Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требование к производителям о полной утилизации упаковки переносится на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас цепочка сбора и переработки отходов имеет следующую конфигурацию — люди сдают вторичные ресурсы заготовителям, эти компании собирают, сортируют, перевозят и хранят отходы. Дальше они продают эти ресурсы переработчикам, которые уже создают вторичное сырье, для производства товаров. Правительство собирается отменить НДС вообще для заготовителей и снизить ставку для переработчиков. Это даст толчок для использования вторичного сырья по сравнению с первичным и будет способствовать развитию переработки. Извлекать ресурсы из мусора станет на 20% выгоднее. Переработчики же получат ставку НДС в размере 10% при реализации вторичного сырья.
НДС с макулатуры в 2021 году
Вообще, мусороперерабытвающая отрасль в России имеет очень большой инвестиционный потенциал. Очень много можно сделать из вторсырья — мебель для садов и парков из пластмассы вместо очередного раунда упаковки и бутылок. Сломанная мебель может быть использована как вторсырье для садовых скамеек, ограждений, сайдинга. То есть, вариантов для использования масса и при должном налоговом стимулировании, вплоть до снижения или отмены НДС по всей цепочке для товаров из переработанных вторичных ресурсов, мы можем получить и более дешевые товары в магазинах.
Сейчас на рынке востребована переработка макулатуры и ПЭТ. Игроки рынка продают вторичное сырье на уже существующие предприятия или договариваются с теми, которые будут созданы. При увеличении количества сортировочных станций, объем предложения сырья увеличится кратно. Потенциально это очень большой рынок. Интересно, что Китай проявляет большой интерес к вторичному пластику, как минимум его можно продавать им. Еще один пример — есть несколько игроков, которые из бутылок делают наполнитель для курток — синтепон.
Эксперты говорят о дефиците вторичного сырья в настоящий момент — настолько мало мы сортируем и перерабатываем, в общем-то. Сейчас это рынок поставщика, когда переработчики бьются за возможность купить отходы — предлагая высокие цены и выкупая объемы заранее. Интересным фактом является и то, что некоторые переработчики готовы финансировать строительство сортировочных станций для региональных операторов, только чтобы было гарантированно поступление сырья в оговоренном объеме.
Основной проблемой для развития рынка утилизации отходов является невозможность организовать эффективный бизнес из-за нехватки сырья ввиду отсутствия эффективной системы сбора мусора и недостатка сортировочных мощностей. Стабильные поставки сырья под большим вопросом.
Только сейчас государство наконец-то пришло к пониманию, что эту отрасль надо законодательно и экономически стимулировать за счет повышения объемов вовлечения в хозяйственный оборот. Теперь мы видим конкретные предложения, которые однозначно дадут результат в обозримом будущем. По сути, как уже говорилось выше, переработка это наш единственный вариант решения «мусорной проблемы». Помимо отмены НДС, Российский экологический оператор (РЭО) предложил полностью отменить НДФЛ со сдачи всех видов вторичного сырья для физлиц.
В заключение, хотелось бы отметить, что предпринимаемые правительством меры адекватны масштабу задач. Четкие льготы и преференции призваны сделать переработку более интересной как бизнес. Помимо этого необходимо проводить работу в части планирования эффективной логистики для минимизации издержек, обучать и стимулировать граждан в раздельном сборе своего мусора, продумать иные меры стимулирования бизнеса на запуск новых перерабатывающих производств, возможно компенсируя часть инвестиционных и эксплуатационных расходов. Будет интересно понаблюдать за развитием событий в этой отрасли.
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
- общая численность штата не превышает 5 человек;
- годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
Комментарий Алексея Тимакова: Об отмене НДС при реализации макулатуры
Целесообразность введения системы реверсного НДС для макулатуры стала предметом детального исследования МГУ им. Ломоносова: эксперты изучили аргументы Минфина и проанализировали возможные результаты и последствия для отрасли переработки макулатуры. Итог исследования оказался весьма неутешительным.
«[Введение реверсного НДС] существенно усложнит налоговый учет малому бизнесу, применяющему упрощенную систему налогообложения, и повлечет для него дополнительные издержки, что может привести к уходу с рынка или к уклонению от исполнения обязанностей налогоплательщика и налогового агента. Данный эффект противоречит заявленной в пояснительной записке к законопроекту цели «стимулирования деловой активности российского бизнеса и улучшения бизнес-климата в стране путем устранения неоднозначного толкования норм Налогового кодекса и упрощения механизмов их реализации. Вводимая в соответствии с 424-ФЗ система налогообложения не только не имеет явных преимуществ по сравнению с порядком, действовавшим в 2016–2018 годах, но, напротив, несет в себе существенные риски как для отрасли, так и для государства и общества в целом», — говорится в экспертном заключении.
Один из авторов экспертного заключения, доцент кафедры политологии МГУ Максим Вилисов, заявил:
«Освобождение от необходимости вести учет по НДС и его уплаты в отношении всей цепочки поставщиков макулатуры до перерабатывающих заводов создала идеальные условия для рынка. Теперь же на это пространство комфортной работы внедряется менее прогрессивная система, которая накладывает дополнительные обязанности на субъектов хозяйственной деятельности, особенно на малый и средний бизнес. С точки зрения баланса интересов государства и отрасли, лучше сохранить систему НДС по-фокински».
До конца 2021 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция: для собственного потребления или для перепродажи.
С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.
В 2020 году действовал мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротство, Этим правом за 9 месяцев 2020 года воспользовались 708 компаний и 146 ИП.
Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.
С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.
Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.
При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.
Предусмотрены исключения:
- реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
- реэкспорт;
- реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.
Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
- количество прослеживаемого товара.
При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.
После прочтения сжечь! Ваши старые документы не выдадут ни одной тайны Мы действительно уничтожаем документы в соответствии с Европейскими стандартами уничтожения и при этом платим Вам за это деньги!
- Шоссейная ул, Д 92 стр 3.
- Оформляем все необходимые документы и акт об уничтожении.
- Вы можете привезти документы в любом виде.
- За каждый привезенный килограмм документов (офисной бумаги), подлежащих уничтожению, мы заплатим Вам по 12 рублей. Разгрузка автотранспорта нашими силами бесплатно.
Владеешь информацией – владеешь миром.
Давно не новость, что с 2021 года ставка НДС увеличена на 2%, а в некоторых случаях обязанность исчислять и выплачивать этот налог отныне возложена на покупателей. Изменения коснулись также купли/продажи макулатуры.
Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.
При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).
В Письме от 28.11.2018 № 03-07-14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.
* * *
Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.
Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.
Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.
gofro.expert – это онлайн-проект Игоря Ткаленко, в котором есть всё, что полезно знать производителям и переработчикам гофрокартона. Новости, аналитика, технологии, видеорепортажи с выставок и мероприятий – теперь все это доступно всем тем, у кого, как у нас, от слова ГОФРОКАРТОН сердце стучит сильнее.
Покупатели определяют НДС при поступлении сырья исходя из расчетной ставки 20/120. В качестве налоговой базы учитывается полученная сумма.
При получении макулатуры налог на добавленную стоимость рассчитывается покупателем самостоятельно. В формуле используется расчетная ставка НДС:
Пример
Организация получила партию бумажных отходов на общую сумму 20 000 рублей от поставщика – плательщика НДС. Необходимо самостоятельно выделить налог и перечислить его в бюджет. Исчисленный НДС равен:
20 000 руб.*20/120 = 3 333,33 рубля.
Некоторое время (с 2021 по 2021 год) действовал период освобождения от НДС при реализации макулатуры. Однако при приобретении бумажных изделий НДС мог быть начислен ранее. В связи с этим у организаций, являющихся продавцами, возникал вопрос – требуется ли восстановить при продаже сырья налог, ранее принятый к возмещению? Однозначного ответа не было.
После того, как вновь стали совершаться продажи макулатуры с НДС, проблема с восстановлением налога исчезла. Продавцы бумажных отходов могут принять НДС к вычету, даже с учетом того, что оплата произведена налоговыми агентами.
