Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дали срок: как получить рассрочку по уплате налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы налоговая перенесла сроки уплаты налогов, организация или ИП должны предоставить гарантии своей платежеспособности. Это может быть залог имущества, банковская гарантия или поручительство третьих лиц. Если речь идет о рассрочке уплаты доначисленных по результатам проверки сумм, то ФНС примет обеспечение исключительно в форме банковской гарантии. В остальных случаях при принятии решения налоговая может выбрать любой из трех вариантов.
Рассрочка и отсрочка по уплате налогов
Если есть достаточные основания, юрлица, ИП и физлица могут уплатить налоги, сборы и страховые взносы позже установленного законом срока, воспользовавшись рассрочкой или отсрочкой.
- Рассрочка предполагает погашение задолженности путём разработки графика платежей с конкретными суммами, сроками уплаты налогов и процентами по ним.
- Отсрочка предполагает изменение срока уплаты налогов на более поздний. При его наступлении нужно полностью погасить сумму отсроченных платежей и начисленных процентов.
Срок предоставления рассрочки или отсрочки зависит от вида налога, а также от бюджета, в который он уплачивается.
- Рассрочка и отсрочка по налогам и сборам в региональные и местные бюджеты предоставляется на срок до года.
- Рассрочка и отсрочка по федеральным налогам и взносам предоставляется на срок, не превышающий 3-х лет.
отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции
Транспорт
Отрасль |
Основной ОКВЭД |
---|---|
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.3 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
49.4 |
Деятельность пассажирского воздушного транспорта |
51.1. |
Деятельность грузового воздушного транспорта |
51.21. |
Деятельность автовокзалов и автостанций |
52.21.21. |
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом |
52.23.1. |
Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 49-ФЗ.
2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- 1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- 2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
- 3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
- 4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
- 5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
- 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
- 1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 240-ФЗ;
- 3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- 4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
- 5) перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
- 6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
- 7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Какие обстоятельства исключают возможность получения отсрочки?
Предоставление организациям отсрочки по уплате налога — это обычная практика во многих отраслях, которая помогает предприятиям на должном уровне функционировать и снизить налоговую нагрузку в некоторые периоды. Однако законодательством также предусмотрены факторы, которые исключают возможность оформления компанией инвестиционного налогового кредита.
Так, срок уплаты налогового долга невозможно пролонгировать, если в отношении предприятия:
- в данный момент рассматривается уголовное дело, связанное с нарушением налогового законодательства;
- возбуждено производство по делу об ином административном или государственном правонарушении;
- налоговые органы имеют основания подозревать налогоплательщика в намерении покинуть пределы Российской Федерации, вывезти часть доходов или скрыть часть своего имущества;
- прошло не больше трех лет с тех пор, как налогоплательщик нарушил условия выплат по предыдущей рассрочке или было вынесено судебное решение о прекращении рассрочки из-за нарушения налогоплательщиком договорных обязательств.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
пп.1 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ)
пп.2 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ)
пп.3 справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 343-ФЗ)
пп.4 справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках; (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 343-ФЗ)
пп.5 перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
пп.6 обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
пп.7 документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 248-ФЗ; от 14.11.2017 № 323-ФЗ)
При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ)
Не позднее трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства об уплате налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, суммы налога, указанной в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога, налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении (частичном освобождении) банка от обязательств по этой банковской гарантии. (Абзац введен — Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ)
(Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
В рамках антикризисного плана председатель Правительства РФ М. Мишустин 18.03.2020 г. дал поручение ФНС о предоставлении до 1 мая текущего года отсрочки по уплате налогов авиаперевозчикам и компаниям, работающим в сфере туристического бизнеса, несущим наибольшие финансовые потери из-за пандемии коронавируса. При этом не будут начисляться пени на образовавшуюся задолженность.
О том, что малому и среднему бизнесу в связи с распространением коронавируса и карантинными мерами позволят позже оплатить страховые взносы за март, апрель и май 2020 г. также заявил премьер-министр М. Мишустин. 19 марта появилось его предложение о поддержке малого и среднего бизнеса, заключающееся во введении налоговых каникул по уплате страховых взносов на 3 месяца, начиная с марта 2020 г., но затем было дано уточнение: послабление должно коснуться только микропредприятий (численность персонала которых не более 15 человек).
