Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет ставропольского края по государственным закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Кто может участвовать в госзакупках

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Электронный запрос котировок

Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.

Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

1. Все заказчики, применяющие № 223-ФЗ должны публиковать два плана закупки:

– План закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее чем один год;

– План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от пяти до семи лет.

Если заказчик не осуществляет закупку инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, то заказчику необходимо разместить пустой (нулевой) план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

2. В соответствии с п. 5 ПП РФ № 908 изменение размещенной в ЕИС информации осуществляется вместе с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений (за исключением ежемесячной отчетности).

3. Ежемесячная отчетность о количестве и об общей стоимости договоров (раздел № 2), о закупках товаров российского происхождения (раздел № 3) формируется всеми заказчиками, применяющими № 223-ФЗ. В случае если в отчетном месяце заказчик не заключал договоры и/или не осуществлял приемку квотируемой продукции, заказчику необходимо разместить пустую (нулевую) ежемесячную отчетность.

4. Раздел по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства используется заказчиками, применяющими Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ПП РФ № 1352).

В случае если заказчик не попадает под действие ПП РФ № 1352, такой заказчик не вправе проводить закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, а также не соблюдает никакие требования указанного постановления.

Кроме того, на такого заказчика не распространяются никакие особенности закупок у малого и среднего предпринимательства, в том числе: обязательная публикация годового отчета о закупке у субъектов МСП, установление сроков оплаты по договору с учетом ПП РФ № 1352.

ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)

На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых «используются» товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ: Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары «поставляются» при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.

Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).

Алгоритм планирования закупок

Предпринимателю важно уделять внимание закупкам, ведь имеющиеся продукты, полуфабрикаты и сырье – это один из главных активов, позволяющих зарабатывать.

Однако заказывать большие объемы, не ориентируясь на фактические объемы производства или продаж, – неправильно. Вот почему:

  • запасы могут стать непригодными к дальнейшему использованию. Например, у некоторых продуктов питания и сырья короткий срок годности. Если не использовать или не продать их сразу после заказа, можно понести убытки. Ведь деньги за заказ этих продуктов будут отданы поставщику, а прибыль с их реализации не получена;
  • площадь склада – ограничена, то есть рано или поздно все доступное место будет занято имеющимися запасами. Однако в любой момент может потребоваться закупка другой продукции или материалов. И складировать ее будет некуда. Аренда или постройка нового склада является дополнительной статьей расходов;
  • если товары не продать, они могут стать невостребованными. Например, продукция, спрос на которую продиктован сиюминутной модой и трендами;
  • компания тратит на закупку «лишних» товаров и материалов деньги, которые могла бы расходовать более рационально. Ликвидность предприятия снижается.

Важно не делать лишних закупок, но и не допускать ситуаций, когда торговля или производство «встают» из-за отсутствия нужных запасов. Чтобы придерживаться золотой середины в управлении закупками, важно понимать:

  • сколько продукции или сырья требуется закупать;
  • как оптимизировать заказы и исключить простои на складе;
  • какие условия сотрудничества с поставщиками самые выгодные;
  • как составить план расходов.

Как формировать заказы поставщикам

После того как составлен план закупок, можно формировать заказ поставщикам. Но перед этим следует найти тех, кто готов предоставить продукцию на выгодных условиях. Заказы им могут быть сформированы вручную или с помощью автоматизированных программ. Если формировать заказы вручную, то будет преимущество – получится своевременно среагировать на изменения рынка, возникновения новых трендов. Однако ручной метод требует больше времени, к тому же при его использовании повышается риск ошибок из-за человеческого фактора. Например, сотрудник может формировать заказ на позиции ассортимента, основываясь на субъективных представлениях о том, какой товар хорош и востребован, а какой – нет. Кроме того, работник может указать в заказе неверные цифры или названия сырья.

Более современный способ закупок предполагает использование специальных программ. ПО учитывают данные из аналитики продаж. Вот какие преимущества есть у такого метода:

  • влияние человеческого фактора сводится к нулю;
  • при формировании ассортимента на будущий период нет личного субъективного мнения работников;
  • трудозатраты работников сокращаются, а значит, работодатель может сэкономить на оплате труда;
  • все ассортиментные позиции всегда будут в наличии в магазине.

Кроме того, многие программы для закупок дают еще другие возможности. Например, можно в онлайн-режиме анализировать данные о продажах. После каждой продажи количество товара на остатке уменьшается, то есть пользователь видит, какая продукция и в каком количестве была продана за смену. Вот еще что можно делать в программном обеспечении:

  • корректировать цены и устанавливать скидки, акции;
  • контролировать движение денежных средств;
  • подключить онлайн-кассы, чтобы работать в соответствии с федеральным законом № 54;
  • упростить и оптимизировать работу персонала за счет формирования отчетности по движению товара и денежных средств.

Планирование закупок.

Планирование закупок – важный этап закупочной деятельности. В соответствии с Законом № 44-ФЗ планирование осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок. Все сроки, которые необходимо соблюдать при составлении и ведении данных документов, определены в следующих постановлениях Правительства РФ:

  • от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»;

  • от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

Для наглядности и удобства представим основные сроки в таблице.

Мероприятия

Установленные сроки

Утверждение планов закупок и планов-графиков закупок

В течение 10 рабочих дней с момента:

– доведения утвержденных лимитов для государственных и муниципальных учреждений;

– утверждения планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и унитарных предприятий;

– заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений для автономных учреждений

Размещение в единой информационной системе (ЕИС) планов закупок, планов-графиков закупок

В течение трех рабочих дней* со дня утверждения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну

Внесение изменений в план-график закупок

Не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по каждому объекту закупки

Размещение изменений, внесенных в план-график закупок или план закупок, в ЕИС

В течение трех рабочих дней* со дня утверждения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну

Читайте также:  Развод без стресса 2023: как разойтись при общих детях и имуществе

Порядок действий при нарушении срока поставки

На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.

Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.

На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Напомним, что такой отчет размещается в ЕИС согласно ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Сроки его размещения установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093[2]. Отчет публикуется заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней:

  • со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приеме результатов исполнения контракта и (или) результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
  • со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приеме поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
  • со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее – исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Несоблюдение этого срока квалифицируется контролерами как административное правонарушение согласно ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, за которое налагается штраф:

  • на должностных лиц – в размере 15 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере 50 000 руб.

Отметим, что для соблюдения сроков интерес представляет расторжение контракта в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения. Случаи принятия такого решения в обязательном порядке названы в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Итак, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик должен в течение трех рабочих дней с даты его принятия:

  • разместить в ЕИС;
  • направить поставщику (подрядчику, исполнителю).

Датой надлежащего уведомления поставщика признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по адресу, обозначенному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники пол��чают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Читайте также:  Как по доверенности поставить автомобиль на учет в ГИБДД

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

44 федеральный закон – объёмный нормативный акт с большим количеством межстатейных связей, определений и терминов. В документ регулярно вносятся исправления. Актуальные принципы и положения закона обязан знать и уметь трактовать любой поставщик, стремящийся добиться успеха на рынке госзакупок. Закон определяет:

  • порядок, в соответствии с которым заказчик выбирает поставщика товаров или услуг;
  • пошаговую процедуру проведения разных видов закупок;
  • принципы подписания, исполнения и возможного расторжения договоров.

44 закон о госзакупках детально трактует и другие сферы взаимоотношений поставщиков и заказчиков, но именно три перечисленных пункта наиболее важны для понимания обеими сторонами.

Цель закона – не только разово свести поставщика и казенного потребителя на оптимальных для бюджета условиях. Важно, чтобы сформировалась работающая система устойчивых связей госсектора и бизнеса, приносящая выгоду обеим сторонам. В то же время закон направлен на исключение из системы госзакупок недобросовестных участников, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих заведомо некачественные товары и услуги.

Мы постарались рассказать о контрактной системе максимально просто, создав нечто вроде курса «44-ФЗ для чайников». Но если вы не хотите или не имеете времени разбираться в юридических хитросплетениях самостоятельно, обращайтесь к нашим консультантам. Мы обучим работе в рамках 44 ФЗ, проконсультируем по конкретным вопросам правоприменения и поможем во время участия в торгах и на этапе исполнения контракта.

Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.

Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.

Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.

Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.

Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.

Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.

В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:

  • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
  • бюджетные медицинские учреждения;
  • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
  • органы государственного казначейства;
  • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.

Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.

Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.

Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:

  • уполномоченные контролирующие органы;
  • аккредитованные эксперты и оценщики;
  • банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.

Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.

Базовый принцип – постоплата. Авансирование встречается в исключительных случаях, например, при заключении социально значимых контрактов, требующих экстренного исполнения. В остальных случаях поставщики обязаны рассчитывать на собственные средства, кредиты или сторонние инвестиции. Увы, недоверие со стороны государственных заказчиков имеет под собой реальную почву: в прошлом никому не известные победители тендеров получали аванс и исчезали, не выполнив условия контракта. Постоплата – гарантия того, что на тендер заявится компания, прочно стоящая на ногах и имеющая опыт профильной хозяйственной деятельности.

Главное в 44-ФЗ для начинающих

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.

Очень важный, но крайне неудобный для объяснения пункт.

Дело в том, что в зависимости от причины проведения закупки таким способом, процедура может отличаться как в мелочах, так и в основе. Поэтому, в рамках этого материала, мы коротко опишем две структуры проведения, но по популярнейшим причинам.

Участники закупки вправе:

  • продлить срок действия предварительного предложения
  • изменить предварительное предложение (изменения применяются только к “не зарезервированным” оператором заявкам по извещениям, размещенным в ЕИС)
  • отозвать (в любой момент до направления заявки заказчику оператором электронной площадки)

В одной закупке – запрос на одно наименование товара. Возможности изменить или поправить извещение после размещение на электронной площадке у заказчика нет! К извещению прилагается проект контракта, а также обоснование начальной максимальной цены контракта.

Оператор, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в извещении, отбирает на электронных полках подходящие предложения. Так же оператор проверяет самих участников (наличие актуальной аккредитации, действующей еще минимум 3 месяца, проверка в реестре недобросовестных поставщиков и т.д.). Далее – ранжирует подходящие предложения и первую пятёрку (по минимальной цене за единицу товара) направляет заказчику. При этом нужное количество товара блокируется у каждого участника до решения заказчика.

В момент, когда оператор направит заказчику предварительное предложение, оно будет признаваться заявкой.

Если подходящих под запросы заказчика заявок набралось меньше пяти, но не менее двух заявок – то закупка продолжается.

Если же подходящее предложение только одно либо нет совсем – то заказчику направляется уведомление об отсутствии заявок.

Если участник указывал в предварительном предложении максимальное количество товара, и оператор осуществлял его блокирование в связи с направлением заказчику заявки:

  • Не позднее 1 часа с момента размещения заказчиком протокола подведения итогов прекращает блокирование товара всех участников, кроме участника, с которым заключается контракт.
  • Не позднее 1 часа с момента заключения контракта автоматически уменьшает количество товара в предварительном предложении участника, с которым заключен контракт, на количество закупаемого товара, предусмотренного в извещении.
Читайте также:  На что может претендовать пенсионерка вдова Чернобыльца в 2022 году в России

Из направленных оператором предложений заказчик выбирает победителя закупки. Собирать комиссию для этого вида закупок нет необходимости. Представитель заказчика размещает протокол решения на электронной площадке. После этого у заказчика есть три часа для направления контракта поставщику на подпись.

Поставщик в течение одного рабочего дня подписывает контракт, перенаправляет его заказчику, у которого также есть один день для подписания контракта со своей стороны.

Оператор электронной площадки после размещения протокола (в котором обозначен победитель закупки) снимает резервирование товара у поставщиков, не победивших в этой закупке.

Памятка госзакупщикам: что нужно сделать в декабре по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Пошаговая инструкция по участию в тендерах для начинающего ИП (индивидуального предпринимателя) и ООО (общества с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки документов. Вот что нужно для участия в госзакупках по 44-ФЗ:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если в соответствии с законодательством участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками, принятыми в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2020 году открывают отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, с него же списывают и плату за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Читайте об этом в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция» или смотрите видео.

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы заверяются уполномоченным лицом участника и содержат достоверную информацию. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к участию в тендере не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на специальный счет в банке.

Еще пригодится инструкция по участию в торгах на электронных площадках с нуля в видеоформате.

44 федеральный закон – объёмный нормативный акт с большим количеством межстатейных связей, определений и терминов. В документ регулярно вносятся исправления. Актуальные принципы и положения закона обязан знать и уметь трактовать любой поставщик, стремящийся добиться успеха на рынке госзакупок. Закон определяет:

  • порядок, в соответствии с которым заказчик выбирает поставщика товаров или услуг;
  • пошаговую процедуру проведения разных видов закупок;
  • принципы подписания, исполнения и возможного расторжения договоров.

44 закон о госзакупках детально трактует и другие сферы взаимоотношений поставщиков и заказчиков, но именно три перечисленных пункта наиболее важны для понимания обеими сторонами.

Цель закона – не только разово свести поставщика и казенного потребителя на оптимальных для бюджета условиях. Важно, чтобы сформировалась работающая система устойчивых связей госсектора и бизнеса, приносящая выгоду обеим сторонам. В то же время закон направлен на исключение из системы госзакупок недобросовестных участников, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих заведомо некачественные товары и услуги.

Мы постарались рассказать о контрактной системе максимально просто, создав нечто вроде курса «44-ФЗ для чайников». Но если вы не хотите или не имеете времени разбираться в юридических хитросплетениях самостоятельно, обращайтесь к нашим консультантам. Мы обучим работе в рамках 44 ФЗ, проконсультируем по конкретным вопросам правоприменения и поможем во время участия в торгах и на этапе исполнения контракта.

Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.

Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.

Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.

Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.

Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.

Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.

В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:

  • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
  • бюджетные медицинские учреждения;
  • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
  • органы государственного казначейства;
  • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.

Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.

Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.

Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:

  • уполномоченные контролирующие органы;
  • аккредитованные эксперты и оценщики;
  • банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.

Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”. Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы. Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.
В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.

Закон жестко регламентирует весь процесс госзакупок, подписание и исполнение контракта — не исключение. Нарушение сроков на этих этапах чревато не только штрафами или пенями, но и расторжением сделки, а если нарушителем стал победитель, то и внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

В распоряжении победителя конкурса есть 10 дней после опубликования итогового протокола, чтобы поставить подпись в договоре и предоставить его обеспечение. В противном случае его признают уклонившимся от заключения сделки, а сведения внесут в реестр недобросовестных поставщиков.

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *