Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой режим земельных участков, предназначенных для гражданских захоронений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.
Функционирования мест захоронения
Если Земельный кодекс относит кладбища к историко-культурным землям, то согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса, территории кладбищ и крематориев являются зонами специального назначения.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (таблица предельно допустимых уровней ЭМП для населения, условия при одновременном облучении от нескольких источников).
Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Зона ограничения, как и СЗЗ, устанавливается Роспотребнадзором.
Зона ограничений не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п.
Статус особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 33-ФЗ). При этом необходимо различать:
1) сами особо охраняемые природные территории;
2) охранные зоны таких особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определённого объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путём т. н. зонирования (п. 14 ст. 2 закона № 33-ФЗ в ред. законов № 342-ФЗ и № 505-ФЗ):
- основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
- в случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов;
- положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 01.09.2018, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона до 01.07.2020;
- до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешённого использования земельных участков, предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешённого использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 закона № 342-ФЗ);
- в случае включения населённых пунктов в состав особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 3.1 закона № 33-ФЗ виды разрешённого использования и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются ПЗЗ.
Такое определение ограничений в границах особо охраняемых природных территорий путём установления видов разрешённого использования и предельных параметров не следует путать с градостроительным зонированием (в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий). В данном случае речь идёт просто о способе установления ограничений деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
Комментарий к Ст. 99 ЗК РФ
1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установления особенностей владения, пользования и распоряжения указанными объектами и земельными участками, на которых (в границах которых) они расположены, осуществляется как Кодексом, так и специальным федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним (в пределах компетенции субъектов РФ) законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ об объектах культурного наследия и Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Так, ФЗ об объектах культурного наследия относит к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В свою очередь, объекты культурного наследия в соответствии с ФЗ об объектах культурного наследия подразделяются на следующие виды:
— памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
— ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
— достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации должно быть утверждено Правительством РФ, однако до настоящего времени оно не принято.
В свою очередь, к землям историко-культурного назначения относятся земельные участки как в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так и в границах территорий выявленных объектов культурного наследия.
Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято Правительством РФ либо органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным законом субъекта РФ, решение о включении их в реестр, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.
Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.
Что касается земельных участков, занятых военными и гражданскими захоронениями, правовое регулирование отношений, связанное с погребением умерших, осуществляется Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146; РГ. 1997. 2 июля; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; 2001. N 23. Ст. 2282; 2002. N 30. Ст. 3033; N 50. Ст. 4931; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1482; 2006. N 43. Ст. 4414; 2007. N 27. Ст. 3213.
Однако в указанном Законе не содержится такого понятия, используемого в ЗК, как «земли захоронений». Вместе с тем в ст. 4 Закона о погребении упоминаются «места погребения», которыми являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Полагаем, что понятие земельного участка, занятого захоронениями, можно применять равнозначно с терминами «кладбище» и «место погребения».
Закон о погребении устанавливает, что места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Как видно из данной формулировки, места погребения могут и не относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение, а следовательно, и не входить в состав земель историко-культурного назначения. Однако данный вывод не соответствует комментируемой статье 99 ЗК РФ, которая не содержит исключений и относит к землям историко-культурного назначения все земли, занятые захоронениями.
Изъявление воли лица об отношении к телу после смерти
Каждый гражданин Российской Федерации вправе распоряжаться при жизни последующими действиями со своим телом после смерти.
Как правило, для этого требуется составление официального документа, на основании которого родственники или иные близкие лица выполнят следующее:
- предоставят тело усопшего гражданина для донорства органов или иных востребованных нужд;
- захоронят тело или останки гражданина на кладбище, которое соответствует его вероисповеданию;
- при необходимости не будут хоронить тело, а сожгут его в крематории и распорядятся прахом по желанию почившего;
- при необходимости и более позднем выявлении волеизъявления умершего лица, будет выполнено перезахоронение останков;
- в некоторых случаях предусмотрены также иные способы распоряжения телом.
В данном случае, чтобы выполнить любое волеизъявление покойного, требуется, чтобы при жизни им было составлено соответствующее прошение, заверенное штампом нотариуса в нотариальной конторе. Без подобного документа, родственники смогут лишь похоронить тело покойного.
Правовой статус земель особо охраняемых территорий и объектов
Правовое регулирование отношений в сфере земель особо охраняемых территорий и объектов осуществляется нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого в их развитие Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 27 декабря 2009 г.).
К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся особо ценные земли, которые в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления изъяты или ограничены в обороте с установлением для них особого правового режима (ст. 94 ЗК РФ).
Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации
Инфо
На кладбищах в соответствии с действующим законодательством осуществляется: — предоставление участков земли для захоронений; — погребения; — инвентаризация захоронений, ведение и обновление книг регистрации захоронений; — регистрация захоронения умершего в книге регистрации захоронений; — контроль за соблюдением порядка захоронений; — выдача пропусков на въезд транспорта на территорию кладбищ; — контроль за установкой на территории кладбищ надмогильных объектов (сооружений). 1.6. Территория кладбища ограждается и разделяется дорожками на участки. На дорожках устанавливаются указатели номеров участков.
У входа на кладбище размещается информационный щит с извлечением из настоящего Порядка, схематический план с обозначением административных зданий, участков, дорожек, туалетов. Прилегающая к кладбищу территория должна быть благоустроена и иметь места для стоянки автотранспорта.
Классификация земельных участков
На основании Конституции РФ, а также нормативных актов государства ЗК, ГК, НК Российской Федерации, федеральных законов и сведений Единого Госкадастра Земель выделяются следующие категории наделов:
- земли, которые прежде были учтены соответствующим образом, но право собственности на них было аннулировано по различным, не зависящим от собственника, причинам. Наделы, подлежавшие и подвергавшиеся размежеванию до 01.03.2008;
- наделы, находящиеся в настоящее время на учете, использующиеся собственником по целевому назначению, задекларированному ранее при подаче заявления на выделения участка. В данную категорию входит временный учет земель, образованных вновь, но при условии проведения процедуры учета;
В случае применения других актуальных показателей для классификации земель по целевому назначению определяется более широкий спектр наделов земли. Основные разновидности:
- Территории, использующиеся в целях осуществления сельскохозяйственных работ и производства продуктов питания, сырья для различных производств.
- Фонд земель лесного и водного хозяйства.
- Площади, отведенные под объекты промышленности, традиционно они расположены вдали от густонаселенных районов. Земли этой категории применяют для возведения объектов жилищного фонда – жилых многоквартирных комплексов, многоэтажного и индивидуального строительства.
- Заповедные площади и земли, обеспеченные охраной закона.
- Запасные земельные наделы.
- Резервные территории.
- Земля, находящаяся в собственности общедолевого пользования.
Что будет, если использовать земли не по назначению
Возможности использования полезных земельных наделов четко регламентируются государством. Отдельные положения Земельного Кодекса РФ обязуют собственников использовать наделы в соответствии с заявленным целевым назначением.
Действующая законодательная база предусматривает основные подвиды и четыре категории земельных наделов:
- Загородные партнерские сообщества некоммерческого характера для дачного хозяйства.
- Садовые некоммерческие товарищества.
- Территории, предназначенные для индивидуальной жилой застройки. Земля под ИЖС относится к городским или иным жилым территориям. Получение участка предполагает прописку по месту дислокации надела, проведение обустройства инфраструктурных элементов, коммуникаций, трубопроводов, транспортных линий.
- Площади для ведения личных подсобных хозяйств – ЛПХ, предназначенные для полеводства, садоводства, разведения скота и птицы.
Для определения процедуры санкций при нецелевом использовании земель на сегодняшний день функционируют административные законодательные нормы.
- Пр. Министерства Экономического развития № 540. Регламентированы объекты по ЕГРН, расположенные на участках с определенным целевым назначением.
- Ст. 8 Гл. 8 КоАП России. Определяет значительные штрафы. Расчет финансовой санкции, налагающейся в данном случае, составляет 1% стоимости определенной территории по Кадастру. Минимум – 10 тыс. рублей. Уплата штрафа и обязательность снесения несанкционированных застроек осуществляется по правилам и нормам, под контролем государства.
- Ст. 7,1 Гл.7 КоАП. При отсутствии предписанных действий по устранению нарушения иск на привлечение к ответственности передают в судебные инстанции, что означает усугубление ответственности.
Правовой статус земли
Кроме того, правовой статус земли также состоит из общих и специальных требований к земле и другим отраслям законодательства:
- градостроительного;
- экологического;
- природоресурсного;
- санитарно-эпидемиологического и др., по использованию и защите земли.
Эти общие требования перечислены в статье 42 ЗК Российской Федерации, в соответствии с которой, помимо вышесказанного, они включают:
- использование местности таким образом, чтобы не нанести вреда окружающей среде, включая землю в качестве природного объекта;
- охрана межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законом;
- обеспечить соблюдение мер по защите земель, лесов, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- приступать к своевременному использованию земельных участков в тех случаях, когда условия освоения земельных участков предусмотрены контрактами;
- своевременно вносить платежи на землю;
- соблюдать требования градостроительных, строительных, природоохранных, санитарных, противопожарных и других норм при использовании земельных участков;
- предотвращение загрязнения, беспорядка, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- соблюдать другие требования, предусмотренные ЗК РФ и федеральным законом.
Целевое назначение, разрешенное использование и требования законодательства по применению и охране территорий и земельных участков считается основными и обязательными элементами правового режима земельных участков, которые являются постоянными.
Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав и правовой режим
Земли для рекреационного назначения – это определённая территория, чаще всего занимающая часть лесных или водных объектов, предназначенная для досуга и отдыха людей. Вообще, само слово «рекреация» подразумевает некое восстановление работоспособности. В их состав, как было написано ранее, может входить широкий спектр объектов, предназначенных для рекреационных нужд.
Важно знать! В связи с тем, что такие объекты предполагают пользование ими большого количества людей, по ряду законодательных актов владельцы должны предоставить справки от СанЭпидемСтанций и прочих организаций. За невыполнение этой нормы следует наказание вплоть до уголовного, то есть гораздо строже, чем за использование территории не по назначению.
Стоит обратить особое внимание, что не на всех видах рекреационных земель достаточно соблюдать 98 статью Земельного кодекса и иметь справки от санитарных станций. Существуют земельные участки, которые законом определены как:
- природоохранные зоны;
- земли культурно-исторического наследия.
Что запрещено делать?
Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:
- возводить жилые строения;
- организовывать предприятия и компании, не связанные с отдыхом граждан;
- производить несанкционированный выкос травы, вырубку деревьев и кустарников;
- заниматься браконьерством;
- использовать под сельскохозяйственные нужды или подсобное хозяйство;
- устраивать свалки.
За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.
Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.
Режим промышленных земель
К зонам промышленного назначения относят территории, расположенные, как правило, за пределами населенных и пунктов. Такие земли предоставляют в соответствующем порядке различным учреждениям, предприятиям и гражданам на правах аренды или собственности. Целью такого распределения территорий является обеспечение деятельности объектов производства, транспорта, энергетики, информатики, обороны и других направлений государственной экономики.
В отличие от предыдущих систем, правовой режим земель промышленности имеет специфическое целевое назначение. Данная местность служит пространственной основой для расположения ряда производственных и технических сооружений. Из этой особенности вытекают и вполне закономерные требования к самим землям. Учитывается не только их площадь, но и качественные характеристики, возможность дальнейшего использования в хозяйстве.
Действующий на сегодняшний день правовой режим земель с насаждениями установлен статьей 101 Земельного кодекса РФ. Данное положение кодифицированного закона регулирует отношения субъектов земельного права по использованию и владению территорий лесного фонда. Вопросы имущественной принадлежности, приобретения, передачи в собственность искусственных насаждений и лесных участков определены в Лесном кодексе РФ, принятом в 2006 году. Правовой режим лесных земель распространяется на:
- Территории лесов – местности, покрытые растительностью (деревьями, кустарниками, травами) и угодья, которые не имеют насаждений. Последние земельные участки предназначаются, как правило, для восстановления растительности либо ее окончательной вырубки.
- Нелесные земли, которые необходимы для создания дорог, а также просеки, болота и т. д.
Статьей 27 ЗК РФ определены жесткие ограничения оборота земель, относящихся к лесному фонду. Пятая часть данного положения гласит, что такие участки не могут быть приватизированы и представлены в частную собственность, кроме тех случаев, которые устанавливаются федеральным законодательством. Отдельные территории лесного фонда могут быть предоставлены пользователю на правах:
- аренды;
- бессрочной эксплуатации;
- безвозмездного пользования с ограниченным сроком;
- сервитута (ограниченного пользования участком, являющимся частной собственностью).
К какой категории земель относятся кладбища
ЗК часть земель, относящихся к категории земель историко-культурного назначения, ограничена в обороте, а именно земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, а также объектами археологического наследия.
При этом отнесение объектов культурного наследия к числу особо ценных осуществляется Указом Президента РФ в соответствии с п. N 1487 (в ред. от 25 февраля 2003 г.) 1.>
———————————> Применяя данные критерии (орган, решение которого послужило основанием для создания кладбища, и уровень бюджетного финансирования деятельности по созданию и эксплуатации кладбища и т.п.), необходимые для определения формы собственности (федеральная собственность, собственность субъекта РФ или муниципальная собственность) на объекты, находящиеся на соответствующих земельных участках, многие остальные кладбища, расположенные на территории Российской Федерации, являются объектами, находящимися в собственности субъектов РФ либо в муниципальной собственности.