Также 20 марта 2020 г. были озвучены дополнительные правительственные поручения в рамках антикризисных мер – об отсрочке по налогам компаниям, работающим в сферах культуры и искусства, физкультуры и спорта.
До настоящего времени официальных документов о применении заявленных отсрочек нет. Отсутствует и механизм внесения изменений в правила их предоставления. Поэтому, прежде чем будут введены какие-либо послабления, должен быть принят закон, позволяющий принять поправки в срочном порядке. Понятно, что от момента разработки документа до его вступления в силу должно пройти какое-то время, и велика вероятность, что данные предложения все же будут приняты. Тогда же будут известны условия предоставления объявленных преференций.
Однако, уже существующий механизм получения отсрочки платежа налогов в налоговой на сегодня никто не отменял. Более того, недавно были приняты поправки к действующим правилам.
Ни одна организация не застрахована от ошибок, а ошибки при перечислении налогов – одно из самых распространенных явлений в деятельности организации. До 1 января 2007 года данный вопрос на законодательном уровне урегулирован не был, поэтому возникали многочисленные судебные дела, которые решались как в пользу налоговых органов, так и в пользу налогоплательщиков. В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 8 августа 2005 г. по делу № КА-АЧ0/7415-05 при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда г. Москвы указывает на то, что нет основания для взыскания пени при неверном указании в платежном поручении на перечисление налога кода бюджетной классификации.
Тем не менее неверное указание КБК, вследствие которого налог был зачислен (или предназначен для зачисления) в доходы иного бюджета, является неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей по уплате налога, может расцениваться как неуплата налога в установленный срок. Начисление пеней правомерно (постановления ФАС Уральского округа от 28.04.04 № ФО9-1626/04-АК, ФАС Северо-Западного округа от 21.11.05 № А 21-65/05-С 1, от 16.06.06 № А56-35314/2005).
Однако нужно отметить, что неверное указание КБК не оказало влияния на правильность распределения перечисленных денежных средств между бюджетами и, следовательно, не повлекло возникновения недоимки по налогу. Поэтому при отсутствии недоимки начисление пеней незаконно.(Постановления: ФАС Московского округа от 29.12.2004 № КААЧ1/12412-04, от 27.10.2005 № КА-АЧ1/10358-05; 19.04.2005 № КА-АЧ0/2886-05;08.08.2005 № КА-АЧ0/7415-05;18.01.2006 № КА-АЧ1/13849-05;19.01.2006 № КА-АЧ0/13552-05; ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2005 № ФО3-А51/05-2/1500; 25.05.2005 № ФО3-А51/05-2/1163; 21.09.2005 № ФО3-А73/05-2/2896; ФАС Центрального округа от 11.05.2006 № АО8-10286/06-20 и др.).
С 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, внесшим изменения в пункт 7 статьи 45 НК РФ, обязанность налогоплательщика по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления им в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Если же счет Федерального казначейства был указан неправильно вне зависимости от того, поступили ли денежные средств в бюджет того же уровня или нет, то обязанность налогоплательщика считаться исполненной не будет.
Согласно новой редакции этого пункта налогоплательщик, неправильно заполнивший платежное поручение, теперь может подать в налоговый орган заявление с указанием на ошибку и просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие фактическое перечисление средств на счет Федерального казначейства.
На основании поданного заявления налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и пересчитать начисленные пени. Кроме того, налоговый орган вправе провести совместно с налогоплательщиком сверку налоговых платежей и принять решение об уточнении платежа на основании заявления и акта сверки.
Такой порядок применим, как следует из писем Минфина России от 04.10.2006 № 03-02-07/1-272 и от 13.09.2006 № 03-02-07/1-249, к следующим ситуациям: когда налогоплательщик, допустил ошибку в платежке, которая не повлекла не перечисление налога на соответствующий счет Федерального казначейства. Например, если в платежке на перечисление налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, отражен КБК, не соответствующий выбранному объекту налогообложения. Новые правила распространяются на платежные поручения, направленные в банк после 31 декабря 2006 года.
Налогоплательщик (плательщик сборов), как указано в ст. 23 НК РФ, обязан уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 1 НК РФ к законодательству о налогах и сборах относятся федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 ст. 45 НК РФ по поводу срока уплаты налога установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 12.10.1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года „Об основах налоговой системы в Российской Федерации“« разъяснил, что положение ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, предполагает, что конституционная обязанность налогоплательщика – юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка. Причем данное положение в свете комментариев, данных в Определении КС РФ от 25.07.2001 № 138-О, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков, действия которых направлены на реальное исполнение обязанности по уплате налога, а не на формальное перечисление платежей через неплатежеспособные банки. Таким образом, сформулирована следующая правовая позиция – обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов не считается исполненной, если на корреспондентском счету банка отсутствуют денежные средства.
