Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарная ответственность государственных служащих (Шадрина Т.В.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По окончании указанного периода взыскание снимается автоматически, издавать специальные распорядительные акты не нужно.
Комментарий к ст. 192 ТК РФ
1. В комментируемой статье дается определение дисциплинарного проступка и предусмотрены виды дисциплинарных взысканий, которые работодатель вправе применить к работнику, совершившему дисциплинарный проступок.
Под дисциплинарным проступком в соответствии с ч. 1 данной статьи понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Как видно из приведенного определения, дисциплинарным проступком можно считать неисполнение или ненадлежащее исполнение работником именно трудовых обязанностей. В связи с этим не может считаться дисциплинарным проступком, например, отказ от выполнения общественного поручения, нарушение правил поведения в общественных местах.
Неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, т.е. дисциплинарным проступком, может быть признано нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, технических правил, неисполнение или ненадлежащее исполнение распоряжений и приказов руководителя и др.
Как предусмотрено в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, дисциплинарным проступком считается, в частности:
— отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте. При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 35);
— отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК), т.к. в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК). Вместе с тем отказ от продолжения работы в связи с изменением обусловленных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ст. 77 ТК, с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК (п. 35);
— отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе (п. 35);
— отказ работника от заключения договора о полной материальной ответственности, если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей является основной трудовой функцией работника, что оговорено при приеме на работу, и в соответствии с законодательством с ним может быть заключен такой договор, о чем работник знал (п. 36);
— отказ работника (независимо от причины) от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины (п. 37).
Дисциплинарным проступком признается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей.
Виновным признается неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, если работник действовал умышленно или по неосторожности.
Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения. Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник не предвидит последствий своего противоправного действия, хотя должен был предвидеть, либо когда он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить.
Дисциплинарная ответственность возможна при любой форме вины. Вместе с тем не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, из-за недостаточной квалификации работника, в связи с его болезнью).
Не могут квалифицироваться как дисциплинарный проступок действия работника, совершенные им в соответствии с законами и иными нормативным актами. Например, отказ работника от перевода на другую работу в случаях, когда такой перевод допускается только с согласия работника, или отказ работника от выполнения распоряжения о выходе на работу до окончания отпуска, т.к. законом не предусмотрено право работодателя досрочно отзывать работников из отпуска без их согласия, и др.
Не является дисциплинарным проступком и отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Поскольку ТК не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться названным правом и тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом по основаниям, указанным в ст. 72.2 ТК, отказ работника от временного перевода на другую работу в порядке ст. 72.2 ТК по указанным выше причинам является обоснованным (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
Служебная дисциплина на государственной гражданской службе
Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:
- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
- исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
- соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
- соблюдение служебного распорядка государственного органа;
- поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
- бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
- соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.
Более того, в ст. 18 Закона N 79-ФЗ одним из первых требований к служебному поведению гражданского служащего названо добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы достаточно подробно прописываются в должностном регламенте. Именно на основании этого локального документа осуществляется профессиональная деятельность гражданского служащего (ст. 47 Закона N 79-ФЗ).
Кроме того, служебным регламентом устанавливается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
Перечень оснований для применения дисциплинарного взыскания
Основаниями для наказания работника «дисциплинаркой» являются допущенные им проступки.
Перечень дисциплинарных проступков на законодательном уровне не определен.
При этом установлен перечень оснований для увольнения работников в качестве меры дисциплинарного взыскания.
В связи с этим такими проступками, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, могут быть:
-
неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых функций, например, игнорирование указаний руководства, несоблюдение необходимых инструкций, нарушение технологии;
-
несоблюдение трудового графика, например, опоздания, законно необоснованные неявки на место работы;
-
нарушение дисциплины, например, появление на территории работодателя в состоянии опьянения, игнорирование требований о прохождении необходимых обследований или обучения;
-
совершение противоправных виновных действий, например, имущественных преступлений (кража, порча, присвоение).
Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
Дисциплинарная ответственность назначается в особых случаях, отраженных в трудовом законодательстве. Но на отдельные категории работников распространяется действие специализированных законов. В первую очередь это касается государственных служащих.
Сегодня за отдельные формы нарушений, невыполнение должностных обязанностей полагается дисциплинарная ответственность.
Причем формат её напрямую зависит именно от вида нарушений и статуса государственного служащего. Сегодня данный момент регулируется Федеральным законом №79-ФЗ от 27.04.04 г. «О государственной гражданской службе».
