Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.
Как узнать об исполнительном производстве? А о его прекращении?
Однако чаще всего возникают проблемы: не всегда письма доходят до адресатов, у кого-то из сторон мог смениться адрес ли была длительная командировка. Чтобы избежать неприятных последствий в виде, например, истечения срока исковой давности, следует самостоятельно проверять информацию на государственных ресурсах или через приставов, которые занимаются делом.
Основания прекращения исполнительного производства
Перечень обстоятельств, на основании которых исполнительное производство прекращается, установлены в ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1. Исполнительное производство прекращается в судебном порядке в случаях:
- смерти взыскателя либо должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- иные случаи.
Образец заявления судебному приставу о прекращении исполнительного производства
В Кировский районный отдел ФССП России
по городу Екатеринбургу Свердловской области
Вызскатель:
Б.
Должники:
Ходатайство
о прекращении исполнительного производства
В Вашем производстве находится исполнительные производства по исполнению решения Кировского районного суда по делу № по иску Б. к П. о выселении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Как отозвать исполнительный лист?
Отзывается исполнительный лист путем подачи заявления в территориальный отдел ФССП, где ведется исполнительное производство. Законодательно его форма не регламентирована, но если вы не знаете, что писать, то укажите следующее:
- полное наименование подразделения судебного пристава, который занимается вашим делом;
- адреса, паспортные и контактные данные (электронный почтовый адрес) ваши и должника;
- решение суда о взыскании задолженности, по которому был выдан исполнительный лист;
- намерение отозвать исполнительный лист (по желанию можете указать причину);
- дату составления заявления;
- подпись.
Возможность отменить документ по взысканию задолженности в статье 46 ФЗИП ничем не обусловлена. Поэтому, подавая заявление, вам не нужно указывать причину, по которой вы хотите его отменить. Обращение составляется в двух экземплярах, один из которых оставляете у себя.
С момента подачи заявления с просьбой аннулировать документ по взысканию долга должно пройти не больше 5-ти дней до его удовлетворения. Если исполнительный лист вы приносили в бумажном виде, его вышлют по почте. Если документ, который вы хотите отменить, направлялся судом в электронном виде, то вы также получите его по электронной почте.
Итог: прекратить исполнительное производство по взысканию задолженности вы как взыскатель можете отзывом исполнительного листа. Причины, по которым вы хотите отменить документ, приставам не важны: как говорится, хозяин — барин. Но вы должны помнить, что, направив приставам соответствующее заявление, вы сократите срок возможной подачи исполнительного листа ровно на период, пока приставами велось производство по вашему делу.
Какие последствия остановки исполнительного производства?
В постановлении об остановке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, а также в организации, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Как добиться возобновления исполнительного производства после его прекращения?
У взыскателя есть 2 варианта:
- Оспорить постановление о прекращении дела посредством подачи жалобы старшему должностному лицу ФССП.
- Повторно подать исполнительный лист.
Первый вариант более эффективен, так как жалоба станет поводом для всесторонней проверки действий пристава-исполнителя, возбуждавшего производство. Если фактических оснований для его прекращения не было, то дело будет возобновлено. В рамках проверки устанавливается, действительно ли пристав:
- предпринял все действия для розыска имущественных активов должника;
- направил в банк документы для ареста счетов;
- инициировал ли розыск работодателя и удержания средств с заработной платы в счет погашения возникшей задолженности;
- надлежащим образом вынес постановление о прекращении процедуры и оформил соответствующие акты.
Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex
Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.
Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?
Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.
Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.
Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.
Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.
- Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
- — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
- — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
- — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
- — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
- — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.
Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?
С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.
Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.
Мнение эксперта
Егоров Олег Юрьевич
Юрист-практик с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Большой опыт в составлении договоров.
Ссылка в постановлении пристава на п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ-229 означает для взыскателя следующее: местонахождение должника или его имущества приставам установить не удалось.
При рассмотрении дела в суде учитывается адрес гражданина или организации, указанный второй стороной или определяемый по договорам, документам, иным письменным доказательствам. Судьи обязаны известить стороны надлежащим образом и с этой целью направляют повестки, также по известным им адресам. Надлежащим извещением, в соответствии с позицией Верховного суда РФ, является также отказ от повестки, отсутствие адресата по указанному адресу (или просто возврат невостребованного письма с повесткой). Обязанностей по установлению очного местонахождения сторон по делу у суда нет. При этом в исполнительном листе указывается известный суду адрес, по которому и будут осуществлять взыскание приставы.
Должник может сменить местонахождение уже после вынесения решения, в том числе, чтобы саботировать принудительное взыскание. Поэтому наличие данных в документах суда – не гарантия нахождения должника по указанному адресу. Если у взыскателя есть актуальные сведения, лучше предоставить их приставам заранее (например, сразу при подаче заявления).
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Прекращение исполнительного производства: последствие
В соответствии со статьей 44 Закона об исполнительном производстве прекращение процедур исполнения имеет ряд последствий:
- При прекращении производства приставом отменяются все исполнительные мероприятия в отношении должника, в том числе, снимается арест с собственности, а также отменяются иные наложенные ограничения, например, запрет на пересечение границы, при этом в документах ставится отметка, что обязательства исполнены полностью или частично.
- Как правило, прекращение исполнительного производства влечет одномоментно возбуждение нового о взыскании невыплаченных исполнительных сборов и иных расходов. Исключением могут быть ситуации, когда отменен судебный документ, который являлся основанием для выдачи исполнительного листа. Стоит отметить, что возбуждение производства о взыскании сборов может сохранить все ограничения, которые были применены к должнику ранее.
- Документы, которые сопровождают мероприятие по прекращению исполнительного производства, обязательно направляются всем сторонам дела, в судебные органы, а также в организации, проводящие исполнение ограничительных мер в отношении должника. Срок направления документов для судебного пристава-исполнителя составляет 3 дня.
Заявление о прекращении исполнительного производства
Оно составляется практически аналогично указанному выше заявлению.
В шапке заявления также указываются наименование ФССП или суда, в который оно подается, а также сведения о должнике, взыскателе и судебном приставе-исполнителе.
В основной части необходимо указать:
- номер дела;
- номер исполнительного листа и наименование иска, по которому он был выдан;
- обстоятельства, по которым дело должно быть прекращено (если данное обстоятельство подтверждается судебным актом или иным документом, имеющим номер, необходимо сделать ссылку на него, а также ссылку на пункт ч. 1 (если подается в суд) или второй (если подается приставам) ст. 43).
В приложении, если заявление идет к приставам, необходимо указать только документарные доказательства для основания прекращения. Если же оно отправляется в суд, необходимо приложить следующие документы:
- копия паспорта или учредительного документа юр.лица;
- копия заявления;
- копия постановления о возбуждении ИП;
- доказательства основания прекращения ИП.
В заявлении должна стоять подпись заявителя и дата.
Очередность удовлетворения требований
Согласно закону «Об исполнительном производстве» очередность взыскания в исполнительном производстве следующая:
- Первыми удовлетворяются требования на взыскание алиментов, причиненного здоровью вреда, возмещение ущерба в связи с потерей кормильца, возмещение вреда в связи с преступлением, а также требование о компенсации причиненного морального вреда;
- Вторая очередь касается удовлетворения требований по оплате труда лиц, которые работают или работали по трудовому договору, оплата выходных пособий, выплаты вознаграждений собственникам результатов интеллектуальной деятельности;
- Третья очередь посвящена удовлетворению требованиям в бюджет и во внебюджетные фонды по обязательным платежам;
- В последнюю очередь удовлетворяются все остальные требования.
Акт про невозможность взыскания составляется, если:
- должник не имеет имущества или доходов, на которые можно обратить взыскание;
- взыскатель отказывается от имущества должника, которое не было продано в ходе исполнения по исполнительному документу;
- не получается установить место пребывания должника или получить информацию о имеющихся у него финансах и прочих ценностях, которые находятся на банковских счетах или на хранении в финансовых структурах;
- взыскатель совершает действия, которые не дают возможности выполнить предписания исполнительного листа.
К сомнительным долгам причисляется задолженность, которая возникла из-за реализации товаров и услуг, поскольку не была погашена в срок, который устанавливает договор или законодательные нормы и не имеет обеспечения в виде соответствующих гарантий.
На такую задолженность создается резерв по сомнительным долгам. Он должен формироваться не реже одного раза в 12 месяцев, точная периодичность закрепляется в учетной политике организации.
Сумма такого резерва может быть определена одним из следующих способов:
- по дебиторам: в этом случае принимается в расчет их платежеспособность, возможность погашения долга частично или полностью и прочие факторы;
- по подгруппам дебиторской задолженности;
- по совокупной сумме такой задолженности.
Сумма резерва, которая сформирована по долгам сомнительного происхождения, не делает меньше налоговую базу по налогу на прибыль.
Имущество, на которое может быть обращено взыскание, прямо не указано в законодательстве — в отличие от имущества, взыскание на которое подавать нельзя.
Детально о порядке обращения взыскания на предмет залога можно прочитать в этой статье.
срок давности за невозможностью взыскания
Правда, что после окончания исполнительного производства за невозможностью взыскания и возвращения судебного решения в банк, последние вправе каждые полгода направлять вновь суд. решение приставам, якобы надо 3 года ждать, чтобы было полное списание. Почему 3 года? Если срок давности приостанавливается как они приставам направляют? Это может длиться 10-ки лет. Тогда вопрос о полном списании долга которое должно решиться с момента ответа банка на запрос, что клиент им больше не должен и когда клиент может работать официально? Заранее спасибо.
Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению
1. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
То есть в Вашем случае Вам интересна ч. 3 данной статьи, где указано, что если исполнительный лист возвращен в связи с невозможностью взыскания, то срок предъявления к исполнению считается со ДНЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА ВЗЫСКАТЕЛЮ.
То есть как только исполнительный лист вернули взыскателю, т.е. банку, он может не раньше 6 месяцев и не позже 3 лет с этой даты опять предъявить исполнительный лист ко взысканию. Действительно это может длиться вечно, главное, не пропустить сроки.