Так, ФАС Московского округа (постановление от 27.03.2003 г. по делу № КА-АЧ1/1649-03) рассматривалось следующее дело. ИМНС и ООО «СПТК», не являвшееся налогоплательщиком, заключили 01.11.1999 г. договор поручительства об уплате последним в случае неисполнения организацией-налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате в федеральный бюджет НДС в срок до 29.11.1999. ООО предъявило в банк платежное поручение от 03.11.1999 г. на перечисление НДС за организацию-налогоплательщика (с указанием в назначении платежа – в порядке взаиморасчетов по договору от 26.10.1999 г. № 50). Данное платежное поручение было принято банком к исполнению, денежные средства со счета ООО списаны, однако в бюджет не были перечислены в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка. Судом было установлено, что согласно выпискам банка от 27.10.1999 г., от 03.11.1999 г. по лицевому счету ООО перечисление налогового платежа производилось за счет суммы, зачисленной 27.10.1999 г. на расчетный счет ООО за счет погашения векселя КБ «Финвестбанк» от 27.10.1999 г. на основании мемориального ордера банка от 17.10.1999 г.. Однако в соответствии с письмом МГТУ Банка России от 07.12.2001 на корреспондентском счете КБ «Финвестбанк» в период с 25.10.1999 г. по 16.11.1999 г. имелся остаток денежных средств в размере 31 коп. и движения денежных средств по счетам банка не было. На основании вышеуказанных сведений судом апелляционной инстанции был сделан вывод о том, что сумма не могла быть зачислена на расчетный счет ООО и впоследствии перечислена в счет уплаты налога, в связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате налогов не могла считаться исполненной.
Как было рассмотрено выше, налоговое законодательство допускает изменение установленного срока уплаты налога и сбора путем переноса его на более поздний срок. Правила предоставления отсрочек (рассрочек) и инвестиционного налогового кредита определены гл. 9 НК РФ, а также некоторыми подзаконными нормативными правовыми актами.
Однако применение этих правил на практике зачастую является причиной судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами. Рассмотрим далее наиболее интересные случаи из судебной практики.
1. При предоставлении отсрочки следует учитывать лимиты. Согласно п. 2 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога допускается в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, – в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации о бюджете – в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов муниципальных образований – в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Налоговый орган вправе отказать налогоплательщику в предоставлении отсрочки в случае отсутствия лимитов. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление №А78-2788/2005-С2-27/248-ФО2-5504/05-С1 от 09.11.2005) признал правомерными ��ействия налогового органа, отказавшего в предоставлении отсрочки по земельному налогу в связи с тем, что в бюджете муниципального образования лимиты на предоставление налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов заложены не были.
Согласно материалам дела, налоговый орган отказал сельскохозяйственной артели в предоставлении отсрочки по уплате земельного налога, который является местным налогом, на том основании, что правовым актом представительного органа местного самоуправления не предусмотрен лимит предоставления отсрочек по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет этого района. Считая отказ в предоставлении отсрочки незаконным, артель обратилась в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя. Апелляционная инстанция также признала действия налоговых органов об отказе в предоставлении отсрочки уплаты земельного налога неправомерными. Не согласившись с решениями судов, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в ФАС ВСО, который пришел к следующим выводам: общие условия изменения срока уплаты налогов и сборов регламентированы ст. 61 НК РФ. Пунктом 2 этой статьи определено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов на соответствующий финансовый год правовыми актами представительных органов муниципальных образований – в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований. Как установлено арбитражным судом, в бюджете района на соответствующий год лимиты на предоставление налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек по уплате налогов и сборов заложены не были. Данное обстоятельство подтверждается решением районного совета депутатов. Довод суда о том, что названное решение было опубликовано в средствах массовой информации без приложений к нему, поэтому оно не может применяться в неопубликованной части, является несостоятельным, поскольку в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что лимиты не были заложены в бюджете (ответ финансового отдела Администрации района). Кроме того, налоговая инспекция представила в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что информация о лимитах содержится в тексте самого правового акта, а не в приложениях к нему.