Основанием для привлечения к ответственности является:
- свершение дисциплинарного проступка;
- невыполнение или же ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных обязанностей.
Существует несколько различных видов взысканий, которые налагаются в связи с дисциплинарной ответственностью. Все эти моменты представлены в Федеральном законе №79-ФЗ.
Понятие дисциплинарного проступка, в свою очередь, достаточно подробно раскрывается в Трудовом кодексе РФ.
Сегодня под таким проступком понимается следующее:
- опоздание на работу;
- прогул;
- присутствие на рабочем месте в состоянии опьянения:
- алкогольного;
- наркотического;
- токсического;
- свершение аморального поступка.
Важно помнить, что для привлечения к ответственности в обязательном порядке должен быть соблюден определенный алгоритм.
Он установлен в действующем законодательстве и выглядит следующим образом:
- проводится служебная проверка, в течение которой выявляются все факты нарушений, устанавливаются обстоятельства;
- в течение определенного срока государственный служащий обязан представить соответствующим образом оформленную объяснительную;
- на основании полученных объяснений в письменной форме работодатель принимает решение о мере дисциплинарного взыскания;
- формируется приказ или же распоряжение – в зависимости от меры ответственности, тяжести проступка;
- под подпись работник должен быть обязательно ознакомлен с данным документом;
- приказ начинает действовать и работник привлекается к ответственности.
Важно помнить: отказ работника от составления объяснительной, а также от подписания ознакомления с приказом не является основанием для не привлечения к дисциплинарной ответственности.
При этом работодателю необходимо помнить об обязательном соблюдении всех установленных в законодательстве регламентах и нормах.
Если имеет место нарушение законодательства, служащий имеет право обратиться в трудовую инспекцию, суд. Судебная практика по данному поводу достаточно неоднозначна. Потому стоит предварительно ознакомиться с решениями по делам подобного рода.
Законодательством установлено, что работник должен быть привлечени к ответственности рассматриваемого типа в течение 1 месяца с момента свершения какого-либо проступка. Оптимальным решением является проведения расследования обстоятельств его свершения сразу же.
При этом следует учитывать тот факт, что в месячный период, в течение которого можно будет привлечь сотрудника к ответственности, не включаются следующие отрезки времени:
- временной нетрудоспособности, нахождения на больничном;
- пребывание в отпуске (очередном или же за собственный счет);
- отсутствие на службе по другим уважительным причинам.
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Понятие муниципальной службы
Для начала следует выделить основные особенности сферы местного самоуправления. Муниципальная представляет собой один из видов публичной службы. Это целая система, включающая в себя органы местной публичной власти, то есть, муниципальные образования. Муниципальный служащий замещает должность в системе местного самоуправления, которая, к слову, не является выборной.
Работники рассматриваемой системы реализуют свою профессиональную деятельность в соответствующих инстанциях и получают за это финансовое вознаграждение. Зарплата сотрудникам формируется за счет средств местного бюджета, то есть бюджета муниципального образования. Сама работа находится в его подчинении. Ответственность муниципального служащего, в связи с этим, можно считать повышенной.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:
- производящие материальные блага;
- оказание услуг;
- занятия культурой и спортом;
- помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.
Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.
Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.
Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.
Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.
За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:
- объявления замечания;
- вынесения выговора;
- при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.
При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.
Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.
Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.
Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).
В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:
- о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
- какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
- порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.
Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.
Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности
Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.
Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.
Решение о выборе конкретной формы наказания из трех возможных всегда принимается уполномоченным лицом самостоятельно. При этом учитываются важные индивидуальные особенности конкретной ситуации. Например, работодателем, прежде всего, должна быть надлежащим образом оценена степень серьезности проступка сотрудника.
Отдельно следует упомянуть и о том, что каждая мера ответственности также отличается своей серьезностью и некоторыми особыми последствиями, которые могут наступить для государственного служащего. Замечание и выговор представляют собой достаточно схожие виды наказания и, безусловно, они являются наименее серьезными мерами ответственности. Основная разница заключается лишь в сведениях, которые фиксируются в соответствующем приказе о назначении дисциплинарного наказания.
