Ответственность за разглашение персональных данных работника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за разглашение персональных данных работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая ст. 13.11 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.

Статья 137 УК РФ: наказание за разглашение персональных данных

Изначально следует отметить, что уголовная ответственность может наступить, если речь идет именно о разглашении личной информации, например, о состоянии здоровья, интимной сфере, образе жизни и т.д. Вид и серьезность наказания определяются в зависимости от исполнителя правонарушения, способа распространения сведений и последствий, к которым привели незаконные действия нарушителя. Гораздо проще наказать тех, кто сообщает конфиденциальные сведения в публичных выступлениях либо через средства массовой информации.

Основные меры наказания прописаны в статьях 137 и 138 УК РФ:

  • за распространение данных, составляющих личную или семейную тайну — штраф до 200 тысяч рублей (или доход за последние 1,5 года), обязательные или принудительные работы продолжительностью до 360 часов и до 2 лет, соответственно (во втором случае нарушителя лишают права до 3 лет заниматься определенной деятельностью), арест до 4 месяцев, тюремное заключение максимум на 2 года;
  • за аналогичные действия в случае использования служебного положения — до 6 месяцев ареста, лишение свободы на 4 года (максимум), принудительные работы максимум в течение 4 лет с лишением возможности заниматься той или иной деятельностью до пяти лет, штраф 100-300 тысяч рублей либо в размере полученного за прошлые 1-2 года официального дохода;
  • за разглашение сведений, касающихся субъектов младше 16 лет — 150-300 тысяч штрафа, лишение права заниматься определенной деятельностью до пяти лет, принудительные работы до пяти лет, 6 месяцев ареста, заключение в тюрьму на срок до 5 лет;
  • за несоблюдение тайны переписки и переговоров (в любом формате — по телефону, электронной почте, в рамках видеоконференций и т.д.) — штраф до 80 тысяч рублей либо в размере полученного за прошлые полгода дохода/зарплаты, исправительные или принудительные работы в течение 1 года или 360 часов, соответственно.

Действия субъекта в случае незаконного распространения ПДн

Ситуации, связанные с неправомерной передачей частных сведений, бывают разными, и каждый субъект вправе сам решать, как отстаивать собственные интересы:

  • обращение в судебные органы с иском, где прописано требование прекратить обработку, заблокировать доступ к ПДн, возместить материальный и моральный ущерб;
  • подача жалобы в Роскомнадзор, который инициирует дополнительную проверку, и если будут выявлены нарушения, предпримет адекватные меры;
  • обращение в правоохранительные структуры позволит в случае удачного завершения дела добиться несения нарушителем административной либо уголовной ответственности. В полицию имеет смысл обращаться, если отсутствует достаточно убедительная для судебного производства доказательная база, подтверждающая вину оператора.

Каким образом возможно законное использование персональных данных?

Несмотря на ответственность за разглашение сведений о личности, получение и дальнейшая работа с такого рода информацией возможна в правовом поле. Соблюдение обязательных требований получения, сбора и обработки данных гражданина позволит их применять совершенно законно без страха наступления ответственности. При этом, передача персональных данных третьим лицам должна происходить только в случае согласии лица. Такое одобрение должно быть зафиксировано в электронном виде либо на бумажном носителе.

В соответствующем соглашение на персональные данные должно быть отмечено:

  1. Сведения о лице, которое дает согласие. Подобное право принадлежит исключительно самому человеку и неразрывно с ним связано. Поэтому согласие следует получить у самого лица непосредственно. Передача этого права. например по доверенности не допустима.
  2. Перечень информации, согласие на получение и дальнейшие действия с которой одобряет лицо. Круг вопросов, входящих в персональные данные, крайне обширен. В этой связи, согласие на получение одних сведений, например, паспортных данных, очевидно не позволяет получать и распространять всю оставшуюся информацию о личности.
  3. Список лиц, которым разрешен доступ к информации. Законный порядок передачи персональных данных третьим лицам обуславливает наличие ограничений в части круга лиц, которые вправе обрабатывать личные данные. По этой причине следует отметить перечень доверенных лиц, получивших право на обработку персональных данных.
  4. Срок действия согласия. Соглашением на обработку персональных данных может быть предусмотрен период, в течение которого допускается возможность использования данных о личности. Применение полученных от человека сведений за пределами оговоренного срока в равной степени признается незаконным распространением персональных данных с соответствующими последствиями.
  5. Порядок отзыва согласия. По общему правилу отозвать разрешение в части персональных данных возможно в любой момент. Для этого требуется подача соответствующего письменного заявления с указанием на прекращение действия разрешения на персональные данные. Вместе с тем, дополнительно в соглашении допустимо предусмотреть каким именно образом и способом возможно сообщить об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Комментарии к ст. 13.11 КОАП РФ


1. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ч. 1 ст. 3 указанного Закона). Свойства данной информации — обеспечивать идентификацию конкретного лица — предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. информации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч. 3 ст. 6, ст. 7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.

Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ). Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Читайте также:  Процент одного числа от другого

Федеральный закон » О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.

Из данного основополагающего принципа согласия могут иметь место исключения, предусмотренные в законодательном порядке, в том числе в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также в случаях, связанных с медицинскими и медико-профилактическими целями (п. п. 2 — 7 ч. 2 и ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 11, п. п. 2 — 5 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О персональных данных»).

2. Комментируемая статья закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Упомянутый Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч. 1 ст. 6; ст. ст. 9 — 13), обеспечивающие, в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст. 14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст. ст. 15 — 16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст. 17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст. ст. 18 — 22).

3. Объектами административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

4. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения.

Законодательство РФ устанавливает обязанности представителей определенных профессий (врачей, адвокатов, нотариусов и др.) по сохранению в тайне полученной информации и указывает на уголовную, гражданскую и административную ответственность за разглашение таких сведений. УК РФ и ГК РФ предусматривают такую ответственность (см. ст. ст. 137, 138, 155 УК РФ, ст. 152 ГК РФ).

Помимо комментируемой статьи, КоАП РФ предусматривает также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), а также ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39).

5. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Как защитить персональные данные

Для защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать?

Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. Чиновниками утверждены меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке (статья 19 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и требованиях, установленных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119). Злоумышленники могут уничтожить, изменить, заблокировать, скопировать информацию, предоставить ее третьим лицам. Иногда несанкционированный доступ случайно получают люди, у которых нет дурных намерений. Но угрозу безопасности персональных данных это не исключает.

Примите меры, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям в базе данных.

1. Ограничьте доступ сотрудников к компьютерам.

2. Введите систему индивидуальных паролей. Их нужно периодически менять.

3. Храните диски и другие носители информации в запирающихся шкафах.

4. Закрепите процедуру защиты информации в положении.

§ 1. Применение административной ответственности

Проблема применения мер ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных является новой как для юридической науки, так и для правоприменительной практики. Комплексные исследования на эту тему пока не проводились. Правоприменительная практика пока невелика. В то же время сегодня эта проблема, как никогда, актуальна. Закон эффективен лишь в том случае, если в нем заложен оптимальный механизм его реализации. Одним из самых главных элементов механизма реализации закона является институт юридической ответственности. В связи с этим всесторонняя разработка проблемы юридической ответственности в сфере оборота и защиты персональных данных имеет огромное значение. Только будучи подкрепленными соответствующими мерами ответственности могут быть достигнуты те цели, которые законодатель предусмотрел в Законе о персональных данных. Это тем более важно, если принять во внимание особенности менталитета российского общества. Отсутствие укоренившихся традиций уважения к приватности частной жизни, к строгому соблюдению норм закона создает серьезные трудности в его реализации.

Правосознание большей части российского общества формировалось под влиянием советской идеологии, которая провозглашала приоритет коллективных интересов над личными. Поэтому в настоящее время отсутствие привычки охранять собственную частную жизнь от неправомерного вмешательства является благоприятной почвой для деятельности разного рода мошенников, незаконно пользующихся персональными данными для рекламных и прочих целей. В таких условиях последовательная политика по применению мер юридической ответственности за соответствующие правонарушения является насущной необходимостью.

В рамках настоящей главы будет предпринята попытка систематизировать соответствующие составы правонарушений по правовым отраслям, указать на проблемы совершенствования законодательства об ответственности, осветить некоторые теоретические и практические вопросы, могущие возникнуть при применении тех или иных санкций за нарушение законодательства о защите персональных данных в свете принятого недавно Закона о персональных данных.

Следует отметить, что отдельные нормы, устанавливающие меры ответственности за нарушение правил обработки персональных данных, существовали и до принятия этого Закона. Однако из-за того, что институт персональных данных находился в стадии формирования, санкции практически не применялись.

В настоящее время существует необходимость в разработке целого комплекса мер ответственности, применяемых за правонарушения, предметом которых непосредственно выступают персональные данные личности, и включения их в соответствующие кодексы.

Сначала коснемся некоторых общих вопросов, связанных с проблемой юридической ответственности как таковой.

В праве неправомерные действия (бездействие), являющиеся правонарушениями, влекут наступление юридической ответственности, в рамках которой на виновное лицо возлагается обязанность претерпеть неблагоприятные последствия. В большинстве случаев ответственность наступает в случае виновного нарушения норм. Вина, т.е. психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям, является субъективной стороной состава любого правонарушения (дисциплинарного, административного, гражданско-правового, уголовного) и (чаще всего) условием юридической ответственности. Вина может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) и неосторожности (самонадеянности или небрежности).

