Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная зарплата с 01.06.2022 по регионам России: таблица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кто, как не государство, может обеспечить трудовые права граждан? Ну или, по крайней мере, регламентировать минимум оплаты труда. Не реже одного раза в год Правительство РФ утверждает Постановление с новой цифрой МРОТа.
О минимальной зарплате в городе Москва
Основана величина на прожиточном минимуме, то есть на минимальной сумме, необходимой человеку на месяц жизни в РФ. Ведь нельзя получать меньше, чем задано тратить. Такое правило сформулировано в ст. 133 ТК РФ. Также работодатель не имеет права платить сотрудникам меньше МРОТа. За это он может быть привлечён к ответственности:
- либо к административному штрафу по статье 5.27 КоАП РФ;
- либо к году тюрьму по статье 145. 1 УК РФ.
МРОТ – единая величина для всей России, и она не меняется в регионах. Там устанавливается другой показатель — минимальная зарплата. Для решения этого вопроса собирается трёхсторонняя комиссия, в которой присутствуют представители от власти, работодателей и профсоюзов. В Москве трёхсторонняя комиссия работает на основании Закона «О соцпартнёрстве» от 11 ноября 2009 за N 4.
Принятое Соглашение о новой тарификации обязательно публикуется в газете «Тверская, 13» или в журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы». У работодателя есть 30 дней, чтобы аргументировать своё нежелание присоединяться к новым правилам. Так указано в Трудовом Кодексе. Однако, на деле московская минимальная зарплата – тот же МРОТ, т.к. также привязан к прожиточному минимуму, только к столичному. Соответственно, платить меньше минимальной зарплаты нельзя, за это грозит ответственность.
Во многих субъектах РФ также действует региональный МРОТ. Его устанавливают в зависимости от экономической эффективности и особенностей географического расположения, например сурового климата. Для этого нужно заключить трёхстороннее соглашение между местным правительством, региональным Союзом профсоюзов и Союзом работодателей. МРОТ в регионе не может быть меньше общероссийского показателя.
На региональный размер МРОТ по умолчанию должны ориентироваться все работодатели региона. Но если компания не может выплачивать сотрудникам зарплаты выше минимальной, в течение 30 календарных дней после официальной публикации трёхстороннего соглашения в местный комитет по труду и занятости нужно направить письменный отказ от присоединения к региональному МРОТ. На это должны быть серьёзные причины, например чрезвычайная ситуация.
Размер с 1 января 2023 года
Минтруд уже анонсировал рост «минималки». Произойдет это с началом нового года, 01.01.2023. Новый параметр составит 16,24 тысячи рублей. Новшество поддержали, внесли на рассмотрение в Думу. Одновременно будет увеличен прожиточный минимум. Он достигнет размера 14,38 тысячи в национальной валюте, рублях.
Если вспомнить ситуацию начала 2022 года, то тогда «минималка» была на уровне 13,89 тысячи. Затем, в связи с решением правительства, с 01.06.2022 МРОТ вырос почти на 1,5 тысячи рублей.
