Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие права и обязанности есть у инспектора ДПС ГИБДД в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Погоны не наделяют человека безнаказанностью и правом распоряжаться другими людьми. Если действия полицейского кажутся вам необоснованными, вы можете подать жалобу в вышестоящие инстанции. Поэтому сотрудник ДПС обязан назвать водителю фамилию, имя и отчество, звание, а также название своего отделения при остановке машины. После этого он должен подтвердить свои слова, продемонстрировав служебное удостоверение.
Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:
- Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
- Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.
Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.
Что обязан сделать сотрудник ДПС при оформлении ДТП?
- Инспекторы ДПС обязаны оперативно прибыть на место аварии.
- Осмотреть участников и пострадавших. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавших в медучреждения. При необходимости оказать первую медицинскую помощь до прибытия медиков.
- Они обязаны объективно и непредвзято разобраться во всех обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия. Найти свидетелей, записать их данные.
- Если ожидается прибытие естественно-оперативной группы, они обязаны обеспечить присутствие водителей и пострадавших на месте.
- Принять меры по сохранению и фиксации вещественных доказательств, которые имеют отношение к ситуации.
- Организовать объезд или следить за ситуацией на дороге, регулируя движение автомобилей.
- Если один из участников скрылся, выяснить направление его движения, характеристики автомобиля и передать эту информацию дежурному.
Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД при наличии пострадавших
Присутствие раненых требует слаженных действий со стороны участников происшествия и прибывших инспекторов ГАИ. Порядок оформления ДТП при наличии пострадавших:
- Приезд оперативно-следственной группы, состоящей из дознавателя, оперативного сотрудника, эксперта.
- Вызов медицинских работников.
- Оказание первой помощи или экстренный перевоз пострадавшего в больницу при критическом состоянии здоровья.
- Осмотр места столкновения.
- Первичный опрос участников и свидетелей.
- Осмотр поврежденных автомобилей.
- Составление протокола, схемы ДТП при двух понятых или самих водителях.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автотранспортных средств.
- Передача оформленных документов в суд для дальнейшего разбирательства.
Если пострадавшее лицо отправлено в больницу, первичный опрос и написание объяснительной при оформлении ДТП откладывается до момента выздоровления. При плохом самочувствии участник ДТП обязан указать в протоколе о состоянии здоровья.
Пошаговая инструкция оформления схемы ДТП в европротоколе
Схема аварийной ситуации обязательна при составлении документа, фиксирующего столкновение. На лицевой стороне европротокола участники самостоятельно делают подробную зарисовку произошедшего. Этапы оформления схемы ДТП:
- Указать место аварии: название улицы, дом или трассу с номером километра от ближайшего населенного пункта.
- Нарисовать траекторию движения автомобилей.
- Схематически показать расположение автотранспортных средств в момент столкновения.
- Указать светофоры, дорожные знаки, разметку, ограждения, обочину.
- Отметить расположение вещественных доказательств, которые имеют отношение к ДТП, осколков, поврежденных частей автомобилей.
При составлении схемы во время оформления ДТП нужно указать максимальное количество деталей, имеющих отношение к аварийной ситуации.
Для выявления нарушений при патрулировании применяются скрытые или гласные проверки. При этом используются средства видеонаблюдения, навигации и других технических средств. Проверяется сохранность и правомерность применения информационных сведений, соответствие реквизитов открытых административных дел фактической информации о нарушителях и другие мероприятия.
При проведении контрольных мероприятий учитываются заявления и жалобы гражданских лиц, оперативные сведения о работе патруля. Гласные проверки проводят не реже одного раза в неделю приказом командира полк, роты, батальона. Проверки ежедневно, не реже двух раз в смену, проводят командиры взводов или их заместители. О прибытии проверяющего ДПС, который представляется и показывает документы и предписание (это не касается непосредственных начальников) старший наряда сообщает дежурному. Проверяющему ДПС не разрешается применять любые провокационные действия.
Скрытые проверки проводят по утвержденному заранее графику командиром строевого отделения или руководителем. Если вскрылись объективные факты и обстоятельства, то разрешено проводить скрытую проверку вне графика. Продолжительность такой проверки не превышает часа. Наблюдение ведется при помощи видеокамер, фотосъемки, аудиозаписи.
Патрульные машины разрешили прятать
Согласно актуальному на данный момент порядку (регламент ГИБДД 20 октября) представители инспекции по безопасности дорожного движения должны соблюдать следующие требования по размещению патрульных транспортных средств при выполнении работы:
«При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.»
Но из этого вполне очевидного правила есть исключения:
«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.»
