Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности ресоциализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После освобождения из тюрьмы заключенные имеют право на бесплатный проезд к месту жительства и обеспечение всеми необходимыми продуктами питания и денежными средствами на время поездки.
Что происходит после освобождения лиц, есть ли материальные выплаты?
Если у заключенных отсутствует одежда, то после освобождения им выдается новая, купленная на деньги из федерального бюджета. Также им могут быть выданы пособия в размере 720 рублей на покупку предметов первой необходимости. Все это должно исполняться и контролироваться администрацией учреждения, которые исполняет наказание.
Беременные женщины, женщины с малолетними детьми, несовершеннолетние до 16 лет, больные, нуждающиеся в постоянном уходе и инвалиды должны в обязательном порядке сопровождаться до места жительства родственниками или администрацией ИУ.
Люди, освободившиеся из тюрьмы, имеют полное право на трудовое и бытовое устройство. При возникновении проблемы с местом жительства (например, жилья больше нет), в ИУ начинает проводиться работа по решению данного вопроса, поиске нового места жительства и помощи в бытовом устройстве.
Существуют различные центры реабилитации для таких людей, туда из исправительных учреждений и отправляются запросы с просьбами об устройстве заключенного.
В этих просьбах также указывается дата выхода осужденного, его основные документы, наличие каких-либо профессий, умений и навыков, обстоятельства, из-за которых был получен статус БОМЖа (без определенного места жительства). Как правило, все центры идут навстречу и дают осужденным бесплатную регистрацию. Сам заключенный, зная свою ситуацию по поводу наличия жилплощади, может походатойствовать в ИУ о поиске временного жилья или же хотя бы об адресах центров помощи.
Необходимо будет отправиться туда с имеющимися документами, там окажут необходимую помощь и пропишут на жилой площади. Существует много центров, куда заселяют временно без наличия документов. В таком случае там же и помогают их восстановить, чтобы в дальнейшнем не возникло никаких проблем.
И самый банальный вариант, куда может направиться заключенный после отбывания наказания-это к ближайшим родственникам и друзьям, если таковые остались.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем освобожденным, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны. Цель надзора — предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Он не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы или жительства.
Институт административного надзора регламентирован Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 № 5364-VI. В соответствии с названным Положением административный надзор может быть установлен за некоторыми категориями освобожденных.
В ст. 2 Положения, регламентирующей эти категории, первой названы особо опасные рецидивисты. УК РФ не знает такой категории. Однако ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» содержит норму об отбывании лицами, признанных особо опасными рецидивистами в соответствии со ст. 241 УК РСФСР 1960 г., в исправительных колониях особого режима. В этих же колониях в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывают наказание лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве. Это дает основание сделать вывод, что законодатель приравнивает эти категории. Отсюда следует, что административный надзор может устанавливаться за лицами, совершившими преступления при особо опасном рецидиве.
За лицами, судимыми за тяжкие преступления или судимыми два или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания, административный надзор устанавливается в том случае, если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни. Основанием для установления надзора за этой категорией лиц является приговор суда.
Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые социальные практики совершенствования проблемы по данному вопросу — органами власти.
Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация, ресоциализация, реабилитация, помощь и поддержка.
Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных. Цель — сформировать уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повысить образовательный и культурный уровень осужденных.
Сегодня достаточно острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе. В 2022 году в учреждениях УИС России находятся 602 тысячи 176 человек. При этом штатная численность персонала УИС — 295 967 [7]. То есть на каждого заключенного приходится 0,5 сотрудника ФСИН. Именно поэтому основная цель расширения штата пенитенциарной системы — это организовать в данных учреждениях различные наиболее виды исправительно-воспитательной работы с осужденными.
Необходимость введения в штат этих учреждений высококвалифицированных специалистов в области социальной работы, также поможет принять эффективное участие в решении проблем, связанных с ростом рецидивной преступности, особенно в подростково-молодежной среде.
Проблема воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях достаточно активно разрабатывается в отечественной науке. Имеется положительный опыт воспитательной работы с осужденными в отдельных учреждениях пенитенциарной системы.