А теперь перейдем непосредственно к цифрам:
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) | Обоснование |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 31 | 16 242 | Соглашение правительства Белгородской области, Союза «Белгородское областное объединение организаций профсоюзов», Союза промышленников и предпринимателей Белгородской области от 17.12.2019 № 43; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Брянская область | 32 | 16 242 | Региональное соглашение Правительства Брянской области, Федерации профсоюзов Брянской области, Объединения работодателей Брянской области от 24.12.2021; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Владимирская область | 33 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Воронежская область | 36 | 16 242 | Соглашение правительства Воронежской области, объединений профсоюзов Воронежской области, регионального объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области» от 13.12.2019; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ивановская область | 37 | 16 242 | Региональное соглашение правительства Ивановской области, Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области от 23.01.2020 № 1-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Калужская область | 40 | 16 242 | Соглашение правительства Калужской области, территориального союза организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Калужской области» от 10.09.2019, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Костромская область | 44 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Курская область | 46 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Липецкая область | 48 | 16 242 | Региональное соглашение администрации Липецкой области, ФП Липецкой области от 21.12.2020; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, Дополнительное соглашение к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2021-2023 годы от 23.12.2021; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Москва | 77 | 16 242 | Московское трехстороннее соглашение на 2022-2024 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Московская область | 50 | 16 242 | Соглашение Правительства Московской области, Московского областного объединения организаций профсоюзов, Объединений работодателей Московской области от 23.12.2021 № 201; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Орловская область | 57 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Рязанская область | 62 | 16 242 | Региональное соглашение Правительства Рязанской области, Рязанского областного союза организаций профсоюзов от 28.12.2021 № 133-1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Смоленская область | 67 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Тверская область | 69 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Тульская область | 71 | 16 242 | Региональное соглашение Правительства Тульской области от 16.12.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ярославская область | 76 | 16 242 | Региональное соглашение правительства Ярославской области, Ассоциации «Экономический совет Ярославской области (Объединение работодателей Ярославской области)», Союза «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» от 29.01.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Северо-Западный федеральный округ | |||
Архангельская область | 29 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Вологодская область | 35 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Калининградская область | 39 | 16 242 | Региональное соглашение Правительства Калининградской области, Территориальных организаций профсоюзов Калин��нградской области, Объединения работодателей Калининградской области от 30.11.2021; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 | Региональное соглашение Правительства Ленинградской области от 28.01.2022 № 3/С-22; дополнительное соглашение Государственных органов и (или) других субъектов права от 31.05.2022; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Мурманская область | 51 | 16 242 | Соглашение между правительством области, Областным советом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области на 2019–2021 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в области в месяц, но не ниже МРОТ 16 242 | Региональное соглашение правительства Новгородской области, регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» от 02.11.2020; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Псковская область | 60 | 16 242 | Региональное соглашение Администрации Псковской области, Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов», Регионального союза промышленников и предпринимателей Псковской области от 13.12.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Карелия | 10 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Коми | 11 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Санкт-Петербург | 78 | 16 242 | Соглашение правительства Санкт-Петербурга, общественной организации Межрегионального Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединения организаций профсоюзов «Ленинградская федерация профсоюзов», регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» от 01.12.2021; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Южный федеральный округ | |||
Астраханская область | 30 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже МРОТ 16 242 | Региональное соглашение Администрации Волгоградской области, Волгоградского областного совета профсоюзов, Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области» от 16.12.2021 № С-1018/21, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Краснодарский край | 23 | Величина в размере 1,05 МРОТ без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат | Решение о Региональном соглашении о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2022 — 2024 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ростовская область | 61 | 16 242
1,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы |
Соглашение правительства Ростовской области, Союза работодателей Ростовской области, Федерации профсоюзов Ростовской области от 21.11.2019 № 13; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Крым | 91 | 16 242 | Республиканское соглашение между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2022 — 2024 годы, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Севастополь | 92 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |||
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242
Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже МРОТ |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 07.07.2020 № 1; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 242 | Региональное соглашение Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2020; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ставропольский край | 26 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Чеченская Р��спублика | 20 | 16 242 | Соглашение Правительства Чеченской Республики, Республиканского объединения работодателей, Государственных органов и (или) других субъектов права от 14.12.2021 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Приволжский федеральный округ | |||
