Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификационные требования к бухгалтерам 1 и 2 категорий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что интересно. Для работы с документами (обобщенная трудовая функция: документационное обеспечение работы с персоналом (А)) требуется наличие среднего профессионального образования (по программе подготовки специалистов среднего звена), не считая дополнительного, а вот для всех остальных 7 обобщенных функций только высшее образование, также с дополнительным образованием. Причем у некоторых трудовых функций конкретизируются непосредственно уровни высшего образования, например, для поиска и оценки персонала можно обойтись образованием уровня бакалавриата, а вот руководители отдела персонала (обобщенные трудовые функции: операционное (G) и стратегическое (H) управление) уже должны иметь высшее образование уровня специалитета или магистратуры.
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом делит всю работу кадровиков на 8 обобщенных трудовых функций, а именно:
- (А) Документационное обеспечение работы с персоналом.
- (В) Деятельность по обеспечению персоналом.
- (С) Деятельность по оценке и аттестации персонала.
- (D) Деятельность по развитию персонала.
- (E) Деятельность по организации труда и оплаты персонала.
- (F) Деятельность по организации корпоративной социальной политики.
- (G) Операционное управление персоналом и подразделением организации.
- (H) Стратегическое управление персоналом организации.
По каждой обобщенной трудовой функции в стандарте приводятся:
- уровни квалификации;
- возможные наименования должностей;
- требования к образованию и обучению;
- требования к опыту практической работы;
- необходимые знания и умения.
Инспектор по кадрам:
1. Осуществляет контроль за своевременным исполнением распоряжений, приказов и поручений начальника отдела кадров.
2. Ведет учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной документации.
3. Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам.
4. При приеме на работу знакомит с положениями о дисциплине в организации, о рабочем времени и времени отдыха, ведет учет и выдачу служебных удостоверений.
5. Направляет на инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите, правилам и нормам охраны труда.
6. Формирует и ведет личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью.
7. Подготавливает необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления на работников к поощрениям и награждениям.
8. Заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки, производит подсчет трудового стажа.
9. Производит записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих.
10. Выдает справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников для представления в другие учреждения.
11. Ведет строгий учет трудовых книжек и вкладышей.
12. Производит регистрацию приема и выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним.
13. Вносит информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, следит за его своевременным обновлением и пополнением.
15. Ведет учет предоставления отпусков работникам, осуществляет контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков.
16. Оформляет карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, установления льгот и компенсаций.
17. Изучает движение и причины текучести кадров, участвует в разработке мероприятий по ее снижению.
18. Подготавливает документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив.
19. Осуществляет контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего и трудового распорядка.
20. Ведет учет нарушений трудовой дисциплины и контролирует своевременность принятия администрацией, общественными организациями и трудовыми коллективами соответствующих мер.
21. Выполнят разовые служебные поручения начальника отдела кадров (соответствующего подразделения отдела кадров).
Инспектор по кадрам имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению деятельности предприятия и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников предприятия; варианты устранения имеющихся в деятельности предприятия недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя).
5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных прав и обязанностей.
Зачем нужен стандарт? Обязательно ли его применять
Профстандарт кадрового специалиста – это документ, который утвержден на государственном уровне. Это основной нормативный акт, в котором содержаться все нормы, касающиеся кадровой работы
. В стандарте также отражены все рабочие функции, которые должен выполнять специалист. Именно поэтому его применение обязательно.
В трудовые функции согласно профессиональному стандарту включается:
- обеспечение необходимыми документами организацию;
- подбор кадров для организации;
- аттестационная работа со всеми сотрудниками;
- оценка качества работы сотрудников;
- управление сотрудниками;
- участие в создании для работников благоприятных условий труда.
Помимо этого, профессиональный стандарт закрепляет те требования, которые касаются квалификации специалиста. Если кандидат не соответствует данным требованиям, он не сможет быть принятым на данную должность.
Присвоение квалификации специалисту по кадрам
Можно ли специалисту по кадрам со стажем работы три года присвоить квалификацию? Какие документы для этого нужны?
По-видимому, вопрос связан не просто с присвоением квалификации, а с возможностью повышения размера оплаты труда в связи с присвоением квалификации.
Согласно ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональный стандарт специалиста по кадрам пока не разработан (не удалось найти и его проект). Поэтому до его введения для определения необходимого объема знаний и умений специалиста по кадрам, его опыта, а также с целью составления должностных инструкций или проведения аттестации, работодатель может опираться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014; далее — Квалификационный справочник). Однако в этом документе интересующая нас должность не категорируется, и к специалисту по кадрам лишь одно требование: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
В то же время в Квалификационном справочнике установлены три уровня квалификации инженера по подготовке кадров:
- инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее трех лет;
- инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее трех лет;
- инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет.
Аналогичные требования к квалификации установлены Квалификационным справочником и по должности экономиста по труду.
Если рассуждать по аналогии, специалисту по кадрам со стажем работы три года можно присвоить II категорию.
Заметим, что муниципальные автономные учреждения вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).
Судебная практика Суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска, содержащего требования о приведении штатного расписания в соответствие с Единой тарифной сеткой, утвержденной органом местного самоуправления, об установлении оклада в размере согласно Единой тарифной сетке с учетом тарифного коэффициента, о начислении премии отказано правомерно, поскольку ответчик, являясь муниципальным автономным учреждением, вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады). Определение Иркутского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33-2938/12
Для государственных, бюджетных организаций Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н (в ред. от 11.12.2008; далее — Приказ № 247н) утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, в том числе и специалиста по кадрам. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 (далее — Приказ № 525).
После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 14.01.2014) ведомства, руководствуясь Приказами № 247н и № 525, издают приказы о введении новой системы оплаты труда работников, в которых приводятся профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих с указанием должностей и рекомендуемых окладов (должностных окладов).
Так, приказом одного из ведомств установлены следующие должности работникам кадровой службы:
- в группе общеотраслевых должностей служащих II уровня — должность ведущего инспектора по кадрам IV квалификационного уровня;
- в группе общеотраслевых должностей служащих III уровня:
Общие положения профстандарта: Специалист по управлению персоналом
Стандарт специалиста по управлению персоналом – единый в области управления персоналом, включает в себя, как ведение кадрового делопроизводства, так и подбор персонала и относится ко всем специалистам в области управления персоналом, в том числе к руководителям кадровой службы.
В общих положениях стандартов содержатся основные критерии определения специальности кадрового работника. Профессиональной деятельностью его определено управление персоналом организации, целью деятельности при этом заявлено обеспечение эффективной работы системы управления персоналом для решения задач предприятия.
В группу включены:
• руководители служб управления кадрами и трудовыми отношениями;
• специалисты по кадрам и профориентации;
• специалисты кадровых служб и учреждений занятости.
Присвоение квалификации специалисту по кадрам
Можно ли специалисту по кадрам со стажем работы три года присвоить квалификацию? Какие документы для этого нужны?
По-видимому, вопрос связан не просто с присвоением квалификации, а с возможностью повышения размера оплаты труда в связи с присвоением квалификации.
Согласно ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональный стандарт специалиста по кадрам пока не разработан (не удалось найти и его проект). Поэтому до его введения для определения необходимого объема знаний и умений специалиста по кадрам, его опыта, а также с целью составления должностных инструкций или проведения аттестации, работодатель может опираться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014; далее — Квалификационный справочник). Однако в этом документе интересующая нас должность не категорируется, и к специалисту по кадрам лишь одно требование: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
В то же время в Квалификационном справочнике установлены три уровня квалификации инженера по подготовке кадров:
- инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее трех лет;
- инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее трех лет;
- инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет.
Аналогичные требования к квалификации установлены Квалификационным справочником и по должности экономиста по труду.
Если рассуждать по аналогии, специалисту по кадрам со стажем работы три года можно присвоить II категорию.
Заметим, что муниципальные автономные учреждения вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).
Судебная практика Суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска, содержащего требования о приведении штатного расписания в соответствие с Единой тарифной сеткой, утвержденной органом местного самоуправления, об установлении оклада в размере согласно Единой тарифной сетке с учетом тарифного коэффициента, о начислении премии отказано правомерно, поскольку ответчик, являясь муниципальным автономным учреждением, вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).
Определение Иркутского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33-2938/12
Для государственных, бюджетных организаций Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н (в ред. от 11.12.2008; далее — Приказ № 247н) утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, в том числе и специалиста по кадрам. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 (далее — Приказ № 525).
После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 14.01.2014) ведомства, руководствуясь Приказами № 247н и № 525, издают приказы о введении новой системы оплаты труда работников, в которых приводятся профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих с указанием должностей и рекомендуемых окладов (должностных окладов).
Так, приказом одного из ведомств установлены следующие должности работникам кадровой службы:
- в группе общеотраслевых должностей служащих II уровня — должность ведущего инспектора по кадрам IV квалификационного уровня;
- в группе общеотраслевых должностей служащих III уровня:
Возможно ли увольнение сотрудника за несоответствие требованиям профстандарта кадровика?
Профстандарты в отношении кадровых работников с 1 июля 2016 года начали действовать по всей России.
Означает ли это, что сотрудника, не соответствующего профстандартам, можно уволить?
В настоящее время ни в Трудовом кодексе, ни в Постановлении Правительства № 23 «О правилах по применению профстандартов» от 22.01.2013 не содержится требования уволить неподходящих заявленным критериям сотрудников.
Согласно ст. 195.3 кодекса, стандарты обязательны к применению лишь в том случае, если на законодательном уровне установлены требования к необходимым для работы критериям. Для кадровых работников таких ограничений нет.
Увольнение работника по тому основанию, что он не соответствует установленным профессиональным стандартом требованиям, актуальным законодательством РФ не предусмотрено и, следовательно, недопустимо.
Как было сказано выше, в отношении кадровиков утверждены требования о наличии определенного уровня образования в зависимости от выполняемой трудовой функции.
ВАЖНО! Установление факта несоответствия образовательного уровня кадровика подразумевает только возложение на работодателя обязательства по дальнейшему обучению такого сотрудника.
В противном случае появляются основания для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства
Вместе с тем информация из профстандарта может быть использована для установления тарифов оплаты выполненной работы, при прохождении обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, установления систем оплаты труда или формировании кадрового направления предприятия.
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом делит всю работу кадровиков на 8 обобщенных трудовых функций, а именно:
- (А) Документационное обеспечение работы с персоналом.
- (В) Деятельность по обеспечению персоналом.
- (С) Деятельность по оценке и аттестации персонала.
- (D) Деятельность по развитию персонала.
- (E) Деятельность по организации труда и оплаты персонала.
- (F) Деятельность по организации корпоративной социальной политики.
- (G) Операционное управление персоналом и подразделением организации.
- (H) Стратегическое управление персоналом организации.
По каждой обобщенной трудовой функции в стандарте приводятся:
- уровни квалификации;
- возможные наименования должностей;
- требования к образованию и обучению;
- требования к опыту практической работы;
- необходимые знания и умения.
Каждая обобщенная трудовая функция в свою очередь включает в себя определенные трудовые функции, которые также подразделяются на конкретные трудовые действия работника. Мы рассмотрим их чуть позднее, пока определимся с квалификацией и наименованиями должностей в профстандарте кадровика.
Инспектор по кадрам — должностные обязанности профстандарт 2020
При пересмотре обязанностей специалиста с учетом требований профстандарта, возникают некоторые нюансы, которые необходимо обязательно учесть. Изменения в инструкцию могут не скорректировать утвержденные ранее функции сотрудника, а значительно расширить их. А это приведет уже к существенным изменениям обязанностей сотрудника, что нарушает положения ст. 57, 60, 72 ТК РФ.
Статьи 57 60 и 72 ТК РФ
Вместе с тем уточнение функций, изменение требований к образованию, стажу работы не ведет к нарушению норм ТК РФ. При этом устанавливать новые требования к квалификации сотрудника работодатель не обязан.
Отметим, что в профстандарте требования к образованию специалиста изменяются в зависимости от уровня квалификации. Высшее образование в форме бакалавриата должен иметь специалист уже 6 уровня. Стаж работы не менее пяти лет в сфере управления персоналом требуется только для руководителя отдела и выше.
«Для тех, кто не в курсе, хочу уточнить: называть эйчара (менеджера по персоналу) кадровиком так же нелепо, как называть экономиста бухгалтером, а программиста – сисадмином.
Во времена СССР почти в каждой организации был отдел кадров. Сотрудники этих отделов были специалистами по кадрам. В обиходе – кадровиками. Но ни в одном документе нет официальной должности «кадровик». Никаких HR-менеджеров, конечно, тогда не было, и мало кто мог предположить, что такие появятся. После распада СССР, нескольких кризисов и становления новых эномических процессов появилась потребность в подборе высококвалифицированных кадров. Как раз в это время у нас и зародилась профессия HR.
Согласно Википедии, HR (англ.яз., human resources – человеческие ресурсы) – совокупность сотрудников, работающих в организации; персонал компании. В последние годы аббревиатура HR также стала синонимом профессиональной специализации. Эйчарами называют себя специалисты в области управления персоналом (менеджеры по персоналу, рекрутеры, специалисты по оплате труда, бизнес-тренеры).
В современном мире структура службы персонала включает множество функций, обеспечивающих процессы управления персоналом. Поэтому и названий должностей тоже много. Разделяются они и по названию, и по функционалу.
Основные требования к кадровикам
Главной задачей любых профессиональных стандартов считается декларирование совокупности критериев, предъявляемых к представителям определенных профессий. Не является исключением и профстандарт для кадровика на 2016 год: среди основных характеристик этих специалистов приведена совокупность необходимых знаний, наличие надлежащего опыта работы и деловых навыков.
Исходя из названных выше критериев, определяют перечень вакансий, которые могут занимать соискатели без опыта практической работы. Например, менеджеры, ответственные за следующие сферы деятельности:
- подбор жизненно важного для фирмы персонала;
- кадровое делопроизводство;
- развитие и профессиональное обучение работников;
- карьерный рост наемного персонала;
- оплата и нормирование труда;
- внедрение социальных программ в фирме, мониторинг их исполнения;
- миграция и перемещение сотрудников.
Как любое структурное подразделение, кадровую службу компании должен возглавлять руководитель. По логике новых профстандартов занять эту должность имеет право сотрудник, за плечами которого есть необходимый стаж работы по специальности:
- более 3 лет – для руководителей структурных подразделений;
- более 5 лет – для начальников департаментов и их заместителей.
Помимо профессионального стажа, новые стандарты содержат и требования к уровню образования, необходимого для назначения на определенную должность. В частности, со средним профессиональным образованием в кадровой службе могут работать только рядовые менеджеры, занимающиеся делопроизводством.
Кадровики с высшим образованием могут рассчитывать на должности линейных руководителей. Для начальников департаментов и управлений помимо диплома вуза иногда требуется обучение по узкоспециализированным программам или курсы повышения квалификации.
Как будет применяться профессиональный стандарт специалиста по кадрам?
Применяя на практике профстандарт «Управление персоналом-2017», работодатель получает возможность выстроить эффективно функционирующую систему кадрового менеджмента, в полной мере соответствующую духу времени и реальной ситуации, сложившейся на рынке труда. Но далеко не все радует перспектива внедрения новшеств.
Вправе ли работодатели отказаться от них? На сегодняшний день переход на профстандарты обязателен только для государственных и муниципальных предприятий, а также для организаций, уставной капитал которых на 50% и более принадлежит государству, региону или муниципалитету. Остальным предоставлено право выбора. Нет ничего плохого в том, что работодателем разрабатывается и применяется должностная инструкция специалиста по персоналу по профстандарту. Разумеется, переход на профессиональные стандарты займет какое-то время, поскольку связан с определенной долей бумажной работы. Придется составить план, учредить комиссию, издать приказ. Но зато в конечном итоге деятельность отдела, занимающегося кадровой деятельностью, будет четко регламентирована, а вероятность приема в штат «случайных» сотрудников — сведена к минимуму. Любая организация мечтает о компетентных, хорошо подготовленных и готовых к решению нетривиальных задач специалистах. Система профстандартов поможет вывести работу с кадрами на качественно новый уровень.
Основные функции инспектора по кадрам по профстандарту
Закрепленные в профстандарте наименования трудовых функций и действий используем для формулировки обязанностей специалиста в должностной инструкции. Разделы профстандарта содержат, прежде всего, общие трудовые функции. Для каждой из них определен уровень квалификации. Например, документальное обеспечение кадровой работы соответствует пятому уровню, а деятельность по отбору и найму персонала – шестому уровню. Работа по аттестации кадров требуется шестого уровня квалификации.
Всего общих функций 8, каждая из них имеет набор трудовых действий, обеспечивающих их выполнение. Для каждой функции указаны требующиеся знания и умения. Подбор функций и действий работника производится на основании специфики организации и первоочередных задач в организации кадровой работы на предприятии.
Рассматриваемый специалист должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров на производстве;
- структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития;
- кадровую политику и стратегию предприятия;
- основные технологические процессы производства продукции предприятия;
- формы, виды и методы профессионального обучения;
- порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации;
- порядок оформления договоров с учебными заведениями;
- порядок составления смет затрат на подготовку и повышение квалификации кадров и оформления трудовых договоров (контрактов) с преподавателями и инструкторами;
- прогрессивные формы, методы и средства обучения;
- порядок финансирования затрат на обучение;
- организацию работы по профориентации и профотбору;
- систему оплаты труда преподавателей и инструкторов;
- порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;
- основы педагогики, социологии и психологии;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- трудовое законодательство;
- правила и нормы охраны труда.