Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Братска». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.
Обязанности ребенка в школе
Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:
- появление на занятиях вовремя без опозданий;
- опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
- сменная обувь;
- наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
- нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
- нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;
- если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
- запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
- каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
- запрещено применение любых насильственных действий;
- запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.
Обязанности ученика в школе
Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.
Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:
- Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
- Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
- Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
- Ученик должен соблюдать школьный режим.
- Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
- Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
- Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
- Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
- Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
- Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
- Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
- Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.
Чтобы у ребёнка была положительная репутация в школе, его надо учить с первого класса, как вести себя в школе. Каждый ученик должен знать, каковы не только обязанности, но и права ребёнка в школе. Часто педагоги несправедливы к ученикам. Дети не всегда знают, какую оценку за знания им выставил педагог. Также учителя очень часто занижают или завышают баллы. В таком случае родители обязаны сходить в школу и защитить права своего ребёнка в спорной ситуации. Права ученика в школе должны строго соблюдаться педагогами. Это крайне важно при развитии подрастающего поколения. На сегодняшний день тема «Защита прав школьника» актуальна. Им могут помочь не только родители, но и социальные службы. Дети имеют право позвонить и сообщить о своих проблемах по телефонам доверия этих организаций.
В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.
Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.
Защита прав ребенка в школе
Каждый ребенок имеет право развивать свои таланты и умения, физические и интеллектуальные способности в образовательном учреждении и, любое посягательство на прекращение или ограничение этих полномочий со стороны педагогов или других ребят должно быть наказуемо.
При допущении насилия любого характера в отношении воспитанников применяется уголовное наказание в отношении обидчика.
Как защитить права ребенка в школе?
Для этого необходимо сформулировать жалобу на имя директора школы и документально оформить ее. Если ваша просьба будет проигнорирована, вы вправе обратиться в прокуратуру или департамент образования населенного пункта, а также непосредственно с иском в суд.
Права и обязанности детей в школе, их защита и ответственность за нарушение
Права ребенка в школе основываются на Конституции России, законах «Об образовании» и «О защите прав ребенка». В каждом образовательном учреждении действует свой Устав, он описывает, какими правами и обязанностями обладает школьник. Однако Устав не может противоречить нормам законодательства.
Зачастую дети и родители не знают о том, что им полагаются совершенно определенные права и обязанности при обучении в школе. Знание этих положений поможет предотвратить возникновение спорных ситуаций в стенах школы и ущемление интересов ребенка.
Право на получение образования – одно из основополагающих прав детей в нашей стране. Оно должно предоставляться каждому ребенку независимо от его национальности, вероисповедания, пола и других факторов. Каждый гражданин Российской Федерации вправе получить среднее образование. После окончания школы выпускник имеет право поступать в вуз или другое образовательное учреждение (колледж, училище).
Находясь в стенах школы, ребенок обладает следующими правами:
Каждый ученик должен знать, что он обладает определенными правами. В случае нарушения его интересов он вправе обратиться за помощью.
Конечно, кроме прав все школьники обладают и обязанностями:
- уважительно относиться абсолютно ко всем работникам учебного заведения, здороваться при встрече;
- соблюдать школьный режим, не опаздывать и не пропускать занятия;
- учиться добросовестно, выполнять заданные на дом уроки, осваивать школьную программу;
- предъявлять учителю дневник по требованию;
- отвечать на уроке, выходить к доске, когда того требует педагог;
- соблюдать на занятиях тишину, если нужно выйти или желая ответить, поднимать руку;
- нельзя во время занятий кушать или жевать жвачку, разговаривать по телефону;
- после отсутствия на занятиях предоставлять справку из медицинского учреждения о причине неявки или записку от родителей (законных представителей);
- выполнять требования педагогов, директора и других работников школы в рамках Устава учреждения;
- приходить в школу аккуратным, чистым;
- соблюдать технику безопасности, не причинять вреда себе и другим;
- обнаружив подозрительного человека или предмет на территории школы, обязательно сообщить администрации или любому сотруднику школы;
- при необходимости отсутствия на уроке заранее предоставить подтверждающий документ или записку от родителей.
Права ребенка в школе и его обязанности
Как известно, Конституция Российской Федерации регламентирует неотъемлемое право ребенка на получением им дошкольного и среднего образования бесплатно в соответствии с государственными стандартами. Но, это не означает, что в образовательном учреждении не возникнет обратных требований к учащимся и их родителям.
Каждое образовательное учреждение, будь оно государственное или частное, обладает Уставом ОУ, в котором регламентирован порядок функционирования предприятия, права и обязанности его участников, в данном случае – учащихся и сотрудников.
В данной статье мы рассмотрим права и обязанности детей в школе, какие накладываются ограничения на каждого, а также подскажем, как защитить права ребенка в школе, если они нарушаются членами данного ОУ.
Итак, педагоги не хотят, родители не могут… Каков результат? Отсутствие взаимопонимания двух сторон, между которыми страдает ребенок.
Давайте зададим главные вопросы — хорошо это или плохо, когда школьный учитель подконтролен со всех сторон? Верно ли утверждение, что школа должна быть максимально открытой системой, а гражданское общество выступать в роли цензора? Правы ли родители, которые не имея педагогического образования, диктуют как надо учить их детей?