Стремительное увеличение числа заключенных несовершеннолетнего возраста требует пристального внимания к проблеме не только со стороны правоохранительных органов и воспитательных учреждений, но также и со стороны институтов социально-психологического профиля.
В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется изучению социальных причин преступного поведения (низкий уровень развития нравственного сознания молодежи, дестабилизация социальной обстановки и т.д.), одновременно с этим все более тщательно исследуется личность несовершеннолетнего правонарушителя.
Воспитательная работа является одним из основных средств исправления, которое благодаря новейшим положениям педагогики и психологии способствует в достижении наиболее значимых результатов в исправлении осужденных, изменению негативных черт личности, антисоциальных установок. Вследствие этого стремительно увеличивается спрос на различного рода профилактические и психокоррекционные программы.
Специфической и не менее острой является проблема, связанная с ресоциализацией подростков, освобождающихся из мест лишения свободы. Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ВК может иметь большое значение для решения вопроса борьбы с рецидивной преступностью, т.к. проблема адаптации молодого человека, освобожденного после отбывания наказания в ВК, к условиям нормального существования в социальной среде на свободе является основным требованием сегодняшнего времени.
Очевидно, что, проведя значимый отрезок своей жизни в месте лишения свободы, подросток либо частично утрачивает способности адаптации в той или иной сфере своей жизнедеятельности, либо «пропускает» благоприятный (сензитивный) период для нормального формирования и развития этих способностей. Развиваясь, каждый несовершеннолетний вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения. Вследствие этого, нормальное решение задач взросления подростками в колониях при ограничении социальных контактов становится затруднительным и даже невозможным.
Актуальность проблемы адаптации молодых людей в социуме после освобождения из ВК убеждает в необходимости проведения специальной предварительной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых для них условиях. Психологическая подготовка может выступать как начальным, так и завершающим этапом в процессе исправления (ресоциализации) осужденных.
Социальные условия жизни после освобождения из заключения выступают для молодого человека как новые, проблемные и требующие от него большого напряжения и выдержки, принятия правильных решений, к чему воспитанник оказывается не готов. «Неожиданности» вызывают неадекватные, часто аффективные реакции на окружающие обстоятельства. Нередко это может усугубляться неправильным отношением окружающих к бывшим осужденным. Все это вместе ведет к неправильным оценкам себя и других со стороны молодого человека, освободившегося из-под стражи, и как следствие – к неправильным действиям. Процесс адаптации к условиям нормального существования в социальной среде после отбывания наказания зависит от трех основных групп факторов.
1. Личность самого освобожденного, его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т.д.
2. Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного (наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа и удовлетворенность ею, взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, тактика работников милиции, осуществляющих надзор).
В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представлены основные индивидуально-типологические особенности несовершеннолетних, находящихся на исправлении.
Ключевые слова: воспитательная колония, воспитанники, несовершеннолетние осужденные, ресоциализация, социальная адаптация.
Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные и индивидуально-типологические особенности личностного развития. Основная цель воспитательной колонии – исправление осужденных, осуществление превентивных мер по предотвращению совершения новых преступлений освободившимися, интеграция их в общество, как законопослушных гражданин, способных успешно адаптироваться к сложным жизненных ситуациям.
Задачи воспитательной колонии состоят в организации деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в колонии; обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; предотвращение рецидивной преступности воспитанников, и повторной осужденности несовершеннолетних. Для успешного достижения целей и задач администрации колонии и ее сотрудникам необходимо создать оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную их реализацию [1].
В отечественной науке вопросом противоправного поведения подростков занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы стремящиеся найти путь к совершенствованию и самосовершенствованию личности получившее раскрытие в работах В. М. Бехтерева, П. Б. Ганушкина, С. С. Корсакова, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского и др. А так же в работе М. И. Гернета, энциклопедически изучившего нравы и традиции тюремной жизни [2].