Факт продажи и поступления бумажных отходов фиксируется в учете у поставщика и у покупателя. Поставщик отразит операцию следующими записями:
- Дт 91 – Кт 10 – сырье списано с баланса;
- Дт 62 – Кт 91 – макулатура отгружена покупателю.
Покупатель поступление бумажных отходов регистрирует проводками:
- Дт 41 – Кт 60 – поступление макулатуры;
- Дт 19 – Кт 76 НА – начисление налога на вторсырье (при необходимости).
При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний.
Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2.
Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.
Несмотря на вступившие с начала 2021 года изменения, покупатели вторсырья не всегда могут быть признаны налоговыми агентами. Закон устанавливает следующие случаи, при которых обязанность по начислению НДС остаются за продавцами:
- сырье отгружается физическим лицам, не имеющим статуса ИП;
- реализация макулатуры на экспорт;
- продавец на момент совершения сделки утратил право на освобождение от НДС.
Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.
2021 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает.
В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».
Реализация макулатуры не облагается НДС
НДС принимается к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров в зависимости от предназначения покупки, а не ставится в зависимость от использования этого товара для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 485/07 по делу № А29-11486/04а). В данной ситуации товар изначально приобретен для облагаемой НДС деятельности, следовательно налогоплательщик правомерно может учесть его на счете 19 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» и принять к вычету в полном объеме.
А вот что делать с ним дальше, если у организации выполняется «правило 5 %» — мнение Минфина и судов расходятся:
Из письма Минфина России от 20.07.2015 № 03-07-15/41623 следует, что «правило 5%» не освобождает налогоплательщика от восстановления НДС при использовании товара в необлагаемой НДС деятельности.
Но с этим не соглашаются арбитражные суды, которые считают, что в подобной ситуации восстанавливать налог не нужно и более того НДС можно принять к вычету и по прямым расходам непосредственно относящимся к необлагаемым операциям.
В Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2015 N Ф07-352/2015 по делу № А42-7305/2012 суд указал, доля расходов общества на осуществление не облагаемых НДС операций составила в течение одного года менее 1%, в связи с чем в соответствии с нормами НК РФ у общества имелись основания для принятия НДС к вычету в полном объеме. Налоговые контролеры настаивали на том, что если использование товара можно прямо отнести к необлагаемым операциям, то вычет неправомерен. Суд указал на то, что нормы абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ предоставляют налогоплательщику право отказаться от избыточного учета показателей, которые недостаточно существенны для целей исчисления НДС.
Обобщая все вышесказанное можно придти к выводу, что при применении организацией «правила 5% », она может не вести раздельный учет при осуществлении операций по реализации макулатуры, в том числе и безвозмездной, но при этом она должна вести раздельный учет расходов по облагаемым и необлагаемым операциям. Несоблюдение данной нормы согласно абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ может привести к одновременному отказу налоговых органов в принятии к вычету суммы НДС по распределяемым расходам и его включению в расходы по налогу на прибыль (Постановление АС Московского округа от 26.05.2016 по делу № А40-65178/2015).
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком, в частности, в случае дальнейшего их использования для необлагаемой деятельности. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с данным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 246 НК РФ.
Арбитражной практики или разъяснений МинФина по данному поводу отсутствуют, но есть арбитражная практика и разъяснения Минфина в аналогичной ситуации с ломом, которая и приведена ниже.
Если организация реализует макулатуру в виде первоначального товара (не утратившего своих потребительских свойств), который был куплен изначально для производства облагаемой НДС продукции, например, картон, но не использованный в силу каких-либо обстоятельств (приостановлена деятельность организации, изменилась технология производства и т.д.) и в дальнейшем организация продает его как макулатуру, то по данным товарам (материалам) необходимо восстановить НДС в полной сумме (В аналогичной ситуации с ломом судьи так же приходят к данному выводу: Постановление АС Волго-Вятского округа от 23.03.2015 г. № Ф01-649/2015 по делу № А29-5118/2014 с последующим Определение ВС от 17.07.2015 г. № 301-КГ15-7324; Постановление АС Уральского округа от 21.05.2015 № Ф09-2945/15 по делу№ А34-2877/2014;).
