Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о такси 2022: как изменятся требования к таксопаркам и водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Размер штрафа за отсутствие разрешения на такси в 2022
Размер штрафа за отсутствие разрешения такси указан в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушение |
Наказание |
||
Гражданин |
Должностное лицо |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно |
Штраф 2 000 – 2 500 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 4 000 – 5 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 40 000 – 50 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.
К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят:
- копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
- копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
- копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.
Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Регулирование для агрегаторов и самозанятых
Что касается других требований к агрегаторам такси, то Минтранс предлагает обязать их создавать представительства или филиалы в регионах, где количество такси, используемых для выполнения заказов, превышает 5 тыс. в сутки.
Также законопроект предусматривает возможность заключения договора между самозанятыми и агрегаторами такси. Сейчас такая опция для них невозможна без дополнительной регистрации ИП или юрлица.
Самозанятые должны проходить медосмотры до и после выхода на смену, а также осуществлять техосмотр автомобиля. Агрегаторам же необходимо проводить ежедневную проверку актуальности разрешений партнеров на перевозку пассажиров и их автомобилей в регионах РФ, а также проводить мониторинг усталости водителей с помощью специального софта.
Кроме того, в проекте отмечается, что тарифы на перевозку пассажиров разрабатываются перевозчиками, если они не прописаны в договорах с агрегаторами.
В то же время города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — и граничащие с ними регионы могут устанавливать минимальный тариф на перевозку и максимально возможное количество легковых такси для оптимизации нагрузки на дорогах.
В пресс-службе «Ситимобил» сообщили «Интерфаксу», что отраслевые игроки не принимали участие в подготовке законопроекта. «Мы убеждены, что принятие нового законопроекта не должно проходить без учета замечаний и позиций участников отрасли», — добавили в компании, отметив, что не могут комментировать положения документа, не изучив его до конца.
«Мы изучаем представленный законопроект. Рынок такси давно нуждается в обновленном регулировании, которое будет отвечать текущей ситуации в отрасли и учитывать интересы всех сторон», — сказали «Интерфаксу» в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Часто задаваемые вопросы
Как оспорить штраф за отсутствие лицензии? – Для обжалования необходимо составить заявление и подать его в районный суд. На это у водителя есть 10 суток. Срок обжалования может быть увеличен при наличии уважительных причин.
Как проверить, есть ли у автомобиля лицензия такси? – Департамент транспорта обязан выкладывать на своем сайте реестры действующих разрешений такси. В Москве, Санкт-Петербурге и с недавнего времени в Тамбовской области проверку можно произвести с помощью электронного сервиса на сайте ведомства.
Кто должен платить штраф: водитель или владелец ТС? – В зависимости от типа нарушения ответственным за уплату может быть назначен как таксист, так и компания-собственник.
Порядок назначения штрафа таксисту
В большинстве случаев таксисты получают штрафы от патрульных инспекторов, при остановке с целью проверки. Представившись, сотрудник может обратить внимание на наличие шашек и прочих отметок, указывающих на то, что перед ним такси. Исходя из этого он имеет право проверить прочие документы, наличие всего необходимого для работы официальным порядком. При отсутствии такового он может наложить штраф. Также наказания могут накладываться, если автомобиль оснащен шашками или наклейками, однако водитель заявляет, что не занимается извозом. Если обнаруживается факт того, что машина используется как такси, однако не имеет отметок и прочих необходимых атрибутов, также возникают основания для наложения взыскания (11.141 КоАП).
Составляется протокол с указанием нарушений, на основании которого возникает необходимость в выплате штрафа. Доказательствами выступают сами обстоятельства — отсутствие необходимых элементов или документов, и так далее.
Что делать таксисту в случае назначения штрафа?
Автомобилист обязан остановиться по требованию сотрудника, предоставить документы, подтверждающие его право управления транспортным средством, а также касаемо его деятельности в сфере оказания услуг такси (п. 2.1.1 ПДД). В то же время, водитель имеет право потребовать документы у инспектора, если он не предоставил таковых (согласно п. 5 регламента Приказа №664).
В ряде случаев инспектор может настаивать на составлении протокола даже в такой ситуации, когда водитель не соглашается с правонарушением. Специалисты рекомендуют в этих случаях не спорить, и в дальнейшем просто оспорить данное решение если не в вышестоящей инстанции, то в суде. Если же есть возможность оспорить ситуацию на месте, нужно приводить прямые доказательства.
Кроме того, свою роль могут играть свидетельские показания. Если очевидна неправомерность действий сотрудника ГИБДД, в качестве свидетелей могут рассматриваться и пассажиры, если таковые находятся на тот момент в автомобиле таксиста. В этой ситуации рекомендуется обменяться с ними телефонами и заручиться их поддержкой для дальнейшего оспаривания санкций со стороны сотрудника или его действий.
Если протокол составляется вопреки нарушению, и водитель не согласен, он имеет право указать в этом документе свое несогласие. Имеется возможность даже дополнить протокол собственным описанием ситуации, причинами выражения несогласия. Если же опровергнуть факт нарушения нечем, разумнее просто подчиниться требованиям сотрудника, подписать протокол и выплатить в дальнейшем причитающийся штраф. В этой ситуации разумнее будет оплатить штраф своевременно, ведь в большинстве нарушений, актуальных для таксистов, прослеживается возможность получения скидки в 50 процентов, если оплата произойдет в течение 20 дней с момента наложения штрафа. Так что разумное поведение может предполагать даже определенную выгоду.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.14 1 КоАП:
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Когда назначается штраф таксисту в 2021 году?
Перед началом работы в такси, следует изучить требования к перевозчикам, которые устанавливает законодатель, так как их неисполнение приведёт к назначению штрафных санкций. В 2021 году таких требований действительно много, за нарушение каждого таксисту назначается штраф.
Штраф за отсутствие лицензии такси.
Перевозки пассажиров относятся к лицензируемой деятельности. Закон запрещает заниматься перевозками при отсутствии специального разрешения. Данное требование установлено ФЗ №69 от 21.04.2011 года, в статье 9. Лицензия таксисту выдаётся сроком от пяти лет. Получить её может ИП или организация, но не физическое лицо.
В пункте 2.1.1 ПДД установлено, что таксист обязан иметь при себе и предоставлять по требованию сотрудника ГИБДД разрешение на право работать в такси. Наказание за отсутсвие лицензии предусмотрено в статье 12.3 пункте 2.1 КоАП РФ и выражается в виде штрафа на сумму в пять тысяч рублей.
Штраф за работу на неисправной машине в такси.
Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица
Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.
Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:
- Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
- Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
- Фиксируются расходы на ГСМ.
- Ведется рабочий график водителей.
- Имеется свой персонал медиков и пр.
Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.
Какие штрафы предусмотрены статьей 12.31.1. КоАП РФ
Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:
- не проведение медосмотра;
- отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФ | Сумма штрафа для юрлица (ИП) |
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2) | 30 000 руб. |
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3) | 30 000 руб. |
Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны. Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли. Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.
Законы, регулирующие работу такси
Прямого закона, регламентирующего организацию работы, а также правила и порядок предоставления услуг такси, до настоящего времени не издано. Неофициальное название «закон о такси» получил Федеральный Закон (ФЗ) № 69 в редакции 2014 года, который внес изменения в отдельные положения нормативных актов и, в том числе, предусмотрел несколько статей, связанных с этим видом деятельности:
- 3-я определяет наказание за нарушение работы такси, в их число входят штрафы за перевозку людей без лицензии (КаАП РФ);
- 7-я устанавливает ответственность за нарушения порядка перевозки людей и багажа (ФЗ №259 от 8.11.2007 года);
- 8-я защитила права юридических и физических лиц, занимающихся предоставлением услуг перевозки при проведении контрольных и надзорных проверок уполномоченными государственными или муниципальными органами (ФЗ №294 от 26.12.2008 года);
- 9-я прямо определила порядок предоставления услуг такси, от условий получения лицензии и состояния автотранспорта, до организации работы, а также контроля ее результатов.
Именно 9-я статья послужила причиной «народного» названия ФЗ № 69, как «закон о такси», но в нормативно-правовых документах отсылка к первоисточнику носит официальное наименование.
Штрафы за незаконную перевозку можно оплатить несколькими способами. Проще всего для индивидуального предпринимателя будет перечислить деньги со своего расчетного счета.
В связи с особенностями расчета налогов только так он сможет доказать факт понесенных расходов. Если же штрафу подверглось физическое лицо, не имеющее такого статуса, то существует множество способов оплатить необходимую сумму.
Это можно сделать и в Сбербанке, оплачивая квитанцию, предварительно сформированную на сайте ГИБДД, и через систему Сбербанк-онлайн, через аналогичные онлайн-системы других банков. Минусом такого способа оплаты станет необходимость оплачивать дополнительную банковскую комиссию.
Также при помощи заранее сформированной квитанции штраф можно оплатить на почте России, это удобно для жителей небольших поселков, в которых нет отделений банков.
Оплату можно осуществить и на порталах Госуслуги и ГИБДД, где предложены следующие варианты оплаты:
- с банковской карты;
- с помощью систем электронных платежей.
Кроме того, такие системы электронных платежей как Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney предлагают свой сервис по оплате штрафов.
Также можно воспользоваться терминалами Киви или некоторыми зеркальными сервисами, которые предлагают различные специализированные сайты.
Что делать если остановили
Если у автомобилиста нет лицензии, при остановке автомобиля для проверки он может сказать инспектору, что подобрал попутчика. Данное действие не запрещено законом и не предполагает никакой ответственности.
Уполномоченный сотрудник будет требовать лицензию таксиста только в том случае, если факт перевозки пассажиров в коммерческих целях будет очевидным. Также возможно обращение к инспектору со стороны пассажира, если таксист не предоставил ему запрошенный чек после прибытия к месту назначения.
В обязательном порядке наличие разрешения на осуществление перевозки пассажиров проверяется при дорожно-транспортных происшествиях. Особенно актуально данное правило при наличии на автомобиле отличительных знаков такси.
Последовательность действий водителя без лицензии, если его остановил инспектор:
- Если в настоящий момент водитель не перевозит пассажиров — снять опознавательные знаки.
- Не выходить из машины без необходимости. Каждому водителю стоит знать, что даже при требовании со стороны уполномоченного сотрудника покинуть авто, действие это остается на усмотрение автомобилиста. Также излишняя тревожность может выдать таксиста без лицензии.
- Выйти из машины, если инспектор решил осмотреть автомобиль на предмет перевозки запрещенных вещей. Покинуть транспортное средство необходимо и для проверки водителя на опьянение.
- Изменить положение автомобиля в случае, если он мешает беспрепятственному проезду других ТС.
- Получить от инспектора сведения о его ФИО, должности и причине остановки.
- При наличии пассажиров в салоне авто — ответить на вопрос инспектора, используется ли автомобиль в качестве такси. При утвердительном ответе уполномоченный сотрудник потребует предъявить лицензию.
- Позаботиться на наличии видео- или аудиоматериалов разговора с инспектором. Сделать это стоит, чтобы обеспечить возможность оспорить действия сотрудника дорожных служб.
Водителю не удастся избежать штрафа, если в салоне находятся пассажиры, автомобиль оборудован специальными знаками, а лицензия отсутствует. Порой меру наказания удается снизить при наличии диктофонной записи диалога с инспектором и помощи автоюриста.