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Обратимся теперь к краткому анализу понятия «санкция». Как справедливо отмечается в специальной литературе, оно имеет несколько значений. В одном случае — это утверждение, разрешение, в другом — одобрение. В юридических словарях понятие санкции раскрывается в связи с учением о правовой норме. Санкция определяется как часть нормы права, указывающая либо на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям диспозиции данной нормы, либо на те последствия, которые должны наступить для лиц, нарушивших предписания данной нормы .

———————————

См.: Энциклопедический словарь правовых знаний. М. 1964. С. 259.

Важным является вопрос о соотношении понятий санкции и государственного принуждения. Охрана правопорядка предполагает осуществление многих принудительных мер, которые, однако, далеко не всегда связаны с применением санкций. Право содержит целый ряд принудительных мер (задержание, арест имущества, досмотр, применение средств физического воздействия), которые хотя и применяются в связи с правонарушениями, однако санкциями правовых норм не являются. Речь идет о принудительных мерах, получивших в теории права название мер пресечения. Основанием для применения этих мер, как и для применения санкций, является правонарушение. Вместе с тем эти меры преследуют обеспечительные, вспомогательные цели и направлены либо на пресечение правонарушения, либо на обеспечение рассмотрения обстоятельств дела. Санкция же представляет собой «последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушением. В результате ее применения государство в соответствии со степенью общественной опасности и вредности правонарушения либо карает правонарушителя, либо принуждает его выполнить соответствующую правовую обязанность или устранить причиненный вред . Именно в этом смысле используется термин «санкция» в данной работе.

———————————

Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М. 1975.

В Законе о персональных данных статья об ответственности сформулирована лаконично: «Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность» (ст. 24). Поскольку указанная норма является отсылочной, то установление конкретных видов правонарушений и применение соответствующих мер ответственности должно регулироваться иными нормативными актами.

В настоящее время меры ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных «разбросаны» по различным отраслям законодательства — административному, уголовному, гражданскому, трудовому. Причем ни в одной отрасли они пока не систематизированы должным образом, не выделены в отдельную группу как правонарушения, посягающие на конкретный вид общественных отношений. Однако, по всей видимости, в ближайшем будущем потребуется как совершенствование и систематизация уже существующих составов, так и разработка новых.

Интересно отметить, что во многих европейских странах демонстрируется иной подход к установлению мер ответственности за нарушения законодательства о защите персональных данных. Так, в соответствующих законах Дании, Испании и Швеции вопросы применения мер ответственности урегулированы этими законами, содержащими перечни составов правонарушений и соответствующие виды санкций . В России же традиционно нормы об ответственности содержатся в другом нормативном акте.

———————————

См.: Защита персональных данных. Опыт правового регулирования. М. 2001.

Меры административной ответственности за нарушения законодательства в сфере персональных данных содержатся в КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Сразу отметим, что поскольку в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ административно-правовые отношения относятся к сфере совместного ведения, то субъекты РФ вправе издавать законы, содержащие дополнительные к федеральным составы административных правонарушений, т.е. субъекты РФ вправе устанавливать специальные меры ответственности за нарушения законодательства о персональных данных.

Необходимо выполнить все рекомендации, что бы у Роскомнадзора не было оснований привлечь кооператив к ответственности по новым составам правонарушений. Не стоит ждать, что повышение штрафов, кардинальным образом изменит отношение к обработке и защите ПДн. Но это заставит КПК и коммерческие организации более внимательно относится к вопросам обработке ПДн. Повышение штрафов, приведет к увеличению количества проверок со стороны РКН, новые составы правонарушений увеличат количество организаций попавших под административную ответственность.

Популярную статью 19.7 КоАП РФ о привлечении юридических лиц к ответственности за не предоставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) , таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (штраф — 3-5 тысяч рублей) сменит статья 13.11 КоАП РФ с семью составами правонарушений и вполне внушительными штрафами от 15 до 75 тысяч рублей.

Какие данные являются персональными

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

К персональным данным могут быть отнесены:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);

Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Разглашение персональных данных. Объект и предмет преступления

Уголовно наказуемое разглашение ПД посягает на отношения по обеспечению гарантированного конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни.

При этом разглашение ПД наказуемо по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ лишь при условии, что эти данные соответствуют описанию предмета преступления, а именно:

  • являются сведениями о частной жизни;
  • относятся к семейной или личной тайне.