Кировская область | 43 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Нижегородская область | 52 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Оренбургская область | 56 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Пензенская область | 58 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Соглашение Правительства Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан от 24.12.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 | Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и Республиканским объединением работодателей на 2019–2021 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Татарстан | 16 | 16 242 | Соглашение Федерации профсоюзов Республики Татарстан, Координационного совета объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2021 № 1100-с ; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Самарская область | 63 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Саратовская область | 64 | 16 242 | Соглашение Правительства Саратовской области от 15.10.2021; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Пермский край | 59 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 Плюс районный коэффициент | Региональное соглашение Правительства Удмуртской Республики, Федерации профсоюзов Удмуртской Республики, Объединения работодателей Удмуртской Республики от 31.01.2022 № АБ-01-85/2, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ульяновская область | 73 | 16 242 | Региональное соглашение Областного союза «Федерация профсоюзов Ульяновской области», Правительства Ульяновской области от 26.11.2021 № 107-ДП; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 45 | 16 242Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки | Трехстороннее соглашение правительства Курганской области, Курганского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», Федерации профсоюзов Курганской области от 22.01.2020 № 1/20; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Свердловская область | 66 | 16 242 с учетом районного коэффициента | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Тюменская область | 72 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Региональное соглашение правительства Тюменской области, Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов», регионального объединения работодателей «Союз работодателей Тюменской области» от 15.11.2019, Дополнительное соглашение Правительства Тюменской области, Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов «Тюменский областной совет профессиональных союзов», Регионального объединения работодателей Союз работодателей Тюменской области» от 23.12.2021 № 3; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 06.12.2019 № 670-рп; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Челябинская область | 74 | 16 242
Плюс районный коэффициент |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год |
Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Сибирский федеральный округ | |||
Алтайский край | 22 | 16 242 | Региональное соглашение правительства Алтайского края, Алтайского краево��о союза организаций профсоюзов от 25.11.2021 № 142-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Иркутская область | 38 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения области на текущий год с начислением районного коэффициента 1,3 | Региональное соглашение Кемеровского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Кузбасса», правительства Кемеровской области — Кузбасса, работодателей Кемеровской области от 07.10.2021 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Красноярский край | 24 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Новосибирская область | 54 | 16 242Плюс районный коэффициент | Региональное соглашение правительства Новосибирской области, Федерации профсоюзов Новосибирской области от 03.12.2019 № 5/2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Омская область | 55 | 16 242
Плюс районный коэффициент 1,15 |
Региональное соглашение Правительства Омской области, Омского областного союза организаций профсоюзов «Федерация Омских профсоюзов», Союза «Омское региональное объединение работодателей» от 16.12.2021 № 65-РС; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 | Региональное соглашение Объединения организаций профсоюзов Республики Алтай, Регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Республике Алтай, Правительства Республики Алтай от 26.04.2021; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Тыва | 17 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Хакасия | 19 | 16 242Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки | Соглашение Правительства Республики Хакасия, Хакасского республиканского союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Хакасия», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Хакасия» от 27.12.2021 № 61-д, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Томская область | 70 | 16 242 | Соглашение о социальном партнерстве между администрацией Томской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Томской области», объединениями работодателей Томской области на 2020—2022 годы; региональное соглашение администрации Томской области, Объединения работодателей Томской области от 19.12.2019; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Амурская область | 28 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Забайкальский край | 75 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Камчатский край | 41 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Региональное соглашение Правительства Камчатского края, Федерации профсоюзов Камчатки, Объединения работодателей Камчатского края от 22.12.2021, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Приморский край | 25 | 16 242 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Магаданская область | 49 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Соглашение Правительства Магаданской области, Некоммерческой организации «Региональное объединение работодателей Магаданской области», Магаданского областного союза организаций профсоюзов от 16.07.2021 № 3; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Бурятия | 03 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Региональное соглашение Правительства Республики Саха (Якутия), Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), Союза товаропроизводителей Республики Саха (Якутия) от 30.04.2020; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Сахалинская область | 65 | 16 242
Не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным закономПлюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Соглашение Правительства Сахалинской области, Сахалинского областного союза организаций профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей Сахалинской области от 13.12.2021; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Хабаровский край | 27 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
Соглашение между союзом «Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2020 — 2022 годы, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242
Плюс районные коэффициенты и процентные надбавки |
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ; п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 |
МРОТ (минимальный размер оплаты труда) c 1 января 2021 года
В Госдуму внесен проект об изменении методики расчета МРОТ. Текущий вариант предусматривает, что с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране за II квартал предыдущего года. Такая система существует последние два года — с 1 января 2021 года.
Если исходить из этой логики расчета, то на 2021 год величина МРОТ должна быть 12 392 руб. И это подтверждается Приказом Минтруда от 28.08.2020 № 542н.
Однако в проекте закона, который пока рассматривается в первом чтении, предлагается более высокий размер МРОТ в 2021 году — 12 792 руб. Видимо, инициатива связана с последствиями затянувшейся пандемии.
Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.
В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.
При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.
Соглашением, которое заключено между Правительством МО, представителями профсоюзного объединения и работодателей, установлен МРОТ в Московской области с 1 января 2021 года — 14 200 рублей. Этот показатель больше общефедерального (12 130 руб.), но меньше показателя МРОТ в Москве — 20 195 рубль.
Действие документа распространяется на работодателей любой организационно-правовой формы и видов собственности, кроме организаций, которые получают финансирование из федерального бюджета.
Минимальная зарплата в Московской области в 2021 году обеспечивается:
- бюджетом Московской области для тех предприятий, которые получают финансирование из него, а также доходов, полученных от коммерческой деятельности;
- средствами местных бюджетов для организаций и предприятий, которые состоят на финансировании местными бюджетами, а также прибылью от предпринимательской и иных видов деятельности;
- за счет собственных средств частного бизнеса.
Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».
Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
Подробности
Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года не может быть ниже 20 195 рублей. Поэтому компаниям, находящимся в МСК, нельзя платить сотрудникам меньше этой суммы.
Заметим, что московский МРОТ, применяемый с 1 января 2021 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат:
- за работу во вредной вреде и опасных условиях;
- совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
- ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.
Иными словами, за сверхурочную работу, нужно платить сверх московского МРОТ. Такой порядок следует из пункта 3.1.3 Трехстороннего соглашения. С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.
Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.
За зарплату ниже МРОТ без надлежащего обоснования вменяют штрафы. Компании, если нарушение первое, грозит штраф от 30 000 – до 50 000 руб. Если нарушение повторное – от 50 000 до 70 000 руб. Для должностного лица санкции соответственно: штраф от 1000 до 5000 руб. и от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. В отношении предпринимателя действуют те же нормы, что и для должностного лица, только к ИП не может быть применена дисквалификация (п. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
МРОТ на 2022 год в Московской области
Показатель оказывает значимое влияние на различные параметры жизни граждан государства. С его помощью формируются размеры зарплат, пособий, налогов и т.д.
Новый МРОТ повлияет на заработок граждан, которые официально трудоустроены. Суть в том, что зарплата не должна быть ниже фиксированного показателя при условии, что сотрудник выполнил свою работу, соблюдая график.
Если зарплата сотрудника не соответствует нормам, то ее необходимо повысить. Работодатель может выбрать удобный способ:
- Поднять сумму оклада до установленной базовой планки. Нужно дополнить трудовой договор соответствующим соглашением.
- Выписать работнику премиальные выплаты. Если премии прописаны в трудовом договоре, то не нужно будет заниматься составлением дополнительного соглашения. Можно просто выписывать поощрения с помощью приказа руководства. Существует альтернативный вариант: составление локального нормативного акта, в нем будут прописаны основные нормы по формированию и выдаче премий.
- Утвердить компенсационную часть за специфические рабочие условия. Ее можно прописать в тексте трудового договора. Удобную схему расчета наниматель определяет самостоятельно.
Если в государстве увеличился МРОТ, а сотруднику не изменили зарплату, учитывая новое минимальное значение, то нанимателю придется провести перерасчет и выдать разницу, которая накопилась за все время со дня повышения показателя. Кроме этого, работник имеет право запросить компенсацию за задержку. Определить ее сумму можно самостоятельно, для этого нужно внести данные в графы особого калькулятора, который функционирует в автоматическом режиме.