Естественно, наиболее строгой мерой для государственного служащего всегда будет являться его увольнение в одностороннем порядке за ранее совершенное нарушение. Именно поэтому такая мера может быть применена работодателем исключительно в особых ситуациях, при которых наказание полностью соответствует степени серьезности ранее совершенного проступка.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания
Для того чтобы решение работодателя об увольнении сотрудника действительно являлось правомерным, директором должна быть соблюдена процедура наложения дисциплинарного взыскания. В соответствии с установленными правилами она должна включать в себя следующие этапы:
- Фиксирование факта совершения того или иного нарушения подчиненным. Для этого работодателем может быть использован такой документ, как внутренний акт, созданный во время проведения расследования. Необходимо помнить, что составление такого документа обязательно нужно осуществлять в присутствии хотя бы двух других сотрудников, которые смогут выступить в роли независимых свидетелей.
- Отправку сотруднику официальной письменной просьбы относительно предоставления объяснений по поводу совершенного нарушения. Данный этап никогда нельзя пропускать. Действующие законодательные нормы для дополнительной защиты прав сотрудников устанавливают, что работодатель должен дать подчиненному полноценную возможность объяснить собственное поведение. Вполне возможно, что сотрудник представит информацию относительно наличия особых условий, которые вынудили поступить его именно так.
- Проведение внутреннего расследования. Для этого работодателем принимается решение о создании специальной комиссии. В ее обязанности будет входить установление всех важных фактов произошедшего. Внутреннее расследование может длиться несколько дней. По окончании данного периода времени ее членами составляется официальное заключение, в котором указываются все полученные выводы.
- Оценку степени серьезности совершенного подчиненным проступка. После получения официального заключения от комиссии директору организации необходимо тщательно изучить документ и сделать соответствующие выводы. Максимально объективная оценка произошедшего необходима для того, чтобы руководитель мог вынести действительно справедливое решение и установить заслуженное наказание. Решение о том, какая именно мера ответственности будет применена к конкретному сотруднику, принимается работодателем самостоятельно. Однако здесь ему необходимо будет помнить о том, что одностороннее увольнение сотрудника можно произвести лишь по тем основаниям, которые были установлены в официальном порядке законодательными нормами.
- Применение назначенного в отношении сотрудника наказания. Порядок данной процедуры напрямую будет зависеть от того, какая именно мера ответственности была выбрана работодателем. Если она заключается в замечании или выговоре, уполномоченным лицом создается приказ и соответствующий акт. В данных документах указываются все важные сведения, включая и основание, по которому было назначено соответствующее наказание. Если же речь идет об увольнении, работодателем должен быть создан отдельный приказ о расторжении ранее заключенного трудового соглашения. Помимо этого, в последний рабочий день с уволенным сотрудником необходимо будет провести полный расчет, с выплатой положенных ему компенсаций.
Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 5 ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА Автор анализирует действующее законодательство, регулирующее виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих. На основе анализа практики применения дисциплинарной ответственности гражданских служащих выявляются проблемы, связанные с действующей системой дисциплинарных взысканий, и вносятся предложения о необходимости упорядочения и строгой регламентации дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих нормами закона. Нормативное закрепление дисциплинарных взысканий В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред.
Основы государственной службы и кадровой политики
- вследствие неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
- при однократном грубом нарушении гражданским служащим должностных обязанностей (прогуле; появлении на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершении по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты и тп.; нарушении гражданским служащим требований охраны труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия, либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
- при совершении виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
- в случае принятия гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
- при однократном грубом нарушении гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшем за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;
- в случае представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
- прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
- Дисциплинарная
ответственность представляет
собой одну из форм принуждения,
применяемого уполномоченными должностными
лицами (органами) к лицам, совершившим
дисциплинарное правонарушение, и
влекущего неблагоприятные последствия
для нарушителя. - В
отличие от других видов юридической
ответственности дисциплинарная
ответственность направлена на обеспечение
дисциплины в основном в рамках служебного
подчинения - .
- Дисциплинарная
ответственность является самостоятельным
видом юридической ответственности. Она
характеризуется следующим и признаками: - · основанием
дисциплинарной ответственности является
дисциплинарный проступок; - · за
такой проступок применяются дисциплинарные
взыскания; - · дисциплинарная
ответственность применяется только в
порядке подчиненности и только к
физическим лицам. - Выделяют
два вида дисциплинарной ответственности: - · общую;
- · специальную.