Если же организация реализует макулатуру в виде отходов от производства или как товар, потерявший свои первоначальные свойства, то данная ситуация спорна.
По сути своей макулатура, образовавшаяся из отходов производства или из прочитанных периодических изданий, не является:
-
специально произведенным налогоплательщиком товаром;
-
либо товаром, который он приобрел для производства продукции.
Реализованная макулатура по своим функциональным и физическим характеристикам отличается от приобретенных товаров (картона, актуальной литературы, использованной бумаги), необходимых для осуществления основной деятельности.
Арбитражные суды в большинстве своем встают на сторону налогоплательщика и приходят к общему мнению об отсутствии у налогоплательщика оснований для восстановления НДС. Так в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2014 № А27-10310/2013 отмечено, что случаи, при которых суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком, предусмотрены в п. 3 ст. 170 НК РФ. Так как операция по реализации лома (как и операция по реализации макулатуры) там не поименована, то и НДС восстанавливать по таким операциям не нужно.
Зачастую бывает, что картон в силу обстоятельств потерял свои первоначальные свойства и не будет использован в производстве (сгорел, оказался бракованным или промок при хранении на складе). В аналогичной ситуации суд указал на то, что налоговое законодательство не предусматривает такого основания для восстановления НДС, как списание товарно-материальных ценностей, утраченных в результате пожара или в случае обнаружения брака (Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 № А40-135147/2013).
Но в данной ситуации особое внимание стоит уделить учетной политики организации, так для арбитражного суда Уральского округа основным аргументом не в пользу налогоплательщика как раз и стало то, что организация прописала обязанность восстановить НДС при реализации лома в своей учетной политике (Постановлении АС Уральского округа от 25.05.2016 № Ф09-5318/16 по делу № А60-37139/2015). Данную позицию суда поддержал Верховный Суд РФ (Определение от 14.09.2016 N 309-КГ16-10972 по делу N А60-37139/2015).
На данный момент Минфин прокомментировал только ситуацию по НДС в связи с вопросом по ОС, приобретенным для переработки макулатуры, где указал что НДС подлежит восстановлению (Письмо Минфина России от 25.11.2016 № 03-07-11/69570).
По поводу отходов в виде лома — Минфин давно указывает, что суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по частично амортизированному основному средству, в отношении его части, которая приходуется на склад в качестве лома и реализуется с применением освобождения, установленного пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, подлежат восстановлению (Письмо МинФина от 04.05.2016 г. № 03-07-11/25579; Письмо МинФина от 16.04.2013 № 03-07-11/12802).
Таким образом, если налогоплательщик продает товар не утративший своих первоначальных свойств, то НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению. Если же реализуется макулатура, оставшаяся при переработке товара (материала) или образовавшаяся из товара (материала), потерявшего свои первоначальные свойства, то НДС, учтенный в вычетах при принятии на учет данных товаров (материалов), не подлежит восстановлению. Пока позиция налоговых контролеров не сформирована по данному вопросу, в связи с чем, налогоплательщику необходимо быть готовым к отстаиванию своей позиции в суде.
В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, начиная с 2019 года покупка/продажа макулатуры облагается НДС.
Согласно п. 8, ст 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:
- отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
- бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;
- деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.
Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.
Некоторое время (с 2021 по 2021 год) действовал период освобождения от НДС при реализации макулатуры. Однако при приобретении бумажных изделий НДС мог быть начислен ранее. В связи с этим у организаций, являющихся продавцами, возникал вопрос – требуется ли восстановить при продаже сырья налог, ранее принятый к возмещению? Однозначного ответа не было.
После того, как вновь стали совершаться продажи макулатуры с НДС, проблема с восстановлением налога исчезла. Продавцы бумажных отходов могут принять НДС к вычету, даже с учетом того, что оплата произведена налоговыми агентами.
Факт продажи и поступления бумажных отходов фиксируется в учете у поставщика и у покупателя. Поставщик отразит операцию следующими записями:
- Дт 91 – Кт 10 – сырье списано с баланса;
- Дт 62 – Кт 91 – макулатура отгружена покупателю.
Покупатель поступление бумажных отходов регистрирует проводками:
- Дт 41 – Кт 60 – поступление макулатуры;
- Дт 19 – Кт 76 НА – начисление налога на вторсырье (при необходимости).
При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний.
Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2.
Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.
Несмотря на вступившие с начала 2021 года изменения, покупатели вторсырья не всегда могут быть признаны налоговыми агентами. Закон устанавливает следующие случаи, при которых обязанность по начислению НДС остаются за продавцами:
- сырье отгружается физическим лицам, не имеющим статуса ИП;
- реализация макулатуры на экспорт;
- продавец на момент совершения сделки утратил право на освобождение от НДС.
Что предлагается сделать и какие перспективы у отрасли
Сейчас цепочка сбора и переработки отходов имеет следующую конфигурацию — люди сдают вторичные ресурсы заготовителям, эти компании собирают, сортируют, перевозят и хранят отходы. Дальше они продают эти ресурсы переработчикам, которые уже создают вторичное сырье, для производства товаров. Правительство собирается отменить НДС вообще для заготовителей и снизить ставку для переработчиков. Это даст толчок для использования вторичного сырья по сравнению с первичным и будет способствовать развитию переработки. Извлекать ресурсы из мусора станет на 20% выгоднее. Переработчики же получат ставку НДС в размере 10% при реализации вторичного сырья.
Вообще, мусороперерабытвающая отрасль в России имеет очень большой инвестиционный потенциал. Очень много можно сделать из вторсырья — мебель для садов и парков из пластмассы вместо очередного раунда упаковки и бутылок. Сломанная мебель может быть использована как вторсырье для садовых скамеек, ограждений, сайдинга. То есть, вариантов для использования масса и при должном налоговом стимулировании, вплоть до снижения или отмены НДС по всей цепочке для товаров из переработанных вторичных ресурсов, мы можем получить и более дешевые товары в магазинах.
Сейчас на рынке востребована переработка макулатуры и ПЭТ. Игроки рынка продают вторичное сырье на уже существующие предприятия или договариваются с теми, которые будут созданы. При увеличении количества сортировочных станций, объем предложения сырья увеличится кратно. Потенциально это очень большой рынок. Интересно, что Китай проявляет большой интерес к вторичному пластику, как минимум его можно продавать им. Еще один пример — есть несколько игроков, которые из бутылок делают наполнитель для курток — синтепон.
Эксперты говорят о дефиците вторичного сырья в настоящий момент — настолько мало мы сортируем и перерабатываем, в общем-то. Сейчас это рынок поставщика, когда переработчики бьются за возможность купить отходы — предлагая высокие цены и выкупая объемы заранее. Интересным фактом является и то, что некоторые переработчики готовы финансировать строительство сортировочных станций для региональных операторов, только чтобы было гарантированно поступление сырья в оговоренном объеме.
Пошаговая инструкция для избавления предприятия от гор использованной бумаги обратит ваше внимание на все этапы процесса:
- Найти фирму-утилизатора. В настоящее время они имеются в каждом районе крупнейших городов, так что можно выбрать для сотрудничества ту компанию, условия которой наиболее для вас удобны. Поможет в этом интерактивная карта, созданная Гринписом (см. ниже). Она включает все занимающиеся переработкой вторсырья предприятия и содержит информацию о них.
- Позвонить либо оставить заявку на сайте. Обычно вывоз возможен уже в день обращения.
- По желанию отсортировать и упаковать макулатуру.
- Позволить грузчикам забрать и увезти бумагу либо самостоятельно транспортировать ее в пункт приема.
- В месте приема с помощью автомобильных или электронных весов будет определена точная масса макулатуры, а после — в зависимости от качества бумаги произведена оценка.
- Деньги можно получить наличными либо банковским переводом.
- Итоговым шагом будет внесение полученных средств в бухгалтерскую отчетность.
Чтобы перейти к поиску предприятия на интерактивной карте, кликните на ее изображение. После этого выберете свой город.
Ежедневно в магазинах можно наблюдать рост цен на товары…
Поэтому будет полезно узнать мнение экспертов о том, что подорожает в ближайшее время в России в 2023 году и к чему стоит готовиться.
Причины повышения цен
Главной причиной роста цен принято называть инфляцию. Согласно официальным данным, в 2022 году она составляет 11-13%. В дальнейшем Центробанк намерен провести ряд мер, направленных на снижение инфляции. В планах регулятора стоит задача по ее уменьшению до 5-7% в 2023 году. Однако эксперты уверены, что в реальности повышение цен будет существенно выше. Они ожидают рост ценников на 10% минимум на все группы товаров.
При этом нельзя забывать и о сезонности некоторых продуктов. Так, в зимний период особенно сильно повышается стоимость свежих овощей, фруктов и куриных яиц. В связи с оттоком с российского рынка некоторых зарубежных торговых марок произойдет подорожание импортных товаров.
В списке причин, которыми производители продукции объясняют повышение цен, значатся:
подорожание сырья; высокие расходы на упаковку; индексация зарплат работникам; увеличение транспортных расходов; сложности логистики. Итак, на стоимость товаров влияют сразу несколько факторов. В совокупности они дают повышение, которое значительно превосходит официальные показатели инфляции. Выделить что-то одно в качестве главной причины нельзя.
Что подорожает в 2023 году
Росстат регулярно мониторит цены на основные группы товаров. За последние периоды повышение составило около 0.1% в неделю. В некоторых случаях стоимость товаров растет быстрее, но аналитики и экономисты связывают это с сезонностью – ощутимые изменения коснулись в основном овощей и фруктов.
Главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк считает, что рост цен продолжится и в 2023 году примерно с такой же скоростью – 0.1 процентный пункт в неделю. Это сопоставимо с прогнозами Центробанка по уровню инфляции. Однако некоторые магазины и торговые марки могут уже закладывать в стоимость продукции риски, связанные с неопределенностью в экономике и возможными дополнительными санкциями.
Впрочем, не все эксперты согласны с правительственными прогнозами. Например, аналитик компании TeleTrade Алексей Федоров утверждает, что расчеты Министерства экономического развития и Центробанка не соответствуют реальности, так как не учитывают мировую кризисную ситуацию. А аналитик Freedom Finance Global Елена Беляева убеждена, что объявленная частичная мобилизация уменьшила количество рабочих рук, что негативно отразится на стоимости продукции в ближайшем будущем.
Подорожание продуктов
Министерство финансов уже подтвердило введение новых акцизов в 2023 году. Своим приказом ведомство поднимает минимальную стоимость игристого вина с 118 до 166 рублей за бутылку. Если данное распоряжение вступит в силу, то стоимость шампанского в магазинах возрастет до 240 рублей. Сейчас минимальная розничная цена составляет 170 рублей.
Нововведения затронут и табачную отрасль. Ставка акциза на сигареты возрастет примерно на 4%. Приблизительно на столько же возрастут цены для покупателей. Изменения в ценовой политике не обойдут и любителей вейпа. В 2023 году налоговая ставка на одно устройство увеличится до 90 рублей.
С большой вероятностью неприятные сюрпризы ожидают нас и в продуктовой сфере. Помимо инфляции, на стоимости конечной продукции скажется непростая ситуация на мировом рынке продуктов питания. Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко утверждает, что 2023 год станет самым тяжелым. Дефицит продукции скажется на мировых ценах, что, в свою очередь, отразится и на российском рынке.
Подорожание услуг
Одной из главных новостей стала информация о переносе индексации за коммунальные услуги с июня 2023 года на декабрь 2022. Уже в январе россияне получат обновленные квитанции. Согласно информации пресс-службы МЭР, индексация тарифов ЖКХ составит 9%. Данный вопрос взяла на контроль Федеральная антимонопольная служба, чтобы исключить необоснованное завышение. Следующая индексация произойдет в июне 2024 года.
Повышение тарифов произойдет и в транспортной сфере. Так, Минтранс предложил повысить передвижение по платным трассам с 3 до 5-8 рублей за километр. Очевидно, что дополнительные расходы войдут в стоимость конечной продукции. Как следствие, все категории товаров немного поднимутся в цене.
Стоит ожидать поднятия цен и в сфере мобильной связи. Аналитики прогнозируют рост на 10-15% в 2023 году. Это связывают с тем, что операторам связи необходимо компенсировать затраты на поставку оборудования, которое подорожало из-за введенных санкций. Новых цен следует ждать и для мобильной связи, и для интернет-услуг.
Минфин убивает отрасль
Таким образом, 2019 год поставил отрасль в крайне тяжелые условия. Из простой и понятной системы сделали сложную и запутанную. «Сейчас мы наращиваем количество плательщиков, что увеличивает нагрузку на органы власти по администрированию, а ожидать увеличения поступлений нельзя, поскольку то, что раньше собиралось в одном месте, будет распределено по длинной цепочке. То, что делали 80 компаниями, теперь размажется по миллионам. Зачем это было сделано? Непонятно. А НДС — это такой налог, решения по которому следует принимать только после глубокого анализа», — говорит Владимир Саськов.
Основная ошибка Минфина именно в отношении макулатуры заключается в том, что макулатура рассматривалась ведомством так же, как и другие предметы регулирования, в частности металлолом. В заготовке металлолома существует период возникновения полуфабриката, который можно просто «нарисовать» на бумаге, хотя в реальности его не будет существовать.
Продажа макулатуры с НДС или без
До 01.01.2019 определение понятию «макулатура» давалось в подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ: это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления, бумага, картон и т. д. Реализация данного актива не облагалась НДС.
Вопрос о продаже макулатуры с НДС или без в 2019 году претерпел кардинальные корректировки. Хотя с 1 января суть самого понятия «макулатура» не изменилась, но теперь ее реализация регулируется п. 8 ст. 161 НК РФ и облагается НДС. В 2020 году продолжают действовать те же правила. Рассмотрим порядок учета налога у покупателя.
Казалось бы, что сложного: купили с НДС, продали с НДС, входящий НДС приняли к вычету, выходящий НДС к начислению, разницу заплатили? А вот и нет!
В чем же разница? При реализации макулатуры налоговым агентом является покупатель. То есть не продавец начисляет НДС, а покупатель. Следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет ложится на него. Причем при реализации макулатуры в 2020 году с НДС налоговыми агентами являются не только покупатели (организации и ИП), использующие режим ОСНО, но и те, которые находятся на других системах налогообложения (упрощенка, патент, ЕНВД, ЕСХН), а также те, кто использует освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ.
Читайте подробнее о налоговых агентах по НДС.
Но не все участники сделки должны начислять НДС при продаже макулатуры в 2020 году. Здесь действует общее правило для агентов и комиссионеров, которые совершают сделки за счет принципала/комиссионера и в его интересах. В сделках с участием посредников они (посредники) не являются налоговыми агентами по НДС, а начисляют налог принципалы/комиссионеры, т. е. конечные покупатели, которые впоследствии могут принять этот налог к вычету.
Реализация макулатуры не облагается НДС
Получаемые за макулатуру деньги зависят от ее качества. Цена плотной белой бумаги может в разы превосходить стоимость картона или стареньких заляпанных пособий с серыми страницами.
Для наглядности приведем таблицу с типами макулатуры:
Группа макулатуры | Тип А | Тип Б | Тип В |
Что в себя включает | Высококачественная бумага белого цвета, отходы бумажного производства (обрезки), бумажные сумки | Книги, тетради, блокноты (без корешков и переплетов), картон разных типов | Газетная бумага, изделия на основе бумажной массы, бумага с пропиткой (ламинированная или просто грязная), черные и коричневые изделия из бумаги и картона |
Сдавать бумагу можно как отсортировав по типам, так и не тратя на это время. Однако во втором случае она будет учтена как низкокачественная макулатура и принесет меньше денег.
Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит о.
Переработчики макулатуры требуют отмены агентского НДС
Расходы по необлагаемым операциям включают в себя все расходы, прямо относящиеся к необлагаемым операциям, а так же часть распределяемых (общехозяйственных) расходов, рассчитанной пропорционально базе, указанной в учетной политике организации.
В связи с тем, что глава 21 НК РФ не регламентирует порядок распределения общехозяйственных расходов в связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщик самостоятельно может установить данную величину:
-
либо пропорционально доле выручки от необлагаемых НДС операций в общей сумме выручки от реализации;
-
либо пропорционально доле прямых расходов от необлагаемых операций НДС в общей сумме прямых расходов от реализации.
Однако, по мнению судей, стоимость отходов, учитываемая в расходах при реализации, не будет являться расходом на приобретение, производство и (или) реализацию.
Так в Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 по делу N А75-1698/2011 суд пришел к выводу, что у налогоплательщика, получившего отходы в процессе собственного производства, полностью отсутствовали расходы на их приобретение (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ; п. 2 ст. 254 НК РФ).
НДС принимается к вычету или учитываются в стоимости приобретаемых товаров в зависимости от предназначения покупки, а не ставится в зависимость от использования этого товара для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 485/07 по делу № А29-11486/04а). В данной ситуации товар изначально приобретен для облагаемой НДС деятельности, следовательно налогоплательщик правомерно может учесть его на счете 19 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» и принять к вычету в полном объеме.
Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо.
Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит о.
К сведению:
Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).
При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.
Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.
Налог на добавленную стоимость относится к косвенным и взимается в России в размере 20% при продаже товаров или оказании услуг. Усилиями российского Министерства финансов сейчас в стране действует две системы начисления и взимания НДС.
В обычной схеме уплаты НДС плательщиком налога является продавец товара. Каждый из участников цепочки создания добавленной стоимости выплачивает государству разницу между суммой НДС, полученной при реализации товара, и суммой, затраченной при покупке товаров и услуг.
В отдельных видах деятельности — реализации сырых необработанных шкур животных, лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия, а с 1 января текущего года и макулатуры — действует агентская схема уплаты НДС. Ее отличие от обычной в том, что обязанность начислять и уплачивать налог передана от продавца покупателю. Последний, таким образом, выступает в роли налогового агента для продавца. При прочих равных условиях обычная и агентская схема обеспечивают поступление одной и той же суммы налога.
С четвертого квартала 2021 года по конец 2018-го реализация макулатуры была освобождена от НДС. Такой порядок налогообложения, получивший в отрасли название «НДС Фокина» по фамилии инициатора закона члена комитета Госдумы по экологии Александра Фокина, повлек за собой целый ряд положительных последствий, но наиболее очевидные из них — резкий рост поступлений в бюджет и быстрое развитие отрасли переработки макулатуры.
Необходимость перехода на НДС Фокина заключалась в том, что обычная схема исчисления НДС часто использовалась недобросовестными плательщиками для прямого хищения денег из бюджета, признает директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. Так, отмечается в экспертном заключении по вопросу обложения сделок и реализации макулатуры НДС, проведенном РЭУ имени Г. В. Плеханова, только выплаты из бюджета по данному налогу в 2012–2014 годах превысили сумму полученного налога, в результате чего убытки бюджета составили 45 млн рублей, то есть изъяли (попросту говоря, украли) из бюджета больше, чем заплатили в него. Развитие отрасли оказалось фактически блокировано: добросовестные заготовители проигрывали в конкуренции фирмам-однодневкам и не могли развивать свой бизнес; переработчики страдали от недостатка сырья и претензий ФНС в связи с неуплатой налогов заготовителями и экспортерами макулатуры.
Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо.
Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит о.
К сведению:
Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).
При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.
Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.