Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 207 НК РФ. Налогоплательщики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Налоговое резидентство
Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».
Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.
Также могут использоваться следующие критерии:
- недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
- наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
- гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
Подтверждение статуса налогового резидента РФ
Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.
Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:
-
сведения из табеля учета рабочего времени;
-
копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
-
данные миграционных карт;
-
документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.
Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ
Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.
В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.
Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.
В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.
Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ
На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст.
224 НК РФ).
Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.
Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.
Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.
Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):
- миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
- справки с места работы (в том числе с предыдущего);
- приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
- авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
- справка, полученная по месту проживания в РФ;
- договор с медицинским (образовательным) учреждением;
- справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).
Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.
Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).
Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ).
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.
Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.
Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:
- либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
- либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.
Какие налоги платят налоговые резиденты и нерезиденты РФ
Из самого определения становится понятно, что налоговый резидент Российской Федерации обязан подавать декларацию на прибыль и платить налоги по Законам РФ. Однако мало кто понимает, что, потеряв статус налогового резидента РФ, обязательства по налогам в некоторых случаях сохраняются.
НДФЛ для резидентов на прибыль от источников за рубежом и в РФ начисляются по следующей схеме:
- 13% на доход до 5 млн. рублей.
- 15% или 650 тысяч рублей на прибыль, которая за год превышает 5 млн. рублей.
НДФЛ для нерезидентов РФ начисляется только с доходов от источников, расположенных на территории России. При этом налоговые вычеты для нерезидентов НЕ положены:
- 30% – ставка для всех видов дохода с источником в России;
- 15% – на дивиденды от российских компаний.
Особенности трактовки термина налоговый резидент
Прежде всего, не нужно путать гражданство с налоговым резиденством. Гражданином России считается субъект, имеющий прочную правовую связь со страной, проявляющуюся в исполнении обязанностей и обладанием правами, предусмотренными действующим законодательством.
Налоговый резидент — более емкое понятие. Принадлежность к определенному статусу влияет на следующие моменты:
- применение полной или неполной налоговой обязанности;
- возможность освобождения от оплаты государственных сборов;
- налоговый вычет;
- исключение двойного налогообложения.
В чем разница между резидентом и нерезидентом
Что произойдет, если человек утратит статус налогового резидента РФ?
- Он будет платить НДФЛ (налог на доходы физических лиц) по более высокой ставке — 30% вместо 13%. (Это — общее правило, из него есть исключения).
- Нерезидент потеряет возможность получать от российского государства налоговые вычеты.
- С другой стороны, такой человек станет платить в бюджет РФ налоги только с тех доходов, которые получает внутри России. Налоги со своих заграничных заработков ему платить не придется. Все платежи он будет совершать в местный бюджет в соответствии с местным законодательством.
- Нерезиденту не нужно предоставлять в налоговую инспекцию РФ сведения об открытии счетов в зарубежных банках (резиденты обязаны это делать).
А теперь раскроем особенности налогообложения нерезидентов более подробно.
Как избежать двойного налогооблажения
Но не получится ли так, что россиянин, проживающий за рубежом, будет платить налоги сразу в двух странах? Это зависит от места, в котором он находится в данный момент.
У России подписаны договоры об избежании двойного налогообложения с 84 государствами мира. Это значит: если человек заплатил налоги с доходов в одной стране, то он не будет их платить в другой. В каких-то странах приезжие россияне полностью освобождаются от внесения налогов, в других им предоставляется вычет. Гражданину РФ в соответствии с местным законодательством насчитывается определенная сумма налогов. Однако при оплате из этой суммы будут вычтены платежи, которые он уже внес в бюджет своей родины.
Впрочем, на планете есть и такие государства, с которыми у России нет договоров об избежании двойного налогообложения. К ним относятся, например, Голландия и Грузия. Если наши соотечественники уехали в такие страны, то им, возможно, с одних и тех же доходов придется пополнять бюджеты сразу двух стран.