- Выделяются
следующие специфические черты
ответственности государственных
служащих: - · повышенная
ответственность служащего, поскольку
последствия должностного правонарушения
отрицательно сказываются, как правило,
за пределами должности; - · наличие
специальных мер ответственности за
служебные правонарушения (понижение в
должности, снижение квалификационного
класса и др.); - · привлечение
служащего к ответственности за
правонарушение не исключает того, чтобы
это же деяние было квалифицировано как
другой вид правонарушения и влекло
соответствующую юридическую
ответственность, например, административную
ответственность должностного лица за
нарушение правил техники безопасности,
за что оно же привлекалось к ответственности
дисциплинарной.
В
соответствии со ст.
57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №
79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» основанием
привлечения гражданского служащего к
дисциплинарной ответственности является
совершение им дисциплинарного проступка.
- Дисциплинарным
проступком в
сфере государственно-служебных
правоотношений признается неисполнение
или ненадлежащее исполнение гражданским
служащим по его вине возложенных на
него должностных обязанностей. - В
науке административного права уже
достаточно давно сформулированы
признаки, которые можно объединить
понятием состава дисциплинарного
проступка. Основными элементами состава
дисциплинарного проступка являются: - · объект
дисциплинарного проступка; - · объективная
сторона дисциплинарного проступка; - · субъект
дисциплинарного проступка; - · субъективная
сторона дисциплинарного проступка.
Дисциплинарный
проступок имеет формальный состав, т.е.
для привлечения работника к дисциплинарной
ответственности достаточно
самого факта нарушения трудовой
дисциплины,
даже если вредные последствия этого
нарушения отсутствуют.
Федеральный
закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» не требует,
чтобы работодатель обязательно налагал
на работника за каждый дисциплинарный
проступок взыскание. Применение
дисциплинарного взыскания — это
право, а не обязанность работодателя.
Поэтому вопрос об ответственности
должен решаться каждый раз индивидуально.
Исчерпывающего
перечня дисциплинарных проступков,
которые могут совершаться государственными
служащими, не существует.
Вместе с тем
в законодательстве предусмотрены меры
в отношении государственных служащих,
виновных в нарушении федеральных
законов, указов Президента РФ, неисполнении
или ненадлежащем исполнении федеральных
законов, указов Президента РФ и вступивших
в законную силу решений судов в
соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
В
отличие от дисциплинарных проступков
перечень дисциплинарных
взысканий полностью
устанавливается законодательством и
не подлежит расширительному толкованию.
Законодательство о государственной
службе предусматривает возможность
наложения на государственных служащих
дисциплинарных взысканий, не установленных
Трудовым кодексом РФ. Так, в соответствии
с ч.
1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля
2004 г.
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» представитель
нанимателя имеет право применить к
гражданским служащим следующие
дисциплинарные взыскания:
- · замечание;
- · выговор;
- · предупреждение
о неполном должностном соответствии; - · освобождение
от замещаемой должности гражданской
службы; - · увольнение
с гражданской службы. - Требования
к порядку
наложения дисциплинарных взысканий - За
каждый дисциплинарный проступок может
быть применено только одно дисциплинарное
взыскание.
Применение
того или иного дисциплинарного взыскания
должно быть не только законно, но и
обоснованно. В
этой связи в п.
53 постановления Пленума Верховного
суда РФ от 17 марта 2004 г.
№ 2 «О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации» разъяснено,
что работодателю необходимо представить
доказательства, свидетельствующие не
только о том, что работник совершил
дисциплинарный проступок, но и о том,
что при наложении взыскания учитывались
тяжесть этого проступка, обстоятельства,
при которых он был совершен,
предшествующее поведение работника,
его отношение к труду.
- При
применении дисциплинарного взыскания
учитываются тяжесть совершенного
гражданским служащим дисциплинарного
проступка, степень его вины, обстоятельства,
при которых совершен дисциплинарный
проступок, и предшествующие результаты
исполнения гражданским служащим своих
должностных обязанностей. - Если
при рассмотрении дела о восстановлении
на работе суд придет к выводу, что
проступок действительно имел место, но
увольнение произведено без учета
вышеуказанных обстоятельств, иск может
быть удовлетворен. - Дисциплинарное
взыскание применяется непосредственно
после обнаружения дисциплинарного
проступка, но не позднее одного
месяца со
дня его обнаружения, не считая периода
временной нетрудоспособности гражданского
служащего, пребывания его в отпуске,
других случаев отсутствия его на службе
по уважительным причинам, а также времени
проведения служебной проверки. - Копия
акта о применении к гражданскому
служащему дисциплинарного взыскания
с указанием оснований его применения
вручается гражданскому служащему под
расписку в течение пяти
днейсо
дня издания соответствующего акта. - Гражданский
служащий вправе обжаловать дисциплинарное
взыскание в письменной форме в комиссию
государственного органа по служебным
спорам или в суд.