Проблема ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных от наказания, рассматривалась в работах В.М.Анисимкова, А.М.Яковлев, В. И. Селиверстова, Н. А. Беляева, Ю.И.Бытко, Ю.А.Алферова, А. И. Васильева и др.
Для осуществления успешной ресоциализации осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы, определения возможностей сопровождения их в реабилитационных общественных и муниципальных центров на стадии подготовки воспитанников ВК к освобождению, шире привлекать к сотрудничеству с администрацией ВК представителей общественности и религиозных организаций к устройству их дальнейшей судьбы, заранее знакомя с теми воспитанниками, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, бомжи и т.д. [3].
Сегодня ресоциализация воспитанников исправительных учреждений является приоритетной задачей, которая решается на уровне государственных структур. Основными задачами работы данного учреждения являются:
•формирование нравственных отношений между осужденными;
•искоренение проявлений, унижающих человеческое достоинство осужденных;
•адаптация к нормальному существованию в обществе;
•формирование позитивных ориентаций, устранение отрицательных последствий после пребывания в воспитательных колониях, оказание постпенитенциарной помощи.
Основную группу лиц, нуждающихся в помощи, составляют освободившиеся из мест лишения свободы. В первую очередь это важно и самому обществу, чтобы эти люди вновь не стали преступниками.
Несомненно важно, чтобы в воспитательных учреждениях не принижалась индивидуальность осужденного, его человеческое достоинство и не ограничивалась свобода.
Важная сторона возвращения заключённых к нормальной жизни выражается в отношении к этим людям со стороны их социального окружения. В обществе должен быть принят принцип гуманизма, суть которого в понимании границ исполнения наказания за совершённое преступление. То есть осуждённый, отбывший наказание, не должен всю жизнь провести с клеймом преступника, которое на него поставит общество.
Со стороны общества должна быть поддержка и уважение прав этого человека. К нему должны проявлять терпимость.
На практике, в российском социуме пока не сформирован стереотип гуманного отношения к бывшим заключённым. В результате многие из них, оказавшись на свободе, чувствуют себя изгоями. Это подталкивает их вернуться к противоправной деятельности, чтобы снова оказаться в тюрьме.
Помимо социальных стереотипов важную роль в процессе социальной адаптации бывших заключённых является юридическая поддержка. Для этого служит:
- Законодательство о социальной адаптации заключённых.
- Гарантии сохранения за ними жилья, а также помощи в трудоустройстве.
- Ответственное отношение местных органов власти.
На практике в России работают не все из этих механизмов, а в некоторых случаях они не до конца проработаны и на законодательном уровне.
Использование термина
Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.
В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности. «Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.
Социальные психологи активно изучают то, как общество влияет на человека и как отдельные люди функционируют в группах, как принимают решения.
В процессе их деятельности были открыты различные социальные феномены: особенности поведения и мышления, наблюдающиеся при определенных условиях у людей, находящихся в социальных группах.
Основные социально-психологические феномены:
-
Конформизм. Это подстраивание собственного мнения под суждения окружающих, причем даже в тех случаях, когда принимаемая позиция объективно ложна. В качестве примера часто приводится эксперимент с пирамидами: белой и черной, который проводится в группе. Руководитель по очереди спрашивает каждого участника, какого цвета пирамиды. Перед экспериментом он подговаривает основную часть участников: они должны были отвечать первыми и говорить, что обе пирамиды имеют белый цвет. Остается лишь один участник, который не знает о договоренности. Он отвечает последним, после того, как услышит, что все участники сказали, что пирамиды обе белые.
Большинство людей в таких экспериментах также отвечали, что пирамиды белые, подстраиваясь под окружающих, несмотря на то, что осознавали нелогичность происходящего. - Фаворитизм. Явление, при котором человек ставит членов группы, частью которой себя считает, выше, чем всех остальных людей, руков, одствуясь системой «свой-чужой», а не объективными данными о ценности мнений и действий того или иного индивида. Например, религиозный человек, занимающий руководящий пост в компании, при отборе потенциальных кандидатов на какие-либо должности скорее выберет того, кто придерживается той же религии, что и он, поскольку считает его «своим». Также в некоторых случаях люди даже могут избегать тесного общения с «чужими», считать их врагами.
- Деиндивидуализация. Когда человек находится в толпе, его чувство индивидуальности теряется, он перестает должным образом контролировать себя и станет действовать так, как люди, окружающие его, даже совершит противоправные действия. Это так называемый «эффект толпы». Чем больше людей в толпе, тем сильнее выражен феномен.
- Огруппление мышления. Люди, включенные в социальные группы, в процессе общения с другими членами постепенно перенимают идеи и взгляды, свойственные основной их части. Это мешает членам группы разносторонне оценивать те или иные ситуации и принимать верные решения. К примеру, если несколько человек в группе уверены в эффективности одного конкретного метода работы и в неэффективности других и регулярно об этом говорят, есть вероятность, что со временем их взгляды распространятся.
-
Социальная леность. Шутки про командную работу, которые часто можно встретить в интернете, — это именно о социальной лености. Если несколько человек работают совместно, каждый из них склонен прикладывать меньше усилий, чем если бы они работали поодиночке. Если при этом в команде есть ответственный человек, на него может быть скинута основная часть работы.
Но это не работает в отношении ситуаций, когда конечная цель крайне значима для каждого участника. - Социальная фасилитация. Когда человек оказывается в окружении людей, его поведение меняется: он становится более активным, стремится быстрее дать ответ. Но эта повышенная активность хороша лишь для ситуаций, когда поставленная задача решается просто. Сложные задачи, включая те, что связаны с конфликтами, решаются медленнее, чаще совершаются ошибки.
В Общественной палате РФ вновь решили привлечь внимание власти к проблемам бывших заключенных.
Заместитель председателя комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов подготовил письмо в правительство с просьбой рассмотреть возможность создания Федеральной целевой программы по ресоциализации бывших заключенных, которая обобщила бы успешный региональный опыт.
По его словам, весь комплекс государственных мер по исполнению правосудия и ресоциализации осужденных нельзя назвать успешным, о чем свидетельствуют регулярные протестные акции заключенных. Инициатива правозащитников также нашла широкую поддержку и в Госдуме.
Дмитрий Чугунов отметил, что на сегодняшний день в стране не существует официальной комплексной программы, которая бы систематизировала социальную работу с бывшими заключенными в разных регионах.
— К сожалению, в отдельных субъектах эта работа либо ведется очень хаотично либо вообще не ведется.
При этом подавляющее большинство людей, которые отсидели длительный срок, на свободе вновь совершают тяжкие преступления просто потому, что не могут приспособиться к новым условиям жизни.
Ведь когда они садились в тюрьму, мир был совсем другим. К примеру, есть такие, кто не знает мобильных телефонов, — отметил Дмитрий Чугунов.
По словам общественника, бывшим заключенным, особенно отсидевшим в тюрьме длительный срок, очень трудно устроиться на работу. И они были бы рады остаться в знакомой и понятной для них среде, поэтому совершают очередное преступление с единственной целью — вернуться в исправительное учреждение.
Таким образом, каждое второе расследуемое преступление в стране совершается ранее судимым лицом, а численность осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления достигла 80% от их общего количества, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем освобожденным, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны. Цель надзора — предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Он не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы или жительства.
Институт административного надзора регламентирован Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 № 5364-VI. В соответствии с названным Положением административный надзор может быть установлен за некоторыми категориями освобожденных.
В ст. 2 Положения, регламентирующей эти категории, первой названы особо опасные рецидивисты. УК РФ не знает такой категории. Однако ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» содержит норму об отбывании лицами, признанных особо опасными рецидивистами в соответствии со ст. 241 УК РСФСР 1960 г., в исправительных колониях особого режима. В этих же колониях в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывают наказание лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве. Это дает основание сделать вывод, что законодатель приравнивает эти категории. Отсюда следует, что административный надзор может устанавливаться за лицами, совершившими преступления при особо опасном рецидиве.
Меры медицинской ресоциализации касаются восстановления здоровья заключённого, но не только физического. Условия тюрьмы сказываются, как на физическом состоянии человека, так и на его психо-эмоциональной стороне.
В криминальной среде немало лиц с психическими отклонениями. Нередко такие отклонения формируются у них вследствие асоциального образа жизни, злоупотребления наркотиками и алкоголем, а также множественных черепно-мозговых травм. Всё это требует работы с такими людьми различных медицинских специалистов.
Их помощь нужна и другим людям, попавшим под влияние таких криминальных элементов, так как проживание с ними в условиях тюрьмы также сказывается на здоровье.
Разработке мер по ресоциализации и выбору её стратегии предшествует комплексная диагностика существующих проблем. В результате может быть определена одна из следующих стратегий работы с заключённым:
- Профилактика.
- Коррекция.
- Диагностика.
- Реабилитация.
- Восстановление.
- Развитие.
Часто эти модели необходимо сочетать, проводя с человеком комплексную работу.
Дальнейшее развитие пенитенциарных учреждений видится в создании центров социальной реабилитации, где в условиях изоляции спецконтингента в тесном сотрудничестве с сотрудниками УИС будут трудиться представители служб социальной защиты, здравоохранения, образования, других ведомств, общественных и правозащитных организаций.
В период реформирования уголовно-исполнительной системы все большее внимание со стороны руководства ФСИН России уделяется повышению образовательного и интеллектуального уровня осужденных к лишению свободы, что, несомненно, является положительным моментом в деятельности УИС.
Большое значение для организации и проведения воспитательной работы на этапе подготовки к освобождению имеет взаимодействие исправительного учреждения с органами и учреждениями других ведомств, от которых во многом зависит решение проблем социальной адаптации освобождаемых.
Институту классификации правонарушителей в российском уголовном и исправительно-трудовом (уголовно-исполнительном) праве традиционно уделялось и уделяется большое внимание. В соответствии с исправительно-трудовым законодательством (ст. 7 ИТК РСФСР 1924 г.) впервые была осуществлена классификация осужденных по категориям и разрядам.
Первую категорию осужденных представляли лица, не принадлежавшие к классу трудящихся и совершившие преступления в силу классовых взглядов или интересов, а также принадлежавшие к классу трудящихся, но совершившие опасные преступления. Они отбывали наказание в изоляторах специального назначения. Кроме того, к первой категории относились осужденные, переведенные в указанные изоляторы в порядке дисциплинарного взыскания.
Ко второй категории осужденных были отнесены профессиональные преступники, а к третьей — все другие осужденные.
С учетом результата исправительно-трудового воздействия все осужденные к лишению свободы делились соответственно на три разряда: начальный, средний и высший.
После этапирования к месту отбывания наказания осужденные первой и второй категории определялись в начальный разряд, где осужденные первой категории находились не менее половины, а осужденные второй категории не менее одной четвертой срока лишения свободы. Осужденные к лишению свободы третьей категории могли зачисляться в любой из установленных трех разрядов. В каждом разряде осужденный должен был отбыть определенный срок, а затем он мог быть переведен в следующий разряд или оставлен в том же разряде. В соответствии со ст. 102 ИТК 1924 г. перевод из разряда в разряд зависел от успехов осужденного в «работах и занятиях, соблюдения или нарушения им установленного режима и вообще от степени оказанного на него исправительно-трудовым учреждением влияния». В среднем разряде осужденный обязан был отбывать одну треть всего срока наказания и при всех вариантах отношения его к труду и обучению — не менее шести месяцев.
Уже в первые годы советской власти в соответствии со ст. 7 ИТК РСФСР 1924 г. применение мер социальной защиты от преступных посягательств в исправительно-трудовых учреждениях было организовано по прогрессивной системе, в соответствии с которой заключенные подвергались различному режиму, для чего они распределялись но исправительно-трудовым учреждениям разных видов:
А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: 1) дома заключения, 2) исправительно-трудовые дома, 3) трудовые колонии — сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, 4) изоляторы специального назначения, 5) переходные исправительно-трудовые дома.
Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: 1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, 2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.
В. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: 1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, 2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.1
Теоретической основой классификации правонарушителей был и остается принцип дифференциации и индивидуализации наказания в ходе его назначения, исполнения и отбывания. Эта проблема исследовалась и освещалась в литературе многими учеными-правоведами (В.М. Анисим-ков, Ю.М. Антонян, А.В. Бриллиантов, В.В. Лунеев, Л.М. Прозументов, И.М. Пырков, А.А. Рябинин, Н.А. Стручков, Г.В. Хохряков, В.Е. Южанин, А.В. Шеслер и др.). Однако актуальность и значимость этой проблемы не перестают привлекать внимание исследователей.
Интерес к проблемам дифференциации и индивидуализации наказания в период проведения правовой реформы и обсуждения Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 г.) не только возрос, но и приобрел новые аспекты и направления. Высказаны различные точки зрения относительно трактовки понятия принципов дифференциации и индивидуализации наказания. Одни авторы полагают, что каждый из таких признаков может существовать самостоятельно, другие считают, что индивидуализация исполнения наказания и дифференциация применения основных средств и методов исправления осужденных являются единым специфическим принципом исправительной политики. По мнению А.А. Рябинина, дифференциация и индивидуализация наказания — это две части единого и неделимого принципа, которые в зависимости от стадии (определения основания уголовной ответственности, назначения наказания, его исполнения, освобождения от него или замены неотбытой его части более мягким наказанием) могут приобретать либо главное, либо вспомогательное значение, углубляя и усиливая друг друга. Так, на стадии исполнения наказания в виде лишения свободы начинать с индивидуализации просто нельзя, поскольку невозможно для каждого в отдельности правонарушителя создать только на него рассчитанное исправительное учреждение. Поэтому на этой стадии реализации уголовной ответственности наибольшее значение имеет ее дифференциация, с помощью которой определяются общие признаки для разделения осужденных, а затем образования классификационных групп, категорий для распределения осужденных в соответствии с законом по видам исправительных учреждений.
В России не существует ни единой системы ресоциализации бывших заключенных, ни закона, который бы контролировал эту систему. Чтобы получить помощь, осужденному нужно обратиться в центр социальной адаптации или центр занятости — там помогают всем «незащищенным группам населения», к которым относятся в том числе сироты, бездомные, наркозависимые. Бывшие заключенные могут претендовать на помощь по закону «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Они получают не специфический набор, который соответствовал бы особенностям их положения, а отдельные услуги, предназначенные для бездомных, безработных, малоимущих и инвалидов. Более того, помощь можно получить только если человек смог доказать свою принадлежность к какой-либо из этих групп.
Член Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга и участник благотворительной организации «Ночлежка» Роман Ширшов отмечает, что при разработке закона о помощи заключенным важно определить, какие категории он затронет. Нужно учитывать, какой срок был у человека — реальный или условный — сколько лет он провел в месте лишения свободы и как долго после освобождения может рассчитывать на социальную поддержку. На данный момент Ширшов в качестве варианта видит работу с нанимателями, выделение квот на рабочие места для людей с судимостью, повышение уровня образования среди осужденных, помощь по включению их в социум и увеличение открытости всей системы ФСИН.
Справка о судимости не входит в перечень документов, необходимых для устройства на работу — она нужна только для некоторых конкретных должностей. Например, с судимостью нельзя устроиться в МВД или на педагогическую работу. На практике, как рассказывает Роман Ширшов, эту справку требуют даже при поиске грузчика. По закону, в таком случае можно обратиться в суд с заявлением о дискриминации. Ширшов считает, что с этим можно бороться, если работать с компаниями: проводить тренинги и лекции, организовывать встречи осужденных и работодателей.
«Квоты могут быть невыгодны компаниям, потому что осужденные часто нарушают дисциплину; у рецидивистов проблемы ー алкогольная и наркотическая зависимость. Также у них меняется отношение к работе, они частично теряют способность самостоятельно принимать решения», ー говорит Ксения Рунова, исследовательница пенитенциарной системы.