Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет тзр в 2022 году в торговле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Четвертый способ может быть выбран торговыми организациями, а также при учете товаров неторговыми организациями, то есть теми, которые ведут торговую деятельность помимо других активностей (п. 21 ФСБУ 5/2019).
Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:
- включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
- включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.
Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов
Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.
Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.
Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:
(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где
ТЗРнач – величина расходов на начало периода;
ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;
МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;
РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.
Расчет транспортно — заготовительных расходов
Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е. к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях. К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.
Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.
Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:
%ртзр = (ТЗРн + ТЗРот) / (Мк + Рот) х 100, где
%ртзр – процент распределения ТЗР,
ТЗРн – ТЗР на начало,
ТЗРот – ТЗР за отчетный период,
Мк – остаток МЦ на конец периода;
Рот – расход МЦ за отчетный период.
Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.
Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?
Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной
В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен: 60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили: 7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Бухучет: списание ТЗР в расходы
Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов | = | Остаток ТЗР на начало отчетного периода | + | Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде | : | Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) | + | Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) | × | 100% |
Транспортные затраты и метод их расчёта
Исходными данными для определения структуры и величины затрат, которые включают в калькуляцию себестоимости соответствующего вида услуг, есть состав операций и работ по выполнению услуг относительно подготовки товара к производственному потреблению, а также состав их исполнителей и необходимых технических средств; объем работ по предоставлению отдельных видов услуг; выбор единицы измерения для отдельных видов услуг как объекта калькулирования; нормативы затрат работы и материалов.
Калькулирование затрат на услуги осуществляют прямым отнесением затрат на себестоимость отдельных работ на основании технического нормирования или данных учета и распределения отдельных затрат между роботами (услугами) пропорционально прямым затратам или какому-то элемента прямых затрат. Согласно правилам, установленным П(С) ПОТОМУ ЧТО16 « Затраты», себестоимость производственно-технологических услуг формируется на основе калькуляционных статей затрат, которые предприятие устанавливает самостоятельно. К основным экономическим элементам затрат принадлежат материальные затраты, заработная плата, отчисление на социальные нужды, амортизационные отчисления на возмещение износа основных средств, другие затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид услуг, общепроизодственные затраты. Общепроизодственные затраты разделяют на сменные и постоянные. Перечень и состав постоянных и сменных затрат устанавливает предприятие.
Транспортные затраты представляет основную часть цены. Другую часть представляют доходы предприятия оптовой торговли и обязанности налогу выплаты. Конкретная цена каждого вида услуг определяется с учетом конъюнктуры рынка, конкурентной ситуации и задач, которые ставит перед собой оптовик. Продажная цена услуги согласовывается с основными постоянными потребителями.
Доход (выручка) от реализации производственно-технологических услуг формируется за счет платы потребителей за предоставленные услуги согласно согласованным ценам.
Проводки по списанию ТЗР
Если ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов на счете 10, списание ТЗР происходит в составе стоимости списываемых материалов автоматически:
Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. – Кредит счета 10
В остальных случаях списывать ТЗР нужно отдельной бухгалтерской записью.
ТЗР ежемесячно списываются на те же счета бухгалтерского учета, на которые была отнесена стоимость списываемых материалов (п. 86 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).
Для списания ТЗР по отдельным видам или группам материалов рассчитывается средний процент ТЗР (ТЗР%):
где ТЗРН – сумма остатка ТЗР на начало месяца;
ТЗРМ – ТЗР за месяц;
МН — сумма остатка материалов на начало месяца;
ММ – сумма поступивших материалов за месяц.
Соответственно, умножив ТЗР% на стоимость списываемых материалов по учетной стоимости, получаем часть ТЗР, подлежащих списанию в этом месяце.
При учете ТЗР на счете 16 такими записями могут быть:
Дебет счетов 20, 23, 26, 91 и др. – Кредит счета 16.
Транспортные расходы в сметной документации
Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.
Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).
Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.
Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:
- — стоимости тары, упаковки и реквизита;
- — стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
- — стоимости перевозки грузов.
При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.
Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.
Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры
В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 «Запасы».
В отчете о финансовых результатах ТЗР:
- если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ — отражаются по строке 2120 «Себестоимость продаж»;
- если учитываются на отдельном счете — отражаются или по строке 2120 «Себестоимость продаж» или по строке 2210 «Коммерческие расходы».
Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.
К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:
- Оплата транспортных расходов за доставку товара;
- Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
- Плата за временное хранение.
Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:
- Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
- Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
- Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
- Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.
Организация ООО «ВЕСНА» закупила техники на общую сумму 531 000,00 руб., в т.ч. НДС — 81 000,00 руб. Транспортные расходы составили 29 500,00 руб, НДС 4 500,00 руб. Согласно учетной политике предприятия транспортные расходы включаются в себестоимость товара. Для формирования себестоимости служит счет 15.
Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 затраты по доставке могут включаться в их фактическую стоимость. Фактическая стоимость списывается на счет 41 «Товары».
Счет Дебета | Счет Кредита | Сумма проводки, руб. | Описание проводки по операции | Документ-основание |
15 | 60 | 450 000,00 | Учтена покупная стоимость купленной техники | Товарная накладная (ТОРГ-12),Счет фактура полученный |
19 | 60 | 81 000,00 | Учтен НДС по приобретенной технике | |
15 | 60 | 25 000,00 | Учтена стоимость транспортных расходов | |
19 | 60 | 4 500,00 | Учтен НДС по транспортным расходам | |
41 | 15 | 475 000,00 | Учтена фактическая стоимость купленной техники |
ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.
Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 транспортные расходы входят в состав расходов на продажу.
Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации. При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально. Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:
Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.
Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.
Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции
Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:
- Если цена доставки входит в стоимость товара.
Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.
Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.
Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.
- Цена доставки приведена отдельно от стоимости товара.
Бухучет: списание ТЗР в расходы
Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов | = | Остаток ТЗР на начало отчетного периода | + | Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде | : | Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) | + | Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) | × | 100% |
Методы распределения ТЗР
Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:
- сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;
- средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;
- сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;
- сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;
- сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 ), в которую включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов (МПЗ) и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01). Таким образом, ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материалов.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ , далее — Методические указания).
Транспортно-заготовительные расходы
ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.
- Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».
Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:
- договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
- цены, действовавшие в прошлых периодах;
- запланированные цены;
- средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.
Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:
Суть записи | Дт | Кт |
Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения) | 15 | 60, 71, 76 |
Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний) | 15 | 60, 71, 76 |
Приходуем материалы, используя учетные цены | 10 | 15 |
Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной | 16 | 15 |
Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная | 15 | 16 |
Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену | 20, 23 | 10 |
Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется. | 20, 23 | 16 |