Если в
течение одного года со
дня применения дисциплинарного взыскания
гражданский служащий не подвергнут
новому дисциплинарному взысканию, он
считается не имеющим дисциплинарного
взыскания.
Комментарий к статье 192 ТК РФ
Дисциплина труда обеспечивается не только применением мер поощрения, но и привлечением нарушителей трудовой дисциплины к дисциплинарной ответственности (применением одного из указанных в ч. 1 комментируемой статьи дисциплинарных взысканий).
Дисциплинарная ответственность является одним из видов юридической ответственности по трудовому праву. Ее принято рассматривать в двух аспектах.
Как правовое установление дисциплинарная ответственность включается в состав правового института «дисциплина труда» и означает определенную реакцию государства на правонарушение в сфере трудовых отношений, потенциальную возможность применения к нарушителю мер дисциплинарного взыскания, указанных в законодательстве.
Второй аспект представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей конкретным работником и заключается в применении санкций к нарушителю трудовой дисциплины и их реализации. В этом аспекте дисциплинарная ответственность, называемая ретроспективной, — это обязанность нарушителя ответить за совершенное правонарушение и претерпеть неприятные последствия в виде ограничений личного, организационного или имущественного порядка. Со стороны работодателя реакция на правонарушение заключается в истребовании отчета от нарушителя и применении к нему санкций правовых норм трудового права.
Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет определение дисциплинарного проступка, понимая под ним неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2, неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
К таким нарушениям, в частности, относятся:
а) отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте.
При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо в локальном нормативном акте работодателя не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК), так как в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК).
При этом следует иметь в виду, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК;
в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе (см. п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
При разрешении споров, возникающих в связи с применением мер дисциплинарного взыскания к работникам, отказавшимся от заключения письменного договора о полной материальной ответственности за недостачу вверенного работникам имущества (ст. 244 ТК), в случае, когда он не был одновременно заключен с трудовым договором, необходимо исходить из следующего. Если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей является основной трудовой функцией работника, что оговорено при приеме на работу, и в соответствии с действующим законодательством с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности, о чем работник знал, отказ от заключения такого договора следует рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей со всеми вытекающими из этого последствиями. Если же необходимость заключить договор о полной материальной ответственности возникла после заключения с работником трудового договора и обусловлена тем, что в связи с изменением действующего законодательства занимаемая им должность или выполняемая работа отнесена к перечню должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности, однако работник отказывается заключить такой договор, работодатель в силу ч. 3 ст. 74 ТК обязан предложить ему другую работу, а при ее отсутствии либо отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается с ним в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора) (см. п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
Отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также противоправное поведение работника, не связанное с выполнением трудовых обязанностей (например, нарушение правил поведения в общежитии), не могут рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Кроме того, не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и реализация работником своих прав, предоставляемых ему трудовым законодательством (например, приостановка работы в порядке ст. 142 ТК в случае невыплаты ему заработной платы и др.).
Учитывая, что законом предусмотрено право работодателя досрочно отозвать работника из отпуска на работу только с его согласия (ч. 2 ст. 125 ТК), отказ работника (независимо от причины) от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины (см. п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
Для дисциплинарного проступка характерно то, что он:
— как правило, не является общественно опасным деянием, нарушающим трудовую дисциплину, так как общественно опасным деянием признается лишь преступление (ст. 14 УК);
— совершается лицом, состоящим в трудовом правоотношении с данным работодателем (т.е. совершается работником);
— выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих трудовых обязанностей.
Дисциплинарный проступок, как и любое другое правонарушение, обладает совокупностью признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Иными словами, основанием привлечения к дисциплинарной ответственности по нормам трудового права является наличие в деянии нарушителя признаков состава дисциплинарного проступка .
———————————
А.А. Абрамова отмечает, что понятие состава присуще не только уголовному праву. Им пользуются при необходимости более детального анализа отдельных явлений, предметов, человеческих действий. Поэтому можно говорить о составе дисциплинарного проступка в трудовом праве, административного проступка — в административном праве и т.д. См.: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР (правовые вопросы). С. 49 — 50.