Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осмотр и досмотр в обновленном административном регламенте ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Досмотр транспортного средства принципиально мало отличается от личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. И в том, и в другом случае целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр — это обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности. Осуществлять досмотр транспортного средства вправе те же лица, что осуществляют и личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Процедура досмотра транспортного средства и его документальное оформление также принципиально не отличаются от процедур, предусмотренных ст. 27.7 КоАП РФ. Можно лишь отметить, что по общему правилу досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, и лишь в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. В последнем случае в протоколе досмотра транспортного средства должны быть отражены причины, по которым потребовалось проводить досмотр в отсутствие владельца.
В Административном регламенте МВД № 664 содержится обязанность сотрудника ГИБДД составлять протокол о досмотре ТС. Вместе с тем, допускается вместо составления отдельного документа сделать отметку о досмотре в протоколе задержания, если он был составлен на месте.
В протоколе должно быть указано:
- дата, время, место составления. К сведению читателя, досматривать машину сотрудники Госавтоинспекции могут в любом месте, не только на посту ДПС. При этом автомобиль, на котором передвигается патруль, должен быть оснащен опознавательными знаками – проще говоря, проблесковыми маячками и соответствующей надписью «ДПС». Если опознавательных знаков нет – правом останавливать и, тем более, совершать процессуальные действия, такие сотрудники не наделены;
- личные данные лица, во владении которого находится автомобиль;
- должность и специальное звание, ФИО сотрудника полиции;
- сведения о транспортном средстве – марка, госномер, VIN;
- подробные сведения о предметах, которые были обнаружены в ходе досмотра – вид, тип, количество запрещенных вещей, упаковка – оружие, наркотики и т.д.; количество и название документов;
- отметка о производстве видео- или фотосъемке, а также об аудиозаписи, если она велась в процессе досмотра;
- наличие подписей участвующих лиц – прежде всего, должностного лица, составившего процессуальный документа, а также понятых, владельца транспорта. Цель такого требования – удостоверить правильность составления. Если водитель (или владелец) ТС отказывается проставить свою подпись, должностное лицо делает об этом отметку. Понятые от подписи отказаться не вправе, поскольку фиксация и удостоверение события является их прямой обязанностью.
На практике возникают вопросы – кто ставит свою подпись в протоколе, если на месте присутствуют и водитель, и владелец транспорта. В таких ситуациях чаще всего привлекаются к составлению документа водителя, если в их действиях есть признаки административного правонарушения. Если таких признаков нет, к процедуре досмотра и составлению необходимой документации может быть привлечен и владелец.
Какие последствия влечет отсутствие в документе одного из перечисленных пунктов – например, если не указана должность сотрудника Госавтоинспекции? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Конечно, это нарушение процедуры, но часто упущения формального порядка признаются судами не столь существенными и влияющими на признание протокола недействительным в целом. Так, если забыли внести информацию о госномере, но в постановлении об административном правонарушении эти данные есть, такой недочет нельзя признать существенным. А вот отсутствие в протоколе сведений о понятых практически всегда влечет признание протокола незаконным, как и отсутствие подписи любого из участников (за исключением ситуации, когда имеется отметка об отказе водителя удостоверить произошедшее).
Обратите внимание на образец протокола, который предусмотрен действующим регламентом МВД (приложение № 12):
ПРОТОКОЛ 00AA333333
О досмотре транспортного средства
«15 декабря 2017г. «16» час. «30» мин. г. Волгоград
(дата и время составления) (место составления)
Я, ИДПС ГИБДД УВД г. Волгограда ст.лейтенант полиции Минин Р.Г.
(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол)
В соответствии со ст. 27.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / пунктом 16 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» составил настоящий протокол о том, что в присутствии / отсутствии гражданина
Б | Е | Ш | Н | О | В | Е | Г | О | Р | В | Л | А | Д | И | М | И | Р | О | В | И | Ч |
Общая характеристика досмотра транспортных средств как меры административного принуждения, применяемой сотрудниками органов внутренних дел
Аннотация
С учетом того что постоянно происходит техническое обновление конструкций и моделей транспортных средств, которое влечет возникновение новых мест для оборудования тайников, используемых для скрытной перевозки запрещенных предметов, возрастает количество случаев использования транспортных средств для подготовки и проведения террористических актов. В данном параграфе рассмотрены общие вопросы досмотра транспортных средств как меры административного принуждения, применяемой сотрудниками полиции.
Ключевые слова
Осмотр транспортных средств, досмотр транспортных средств, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, основания осмотра транспортного средства, правила досмотра транспортного средства инспектором ДПС Госавтоинспекции, понятой.
Как уже было сказано, осмотр фактически проводится инспектором, даже когда он просто заглядывает в окно автомобиля, чтобы проверить пристегнуты ли водители или находятся ли дети в специальных креслах. Однако иногда инспектор требует открыть заднее затонированное окно или капот. Если при этом он не дотрагивается до находящихся в автомобиле вещей, это все тоже считается осмотром. Однако на такие требования уже требуются основания. Они закреплены в п. 197 Приказа №664:
- любая информация о том, что автомобиль или его груз используется в противоправных целях;
- необходимость проверить номерные узлы автомобиля и сверить их номера с информацией из СТС;
- признаки несоответствия перевозимого груза и информации из документа на него.
Любой водитель должен знать, в чем разница осмотра и досмотра. В первом случае автоинспектор может просто визуально изучить состояние машины, а также заглянуть в салон через водительское стекло или открытую дверь.
Если же требуется досмотр, то сотрудник полиции может попросить водителя открыть багажник или бардачок, а также поднять коврики или обшивку, не нанося какие-либо повреждения автомобилю. Последствиям данного процесса следующие:
- если не обнаруживаются какие-либо проблемы и нарушения, то автоинспектор составляет соответствующий протокол, копия которого отдается водителю;
- если выявляются какие-либо запрещенные предметы, представленные наркотиками, оружием или др., то они обязательно изымаются на основании положений 27.10 КоАП;
- при выявлении запрещенных предметов или кражи автомобиля водитель задерживается работниками полиции.
При наличии веских оснований досмотр транспортного средства может выполняться в отношении совершенно любого автомобиля.
Процедура досмотра транспортного средства должна осуществляться с учетом некоторых значимых правил. К ним относится следующее:
- процесс реализуется исключительно в присутствии двух свидетелей, которыми могут быть представлены совершенно любые граждане, но они не должны быть заинтересованы в исходе данного дела; если невозможно найти подходящих понятых, так как другие автовладельца просто отказываются от участия в процедуре, то допускается, чтобы один автоинспектор проводил досмотр, снимая его на видео;
- во время досмотра требуется присутствие владельца транспортного средства, но в некоторых специфических ситуациях допускается его отсутствие;
- если во время процесса обнаруживаются какие-либо вещественные доказательства, то это фиксируется на фотографиях или видеозаписи, а также могут использоваться результаты разных приборов, применяемых сотрудниками полиции во время несения службы;
- пассажиры и водитель обязаны выйти из машины, но автоинспекторы имеют право потребовать от них оставаться на месте;
- если осматривается груз, контролируемый таможенной службой или оснащенный пломбой, то автоинспектор обязан передать данную информацию в дежурную часть, после чего выполняются все действия только на основании сведений, получаемых от дежурного;
- вскрытие опломбированного груза допускается исключительно в крайних ситуациях, когда существует угроза жизни или здоровью граждан, но при таких условиях обязательно нужно делать видеозапись и привлекать понятых;
- автоинспекторы, независимо от обстоятельств, не могут вскрывать груз, находящийся под контролем таможенной службы;
- если во время проведения процесса устанавливается какое-либо административное правонарушение, то автоинспектор при составлении протокола обязательно указывает данный факт, а также возбуждает административное дело;
- все предметы и орудия, являющиеся незаконными или используемыми во время совершения какого-либо преступления или правонарушения, обязательно изымаются, но только при понятых;
- если выявляются признаки преступления, то работник ГИБДД должен передать сведения в дежурную часть, после чего на место будет направлена следственная группа, доставляющая водителя и пассажиров в отдел.
Если полицейский самостоятельно нарушает правила досмотра транспортных средств, то автовладелец может оспорить составленный им протокол. Дополнительно по ст. 19.1 КоАП автоинспектор может привлекаться к ответственности за самоуправство.
Наличие понятых в процессе досмотра транспорта — обязательное условие, регламентируемое в действующем КоАП. Сотрудники ДПС или других органов, контролирующих дорожно-транспортное движение, могут пренебречь установленными правилами, рассчитывая на некомпетентность водителя.
Иногда они аргументируют отсутствие понятых тем, что проводят простой осмотр, но из вышеупомянутой информации, водитель помнит что осмотр — это только визуальное исследование автомобиля. В таком случае, не нужно покидать салон, открывать багажник или капот. Также некоторые сотрудники берут в качестве понятых своих коллег или представителей правоохранительных органов — это противоречит правилам кодекса.
Понятыми могут быть только независимые лица. Их должно быть двое и они должны быть того же пола что и водитель досматриваемого транспорта.
Что, если инспектор отказывается составлять протокол досмотра или привлекать понятых?
Любые нарушения инспектора досмотра делают досмотр незаконным. В теории, с одной стороны, требование инспектора открыть багажник или выйти из автомобиля и одновременно отказ инспектора составить протокол досмотра и/или пригласить двух понятых, не отменяют факт досмотра, но всегда следует помнить, что досмотр в этом случае незаконен. А указанное выше наказание по статье 19.3 КоАП предусматривает наказание именно за невыполнение законного требования сотрудника полиции. А, если досмотр не предварён протоколом и проводится без понятых, то и отказ от этого действия вполне законен, так как в законе этом такой процесс по сути никак не регламентируется и никак не называется, ведь досмотром он не является по причинам обязательных для него атрибутов.
А теперь о практике! Не стоит сильно сопротивляться инспектору, так как это может в любом случае вылиться для Вас в административный арест, пусть и незаконный. Но Вы отсидите до 15 суток, а потом будете жаловаться — кому от этого будет легче?
Гораздо лучше использовать законные методы — включите видеозапись — вести съёмку общения с инспектором, в том числе при выполнении им своих служебных обязанностей, можно, за исключением случаев, когда такая съёмка запрещена законом, и в этом случае инспектор обязан сообщить Вам, чем именно запрещена съёмка, а Вы, в свою очередь проверите этот факт.
В фокусе внимания – безопасность перевозок
Транспортная система нашей страны – это важнейшая и динамично развивающаяся отрасль народного хозяйства. С каждым годом увеличиваются масштабы пассажиропотока и грузоперевозок, расширяется инфраструктура на объектах транспорта, растет сеть железнодорожных путей, воздушных терминалов и т.д. На объектах транспорта постоянно находятся огромные материальные ценности. Все это не может не привлекать внимание преступных элементов2.
Безопасность перевозок с каждым годом играет все более заметную и важную роль в технологическом процессе транспортного комплекса.
И как бы стремительно ни развивались методы и виды совершения актов незаконного вмешательства, транспортное сообщество успешно противостоит всем видам угроз, сохраняя устойчивость и бесперебойность работы транспорта. Достигается это во многом благодаря функционированию технических систем и средств безопасности, среди которых явно выделяется оборудование для проведения досмотровых мероприятий.
По-разному обстоит дело с местом размещения досмотровой техники на различных видах транспорта. Самая сложная ситуация на объектах метрополитена: подобрать место для размещения зоны досмотра непросто, так как многие станции, особенно старой постройки, представляют собой индивидуальные объекты, имеющие историческую и архитектурную ценность. Учитывая дефицит свободных площадей в вестибюлях, по каждой станции приходится принимать индивидуальные технические решения. При этом важно обеспечить необходимую пропускную способность станций, особенно в часы пик, и не парализовать их работу4.
Так или иначе, досмотр – это неотъемлемый атрибут современного транспорта, а качество применяемого досмотрового оборудования многое говорит об отношении того или иного субъекта транспортной инфраструктуры к вопросам обеспечения безопасности своего объекта и пассажиров. Во многих странах мира надежное обеспечение транспортной безопасности стало одной из самых актуальных задач5.
Правила досмотра и осмотра автотранспорта сотрудниками ГИБДД: основания, правила, документальное оформление
Практически каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда машину остановил инспектор и что-то подозревая, говорил: «Глушите мотор, открывайте багажник!» Многие думают, что это приказ к действию, хотя на самом деле – это всего лишь просьба. Даже если водителю нечего скрывать и бояться, он не обязан выполнять данное распоряжение. Разумным будет вопрос: «Для чего глушить мотор и открывать багажник? Для процедуры досмотра или осмотра?» После нужно дождаться ответа инспектора ГИБДД. Если он хочет провести осмотр, то водитель не обязан глушить двигатель, открывать багажник или выходить из салона. Пусть сотрудник ходит вокруг машины и осматривает её. Если это досмотр автомобиля, то нужно требовать соблюдения регламента: объяснения причин, наличие двух понятых, ведение протокола.
Можно ли отказаться от осмотра или досмотра
Многие водители даже не знают, что могут спокойно отказаться от осмотра. В законе нет никаких указаний о том, что за отказ осмотра предусмотрен какой-либо штраф. Если вы откажетесь от осмотра, максимум, что сможет сделать инспектор — это пригрозить досмотром. Правила проведения досмотра достаточно строги, поэтому многие инспекторы отказываются от этой затеи и отпускают с миром, если у них нет достаточных оснований для досмотра вашего автомобиля.
Инспектор может проводить досмотр только в том случае, если у него есть сведения о том, что в машине есть незаконные вещества или предметы. Например, достаточным основанием будет звонок в полицию с указанием модели и цвета машины или номера. В этом случае отказаться от досмотра нельзя — иначе вам грозит штраф и административное разбирательство. А вот смутное подозрение инспектора за веский повод не считается — вы можете отказаться от досмотра, если сотрудник не представит вам четкую причину его проведения.
Если инспектор все равно настаивает на досмотре, не назвав внятную причину, лучший вариант борьбы с этим — не препятствовать, но снимать все действие на камеру. По возможности попросите сотрудника озвучить свою фамилию и имя, а также причину досмотра. В течение десяти дней после инцидента обратитесь в суд.
Чем регламентируется, кто уполномочен проводить
Порядок и правила осмотра и досмотра автомобиля, особенности приведенных понятий и различий между ними, а также основания к проведению процедур регламентированы и регулируются положениями следующих нормативно-правовых актов:
- Основным документом в области исполнения сотрудниками ГАИ прямых должностных обязанностей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является приказ МВД № 664. Следует обратить внимание, что в закон были внесены изменения, согласно которым в 2020 году максимальное внимание уделяется процессу видео и фото фиксации процедуры проведения осмотра, досмотра и обыска транспортных средств.
- Статья 27.9 КоАП РФ.
Закон ограничивает круг должностных лиц, уполномоченных досматривать машины, к их числу относят:
- Действующие сотрудники МВД.
- Сотрудники пограничных органов или таможенной службы.
- Военная полиция.
- ФССП.
- Сотрудники ВАИ.
- Лица, осуществляющие операцию, направленную на предупреждение террористических действий.
- Охотинспекторы.
Может ли инспектор ДПС срывать пломбу у грузовых машин при досмотре?
Как уже было отмечено выше, сотрудник ГАИ может в рамках досмотра на 2020 год проверять груз в автомобиле. Но что, если он решил досмотреть фуру, двери прицепа которой опломбированы? Ведь водитель понесёт ответственность за вскрытые пломбы!
В этом случае правила досмотра также предусматривают действия сотрудника ДПС. В частности, пункт 205 говорит инспектору (и нам) о том, что тот при необходимости может досмотреть опломбированный груз. Но для того, чтобы это сделать, он обязан сначала сообщить дежурному в своей части и следовать указаниям последнего.
Лишь в случае крайней необходимости в присутствии двух понятых инспектор может вскрыть пломбу и досмотреть груз. При этом, правила досмотра чётко регламентируют, что крайний случай должен быть таким, когда предотвращённый таким вскрытием вред оказался меньше причинённого таким вскрытием вреда. Что это значит? Например, если инспектор считает, что в прицепе фуры находится бомба, а по результатам досмотра её не оказалось, то нанесённый вред больше, так как предотвращённый вред оказался нулевым. Инспектор нарушил правила досмотра. А вот если инспектор в тридацатиградусный мороз услышал крики о помощи из прицепа фуры замерзающего там человека вскрыл пломбу и, тем самым, спас человека от замерзания, то в данном случае очевидно, что предотвращённый вред весомее причинённого какой-то пломбе. И никто не будет доказывать, что человек без вмешательства сотрудника ГИБДД человек бы не замёрз.
В любом случае даже если инспектор вскрыл пломбу по указаниям дежурного, попросите его указать факт вскрытия пломбы в протоколе досмотра и покажите свою копию протокола грузополучателю, если тот будет иметь претензии по поводу вскрытой пломбы.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Сколько времени нужно ожидать ГИБДД на месте ДТП по регламенту?
- Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?
- Приказы №185 и №664 — какие изменения внесены в регламент?
Досмотр багажника автомобиля
Досмотр багажника – это часть анализа транспортного средства, то есть в отдельности не проводится процедура относительно отдельных составляющих машины.
На практике сотрудники ГИБДД часто требуют от водителей показать содержимое багажника. При этом они не оформляют событие как мероприятие досмотра. Фактически, они имеют на это право, если водитель согласен, но только в рамках осмотра, то есть без проникновения внутрь, какого-то контакта с содержимым. В противном случае необходимо вызвать понятых или включить видеозапись и оформить всё в соответствии с установленными требованиями.
В целом, при произведении анализа багажника, оформляется досмотр транспортного средства. Также обязательно заполняется протокол, проводятся прочие мероприятия.
Кто имеет право проводить досмотр граждан
В ст. 27.2, 27.3 КоАП приведен перечень государственных органов, в обязанности которых входит осуществление контроля за выполнением законодательства в различных сферах.
Право проводить досмотры и составлять протоколы имеют должностные лица:
- Полиции — при обнаружении правонарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП самостоятельно или при обращении к ним должностных лиц, ст. 27.2, 27.3 КоАП.
- Нацгвардии, а также подчиняющейся ей ведомственной и вневедомственной охраны.
- Органов, исполняющих контроль или надзор за выполнением правил пользования транспортом.
- Военной автоинспекции — при нарушении ПДД военными водителями на транспорте ВС России, Нацгвардии, войск ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных формирований.
- Органов, контролирующих соблюдение законодательства об охране окружающей среды, лесного хозяйства, животноводства, рыболовства, водных ресурсов.
- Пограничных войск, органов МВД, военнослужащие и иные лица, на которых возложены обязанности по охране государственной границы.
- Пограничных войск — при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах.
- Таможенных органов — при нарушении Таможенных правил.
- Органов наркоконтроля.
- Выполняющие контртеррористические операции и выявившие нарушения закона по ст. 20.27 КоАП.
- Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок в судах.
- Миграционных органов.