вредоносными веществами, пыль. Но наиболее негативно на человека влияет эмоциональное и психическое напряжение, которое с каждым днем все более подрывает здоровье. Поэтому крайне необходимо соблюдать оптимальный режим представителям этой профессии.
Распорядок дня определяется законодательством. То есть это либо восьмичасовой график на пятидневке, либо суммированный график рабочего времени. Однако режим труда и отдыха международника несколько отличается от труда водителя внутри страны. В частности, более строго законодательство прописывает нормы отдыха. К основному отдыху относят выходные дни, а также обязательный короткий перерыв в течение смены и более длительный между сменами. В середине рабочего дня работнику предоставляется перерыв для приема пищи и отдыха на два часа.
Одна смена водителя не должна продолжаться более 8 часов, после чего ему предоставляется отдых. Во время этого времени человеку предоставляется 2 перерыва общей продолжительностью 2 часа. После рейса работнику предоставляется полноценный отдых продолжительностью не менее 42 часов. Это необходимо для того, чтобы водитель успел восстановиться.
Штраф за выпуск на линию автомобиля без тахографа
1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Старый штраф | Новый штраф | |
Для должностного лица | 5 000 — 10 000 | 7 000 — 10 000 |
Для ИП | — | 15 000 — 25 000 |
Для юридического лица | — | 20 000 — 50 000 |
Штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха водителя
2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Старый штраф | Новый штраф | |
Для водителя | 1 000 — 3 000 | 1 500 — 2 000 |
Для должностного лица | — | 7 000 — 10 000 |
Для ИП | — | 15 000 — 25 000 |
Для юридического лица | — | 20 000 — 50 000 |
Мероприятия по коррекции неблагоприятного функционального состояния работников умственного труда при воздействии производственных стресс-факторов
Для снижения эмоционального напряжения, обусловленного характером трудовой деятельности работников умственного труда, обосновывается целесообразность включения в распорядок дня индивидуальных сеансов «психологической разгрузки». Сеансы «психологической разгрузки» можно начинать проводить только после овладения основами и техникой их выполнения под руководством инструктора или психоневролога. Для этого необходимо в плане оздоровительных мероприятий предусмотреть достаточное количество занятий с привлечением специалистов соответствующего профиля.
Сеансы «психологической разгрузки» продолжительностью 10 — 20 мин рекомендуется проводить ежедневно в одно и то же время, например, в часы обеденного перерыва, после приема пищи или во второй половине рабочего дня, когда начинает снижаться работоспособность. Место проведения должно быть постоянным или в комнате «психологической разгрузки», или в собственном рабочем кабинете.
Для профилактики функциональных расстройств у лиц с выраженным нервно-напряженным трудом в качестве «психологической разгрузки» рекомендуются: психическая саморегуляция (ПСР), аутогенная тренировка, функциональная музыка, коррекция функционального состояния с помощью слайдо- и видеофильмов, дыхательные упражнения, оптимизирующие функциональное состояние, электротранквилизация.
Формирование навыков управления своим состоянием с помощью методов психической саморегуляции (ПСР) повышает устойчивость к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы.
Психическая саморегуляция включает выработку навыков управления вниманием, оперирование чувственными образами, регуляцию мышечного тонуса и ритма дыхания, словесные внушения.
Сеансы аутогенной тренировки в течение 20 — 30 мин используются при оперативных видах деятельности для восстановления функционального состояния, снятия эмоционального напряжения, утомления, увеличения работоспособности в сложных и напряженных условиях труда.
Сеансы функциональной музыки рекомендуется проводить 10 — 20 мин, они направлены на достижение отвлекающего, расслабляющего эффекта или, наоборот, активирующего при явлениях монотонии. В фонограммах используются как современные произведения, так и фрагменты классической музыки. Восприятие музыки носит исключительно индивидуальный характер, что требует наличия в комнате «психологической разгрузки» большого количества и разнообразия фонограмм.
Психокоррекция с помощью слайдов и видеофильмов достигается за счет целенаправленного подбора сюжета, объекта съемки, цветового решения. Комбинация зрительных и музыкальных образов позволяет оказывать существенное влияние на уровень активации психофизиологических функций организма, эмоции и мотивационные установки человека. Кроме того, являясь средством эстетического воздействия, слайдфильмы влияют на эмоциональную окраску переживаний и мотивационные установки субъекта. По принципам действия к слайдфильмам близки видеофильмы.
По достигаемому психорегулирующему эффекту предлагается три варианта слайдфильмов:
- релаксирующие
- активирующие (мобилизующие)
- отвлекающие.
Дыхательные упражнения для снятия психической напряженности способствуют нервно-мышечной релаксации и оптимизируют функциональное состояние. Проводятся в качестве психологической разгрузки в режиме рабочего дня.
Метод электротранквилизации центральной нервной системы предназначен для воздействия на центральную нервную систему работников импульсным током с целью снятия утомления и восстановления работоспособности особенно в ночную смену. При этом уменьшается возбудимость эмоциогенных зон гипоталамуса и создаются благоприятные условия для оптимизации регулирующей функции центральной и вегетативной нервной системы.
Для проведения электротранквилизации центральной нервной системы используются серийные аппараты типа «Лэнар» и «микро-Лэнар». Процедура проводится средним медицинским персоналом или самостоятельно после ознакомления с методикой работы. Продолжительность сеанса 20 — 40 мин.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Что входит в рабочее время водителя
Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:
- Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
- Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
- Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
- Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
- Простои не по вине водителя.
- Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
- Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
- Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.
Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%. Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них. Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.
Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:
Вид деятельности | Фактическое время | Рабочее время |
Охрана груза и автомобиля | 2 часа | 36 минут (минимум 30%) |
Второй водитель был на рабочем месте, но не за рулем | 4 часа | 2 часа (минимум 50%) |
Предрейсовый медосмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление транспортным средством | 4 часа | 4 часа |
Отдых от управления автомобилем | 20 минут | 20 минут |