Каким образом осуществляется подсчет количества дней пребывания на территории страны
При осуществлении этой операции могут возникнуть такие вопросы, как:
- Составляют ли 12 месяцев календарный год?
- Срок в 12 месяцев – календарный?
Касаемо 1-го вопроса следует принять во внимание рекомендации контролирующих органов. Многочисленные разъяснения Министерства финансов указывают, что основное условие для получения статуса – непрерывное следование периода, определенного в 12 месяцев. Календарный он или нет, никакого значения не имеет.
К примеру, для определения статуса на 1 сентября следует принимать во внимание период с 31 августа года предыдущего по 31 августа года текущего (обе даты включаются).
Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что подобных требований налоговым законодательством не предусмотрено.
Решив вопрос с 12-ю месяцами, следует переходить к подсчету количества дней нахождения в России. Здесь также возникает несколько вопросов:
- Последовательные ли это дни?
- Считаются ли дни фактического прибытия и отбытия?
Отвечая на 1-й вопрос, следует отметить, что законом таких условий не установлено. Указанный период может быть прерван на небольшой срок, не превышающий полугода, когда лицо выезжает заграницу для:
- лечения;
- учебы;
- отдыха;
- выполнения трудовых функций (командировка).
Применяются ли налоговые вычеты для нерезидентов
Для нерезидентов налоговые вычеты не применяются. Важно заметить, что вычеты не вправе применять и те физлица — нерезиденты, по которым установлена ставка НДФЛ 13%.
Иностранец получает право на налоговый вычет только в том случае, если он приобретает статус налогового резидента. Пример.
Начиная с 2019 года нерезиденты при продаже недвижимости, находящейся в собственности более минимального предельного срока (3 или 5 лет), могут не платить НДФЛ, как и резиденты
Освобождение от налога (ст. 217.1 НК) при продаже имущества не следует путать с имущественным вычетом (ст. 220 НК).
Так, если нерезидент (как до 2019 года, так и после 2019 года) получил доход от продажи недвижимости, находящейся в собственности менее трех или пяти лет, то такой доход облагается НДФЛ по ставке 30%. В данном случае продавец не вправе применить имущественный вычет, а также уменьшить доход от продажи имущества на расходы, связанные с его приобретением.
Доначисление НДФЛ нерезидентам
Утрата статуса налогового резидента влечет не только повышение ставки НДФЛ на будущее время, но и перерасчет в сторону увеличения уже уплаченных за текущий календарный год сумм НДФЛ. И если работодатель платил НДФЛ за своего работника с начала года по ставке 13%, то при утрате налогового резидентства работодатель должен доначислить и доплатить за работника налог с начала года по ставке 30%.
Дело в том, что НДФЛ рассчитывают на дату получения дохода нарастающим итогом с начала календарного года с зачетом ранее удержанных сумм (п. 2 ст. 226 НК РФ). Поэтому если работник был за границей более 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд, то работодатель должен пересчитать НДФЛ с начала года по повышенной ставке и удержать/перечислить в бюджет с такого работника недоплаченный НДФЛ.
Какие отличия в налогах компании резидента и нерезидента
Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.
Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.
В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)
Статус юридического лица | Ставка, % | Дивиденды, % |
Компания-налоговый резидент РФ | 20 | 9 |
Компания-нерезидент РФ | 30 | 15 |
При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.
В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.
Преимущества налоговых резидентов
- Ставка налога на доходы физических лиц для налоговых резидентов составляет 13% (а не 30% как у нерезидентов). При выплате дохода именно такой процент будет удержан с начисленного дохода физическому лицу.
- При продаже имущества ставка налога с полученных средств налоговыми резидентами составит 13% или вообще не будет облагаться налогом при длительном периоде владения этим имуществом (у нерезидентов, ставка составит 30% и не важно, сколько времени данное имущество находилось в собственности этого физического лица)
- Только налоговые резиденты имеют право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц