Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое карта водителя СКЗИ и для чего она нужна». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Карту водителя СКЗИ нужно вставить в Слот тахографа перед тем как завести мотор автомобиля. В тахографе имеются два слота для карт водителя СКЗИ. Левый для первого водителя, правый для второго водителя. Если в тахограф вставлена карта водителя СКЗИ, тахограф автоматически фиксирует все нарушения во время поездки и во время отдыха водителя. Ежедневное распечатывание регистрационных листов с тахографа обязательно для водителя. Если происходит проверка автомобиля, водитель обязан предоставить свою карту СКЗИ, а также регистрационные листы за последний месяц. Если водитель потерял свою карту СКЗИ, он может восстановить карту водителя в течении 15 дней.
Водительская карта СКЗИ — что это такое?
Для идентификации водителя и доступа к функционалу бортового контрольного устройства применяется карта СКЗИ: расшифровка аббревиатуры в ее названии означает «систему криптозащиты информации». Такие карточки можно использовать только с тахографами, оснащенными криптографическими (шифровальными) модулями российского производства.
Карточка представляет собой пластиковый носитель стандартного размера со встроенным электронным чипом. На чипе хранится информация о водителе, который является держателем карточки (личные данные, номер удостоверения и т.д.), а также сведения, которые фиксируются прибором в ходе выполнения рейса.
На поверхность пластиковой карточки типографским способом наносят фото водителя, его данные и сведения об организации, в которой он работает. Это дает возможность сотрудникам ДПС или Ространснадзора проверять наличие карточки и ее принадлежность без использования специального оборудования.
Кому выдают карты ЕСТР
Получить электронный документ может любой гражданин Российской Федерации или физическое лицо, проживающее на территории нашей страны более 185 суток. Кроме этого:
- водитель должен быть совершеннолетним, если он обслуживает большегрузное транспортное средство;
- претендент на документ должен достичь возраста 21 года и иметь профессиональный стаж более 12 месяцев, если он обслуживает автобус;
- водитель должен получать электронный формуляр впервые (на момент подачи заявления, у водителя не должно быть такой же активной карточки);
- гражданин должен иметь права с открытой категорией C, D или E.
Карта водителя изготавливается не более двух недель, после чего выдается водителю лично в руки. Пользоваться картой владелец имеет право только сам лично, передача документа другим сотрудникам запрещена нормами законодательства.
Если организационная структура изготовила и выдала документ, то у нее имеются полномочия в остановке действия. Для этого отводится время — период функционирования карты. Получается, что любая подделка или передача иному владельцу будут поводов для блокировки.
При применении карты иным лицом, то ее действие приостанавливается до выяснения обстоятельств. Если карта повреждена или использована несоответствующим образом, то владелец должен заявить об этих недоразумениях, чтобы документ быстро восстановили.
Чтобы восстановить карту следует вновь подать документы и подождать определенный срок.
Эксплуатировать документ тоже нужно по всем правилам. Прежде чем его включить в систему, стоит произвести идентификацию. Установку в слот слева — это первое действие. Если все делается верно, то изначально можно услышать щелчок.
Стоимость и сроки оформления карты
В стоимость электронного ключа для самописцев с системой криптографической защиты входит цена изготовления карточки на заводе и оплата услуг компании по оформлению документов, отправке заявки и доставке готового чипа. Для карточек СКЗИ эта сумма составляет около 4 тыс. рублей. На итоговую стоимость влияет количество заказанных документов (при оптовом заказе от 5 штук действуют скидки) и срочность заказа.
Срок изготовления определяется скоростью обработки заявок сотрудниками ФБУ Роставтотранс и загруженностью завода, который производит тахокарты для водителей, мастерских и предприятий. Обычно время от подачи заявки до получения готового электронного чипа не превышает 10-15 рабочих дней.
Как и где можно получить карту для тахографа
Время чтения: 7 минут
Как известно, начиная с 2010 года российские компании, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками, обязаны оснащать свои транспортные средства тахографами.
В связи с этим у работников транспортных организаций появилась необходимость в оформлении карты водителя, которая дает возможность его идентифицировать.
Ниже предоставлена информация о том, где и как получают карту водителя для тахографа.
В настоящее время выдачей, заменой и обновлением карт тахографа занимаются специализированные организации, получившие лицензию ФСБ на оказание подобных услуг.
Полный перечень таких компаний можно найти на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «Росавтотранс» во вкладке «Тахографический контроль РФ».
Поиск производится по региональному признаку, при этом отражается название, адрес, номер телефона и электронная почта выбранного учреждения.
С информацией о том, где взять водительскую карточку можно ознакомится в Приказе Минтранса РФ от 21.05.2012 года № 145. Вкратце схема оформления карты водителя физ. лицом имеет следующий вид:
- Вначале надо заполнить заявление на выдачу карты (бланк можно скачать на сайте «Росавтотранс»),
- далее следует собрать пакет необходимых бумаг,
- затем сделать фото установленного образца,
- явиться в офис организации, занимающейся изготовлением таких карт, и предоставить все документы,
- внести денежные средства за услугу,
- дождаться окончания процесса изготовления документа,
- получить на руки готовую карту водителя.
Права и обязанности держателей карты
После получения карты тахографа через МФЦ, обладатель электронного ключа получает ряд обязанностей, которые должен неукоснительно соблюдать:
- Выполнять требования Российского законодательства, а также требования ЕСТР.
- Предоставлять только верную информацию, сохраненную на электронном устройстве.
- Не допускать нарушения сроков замены чип-карты тахографа.
- При утере или краже незамедлительно подать заявление о случившемся в МФЦ, где был выдан пластиковый носитель.
- Не предоставлять его во временное пользование посторонним лицам.
- Постоянное нахождение электронного ключа у водителя и предоставление его по месту требования контролирующим органам.
- Регулярно (не реже 1 раза в 28 дней) осуществлять процесс выгрузки данных. Он занимает не более 10-15 секунд. Операция выполняется как самими владельцем, так и уполномоченным представителем компании, которой принадлежит транспортное средство.
Водитель имеет право на оформление только одной карты тахографа через МФЦ. При необходимости замены электронной карты старый ключ деактивируется, а взамен него сотрудник компании получает новый.
Документы для оформления карты водителя
В МФЦ представляется:
- Заявление по установленной форме (выдаст на приеме сотрудник центра).
- Документ, удостоверяющий личность гражданина:
- российский паспорт со штампом прописки (свидетельством о регистрации по месту пребывания);
- паспорт иностранного гражданина с переводом на русский язык (при необходимости) и документ, подтверждающий временную регистрацию на территории РФ.
- Российское водительское удостоверение (права своей страны могут использовать только граждане Белоруссии и Киргизии).
- СНИЛС.
- ИНН (патент иностранного гражданина, в котором указан ИНН), в случае оформления карты для тахографа с блоком СКЗИ.
- Черно-белая фотография заявителя в формате 3,5 на 4,5 (в случае технической возможности может быть сделана непосредственно в помещении центра).
- Письмо-ходатайство от работодателя о выдаче карты на имя сотрудника.
- Документ, подтверждающий оплату предоставления услуги.
Копии документации, которая должна быть возвращена заявителю после идентификации личности и сверки данных, работник МФЦ сделает самостоятельно непосредственно на приеме.
Что такое классификация М2, М3, N2, N3?
Категория M – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, включая:
– автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
категория М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн;
категория М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
категория N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн;
категория N3 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн
В быту под термином «карточка водителя» обычно понимается экзаменационная карта. Этот документ содержал:
- личную информацию о водителе (ФИО, место и дату рождения, место проживания, серию и номер паспорта);
- сведения о прохождении медицинского освидетельствования, номер медицинской справки и наименование выдавшего ее учреждения;
- информацию о прохождении обучения на управление ТС соответствующей категории, серия, номер и дата выдачи свидетельства об окончании автошколы;
- фотографию;
- информацию о ранее выданных удостоверениях.
Для контроля работы тахографа грузового автомобиля или пассажирского автобуса используются следующие виды карт:
- водителя;
- предприятия;
- мастерской;
- контролера.
Правила выдачи водительских удостоверений в 2022 году
Причиной того, что водительская карточка была отменена в начале XXI века, является начинавшаяся цифровизация документооборота, которая сопровождалась изменением законодательства. Если раньше сведения о водителе хранились лишь в том подразделении, в котором он получал права, то теперь они попадают в единую электронную базу ГИБДД.
Внедрение новых технологий привело к тому, что водителю достаточно лишь раз предоставить все необходимые документы, например, свидетельство об окончании автошколы. После этого все сведения будут храниться в базе ГИБДД в электронном виде.
В Постановлении Правительства РФ № 1095 и Приказе МВД № 995, устанавливающем Административный регламент, к числу необходимых документов отнесены:
- заявление;
- паспорт;
- медицинское заключение по форме 003-В/у (в случае первоначального получения прав, открытия новой категории, замены удостоверения в связи с истечением срока действия);
- свидетельство об окончании автошколы (после обучения в автошколе);
- водительское удостоверение (при наличии).
Какие документы необходимы для получение карты водителя для тахографа — Тахокарт
Тахограф – многофункциональный прибор контроля, при помощи которого можно следить за действиями водителя, соблюдением им скорости движения на дороге и режимов труда и отдыха. Также цифровой бортовой самописец фиксирует основные показатели машины, которые, как и другие данные, сохраняются в памяти устройства.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
С введением в эксплуатацию приборов с блоком СКЗИ встал вопрос о приобретении специального чипа, при помощи которого водитель может совершать ряд основных действий с аппаратом. Без чип-карты устройство считается неисправным.
Она устанавливается в слот, когда работник отправляется в путь и вынимается после завершения рабочей смены.
Какие документы на карту водителя следует предоставить сотруднику фирмы, осуществляющей грузоперевозки и всем тем, кто недавно приобрел устройство контроля?
Чем отличаются карта водителя ЕСТР и СКЗИ?
Главное, что важно знать — каждая карта подходит только к своему типу электронного тахографа. То есть, карта водителя ЕСТР не будет работать в тахографе российского производства с блоком СКЗИ. Если быть точнее, то тахограф с блоком СКЗИ попросту не примет карту европейского образца.
Как не ошибиться в момент подачи заявления? При заказе карты нужно выяснить модель тахографа и сообщить её нам. Если уточнить марку тахографа для вас проблематично, то вы можете подъехать в нашу мастерскую, чтобы устройство посмотрели наши специалисты.
Ещё несколько важных отличий:
- Визуальные отличия. На карте водителя ЕСТР данные написаны на двух языках: русском и английском. На российской СКЗИ – только на русском. Отличается и внешнее оформление, шрифт написания;
- Пин-код. При работе с европейским тахографом пин-код не нужен. В отличие от карты СКЗИ — после того как вы загрузите карту в слот, тахограф потребует ввести защитный четырёхзначный код;
- Номер. Отличается вид серийных номеров;
- Цена. В редких случаях стоимость карты ЕСТР ниже, чем у карты СКЗИ. В основном, карточки ЕСТР дороже российских.
Карточка водителя на тахограф, где получить?
Для оформления карты водитель должен обратиться в специальную компанию, которая выдает такие карты, с заявлением, составленным в свободной форме. К заявлению необходимо приложить необходимые документы.
Заявление на оформление карты водителя должно содержать следующую информацию:
- полное имя водителя (на русском и английском языках, написание должно обязательно совпадать с водительским удостоверением);
- гражданство водителя;
- адрес места жительства;
- почтовый адрес (если он не совпадает с местом жительства);
- дату рождения водителя;
- СНИЛС;
- данные документа, удостоверяющего личность;
- данные о водительских правах (номер);
- указание страны, которая выдала водительское удостоверение;
- если карточка водителя для тахографа заменяется или истек срок ее действия – необходимо указать номер ранее выданной карты;
- личную подпись.
Ходатайство о выдаче карты водителя можно подать не только лично, но и через работодателя, можно направить по почте. К заявлению необходимо приложить фотографию водителя и копии документов, которые подтверждают информацию, указанную в заявлении, в том числе:
- копию паспорта (документа, удостоверяющего личность);
- копию прав водителя;
- копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Для чего нужна карточка водителя
Несколько лет назад, чтобы получить водительского удостоверение требовалась данная карточка. Сейчас же, дело обстоит иначе.
С 2014 года существует Постановление Правительства РФ №1097, а с сентября 2016 года был утвержден еще и административный регламент, который был утвержден приказом ГИБДД №995.
В 2018-2019 гг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1097 и Приказа№995 карточка водителя не требуется, так как в них нет упоминания об этом. Достаточно предоставить данные в ГИБДД перед сдачей экзаменов о прохождении обучения в автошколе только один раз. Поэтому, карточка далее не нужна.
В электронной базе ГИБДД есть все данные. Поэтому в случае открытия новых категорий или замене ВУ, водительская карточка также не требуется.
Какой тахограф выбрать в 2020 году?
Часто владельцы пополняют свои автопарки европейскими моделями, которые оснащены штатными контрольными устройствами на производстве. Эти тахографы прошли испытания на заводе-изготовителе в режиме опытной эксплуатации на конкретной марке автомобиля. Поэтому устройство не влияет на работоспособность иномарки, исключаются все сбои и неточности. Однако штатные европейские тахографы запрещены Приказом Минтранса № 273 и подлежат замене на российские приборы. Какой тахограф выбрать в таком случае?
В попытке выполнить все требования по части законодательства о тахографии владельцы транспорта забыли, что тахограф – не просто средство, которое следит за тем, сколько часов за рулем провел водитель. Тахограф является автокомпонентом и составной частью автомобиля, которая активно влияет на электронную систему транспортного средства.
Вопрос замены тахографов ЕСТР на тахографы с блоком СКЗИ актуален для владельцев, но процесс может обернуться серьезными проблемами. О чем идет речь?
Речь ведется о том, что после замены европейского тахографа некоторые системы автомобиля могут начать работать неправильно. Водители сталкиваются с тем, что перестает отображаться ряд параметров, появляются сбои вплоть до некорректной работы коробки передач.
Дело в том, что цифровой тахограф – это активный прибор, который передает различные команды в систему управления автомобиля. Неверные сигналы легко могут причиной неисправного поведения машины. Какой выход из этой ситуации?
- Первый шаг: не используйте б/у тахографы и приборы, неодобренные ФБУ Росавтотранс. Покупайте модель из перечня, представленного на сайте агентства в разделе «Сведения о моделях тахографов». Неудобство заключается в том, что списка соответствия тахографов и марок автомобилей не существует. По своему опыту знаем, что некоторые модели тахографов не подходят для установки на иностранные автомобили.
- Поэтому на втором шаге проконсультируйтесь со специалистами мастерской или представителями завода, где был произведен автомобиль. В мастерской вам посоветуют подходящую модель тахографа и расскажут о правилах пользования и обслуживания устройства. В дальнейшем применение этих простых правил значительно снизит риск неисправностей.
Между тем, демонтаж европейского тахографа и последующая установка тахографа с блоком СКЗИ являются внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Чтобы выполнить требование Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 нужно получить разрешение на замену тахографа, а уже потом проводить работы. Ответственным за выполнение этого требования становится сам владелец автомобиля, а не мастерская, проводившая установку.
Отличия карты водителя СКЗИ от ЕСТР
Водителю, который выполняет не только внутрироссийские, но и международные рейсы, недостаточно знать, что такое карта водителя СКЗИ, как расшифровывается эта аббревиатура и как оформлять такой чип. Для выезда за рубеж используются ТС, оборудованные тахографами европейского образца (стандарт ЕСТР). Для таких приборов нужны соответствующие карты, которые отличаются по принципу шифрования информации, а также по внешнему оформлению:
Отличается и стоимость оформления: цифровой ключ ЕСТР будет дороже (примерно 4400 рублей).
Чтобы управлять грузовиками, автобусами или микроавтобусами, оснащенными бортовыми самописцами и выполняющими рейсы внутри РФ, недостаточно действующего водительского удостоверения. Нужна еще и личная карта водителя СКЗИ, которую следует оформлять по всем правилам и не забывать заказывать перевыпуск раз в 3 года.