Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как спасти машину от эвакуатора?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Санкт-Петербурге задержанный автомобиль возвращается сразу после обращения за ним. Работа по выдачи производится круглосуточно. При возврате фиксируется дата и время, срок хранения исчисляется в часах.
По какой причине могут эвакуировать автомобиль?
Автомобиль эвакуируют в том случае, если владелец припарковался с нарушением ПДД. Причем в данном случае значение имеют даже, казалось бы, совсем незначительные «прегрешения» – например, если колесо попало на тротуар. Более того, даже не нужно именно неправильно парковаться, причина может быть в состоянии автомобиля или водителя. Полный перечень содержится в КоАП РФ (ст. 27.13).
В каких случаях эвакуируют автомобиль? Вот лишь некоторые причины, по которым авто может быть эвакуировано:
- Парковка с нарушением требований знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств.
- Автомобиль неисправен и не может использоваться так, чтобы не представлять опасность для водителя и других участников дорожного движения.
- Водитель не имеет или лишен права управления транспортным средством.
- Водитель управляет автомобилем в состоянии алкогольного или иного опьянения.
- Остановка или стоянка на пешеходном переходе или ближе чем за 5 метров до него.
- Остановка или стоянка на остановке городского транспорта.
- Остановка или стоянка на проезжей части, если при этом автомобиль мешает другим участникам дорожного движения.
В этих и других (перечисленных в КоАП) случаях машина может быть либо заблокирована (если нет возможности ее перемещать), либо эвакуирована.
В каких случаях автомобиль не должны эвакуировать (если это происходит, ваши права нарушают):
- Не оплачена стоянка. Но в этом случае выпишут штраф.
- Внутри автомобиля находятся пассажиры.
Получение разрешения на возврат автомобиля
Получить разрешение можно в отделении ГИБДД/МАДИ, которое задержало автомобиль. Вам дадут копию протокола о нарушении или копию протокола о задержании. В ней должно быть отмечено, что причина задержания устранена. В течение 60 дней придется оплатить штраф, который выпишут тоже в отделении ГИБДД или МАДИ.
Эту копию протокола, а также необходимые документы (см. выше) требуется предъявить на спецстоянке. Если машина стояла там более суток, придется оплатить еще пребывание транспортного средства на спецстоянке. Если вы оплатите стоимость эвакуации и пребывание авто на стоянке до того, как его заберете (то есть непосредственно на стоянке), можно получить скидку. Ее наличие и размер зависят от города, в котором вы живете.
Как забрать автомобиль с штрафплощадки?
Уточните, где конкретно находится машина. Оператор 102 должен сообщить вам адрес стоянки и отделения, которое оформляло эвакуацию. Далее у вас есть два сценария.
Если водительское удостоверение и СТС остались с вами, задача немного упрощается. Сразу отправляйтесь в отделение по указанному адресу. Опишите ситуацию дежурному и предъявите документы. Инспектор выпишет постановление об административном правонарушении. Оно обязательно понадобится, чтобы забрать машину с штрафстоянки. Далее вы должны явиться в место хранения автомобиля. Предъявите документы сотруднику площадки, который выпишет квитанции за эвакуацию и стоянку. После этого представитель полиции вернёт вам автомобиль, сняв с него пломбы. При подписании акта приёма-передачи проверьте, не повреждён ли автомобиль. Если дефекты заметны невооружённым взглядом, обязательно описывайте их в документе.
Если документы остались в автомобиле, забрать его с штрафстоянки чуть сложнее. Сразу отправляйтесь на площадку с паспортом гражданина РФ. Опишите ситуацию сотруднику, который проводит вас к месту хранения машины. Он снимет пломбы и опишет вещи, которые вы забрали из салона, а затем вновь опломбирует транспортное средство. Далее вам остаётся действовать по схеме, указанной выше — для получения машины с штрафстоянки понадобится постановление об административном правонарушении.
Как понять, что машину эвакуировали, а не угнали
Возможно, первое, что вы подумаете, не обнаружив свой автомобиль там, где вы его оставили, – то, что его украли. Что делать? Следует позвонить в дежурную часть (телефон 112), куда сообщаются сведения обо всех происшествиях на дороге, включая случаи, когда машину эвакуировали. Учитывайте, что информация туда поступает, увы, не мгновенно.
В дежурной части вы можете узнать, был ли ваш автомобиль на самом деле задержан, куда помещен на хранение, что вам нужно делать и какие понадобятся документы.
Имея на руках все документы, автовладелец обращается в отделение полиции. Но не в любое, а в то, где работает инспектор, который эвакуировал машину. Там получает дубликат протокола о задержании и документ, разрешающий забрать автомобиль со штрафстоянки.
Перед тем как выдать разрешение, автовладельцу разъясняют его обязанность погасить штраф. Сделать это можно в течение 2 месяцев.
Основания и правила эвакуации авто
Всякая принудительная эвакуация частных транспортных средств на муниципальные штрафные площадки регламентируется статьей 27.12 КоАП РФ, ФЗ №205 и распоряжениями местных администраций. На основании законодательных актов, ваше авто может быть вывезено эвакуатором на штрафстоянку, если:
- вас задержали за вождение без ВУ или СТС;
- водитель находится в нетрезвом виде или отказывается от освидетельствования;
- автомобиль сильно поврежден и не способен перемещаться, либо имеет неисправные тормоза, сцепление, рулевое управление и т.п.;
- автомобиль перевозит крупногабаритные грузы с нарушениями ПДД;
- машина припаркована в неположенном месте (пешеходный переход или трамвайные пути, ближе 15 метров к остановке общественного транспорта, в туннеле, не на краю проезжей части, на местах для инвалидов и т.д.).
Принимает решение об эвакуации инспектор ГИБДД, который прибывает на место, производит осмотр ТС и составляет протокол об административном правонарушении, где указывается дата и место, сведения об автовладельце и автомобиле, основания для эвакуации авто, принятое решение и данные самого автоинспектора.
После этого сотрудник ГИБДД обязан составить опись вещей, которые находятся в машине, описать имеющиеся визуальные повреждения и неполадки, после чего опечатать все точки доступа к салону авто. Затем машина погружается в эвакуатор и вывозится на одну из муниципальных штрафплощадок города.
Что важно знать о правилах эвакуации?
- Инспектор ГИБДД обязан составить протокол в присутствии владельца машины или двух понятых, если тот отсутствует (может быть произведена видеофиксация).
- Если водитель не согласен с задержанием, он может не подписывать протокол, о чем в документе делается специальная запись.
- Копию протокола получает автовладелец и начальник экипажа эвакуатора;
- С момента составления протокола об административном нарушении начинается отсчет срока задержания автомобиля, за который автовладельцу придется заплатить, как за оказанную услугу (возмещение расходов по перемещению и хранению транспортного средства).
- Стоимость эвакуации определяется нормативными актами в каждом конкретном регионе РФ (изучайте местные тарифы самостоятельно).
По каким причинам могут эвакуировать автомобиль в Беларуси?
- Если водитель не имеет права управлять автомобилем – ст.18.14 КоАП «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления».
Такое может случиться, если водитель не имеет действующего водительского удостоверения, если он ранее был лишен прав или вообще младше возраста выдачи прав. В Беларуси учиться для получения водительских прав можно с 16 лет, а сдавать экзамен и быть допущенным к самостоятельному управлению – с 18 лет.
- Если водитель пьян – ст.18.15 КоАП «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)».
Даже если водитель трезвый, но отказывается проходить освидетельствование, его машину могут увезти на охраняемую стоянку.
- Если машина припаркована неправильно – ч.1-4 ст.18.18 КоАП «Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных Правил дорожного движения». В таком случае эвакуируют машину, только если нарушение создает препятствие для движения или грозит безопасности.
Универсальный способ найти эвакуированную машину
В каждом городе эвакуацией автомобилей занимается отдельная организация или организации, которые могут обслуживать несколько штрафстоянок. При этом в 2022 году не существует единой службы или сервиса, которая бы предоставляла информацию обо всех эвакуированных автомобилях в стране.
Однако это не значит, что водителю придется искать телефоны всех штрафстоянок и звонить на каждую из них. Поскольку эвакуация в любом случае проходит в присутствии сотрудника ГИБДД, информацию об автомобиле можно получить в полиции.
Для этого достаточно позвонить по номеру 112 с мобильного телефона.
После этого Вас соединят с сотрудником ГИБДД, который проинформирует, действительно ли автомобиль эвакуирован, и подскажет, куда нужно обратиться далее.
Действия в случае эвакуации при водителе
Когда при водителе подъезжает эвакуатор и пытается забрать авто, опять же многие паникуют и начинают предпринимать неправильные действия. Некоторые пытаются узнать, куда нужно звонить при эвакуации машин в присутствии владельца. Тут всё зависит от конкретной ситуации. Бывает так, что эвакуатор подъехал, но процедуру погрузки ещё не начал. Здесь закон на стороне водителя. Он имеет полное право перепарковаться туда, где это разрешено. Но это не освобождает от уплаты штрафа, предусмотренного законом за неправильную парковку. За саму эвакуацию машины платить не придётся. Но когда авто уже погрузили на платформу или зацепили лебёдкой, пытаться препятствовать службе не стоит. Иначе столкнётесь с ещё большими проблемами. Просто уточните, куда увозят ТС. А далее действуйте по правилам.
Возврат денежных средств
Многих справедливо интересует, как можно оспорить эвакуацию автомобиля за неправильную парковку. Ведь не всегда процедура осуществляется согласно правилам. Если вы считаете, что совершённые действия были неправомерными, доказывать что-либо эвакуаторщику не стоит. Важно понимать, как правильно поступить. Иначе вас накажут ещё серьёзнее. Расскажем немного о том, как оспорить эвакуацию автомобиля, если водителя пытаются привлечь к ответственности за неправильную парковку. Вообще оспаривание или обжалование происходит не так часто, поскольку некоторые банально не знают о своих правах. Другие не хотят тратить на это своё время. Но когда вы паркуетесь без видимых нарушений, либо же процедура эвакуации происходит с нарушениями, стоит отстаивать свои права.
Если совершается задержание сотрудниками ГИБДД, они обязаны составить специальный протокол. В него вносятся все данные о машине и спецтехнике, которая забирает ТС. При наличии ошибок в этом документе или нарушений свою позицию водитель имеет право доказать в течение 10 дней. Столько законом даётся на обжалование. Если протокол признают недействительным, с вас снимут наказание. Но тянуть с разбирательствами не стоит. За простой машины вы будете платить с каждым днём всё больше. Потому иногда проще отдать деньги, но потом попытаться их вернуть.
Пора писать претензию
Все вопросы нужно решать на месте: и осмотр, и написание претензии в службу эвакуации или штрафстоянки. Она подаётся на имя генерального директора или заведующего организацией. В претензии указывают:
- персональные данные руководителя предприятия;
- личные данные собственника или человека, который имеет право на управление автомобилем;
- дата и время подачи заявления и эвакуации;
- основания для возражения с ссылками на законодательные акты;
- перечень повреждений и сумма предполагаемого ущерба;
- просьба о возмещении ущерба.
Как избежать эвакуации автомобиля
В случае если вашему автомобилю грозит задержание, есть несколько способов, которые могут позволить избежать эвакуации. В частности, как упоминалось выше, если эвакуатор не начал движение, водитель вправе забрать собственный автомобиль.
Однако, если протокол оформляется по причине того, что водитель находился в состоянии опьянения, либо по причине отсутствия у него водительских прав, а также из-за неисправностей автомобиля, в таком случае он не может иметь права на то, чтобы забрать автомобиль. В таковой ситуации можно предпринять следующие действия:
- Обеспечить самостоятельный приезд эвакуатора с доставкой автомобиля на свою территорию;
- Переправление автомобиля при помощи другого водителя;
- Устранение неполадок автомобиля самостоятельно.
После задержания автомобиля инспектор должен выдать разрешение на возврат авто его владельцу, однако возможна выдача такового разрешения исключительно при подтверждении права собственности на данное транспортное средство. Для того, чтобы забрать авто со штрафстоянки, оплачивать штраф и услуги самой стоянки с эвакуатором не обязательно – они могут быть оплачены и в будущем, либо оспорены в судебном порядке.
Все же, несмотря на массу негатива, практика эвакуации автомобилей в России постепенно приучает водителей не нарушать ПДД и думать о других участниках дорожного движения (хоть параллельно водители отдают достаточно много денег сомнительным фирмам по эвакуации).
В западной практике это тоже есть, но кроме эвакуации, есть и некоторые другие варианты санкций, говорит Денис Голосюк:
В мировой практике карательная эвакуация применяется не так широко, как у нас. Основной метод наказания нарушителей парковки – это штрафы, хотя порой и довольно высокие. В некоторых случаях используются блокираторы колес – чаще всего в качестве обеспечительной меры для уплаты штрафа.
Среди не самых распространенных методов – трудноудаляемые наклейки на стекла. Их, в частности, применяют в Нью-Йорке, маркируя автомобили, мешающие уборке улиц (там она производится по расписанию и к этому моменту запаркованные машины необходимо на некоторое время переставлять, освобождая место уборочной технике). С такими стикерами на окнах нарушитель становится объектом осуждения окружающих, то есть получает своего рода моральное наказание в дополнение к неизбежному штрафу.
Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора по эвакуации и техпомощи «МЭТР».
Но эти меры не всегда приводят к нужному результату – водители продолжают игнорировать правила и мешают дорожному движению. По этой причине, говорит Михаил Якимов, от некоторых мер пришлось даже отказаться:
Еще буквально 15-20 лет назад во многих европейских странах в качестве борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки применялось так называемое задержание транспортного средства, при котором колеса автомобиля блокировались специально-удерживающими устройствами, капканами или замками. В частности, широко распространено было в Германии, Голландии и Бельгии. Однако потом от этого способа пришлось отказаться именно из-за тех причин, что заблокированный автомобиль продолжает препятствовать движению транспорта и пешеходов, хотя при этом гарантировано позволяет донести наказание до владельца транспортного средства и уравнивает всех собственников транспортных средств перед законом.
Сейчас и в европейских странах, и во всем мире применяется эвакуация как способ прекращения длящегося правонарушения, и также серьезное увеличение штрафов за нарушение в области остановки и стоянки. А удерживающиеся устройства, капканы и блокираторы сменились возможностями информационных устройств по оперативному поиску правонарушителей и реализации принципов неотвратимости наказания.
Михаил Якимов, профессор МАДИ.
Отдельный вопрос – перечень нарушений, за которые в разных странах могут забрать автомобиль на штрафстоянку. Как правило, это лишь те случаи, когда автомобиль действительно мешает, говорит Александр Разин и противопоставляет этой практике то, как проводится эвакуация в России:
К примеру, в Германии, штраф за парковку в неположенном месте сопоставим с московским, однако эвакуация применяется, только если транспортное средство мешает проезду экстренных служб и городского транспорта.
У нас же эвакуаторы работают по жесткому плану и скорее заберут авто из подмосковного двора или пустынной улицы, нежели там, где это действительно необходимо.
В большинстве стран Европы эвакуация не предусмотрена и для поддержания порядка на улицах вполне достаточно крупных штрафов. Аналогичная практика и в США.
Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК».
Кстати, в некоторых странах автомобиль могут отправить на специальную стоянку и за такое нарушение, которое в России карается только штрафом. Например, это не соответствующая требованиям или нанесенная самостоятельно тонировка стекол, отмечают в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр:
В западных странах эвакуация автомобиля также довольно популярная мера наказания за правонарушение: например, авто могут эвакуировать за трещину на лобовом стекле, или чрезмерное затемнение стекла (пропускает менее 75% света), за самостоятельную тонировку, разбитую фару или повреждённые габариты.
Парковка в неположенном месте в западных странах, обычно, оборачивается только штрафом, а на спецстоянку авто эвакуируют только в том случае, если оно мешает движению других транспортных средств или пешеходов. Самая лояльная система борьбы с неправильной парковкой в США – там за неоплаченную парковку выписывают штраф, в то время, когда в Канаде за это авто эвакуируют.
Пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр.
И, конечно, отдельная история – это стоимость эвакуации в других странах. Тарифы могут быть совсем разными:
- в США – от 90 до 185 долларов в зависимости от штата нужно отдать за эвакуацию, плюс от 15 до 20 долларов за каждый день пребывания на штрафной стоянке. Кстати, если на колеса поставили блокираторы, снять их можно за ту же сумму, что и стоимость эвакуации;
- в Великобритании стоимость эвакуации включается в штраф (200 фунтов стерлингов), плюс за каждый день на штрафстоянке надо заплатить внушительные 40 фунтов – это около 3300 рублей в пересчете;
- в Испании за эвакуацию нужно заплатить 175 евро, а за стоянку – 2,4 евров в час, или 19,6 евро в сутки (1300 рублей – чуть больше, чем в Москве);
- в Канаде эвакуация будет стоить 70 канадских долларов, а дополнительно нужно оплатить топливо по 20 центов за километр плюс 6 долларов за первые 6 километров;
- дорогая эвакуация в Австралии – более 300 долларов, плюс по 15 долларов в сутки хранения (правда, не более 105 долларов за все дни пребывания автомобиля на штрафстоянке).
Как видно, проблему неправильной парковки решают во многих странах мира, и чем более серьезна проблема – тем дороже обходится нарушение ПДД.
Автомобиль эвакуирован, что делать?
Не обнаружив машины на месте и подозревая ее эвакуацию необходимо действовать по следующему алгоритму:
- Нужно выяснить, на какой именно спецстоянке находится ваш автотранспорт и в какой отдел ГИБДД (его телефон и адрес) выдаст разрешение, чтобы забрать авто. Получить эту информацию можно по телефонам 02, 004 (единая информационно-диспетчерская служба) и (812) 680-33-33;
- Cвязаться с необходимым отделом, выяснить условия получения разрешения для получения машины со штрафстоянки;
- Перед тем, как направиться в отдел ГИБДД, нужно взять с собой комплект документов, перечисленных в ПДД РФ, пункте 2.1.1. Инспектора отдела составят протокол административного правонарушения, с взысканием с водителя 3000 руб. штрафа;
- Забираем транспорт со спецстоянки. Задержанные автомобили выдаются владельцам круглосуточно, сразу после выплаты 2700 руб. (в Санкт-Петербурге) стоимости перевозки на стоянку и оплаты срока хранения.
Пристально изучите автомобиль со всех сторон и внутри салона на предмет повреждений и пропажи. Если вы что-то обнаружили, то не следует забирать авто. Связывайтесь с полицией, вызывайте наряд пусть готовят протокол, иначе добиться возмещения ущерба в суде вам не удаться.
Потребуются документы:
- разрешение из отдела ГИБДД в письменном виде о возврате авто владельцу;
- удостоверение личности – паспорт или водительские права;
- для подтверждения права собственности на автотранспорт – регистрационное свидетельство или доверенность, разрешающая им пользоваться.
Прежде всего, не стоит паниковать, если однажды вы вышли на улицу и не нашли своего автомобиля. Скорее всего, вы нарушили правила остановки или стоянки и транспортное средство эвакуировали на штрафстоянку. Чтобы узнать это наверняка, следует обратиться в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения машины или на линию 102 и описать ситуацию. Если машина была эвакуирована, оператор сообщит, на какой штрафстоянке она находится.
За остановку или стоянку автомобиля с нарушением правил дорожного движения может быть наложен штраф в размере 1 базовой величины (сейчас – 29 руб.). За повторное подобное нарушение – штраф в 2 базовые величины (58 руб.). Кроме того, автовладельцу необходимо будет оплатить расходы по эвакуации машины. Например, эвакуация автомобиля в Минске с полной погрузкой на эвакуатор стоит 63 руб. Кроме того, каждый день нахождения транспортного средства на штрафстоянке тоже необходимо будет оплатить, поэтому целесообразно забрать его как можно скорее. Первые трое суток хранения в Минске стоят чуть более 20 руб.