Для начисления больничных средний заработок сотрудника должен соответствовать МРОТ. Т.е. не меньше 447,68 руб. (расчет: 13 617 руб. х 24 месяца : 730 дней). На новый минимум следует ориентироваться, если работник уйдет на больничный в следующем году.
Если сотрудник заболел в 2021, а вернулся к выполнению рабочих обязанностей в 2022, стоит ориентироваться на старый МРОТ – 12 792 руб.
Соглашение о Минимальной заработной плате в Московской области с 01.01.2022 года
Показатели ПМ могут быть пересмотрены. Дело в том, что на уровне Российской Федерации прожиточный минимум также утвержден еще 30 июня постановлением Правительства РФ №1070. В нем указаны следующие значения:
- на душу населения — 11 950 рублей;
- для трудоспособных граждан — 13 026 рублей;
- для детей — 11 592 рубля;
- для пенсионеров — 10 277 рублей.
Однако в ноябре президент Владимир Путин предложил пересмотреть эти уже утвержденные показатели, так как уровень итоговой инфляции за год превысит прогнозируемый (это уже понятно по текущим значениям инфляции). Он предложил повысить ПМ 12 654 рублей в расчете на душу населения, другие показатели соответственно тоже повысятся. Эти поправки в закон о бюджете уже одобрены Госдумой в первом чтении.
Поэтому некоторые регионы выразили намерение пересмотреть собственные ПМ.
Фактически минимальная пенсия в Московской области в 2022 году будет равна 12 146 рублям. В законе такого понятия нет, но есть правило, в соответствии с которым пенсия не может быть ниже регионального прожиточного минимума, определенного специально для пенсионеров.
Поэтому минимальная пенсия в Московской области с 1 января 2022 года равна 12 146 рублям, если правительство Московской области не пересмотрит уже утвержденный на следующий год показатель. Если пенсия со всеми доплатами меньше регионального ПМ для пенсионера гражданину нужно обратиться с пакетом подтверждающих документов в отдел соцзащиты для назначения доплаты. Автоматически эта надбавка не назначается, только на основании письменного заявления заинтересованного гражданина при подтверждении уровня дохода документально.
Регионы не обязаны устанавливать собственные минимаки, но вправе это сделать. Для утверждения МРОТ на местном уровне нужно достижение трехстороннего соглашения, где три стороны это — работодатели, работники в лице профсоюзов и местные власти. Если местный МРОТ не установлен, применяется федеральный, и местный МРОТ не имеет силы для работодателей, финансируемых государством (федеральные органы власти, учреждения и т.д.). Местный МРОТ не может быть ниже федерального. Соглашение власти обязаны опубликовать официально, после этого у работодателей есть 30 календарных дней для отказа (письменного и мотивированного), в противном случае придется применять МРОТ.
Минимальная оплата труда (МРОТ) с 1 января 2022 года в Московской области равна 15 500 рублям на основании соглашения от 20.07.2021г. №64.
Федеральный закон о МРОТ (№ФЗ-82 от 19.06.2000г.) в первой же своей статье устанавливает следующее:
- показатель на следующий год устанавливается в году текущем;
- с этой целью издается отдельный федеральный закон, он вносит изменения в ФЗ-82;
- основанием для этого являются данные Росстата о медианной заработной плате;
- МРОТ составляет 42% от медианного заработка;
- проект закона о корректировке МРОТ подлежит обсуждению с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
- МРОТ на следующий год не может быть ниже соответствующего ПМ и МРОТ текущего года.
Таким образом, МРОТ – это показатель, закрепленный в законе, который не устанавливаться ниже ПМ (эта норма есть и в Трудовом кодексе РФ). Выше ПМ минималка может быть.