Определение понятия «частная жизнь» можно найти в судебной практике, согласно которой частной жизнью (в противовес общественной) признается жизнедеятельность индивида в сфере межличностных, семейных, интимных, бытовых отношений, неподконтрольных государству и обществу (определение КС РФ от 9.06.2005 № 248-О). Кроме того, в целях гражданско-правовой охраны частной жизни ст. 152.1 ГК РФ определяет, что информацией о ней являются сведения о личной и семейной жизни человека, его месте пребывания/жительства и происхождении.

Понятия «личная тайна» и «семейная тайна» являются оценочными. Наука уголовного права толкует их следующим образом:

  • к личной тайне следует относить любой факт биографии лица, который он не желает обнародовать (состояние здоровья, принадлежность к политическим движениям, род деятельности, материальное положение и т. д.);
  • семейная тайна отличается от личной по кругу носителей (сведения о внутрисемейных отношениях, образе жизни семьи, бытовых условиях и т. п.).
Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

С 2013 года ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, предусматривающей особый предмет — данные, указывающие на личность потерпевшего по уголовному делу в возрасте до 16 лет, либо описание полученных таким потерпевшим моральных и физических страданий. Данные такого рода также относятся к ПД, так как по ним можно идентифицировать личность.

Ситуации из практики: что изменится с 1 июля

Пример 1. Должностное лицо без согласия человека разгласил зарплату, премию, вознаграждение по договору, передал данные должников в юридическую фирму, чтобы составить исковые заявления или разместил копию заявления человека в качестве образца на стенде с образцами других заявлений. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как разглашение персональных данных без письменного согласия от человека или по письменному согласию, которое оформлено с нарушениями и выдадут постановление об административном правонарушении и назначат штраф: на учреждение – от 15 000 до 75 000 руб., на должностное лицо – от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).
Пример 2. Бухгалтер не предоставил сотруднику расчетный листок, справку, сведения о страховом стаже и другие документы, в которых есть персонифицированные сведения о человеке. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как сокрытие от человека его персональных данных и назначат штраф: на учреждение – от 20 000 до 40 000 руб., на бухгалтера – от 4000 до 6000 руб. (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 3. Должностное лицо отказался принять к обработке новые паспортные данные человека, банковские реквизиты или другую изменяющую информацию – за такое нарушение инспекторы могут назначить штраф на учреждение – от 25 000 до 45 000 руб, а на должностное лицо – от 4000 до 10 000 руб.

Пример 4. Должностное лицо небрежно работает с документами, персональные сведения о сотруднике стали известны другим лицам из-за того, что он оставил на столе без присмотра или вынес с рабочего места справки, расчетные листки, другие документы с персональными данными или потерял эти документы. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как невыполнение требования человека уточнить, блокировать или уничтожить его персональные данные и назначат штраф: на учреждение – от 25 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера – от 4000 до 10 000 руб. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ).

Пример 5. Должностное лицо передает имена, адреса, телефоны и другие данные сотрудников организациям, действующим в рекламных целях коллекторским агентствам или другим третьим лицам. С 1 июля 2021 г. инспекторы Роскомнадзора квалифицируют такое нарушение как обработку персональных данных, когда это не предусмотрено законами и не соответствуют целям сбора персональных данных и назначат штраф на учреждение – от 30 000 до 50 000 руб., а на бухгалтера – от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

О других видах ответственности

К дисциплинарной ответственности руководитель учреждения может привлечь работника за нарушения, которые обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). За дисциплинарный проступок руководитель может наказать работника, сделать замечание, объявить выговор и даже уволить (ч.1 ст. 192 ТК РФ).
Материальная ответственность работника может наступить, если его нарушение привело к ущербу для учреждения (ст. 238 ТК РФ). К примеру, ответственный работник за обработку персональных данных распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет, а те в свою очередь подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В таком случае руководитель может привлечь как к ограниченной так и к полной материальной ответственности.

Самый страшный вид ответственности – это уголовная. Она может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

Соблюдение законодательcтва о защите персональных данных

Напомним, что проводить проверки соблюдения требований законодательcтва о защите персональных данных могут три органа — Роскомнадзор, ФСТЭК России и ФСБ России, при этом:

  • Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций) — осуществляет контроль и надзор за соответствием обработки ПДн требованиям законодательства;
  • ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) — осуществляет контроль и надзор за методами и способами защиты информации в информационных системах с использованием технических средств;
  • ФСБ России (Федеральная служба безопасности РФ) — осуществляет контроль и надзор за методами и способами защиты информации в информационных системах с использованием криптографических средств защиты информации Несомненно, что в первую очередь операторов коснутся проверки Роскомнадзора.

Персональные данные: что грозит за нарушение закона

Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

К персональным данным могут быть отнесены:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);

Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *