Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензия — это выдаваемое физическим или юридическим лицам государственное разрешение на осуществление туристской (гостиничной) деятельности на протяжении определенного времени и при соблюдении ряда условий.
Лицензионные требования для получения турагентской лицензии:
- Наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;
- Наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
- Повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента — индивидуального предпринимателя;
- Доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
- Оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;
- Предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.
Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:
- изменении названия организации и ее юр. адреса;
- смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
- создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
- смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.
Выбираем код ОКВЭД
ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…
Читать статью Как выбрать систему налогообложения
Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.
НОВЫМ ТУРОПЕРАТОРАМ БУДЕТ УСТАНОВЛЕН БАРЬЕР ДЛЯ ВХОДА НА РЫНОК
В законопроекте определены также специальные условия деятельности тех туроператоров (как по выездному, так и по внутреннему туризму), которые открыли свой бизнес позднее, чем за два года до вступления закона в силу.
Им при вступлении в единый реестр нужно будет сделать единовременный взнос – 100 тыс. р. для выездного туризма и 50 тыс. р. – для внутреннего. Далее у таких компаний до истечения двух лет с момента включения в федеральный реестр туроператоров есть два варианта.
Первый– работать только по системе эскроу-счетов. В этом случае ни страховка, ни отчисления в фонд не нужны.
Второй вариант – платить отчисления в новый единый фонд и в дополнение к этому – иметь ежегодно обновляемую страховку своей ответственности на сумму не менее, чем 25 млн рублей (сейчас можно и 10 млн).
Такие, по сути, заградительные меры, считают в Ростуризме, сделают вход на туроператорский рынок более сложным, и на нем в итоге останутся только финансово устойчивые компании.
Законопроектом предусмотрены и расширенные права Ростуризма в отношении работающих компаний – чтобы больше не возникало неопределенных ситуаций, когда туроператор не прекращает, а «приостанавливает» деятельность.
В частности, ведомство сможет проводить ежегодный аудит финансовой устойчивости туроператоров и в случае обнаружения проблем сразу исключать из реестра. Это, в свою очередь, повлечет за собой включение механизма выплат из коллективного фонда.
ТУРАГЕНТЫ СТАНУТ ЧИСТЫМ «РИТЕЙЛОМ» ДЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ
Как уже говорилось выше, кардинальное расширение понятия турпродукта, вводимое законопроектом, будет способствовать обелению турагентского рынка и пресечению фактов незаконного занятия ими туроператорской деятельностью. По концепции законопроекта, они должны стать классическим, «чистым», ритейлом для туроператоров.
Кроме этого, обелению и укрупнению рынка в новом законопроекте служат и еще ряд мер, которые, как подчеркнула Зарина Догузова, должны изменить текущую ситуацию, когда вход на турагентский рынок очень легкий и незатратный для всех.
Во-первых, все турагенты и субагенты (в законопроекте прописаны их определения) должны будут входить в единый государственный реестр, куда можно будет попасть только по представлению туроператора (то есть при наличии с ним договора).
Во-вторых, они будут обязаны входить в одну из саморегулируемых организаций (СРО) турагентов, создаваемых по аналогии со СРО девелоперов или страховщиков. Это будет для потребителей еще одной «маркировкой» агентства как добросовестного участника рынка. Каждая турагентская СРО будет иметь свои фонды, деньги из которых смогут быть направлены на поддержку турагентов в случае их финансовых сложностей (расчеты с клиентами, выплата зарплат и т.д.). Отметим, что такое предлагается впервые.
Таких СРО в России, согласно законопроекту, может быть несколько. Но каждая такая организация должна объединять не менее 20% рынка (а, по подсчетам Ростуризма, объем нынешнего рынка агентств – около 20 тыс. юрлиц и ИП). То есть в самом идеальном случае их может быть не более 4 – с количеством членов в каждой не менее 5 тысяч.
Ни одно из существующих на рынке агентских объединений не дотягивает (причем очень сильно) до такого минимального порога, так что здесь мы, возможно, тоже увидим новые объединения и лица.
Стандарты туристского обслуживания
Стандарт — это нормативный документ по стандартизации, отражающий правила, характеристики и принципы определенных видов деятельности.
Стандарты предназначены для определения минимально необходимых требований касательно надежности, безопасности и качества любого продукта или услуги.
Нормативными документами по стандартизации в туризме являются:
- государственные стандарты,
- общероссийские классификаторы технико-экономической информации,
- стандарты предприятий и отраслей,
- правила, нормы и рекомендации по стандартизации,
- стандарты общественных объединений, инженерных и научно-технических обществ.
Стандартизация в туризме отражает следующие цели:
- гарантирование заявленного уровня качества и безопасности туристского продукта или услуги,
- защиту интересов потребителей от недобросовестной конкуренции.