То есть, когда речь идет о выполнении патрулирования участков местности с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций, а также при работе с камерами, необходимыми для регистрации фиксируемых нарушений на видеозаписи, у инспекторов есть возможность использовать любые естественные неровности, а также баннеры или иные элементы ландшафта искусственного происхождения для маскировки машины с эмблемой, проблесковыми маячками, иной символикой ведомства.
Помимо этого, в тексте имеются следующие указания:
«Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.»
По сути, новый регламент ГИБДД (октябрь 2017) узаконил и без того используемые по умолчанию возможности для ведения скрытого наблюдения за развитием дорожной ситуации. Насколько благотворно этот аспект повлияет на ведение рейдов — покажет время. Доказать же умышленность помех в подобных ситуациях будет практически невозможно.
Проведение инструктажа
Проводится в соответствии с настоящим наставлением (пункт 68) перед каждым назначением отделения в наряд. Сотрудники прибывают не позднее 15 минут перед началом инструктажа для экипировки. О готовности докладывают начальнику и дежурному. Последний приказом выдает им вооружение, средства связи, процессуальные бланки, специальные средства воздействия. Оружие заряжается (без досылки патрона в патронник) перед построением отделения на инструктаж по команде дежурного и под его контролем, также эти действия может выполнить непосредственный начальник.
Командир
проверяет экипировку сотрудников и выясняет состояние здоровья. При необходимости приказом устраняет недостатки или отстраняет сотрудника от работы. Непосредственный начальник докладывает инструктору о готовности отделения к несению службы. Инструктаж проводит командир отделения или начальник подразделения, вышестоящий руководитель в присутствии дежурного. Тема определяется ежемесячными планами, рассматривает вопросы служебной и оперативной работы. Продолжительность инструктажа не превышает полчаса.
После выборочной проверки полученных знаний объявляется назначение в наряды с постановкой конкретных задач на период несения службы. При назначении двух или нескольких патрулей назначается старший группы.
Если уполномоченный сотрудник остановил транспортное средство, он обязан незамедлительно подойти к нему. Водитель же должен остановиться, не нарушая при этом правил дорожного движения. Иначе его могут за это оштрафовать. В права водителя при остановке ГАИ входит возможность не покидать транспортное средство. Можно вести разговор с сотрудником через окно. Представитель полиции, подойдя к человеку, должен внятно представиться. В права водителя также включена возможность потребовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. Документ гаишник должен показать, из рук его не выпуская. При необходимости водитель может записать данные сотрудника на случай каких-либо разногласий.
Водителю транспортного средства запрещаются следующие действия:
- Нельзя управлять транспортом в состоянии опьянения или под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов; в утомленном или болезненном состоянии, которое угрожает безопасности движения.
- Нельзя занимать место в организованных колоннах и пересекать их.
- Запрещается передавать управление автотранспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в утомленном или болезненном состоянии, а также при себе не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории. Исключение составляют случаи обучения вождению.
- Нельзя использовать во время движения телефон, не оборудованный устройством, позволяющим вести переговоры без применения рук.
Получение водительского удостоверения
Как перестать быть пешеходом? Сегодня получить права водителя имеет возможность любой гражданин, достигший определенного возраста, при наличии паспорта, медицинской справки, фотографии и квитанции об оплате.
С набором всех документов человек выбирает автошколу для обучения. После прохождения курса теории и практики, которая включает вождение на автодроме и в городских условиях, будущий водитель сдает экзамен на знание правил дорожного движения, вождение на площадке и в условиях города. К экзамену ученика допускают лишь после успешной сдачи теории.
Если зачет сдан успешно, то лицо получает водительское удостоверение. Если экзамен не сдан, то повторно попробовать свои силы можно неограниченное количество раз, конкретно в той части, которая не была пройдена. Например, если не сдана практика вождения, то ученик пересдает только ее.
Противоречия и нормативные коллизии
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.
Какие документы водитель обязан передать сотруднику дпс
Вопреки распространенному мнению, он отлично подходит для роли свидетеля, так как он не является заинтересованной стороной.
Его показания обязательно будут учтены, если дело дойдет до судебного разбирательства, даже если он не знает, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору. Кроме того, все документы можно скрепить при помощи специального антикоррупционного зажима.
Это устройство крепко фиксирует их в единой связке, и без вскрытия замка невозможно извлечь или добавить что-либо. Согласно закону, такие зажимы не запрещены, напротив, их разработка в свое время была инициирована руководством федеральной ГИБДД.
Требования инспектора по открытию зажима и передачи ему бумаг по отдельности незаконны. Он вполне может посмотреть их и так, в Регламенте этот вопрос никак не регулируется.