Уплата налогов в рассрочку. О способах предоставления рассрочки по налогам
Спорить с налоговой лишний раз не хочется, особенно когда у контролирующего органа есть рычаги для принудительного исполнения налоговых обязательств. Заплатить налог иногда не получается по разным причинам. Чтобы налоговая не применяла санкции, а у компании была возможность выполнить свои обязательства, государство предусмотрело компромисс, о котором многие не знают.
Налоговые обязательства для любой организации всегда стоят на первых позициях.
Приоритетность своевременной оплаты налогов устанавливает государство, которое наделило контролирующий государственный орган расширенными полномочиями.
Блокировка расчетных счетов и уголовная ответственность руководителя за неуплату налогов — реальные санкции со стороны госорганов. Есть возможность избежать негативных последствий и найти общий язык с фискалами.
В каких случаях учреждениям здравоохранения может быть предоставлена отсрочка по уплате налогов?
Условия и порядок предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов определены п. 2 ст. 64 НК РФ. В нем сказано, что отсрочка и рассрочка по уплате налогов могут быть предоставлены налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа;
- угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога;
- имущественное положение учреждения исключает возможность единовременной уплаты налога;
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
- наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, которые устанавливаются Таможенным кодексом РФ.
Отсрочка или рассрочка могут предоставляться на срок не более одного года с единовременной или с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Причем по федеральным налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет, решением Правительства РФ срок отсрочки (рассрочки) может быть установлен от одного до трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Пример 1. В результате пожара сгорел склад, где хранились медикаменты, а также повреждены операционный зал и дорогостоящее медицинское оборудование. Проверку по факту пожара проводило территориальное управление ГУ МЧС. По материалам проверки вынесено постановление, в котором отмечен факт пожара и указана его причина — короткое замыкание электрокабеля.
Поликлинике причинен реальный ущерб — уничтожена большая часть запаса медикаментов и повреждены рабочий операционный блок, вышло из строя медицинское оборудование, предназначенное для реанимационных действий. Очевидно, что в течение некоторого времени поликлиника не сможет нормально функционировать. Учреждение подало в ФНС заявление о предоставлении отсрочки по уплате налога на прибыль, а в региональное УФНС — заявление об отсрочке уплаты налога на имущество организации. К заявлениям приложены документы, подтверждающие факт наступления оснований для предоставления отсрочки:
- постановление ГУ МЧС;
- списки объектов имущества, поврежденных пожаром, составленные при проведении оценки реально нанесенного ущерба.
Основанием отсрочки является нанесение ущерба в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (пожаром). Общая сумма налогов, уплату которой поликлиника просит отсрочить, равна размеру ущерба, причиненного пожаром.
Существуют ли обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки?
Такие обстоятельства существуют, они прописаны в п. 1 ст. 62 НК РФ. Решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, если у налогоплательщика имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- происходит производство о налоговом или административном правонарушении;
- имеются достаточные основания полагать, что налогоплательщик воспользуется предоставленной ему отсрочкой (рассрочкой) по уплате налогов для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства.
В каком порядке начисляются проценты на сумму задолженности за период пользования отсрочкой по уплате налогов?
Срок уплаты может быть изменен в отношении либо всей суммы налога, либо какой-то ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Порядок расчета процентов за пользование бюджетными средствами по отсрочкам, предоставленным уполномоченными финансовыми органами, разработан и утвержден в Письме МНС России N АС-6-09/398@ . Суммы процентов, причитающиеся к уплате, рассчитываются налоговыми органами в день, следующий за датой завершения отсрочки, и в пятидневный срок доводятся до налогоплательщика с указанием сроков уплаты.
Письмо МНС России от 12.05.1999 N АС-6-09/398@ «О порядке расчета процентов за пользование бюджетными средствами».
В случае досрочного прекращения отсрочки величина, определяющая общее количество календарных дней пользования отсрочкой, корректируется в зависимости от фактического числа дней пользования отсрочкой и производится расчет процентов, причитающихся к уплате. Проценты рассчитываются за период с даты предоставления отсрочки по дату досрочного прекращения отсрочки включительно.
О суммах процентов, причитающихся к уплате после произведенных расчетов, налоговые органы в пятидневный срок уведомляют налогоплательщика с указанием срока уплаты. В случае неуплаты причитающихся процентов в сроки, указанные в уведомлении, они подлежат бесспорному взысканию.