На наш взгляд, самая главная проблема состоит в том, что сегодня между школой и родителями разрушено доверие. Очевидно, что для гармоничного развития личности ребенка и во имя его будущего необходимо принять за аксиому фразу «семья должна стать хорошей школой, а школа хорошей семьей». Жизненно необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Важно научиться и родителям и педагогам выстраивать и грамотно соблюдать границы ответственности. Нужно четко определить, за что отвечает учитель, что остается на усмотрение родителей, и какова мера ответственности самого юного участника процесса образования — ребенка. Только гармоничное сотрудничество педагога с родителями может стать залогом успешной воспитательной деятельности. Не секрет, что эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.
Все зависит от семьи и окружения
Бесспорно, главным духовным ориентиром и нравственной основой для ребенка является семья, ее ценности, устои и отношения. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» — говорится в законе Российской Федерации «Об образовании».
Конечно, все семьи абсолютно разные. И свой подход к воспитанию потомства каждая семья считает единственно верным. Кто-то занимается образованием ребенка едва ли не с младенчества, расписывая поминутно его ежедневное разностороннее обучение. Другие считают, что у детей «должно быть детство», и отдают предпочтение физическому, нравственному и эмоциональному развитию детей. Есть, конечно, и те, кто не вникает в тонкости педагогики и заботится лишь о самом необходимом — главное, чтобы ребенок «был обут, одет и понимал, что его любят». Воспитание в неблагополучных семьях — отдельная тема.
Отличается в разных семьях и подход к дальнейшему образованию отпрысков — к выбору школы. Есть семьи, которые могут позволить себе дорогую частную школу с особенными методиками воспитания и образования. Большинство родителей из таких семей внимательно следят за процессом. Едва ли не с первого дня, прочитав гору литературы и проштудировав просторы интернета, они активно участвуют в школьной жизни ребенка, держат под контролем педагогов и воспитателей, дают советы и обсуждают каждую оценку.
«Защита прав ребенка в образовательном учреждении»
«Защита прав ребенка в образовательном учреждении»
1 Нормативно-правовые основы защиты прав детей
Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность. Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.
Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:
— развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
— воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
— воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
— подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
— воспитание уважения к окружающей природе.
Наряду с Конвенцией основными международными документами, в которых отражены права ребенка являются:
• Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;
• Декларация тысячелетия ООН и План реализации Декларации тысячелетия ООН 2000 г.;
• Декларация и план действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» 2002 г.;
• Заключительные замечания Комитета по правам ребенка ООН к Третьему периодическому докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка 2005 г.;
• Глобальная инициатива Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям»;
• Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире 2005 г. «Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребенка», Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ-ДП) и другие документы Всемирной организации здравоохранения.
На уровне российского законодательства приняты следующие нормативные акты:
• Конституция РФ;
• Семейный кодекс РФ;
• Гражданский кодекс РФ;
• Гражданский процессуальный кодекс РФ;
• Кодекс РФ об административных правонарушениях;
• Уголовный кодекс РФ;
• ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• ФЗ от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
• ФЗ от 26 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• ФЗ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009 г. № 127-ФЗ);
• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009 г. № 127-ФЗ);
• ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
• Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172);
• акты Президента РФ: Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента Российской Федерации от 6.11.2004 г. № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» и др.;
• Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»;
• Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. №986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»;
• региональное законодательство большинства субъектов Федерации содержит ряд законов и постановлений о защите прав ребенка.
Не будет лишним родителям ознакомиться со своими правами и обязанностями в ст. 44 закона об образовании, о котором уже писалось выше. Так как именно родители в первую очередь имеют право защищать законные права и интересы обучающегося чада. Родитель, реализуя свои права может и выбрать форму обучения, ознакомиться и с образовательным процессом и уточнять, каким обследованиям будет подвергнут ребенок в процессе обучения.
Право на участие родителя в управлении школой, как правило, закреплено в Уставе и часто происходит посредством участия родителя в попечительском совете школы.
Права и обязанности школьника регулируются ст. 34 и 43 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и даже первоклассника хорошо бы ознакомить с ними в доступной для него форме, а уж родителю надо их знать обязательно.
Обязанности школьника
Вторая группа имеет также большое значение, поскольку именно от понимания круга своих обязанностей ребенок или подросток-школьник осознает свою долю ответственности. Эту группу можно условно разделить на требования к общему поведению и обязанностям на занятиях. Требования к общему поведению школьника в учебном заведении:
- Соблюдать правила, установленные в учебном заведении.
- Своевременно посещать занятия по расписанию, в том числе приходить в образовательное учреждение заблаговременно (с учетом времени на гардероб, занятие рабочего места и подготовки принадлежностей к занятиям).
- В случае пропуска занятий в учебном заведении, школьник обязан предъявить классному руководителю справку из медицинского учреждения либо заявление родителей о причинах пропуска.
- Выполнять требования директора, учителей, других работников школы.
- Выполнять домашние задания, учиться добросовестно.
- Выглядеть опрятно.
- Принимать участие в уборке школьных классов, дежурству по школе, уборке пришкольной территории.
- Заботиться о своей безопасности и здоровье.
- Уважать право собственности учебного заведения, его сотрудников, других учащихся.
Законодательные основы
Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.
Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:
- Конвенция по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс;
- закон об образовании.
Формы нарушения детских прав в школе
Нарушение прав ребенка в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:
- Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
- Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
- Угрозы учителя.
- Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
- Показательное негативное отношение педагога к ученику.
- Присвоение обидных прозвищ.
- Распространение слухов о личной жизни ребенка.
- Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.
Нарушение прав ребенка в школе
Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:
- Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
- Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
- Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.
Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Гражданского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же виновен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан предпринять все меры и не допустить причинение даже самого незначительного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.
Любая неприятность, случившаяся в школе в часы учебного процесса, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а материально — школа.