В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.
Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:
- экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;
- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
- специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;
- круизы, в которых в 2009 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:
- образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;
- отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
- неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;
- неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);
- отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
- несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.
Требования к лицензируемой компании
Лицензирование туристической деятельности предполагало исполнение требований и условий лицензирования. В разные годы они претерпевали изменения, но перед отменой лицензирования туристической деятельности в 2007 году это были требования следующие:
- штат туроператора должен быть не менее 7 человек;
- в штате туроператора должно быть не менее 30% персонала, имеющего высшее образование и специальное среднее или дополнительное в сфере туризма;
- стаж работы специалистов в сфере туризма должен быть не менее 5 лет;
- руководитель туроператорской фирмы должен иметь также специальное туристическое образование и стаж в сфере туризма от 5 лет;
- турагентства должны иметь в штате не менее 20% специалистов, имеющих туристическое образование;
- стаж работы специалистов в туризме должен быть не менее 3 лет;
- руководитель туристического агентства должен иметь также специальное туристическое образование и стаж в сфере туризма от 3 лет;
- обязательное наличие договора по оказанию услуг с каждым покупателем;
- обязательность предоставления каждому туристу исчерпывающей информации по стране его пребывания, включая правила и обычаи.
Лицензирование туристической деятельности предусматривало три возможных вида лицензий:
- на деятельность туристического оператора;
- на деятельность туристического агента;
- на организацию клубного отдыха.
С 1 января 2007 года на основе ФЗ № 156 было принято решение о прекращении лицензирования туристической деятельности. С 1 июня 2007 года туристов защищает ФЗ, определяющий основы деятельности в сфере туризма в РФ.
Целевая аудитория бюро путешествий
Как уже говорилось выше, конечным потребителям ваших услуг будут люди в возрасте от 20 до 50 лет, как женщины так и мужчины с разным уровнем дохода. В зависимости от задачи, которые преследуют клиенты, их можно разбить на несколько категорий
- Пары без детей. Данная категория потребителей может отдавать предпочтение совершенно разным видам отдыха. Они предпочитают как спокойный отдых, так и экстремальный. Могут поехать как на пляж, так и в горы. При подборе туров ориентироваться стоит только на вкусовые предпочтения и бюджет.
- Семейные пары. К данной категории прежде всего относятся родители с детьми. Главное правило для их путешествия – это комфорт для детей, поэтому такому клиенту необходимо предложить максимально надежные отели и направления.
- Компании молодёжи. Подобной категории потребителей лучше предлагать развлекательный отдых с большим количеством различной инфраструктуры. Эти клиенты отдают предпочтение бюджетным вариантам.
- Пенсионеры. Отдают предпочтения спокойным путешествиям, очень часто обращаются в туристические агентства за санаторно-курортными турами.
- Корпоративные клиенты. Клиенты, которые посещают другие страны по работе.
- Туристы, путешествующие в одиночестве. Как правильно, чётко понимают, какой тур им требуется.
Чтобы побороть высокий уровень конкуренции в данном сегменте рынка, компании необходимо чётко понимать какие категории клиентов обращаются к ней за помощью. Это помогает оказывать услуги максимально качественно и не тратить усилия на туры, которые не пользуются спросом.
SWOT-анализ туристического агентства
Рассмотрим сильные и слабые стороны вашего проекта, а также возможности и угрозы.
Сильные стороны:
- клиентоориентированный, квалифицированный персонал;
- наличие собственных площадок в интернете: сайт, приложение, страничка в социальных сетях;
- возможность получать расчет удобным для клиента способом;
- наличие обратной связи от клиентов с отзывами и фотографиями;
- комфортный график работы;
- возможность получать скидку от туроператоров и предоставлять ее клиентам;
- возможность предоставить наиболее выгодный вариант тура клиенту, горящий тур;
- существенная экономия времени благодаря навыкам и знаниям в сфере. Это касается прежде всего оформления документации.
Среди слабых сторон проекта выделяют:
- трудности в поиске и найме действительно квалифицированных и ответственных сотрудников;
- отсутствие деловой репутации в сфере;
- вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и катастроф по туристическим направлениям.
Распределение ответственности между туроператором и турагентом
Еще одним нововведением является распределение ответственности между туроператором и турагентом. «Туроператор отвечает как за свои туры, которые он реализует, так и за их качество, объем предоставляемых услуг. В то время как турагент, будучи представителем туроператора, отвечает за контакты с туристами, за надлежащее заключение договоров оказания туристических услуг, а также чтобы были правильно указаны реквизиты туроператора, сведения о туристе, выбранном туре. Тур должен быть выбран в соответствии с предпочтениями туриста, и, конечно же, в договоре обязательно должен быть указан способ обеспечения — если речь идет о выездном туризме. Также на турагенте лежит ответственность за прием и своевременный перевод денежных средств, которые он получает от туриста на расчетный счет туроператора», — сообщил Александр Кречетов.
Открытие турагентства: выбор туроператора
После регистрации турфирмы дальнейшим шагом считается заключение договоров с туроператорами. На данном этапе от вас потребуются определённые усилия и повышенная ответственность. Сегодняшний рынок по оказанию туристических услуг отличается разнообразием и огромным выбором туроператоров.
Новички туристической сферы выбирают сотрудничество с фирмами, предоставляющими низкие цены. При этом они не задумываются о вероятных последствиях, связанных с недобросовестной работой подобных компаний, которые занимаются демпингом цен. В итоге клиенты окажутся у разбитого корыта, например, из-за неполучения забронированных услуг в полном объёме.
Ненадёжный туроператор любыми способами старается сохранить прибыль, поэтому вам не сообщат о возникновении критических ситуаций. Во избежание этого обратите внимание на следующие моменты в работе туроператора:
- период работы на рынке туристических услуг;
- финансовое обеспечение;
- приоритетность направлений деятельности.
Помимо этого, предпочтительно сотрудничать с операторами, имеющими представительство в вашем городе. Данное обстоятельство упростит работу с документами, поскольку вы сможете подавать их не в главный офис компании, а в представительство, что весьма удобно.
Развитие турагентства на начальном этапе
Каждая туристическая компания в первые месяцы работы приступает к созданию клиентской базы с последующим её увеличением. Современные туристы предпочитают выбирать компании с широким ассортиментом всевозможных скидок. Поэтому обращайте внимание на туроператоров, которые предлагают выгодные туры, обеспеченные адекватной величиной агентской комиссии.
У путёвок нет постоянной стоимости, поэтому ценовые колебания происходят часто. Это обуславливает кропотливую работу, направленную на поиск выгоднейшего предложения. Спросите у клиентов адрес электронной почты – это поможет оперативно рассылать новые предложения, касающиеся выгодных туров.
Регулярно повышайте качество обслуживания своих клиентов. Довольный турист непременно сообщит о своём незабываемом отдыхе знакомым и упомянет туристическую фирму, обеспечившую ему приятные впечатления.
В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются стандартизация, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, а также организаций туристической индустрии, сертификация услуг туроператоров, турагентов и иных услуг, предоставляемых туристам. Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристической деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Данные о туроператорах и турагентах, других организациях туристической индустрии, получивших лицензии на осуществление туристической деятельности, вносятся в Государственный реестр. Лицензирование международной туристической (гостиничной) деятельности является одним из видов правового досудебного механизма государственного ее регулирования.
Лицензия – это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление международной туристической (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены органы, уполномоченные на ведение лицензионное деятельности. В сфере туризма таким органом является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, который осуществляет лицензирование туристической деятельности и делегирует на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристическим фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Туристические предприятия, получившие государственную лицензию на туристическую деятельность, заносятся в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, может прекратить ее действие из-за несоблюдения туристической фирмой условий лицензионных требований.
Для получения лицензии заявитель представляет в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности:
1) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму;
2) нотариально заверенные копии учредительных документов (при отсутствии нотариального заверения необходимо предъявить оригиналы);
3) копию свидетельства о государственной регистрации;
4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
5) документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.
Руководители юридических лиц и физические лица – предприниматели несут ответственность за достоверность представляемых сведений, установленную законодательством Российской Федерации.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Условиями действия лицензии являются:
1) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
2) наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;
3) наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;
4) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;
5) представление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.
В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направляется уведомление в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причины отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
1) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
2) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристической деятельности, и условиям безопасности.
Лицензия выдается сроком на 3 года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Передача лицензии другим юридическим и физическим лицам запрещается. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется лицензиатом на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная ему лицензия теряет юридическую силу и подлежит возврату органу, уполномоченному на лицензирование международной туристической деятельности.
В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, изменения паспортных данных или местожительства физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае ее утраты – на основании временного разрешения, выдаваемого Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по лицензированию международной туристической деятельности.
Приостановление действия лицензии или ее аннулирование может наступить в случаях:
1) представления лицензиатом соответствующего заявления;
Обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
2) невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) нарушения лицензиатом законодательства Российской Федерации, регулирующего въезд и пребывание иностранных туристов и выезд российских туристов за рубеж, таможенных правил, правил охраны природы, памятников истории и культуры, о защите прав потребителей;
4) нарушения лицензиатом условий действия лицензии.
Лицензирование гостиничной деятельности требует наличия сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации. Осуществление данной деятельности без лицензии является незаконной.
Лицензируемые виды деятельности в 2022 году
- разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);