Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действующие программы поддержки развития малых форм хозяйствования на селе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субсидию могут получить граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», если они выращивают картофель и овощи в открытом грунте, в том числе из элитных семян.
Прочие меры поддержки самозанятых
Приведем некоторые другие действующие и планирующиеся меры поддержки самозанятых граждан.
-
Поручительство по льготному кредиту. При нехватке и отсутствии или нехватке залогового имущества можно обратиться за «зонтичным» поручительством «Корпорации МСП» и поручительством региональных гарантийных организаций (РГО). Причем, теперь к «зонтичному» поручительству, покрывавшему ранее 50% суммы кредита, можно добавить поручительства РГО, то есть еще от 20% до 40%. Итого можно покрыть от 70 до 90% суммы кредита. Поручительства РГО имеются во всех регионах и чаще всего располагаются в центрах “Мой бизнес”. В программе таких суммированных поручительств участвуют 10 банков: «Открытие», ВТБ, «Сбербанк», РНКБ, «Промсвязьбанк», «Альфа-банк», «Совкомбанк», «МСП Банк», «АК Барс Банк» и банк «Зенит», а сама мера распространяется на все упомянутые выше программы льготного кредитования («ПСК Инвестиционная», «ПСК Оборотная» и «Программа 1764».
-
Льготная ипотека для самозанятых. Банки часто считают самозанятых и ИП менее надежными заемщиками, чем граждан с трудовым договором и стабильной зарплатой, подтверждаемой справкой 2-НДФЛ. Доход самозанятого может резко меняться, если нет каких-либо долгосрочных контрактов, поэтому многие банки отказывают в выдаче ипотеки самозанятым. В то же время, если самозанятый может подтвердить стабильный и высокий доход документами, то шансы его повышаются. Постепенно в стране растет и доля физлиц-плательщиков НПД, растут налоговые поступления в бюджет, поэтому интерес банков к этой категории граждан и предоставлении им льготных условий ипотечных кредитов тоже увеличивается.
К примеру, с 21 июня 2022 Сбербанк решил расширить число категорий граждан, которые могут получить ипотечный кредит по государственным программам «Семейная ипотека», «Господдержка» и «Дальневосточная ипотека», включив в них самозанятых. По ним можно получить жилье в новостройках, а по “Дальневостойной ипотеке” в моногородах и сельских поселениях Дальневосточного федерального округа можно приобрести вторичное жилье. Процентные ставки для самозанятых устанавливаются те же, что и для обычных заемщиков, работающих по найму. Для “Дальневосточной ипотеки” — это от 1,5%, для “Семейной ипотеки” — от 5,7%, а по программе “Господдержка” — от 8,7%. Единственное различие заключается в размерах первоначального взноса. Для самозанятых он составляет не 15%, как у наемных работников, а 30%.
-
Гарантированные места на ярмарках для самозанятых. Согласно федеральному закон от 14.07.2022 № 352-ФЗ, на ярмарках и других нестационарных местах торговли места должны теперь предоставляться не только представителям малого и среднего бизнеса, но и самозанятым. Плательщики НПД могут претендовать на долю в 60% от общей площади нестационарных объектов, ранее выделявшихся субъектам МСП.
-
Право на регистрацию товарного знака. С 29 июня 2023 года по закону от 28.06.2022 № 193-ФЗ самозанятым и всем частным лицам можно будет зарегистрировать на свое имя право на товарный знак. Помимо этого станет возможно получать кредиты под залог интеллектуальной собственности.
-
Сокращение ставок по микрозаймам. Поскольку у самозанятых меньше шансов получить льготные условия по кредитам в банках (в отличие от представителей малого и среднего бизнеса), они чаще пользуются услугами микрофинансовых организаций. В последние годы ведется работа по сокращению максимальных ставок у МФО. В 2022 году на рассмотрении находится законопроект о снижении максимальной ставки в день с 1% до 0,8%, максимальной годовой ставки с 365% до 292% и максимальной ставки по всему кредиту со 150% до 130%. Впрочем, законопроект готовился еще в 2021 году и не учитывал будущих событий на Украине и новых экономических реалий. В связи с этим, вероятно, с введением новых ставок торопиться теперь не будут, так как по прогнозам, в противном случае с рынка могут уйти больше 40% МФО.
-
Увеличение максимального размера выручки. Зампред правления Сбера Анатолий Попов предложил повысить лимит годового оборота для самозанятых с 2,4 млн. до 6-10 млн. рублей, так как в некоторых отраслях, например, среди IT-специалистов, работающих на аутсорсинге, доходы могут составлять 4-5 млн. рублей, и они заинтересованы в облегченном налоговом режиме.
-
Расширение списка отраслей для самозанятых. В числе предлагаемых преференций для самозанятых от зампреда Сбера также прозвучало предложение разрешить самозанятым аренду нежилых помещений и перепродажу товаров.
-
Информационная поддержка и обучение. Многие меры поддержки самозанятых можно получить с помощью портала “Мой бизнес”, где выкладывается информация обо всех программах. Также в регионах самозанятые могут проходить обучение, заказывать бесплатные консультации, посещать тематические мероприятия по бизнес-тематике и так далее.
Кто может получить субсидию?
Государство может возместить расходы:
-
на закупку посадочного материала (из расчёта на 1 гектар посевной площади)
-
производство овощей (из расчёта на 1 тонну реализованных овощей). Имеются в виду расходы на подготовку к реализации (сбор, упаковка, доставка и т. д.).
Какие налоги придется платить
Выручка от продажи продукции, произведенной в ЛПХ, не облагается налогами. НДС также платить не придется, поскольку этот налог распространяется только на ИП и организации. Единственная регулярная плата — земельный налог, примерно 0,3% от кадастровой стоимости участка.
По действующему законодательству, не облагаются налогом доходы от продажи продуктов животного и растительного происхождения, однако для освобождения от уплаты налогов необходимо соблюдать два условия:
- Площадь земельного участка не должна быть больше установленной законом № 112-ФЗ. Допустимый размер участка ‑ 0,5 га, если по решению местной администрации не выделен надел большего размера.
- Личное подсобное хозяйство ведется без привлечения наемных рабочих.
Чтобы освободиться от налогов, необходимо получить документ подтверждающий, что урожай, мясо и другая продукция произведены на участке разрешенной законом площади. Справку должна выдать местная администрация или правление дачного (садоводческого) товарищества.
Однако, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание:
- Если вы решите производить на своем участке биогумус, биогрунт и т.п. и продавать его оптом или в розницу, вас могут обязать уплатить налоги. Удобрения не считаются продуктом животноводства, их производство рассматривается как результат предпринимательской деятельности, и, следовательно, подлежит налогообложению. Также законодатель не относит дерн и почвенные смеси к продуктам растениеводства.
- Для получения освобождения от налогов нужна справка только из администрации населенного пункта или правления некоммерческого объединения (садоводческого, дачного). Документ, выданный другой организацией, недействителен.
- От налога освобождаются только доходы от продажи продукции, произведенной в ЛПХ. Если вам удастся получить государственную субсидию — налоги придется платить. Не облагаются суммы, полученные из бюджета на возмещение процентов по целевому кредиту, остальные средства по субсидиям подлежат налогообложению.
Как получить разрешение на строительство для ЛПХ
Строительство на участках ЛПХ в населенных пунктах по закону ограничений не имеет, но запрос в местную администрацию все же следует сделать, так как бывают ограничения на местном уровне. Например в Калининградской области застраивать жилыми зданиями разрешено не более 10% приусадебного участка под ЛПХ, но на практике такое ограничение никто не соблюдает.
Строительство могут не разрешить, если участок, например, находится за границами населенного пункта или не примыкает к ним. Если же ограничений нет, то строить можно жилье и другие помещения, например, гараж, сарай, баню, теплицу, свинарник и т.д. При этом необходимо согласовать действия с градостроительным регламентам относительно данного участка.
Местные власти не вправе отказать в выдаче разрешения на строительство, если условия и порядок получения соответствуют закону. В Градостроительном кодексе приведен исчерпывающий перечень возможных оснований для отказа в строительстве, а также список документов для получения разрешения.
Жизнь на селе: для фермеров Татарстана вводят новые гранты до ₽30 млн
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм предоставления из бюджета Республики Татарстан на конкурсной основе грантов в форме субсидий «Агростартап» на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ), софинансируемых из федерального бюджета, в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее — грант).
1.2. Понятия «грант «Агростартап», «сельские территории», «крестьянское (фермерское) хозяйство», «сельскохозяйственный потребительский кооператив» используются в значениях, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 г. N 476 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
1.3. Получателями гранта являются КФХ, признанные победителями по результатам конкурсного отбора для предоставления грантов на реализацию проектов создания и развития КФХ (далее — конкурсный отбор).
1.4. Конкурсный отбор осуществляется конкурсной комиссией для предоставления грантов на реализацию проектов создания и развития КФХ (далее — конкурсная комиссия). Состав конкурсной комиссии и положение о проведении конкурса (далее — Положение) утверждаются приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее — Министерство).
1.5. Предоставление грантов осуществляется на конкурсной основе.
1.6. Предоставление грантов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства как до получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка.
2.1. Право на подачу заявки на получение гранта имеют (далее — Заявитель):
2.1.1. Граждане Российской Федерации, обязующиеся в течение не более 15 календарных дней после объявления их победителем по результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией осуществить государственную регистрацию КФХ в соответствующем территориальном органе Федеральной налоговой службы Российской Федерации, осуществляющем государственную регистрацию, и соответствующие следующим критериям:
2.1.1.1. Заявитель осуществляет производственную деятельность на сельской территории Республики Татарстан, постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации КФХ, главой которого он является или будет являться, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства в течение пяти лет с даты освоения гранта.
2.1.1.2. Заявитель не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки, субсидий или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, а также гранта на поддержку начинающего фермера.
2.1.1.3. Заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не является учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением КФХ, главой которого он является на момент подачи заявки в конкурсную комиссию. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе на получение гранта, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более шести месяцев в течение последних трех лет.
2.1.1.4. Заявитель имеет среднее профессиональное либо высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение либо совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.
2.1.1.5. Заявитель в случае болезни, призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации или иных непредвиденных обстоятельств, связанных с отсутствием в хозяйстве или с невозможностью личного участия в деятельности КФХ, обязуется по согласованию с Министерством передать руководство хозяйством и исполнение обязательств, связанных с получением гранта, своему родственнику или члену КФХ без права продажи имущества, приобретенного за счет гранта.
2.1.1.6. Заявитель имеет план создания и развития КФХ по одному направлению деятельности (отрасли), определенной Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 — 2022 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 N 235 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 — 2022 годы», увеличения объема реализуемой сельскохозяйственной продукции сроком не менее пяти лет.
2.1.1.7. Заявитель имеет план расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, собственных средств).
2.1.1.8. Заявитель обязуется создать в течение года предоставления ему гранта не менее двух новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн рублей и более, и не менее одного нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн рублей, указанных в договоре о предоставлении гранта, заключенном между Министерством и КФХ (далее — Договор).
2.1.1.9. Заявитель обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее пяти лет после освоения гранта, указанных в Договоре.
2.1.1.10. Заявитель дает согласие на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1. Целью предоставления гранта является оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства КФХ, реализующих грант, для развития сельскохозяйственной производственной деятельности в малых формах хозяйствования, обеспечения вовлечения в субъекты малого и среднего предпринимательства, установленной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в сфере сельского хозяйства, улучшения качества жизни в сельской местности, повышения занятости на селе в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающих оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в сфере поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджета Республики Татарстан.
3.2. Гранты выделяются при соответствии проектируемой мощности следующим условиям:
молочные фермы с поголовьем не менее 24 голов коров (производство не менее 110 тонн молока в год);
фермы по откорму крупного рогатого скота с поголовьем не менее 50 голов (не менее 12 тонн мяса в живом весе в год);
фермы по разведению овец с поголовьем не менее 300 овец, в том числе не менее 100 овцематок (производство не менее 8 тонн мяса в живом весе в год);
дойные козы — не менее 80 голов (производство не менее 60 тонн молока в год);
92200109
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
—
1654019555
165501001
1021602854580
19 сентября 1994 года
Государственные казенные учреждения субъектов Российской Федерации (75204)
Собственность субъектов Российской Федерации (13)
Федеральный орган государственной власти, федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, государственный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в том числе его территориальные органы
- действующая
- Является органом государственной власти
ОКВЭД | Наименование | Тип |
---|---|---|
84.11.21 | Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации | основной |
Меньше земельных угодий, участников рынка и КРС
Те же тенденции прослеживаются и в аграрном секторе Татарстана. Причем меньше становится не только ЛПХ (с 36 тыс. в 2016 году за 5 лет их численность уменьшилась до 31,1 тысячи), но и сельхозорганизаций — в 2016 году в республике действовали 745 хозяйств, в прошлом году осталось 592. Тенденция сокращения прослеживается и в перечне крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей — в 2016-м их было 3 326, в 2012 стало меньше на 22% — 2 585.
Вместе с сокращением числа представителей аграрного бизнеса сокращается и общая площадь сельхозугодий — в Татарстане это около 80 млн га: посевная площадь под урожай составляет 52,4 млн га против 54,6 млн га пятью годами ранее, а общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай в организациях Татарстана сократилась с 2,45 до 2,1 млн га. На треть меньше теперь в республике и земли, отведенной под выращивание кормовых культур. Но при этом аграрии нарастили наделы земли под технические культуры — с 272,6 до 315,9 тысячи га.
Не обошла Татарстан стороной и общероссийская тенденция сокращения поголовья КРС — в республике с 2016 года этот показатель упал на 16% — численность коров в 2021 году составила около 189 тысяч. Если у крупных сельхозпредприятий растет поголовье свиней, овец, коз и птиц, то КФК и частники, напротив, увеличивают численность буренок и птицы: поголовье КРС у них за 5 лет выросло с 82,4 до 108 тысяч, количество птиц увеличилось почти на 61% — с 1,25 до 2 млн голов.
У личных подсобных и других индивидуальных хозяйств татарстанцев — самых мелких представителей АПК, дела обстоят еще хуже — ЛПХ сокращают и площади земельных угодий, и объемы животноводства: коров стало меньше на 100 тысяч голов, птицы — на 750,5 тысячи.
Головная боль аграриев — сельхозтехника, запчасти и санкции
Немало головной боли аграриям доставило решение вопроса обеспечения запчастями сельхозтехники, особенно импортными:
— Пришлось из-за санкций прерывать контракты на поставку, определенное количество не пришло американской техники. По запчастям мы наладили дополнительные каналы через дружественные страны. Это привело к удорожанию, увеличило сроки поставок, — посетовал министр. — Но в итоге мы все равно оперативно отсеялись, заготовили корма, осенний сев провели и завершили все уборочные мероприятия. Удалось заготовить корма в необходимом объеме и даже с 1,5- и двухгодичным запасом.
Обеспечены земледельцы республики, по словам Зяббарова, и семенным фондом для посевной кампании 2023 года, хотя в конце мая 2022 года, говоря о том, как проходит посевная, министр отмечал, что под большим вопросом остается формирование семенного фонда сахарной свеклы на перспективу. Прежде аграрии республики закупали семена только у иностранных производителей, после введения санкций контакты с их стороны были прерваны и возникали опасения по обеспечению семенами на будущий год. Но эту проблему удалось снять с повестки:
— По завозным семенам — кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла — проблем не ожидается. Также завезено на территорию России и законтрактовано нашими производителями 95% семян сахарной свеклы. По семенам кукурузы из необходимых 4 тысяч тонн 20% закупается из заграничных компаний преимущественно на производство зерна, 80% покрываются производителями Краснодарского, Ставропольского краев, Воронежской области, Кабардино-Балкарии. 85% семян подсолнечника представлены гибридами иностранной селекции и завозились в РФ из-за границы. Однако отечественный производитель из Краснодара также поставляет гибриды, не уступающие иностранным аналогам, то есть и по этим двум культурам у нас есть альтернатива иностранному семенному фонду, — пояснил глава Минсельхоза РТ.
«У сельчан не бывает простых и легких лет»
Насим Давлетов, глава крестьянско-фермерского хозяйства из Мензелинского района, убежден, что татарстанские аграрии выстоят против любых невзгод:
— Какие бы палки в колеса нам не ставил Запад, мы такой народ, что со всем справимся, — другого варианта нет. У сельчан, наверное, не бывает простых и легких лет. Весна была затяжная, летом не было дождей, а осенью, наоборот, заливало. Земля всегда как капризный ребенок, никогда не угадаешь, чего ждать, поэтому надо продумывать каждый свой шаг, делать какие-то прогнозы, тем более если за плечами уже большой опыт есть. Урожай зерна в этом году у нас был хороший — примерно 40 центнеров с гектара получили, было засеяно около 400 га зерновыми культурами.
Если в прошлом году сельхозпроизводители, по его словам, радовались высокой цене на зерно, то в этом — стоимость упала, причем очень заметно. Самым тяжелым периодом в 2022 году стала уборочная страда, уверен фермер, — стояла сильная жара. «Теперь же нам надо продать урожай, продается он пока медленно, но процесс все же движется, не стоит на месте».
Свою продукцию, в основном это так называемый борщевой набор — картофель, свекла, морковь, лук, Давлетов продает через посредников в татарстанские торговые сети. На овощи цена в этом году тоже упала — в 2021-м закупочная была 30 рублей, в этом — 14—17 рублей, отметил собеседник издания. «Но не стоит жаловаться! Зато заработали в прошлом году, поэтому выручку можно поделить уже на этот год, так в среднем цена выйдет неплохой — 20—22 рубля. Жить можно!» Зерно у татарстанских аграриев закупают по 8—9 рублей, плюс 2 рубля к каждому килограмму добавляет правительство. Возможно, к февралю-марту закупочная цена еще и поднимется — «посмотрим, куда мир сдвинется к этому времени».
— Большой проблемой для нашего хозяйства стало сокращение земли за счет прохождения по ней трассы М-12. Нашу землю — это 100 га — изымают под ее строительство, поэтому меньше становится угодий под выращивание овощей и хлеба. Новых земель нет, и не предлагают пока. Придется выращивать на тех площадях, что имеются, — обратной дороги у нас нет, хотя и технику новую приобрели под прежние объемы. Как нам будут возмещать потерю пашни, тоже неизвестно, пока об этом разговора не идет — ни по оплате, ни по компенсации другими участками. И в последующие 2—3 года для бизнеса это будет очень ощутимой потерей — у нас остается 750 га земли, и ее не хватает, — сообщил Насим Давлетов.
Гражданин России может обратиться за безвозмездной субсидией на подсобное хозяйство.
Условия для получения средств для этих целей являются:
- прописка в регионе, где планируется развивать личное подсобное хозяйство (если имеется только временная регистрация, а постоянно человек прописан в другом регионе, потребуется предоставить справку об отсутствии заключенного соцконтракта из соцзащиты по месту основной прописки);
- наличие в пользовании земельного участка;
- регистрация в качестве самозанятого;
- уровень дохода за последние 3 месяца ниже прожиточного минимума по региону проживания (если подсобным хозяйством будет заниматься целая семья, рассчитывают среднедушевой доход на каждого члена семьи, включая детей).
Что включается в бизнес-план
Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:
- данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
- размеры собственных средств и суммы инвестиций;
- маркетинговый план;
- окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
- аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
- расчеты эффективности КФХ;
- рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.
Обязательные составные бизнес-плана:
- Резюме.
- Приложение.
В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.
Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.
Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.
Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.
Пример ⇓
Выписка из финансового раздела бизнес-плана:
Издержки | Сумма, тыс. руб. | ||
Субсидия | Собственные | Всего | |
Покупка земли | 271,00 | 120,00 | 391,00 |
Покупка строения для свинарника | 520,00 | 230,00 | 750,00 |
Приобретение свиноматок | 122,00 | 54,00 | 176,00 |
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) | 231,00 | 102,00 | 333,00 |
Итого | 1144,00 | 506,00 | 1650,00 |
Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.
Финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей
ЛПХ представляет собой плацдарм для деятельности собственника надела. Она направлена на развитие садоводства, огородничества и выращивание домашней птицы, животных на личном земельном участке. Результаты этой непредпринимательской деятельности призваны удовлетворить нужды самого гражданина и его семьи. Собственнику надела разрешено продавать излишки произведённой в своём ЛПХ продукции.
Существует определенный порядок открытия личного подсобного хозяйства, когда в наличии есть земельный участок или его нет.
Такой надел можно приобрести у юридического или физического лица. Перед сделкой изучив правоустанавливающие документы, бумаги, которые подтверждают законность приобретения. Если участок принадлежит не одному, а нескольким собственникам, тогда необходимо согласие всех сторон на продажу этой территории.
После осуществления сделки зарегистрировать владение. Это сделает новый собственник в территориальном МФЦ или в Росреестре предоставив:
- паспорт;
- контракт купли-продажи;
- заявку для регистрации прав собственности;
- документ, подтверждающий право на землю.
Субсидия на развитие ЛПХ имеет региональный характер. Так, размер таких пособий в Белгородский, Самарской области, в Башкирии отличается. Но есть и общее.
Новый закон, вступивший в силу в 2019 году, трактует, что максимальная сумма вложений ЛПХ может составлять 30 млн руб. При этом фермер вправе рассчитывать на субсидию от государства в размере 60%, а оставшиеся 40% должен вложить сам. При этом допустимо 3/4 от этой второй суммы взять путем кредитования.
Наименование субъекта Российской Федерации | Размер субсидии (тыс. рублей) |
---|---|
Республика Мордовия | 6471,9 |
Республика Саха (Якутия) | 29314,4 |
Республика Татарстан | 379253 |
Удмуртская Республика | 409944,3 |
Республика Хакасия | 62517,4 |
Чеченская Республика | 180104,3 |
Чувашская Республика | 41495,3 |
Ставропольский край | 17285,7 |
Брянская область | 151076,9 |
Воронежская область | 149224,8 |
Иркутская область | 324190,8 |
Калужская область | 7568,1 |
Кемеровская область — Кузбасс | 198227,5 |
Костромская область | 159272,2 |
Липецкая область | 39920,4 |
Нижегородская область | 47339,6 |
Новосибирская область | 31564,3 |
Омская область | 1725,2 |
Оренбургская область | 37705,8 |
Орловская область | 73663,7 |
Саратовская область | 101132,8 |
Смоленская область | 27212,9 |
Тамбовская область | 106745,6 |
Тверская область | 18282,9 |
Ульяновская область | 172153,2 |
Ярославская область | 4122 |
Всего | 2777515 |
Программа государственной поддержки «Начинающий фермер» в 2022-2022 году
Все документы сдаются в Минсельхоз региона. Рассмотрение длится 15 дней, потом претендент вызывается на беседу. Перед принятием окончательного решения оцениваются деловые качества соискателя. Если заявка одобрена, средства предоставляются в течение 3-х месяцев. Больше всего субсидий предоставлено в Ставропольском крае и Дагестане.
- заявку установленного образца;
- анкету;
- документ, удостоверяющий соответствие образования;
- трудовую книжку (для определения опыта);
- выписку, удостоверяющую наличие хозяйства;
- бизнес план;
- документ, удостоверяющий юридическую форму хозяйства;
- паспорт;
- смету затрат по проекту;
- выписку из банка, подтверждающую наличие собственных средств;
- справку, подтверждающую наличие оборудования;
- выписку их налоговой службы.
В Татарстане готовят новый закон о поддержке ЛПХ
Законопроектом предусматривается более 10 новых видов поддержки, в том числе на приобретение различных видов поголовья скота, возмещение услуг по искусственному осеменению коров, строительство теплиц, а также субсидирование по другим направлениям. Законопроект получил одобрение врио Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Принятие закона планируется уже осенью 2022 года. Новый закон позволит сельчанам получить гарантированную государственную поддержку, даст стимул для развития хозяйств населения, увеличит живность на сельских подворьях.
В Республике Татарстан насчитывается 4706 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 400 тысяч личных подсобных хозяйств, дающих более половины валовой сельхозпродукции. А в трети районов республики доля валовой сельхозпродукции, производимой данными субъектами хозяйствования, доходит до 65 и более процентов.
Как расторгнуть соцконтракт
Расторгнуть социальный контракт могут обе стороны. Сделать это можно досрочно, если вернуть все полученные средства и явиться в МФЦ для подачи заявления на расторжение. Что касается расторжения договора со стороны органов социальной защиты, тогда это происходит по причине невыполнения условий договора и нецелевого использования полученных средств. Специальная комиссия может выполнить подобную проверку в любой момент.
Важно помнить, что в любом случае, при расторжении контракта, вне зависимости от сторон или причин, получателю социальных субсидий придется вернуть все полученные средства. Поэтому подавая документы, необходимо трезво оценивать свои силы и рассчитывать на свои возможности. Только в этом случае удастся получить 100 000 рублей на поднятие и ведение своего подсобного хозяйства и получать доход от продажи сельскохозяйственных товаров. Это поможет в тяжелых экономических реалиях, в которые может попасть любая семья.
Популярные вопросы и ответы
Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?
Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.
Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?
Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.
Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.