МРОТ в 2022 году с 1 января увеличился.
Владимир Путин предложил увеличить минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в России в 2022 году на 8,6 процента. Так, МРОТ вырастет до 13 890 рублей, а прожиточный минимум — до 12 654 рублей. «В проекте федерального бюджета на будущий год сейчас заложена индексация прожиточного минимума на 2,5 процента. Конечно, этого недостаточно, потому что такие параметры значительно отстают от уровня текущей инфляции, которая ускорилась за последние месяцы», — пояснил президент на совещании по социальным вопросам. 24 ноября Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в 2022 году до 13 890 рублей в месяц.
МРОТ в Москве и Московской области в 2022 году
Российские субъекты вправе устанавливать свой МРОТ (но не ниже федерального размера) с учетом социально-экономической ситуации и прожиточного минимума, сложившихся в конкретном регионе (ст. 133.1 ТК РФ). Действующее значение МРОТ применяется при расчете различных социальных пособий и определяет предел, ниже которого не может устанавливаться заработная плата. Рассмотрим подробнее минимальную зарплату в Москве и МРОТ по Московской области в 2022 году.
МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на федеральном уровне ежегодно устанавливается российским Правительством. Он находится в прямой зависимости от величины прожиточного минимума (для трудоспособного населения), который был отмечен в РФ во втором квартале предыдущего года. В 2022 году всероссийский МРОТ составляет 11280 рублей.
Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате
Трехстороннее согласие принимается не только на уровне субъекта РФ, но и на уровне отдельных его районов. Например, согласно Соглашению по Мытищинскому району Московской области установлен собственный МРОТ в размере 12,5 тыс. руб. для предприятий бюджетной сферы и 16 250 рублей для внебюджетных организаций и предпринимателей.
Если работодатель принимает решение об отказе в присоединении к трехстороннему региональному договору о заработной плате, руководитель местного органа власти по труду и занятости населения обязан пригласить его на встречу с участниками комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, для проведения консультаций и формирования предложений по способам повышения зарплаты работников до размера областного минимума оплаты труда. Документы об отказе работодателя от соглашения и результатах проведения консультаций направляются в областную государственную инспекцию труда.
Минимальный размер оплаты труда в Москве увеличивается
Стороны обязуются:
5.1. Содействовать развитию предоставления организациями социальных услуг.
5.2. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города Москвы.
5.3. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей.
5.4. Обеспечивать условия для участия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в массовых культурных и спортивных мероприятиях в городе Москве.
Правительство и Профсоюзы обязуются:
5.5. Организовывать новогодние представления в дни зимних школьных каникул для детей.
Правительство обязуется:
5.6. Предусматривать средства на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии отдельным категориям работающих пенсионеров.
5.7. Предусматривать предоставление бесплатных санаторно-курортных путевок льготным категориям граждан, установленным правовыми актами города Москвы.
5.8. Предусматривать средства на предоставление обучающимся по очной форме обучения по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ординатуре, адъюнктуре) мер социальной поддержки по оплате проезда в транспорте общего пользования в городе Москве в порядке, установленном Правительством Москвы.
5.9. Предусматривать в рамках проведения оздоровительной кампании приобретение путевок для представителей студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5.10. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей, обучающихся в образовательных организациях города Москвы, в каникулярный период по установленным сертификатам на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
Работодатели обязуются:
5.11. Направлять информацию о приеме на работу пенсионеров органам социальной защиты населения города Москвы по месту нахождения работодателя или по месту жительства работника-пенсионера в городе Москве в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия работодателем локального правового акта о принятии на работу работника-пенсионера.
Стороны обязуются:
6.1. Проводить согласованную политику в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
6.2. Проводить совместную работу в организациях по укреплению действующих и созданию новых объединений работодателей и первичных профсоюзных организаций.
6.3. Содействовать разработке мер организационного и экономического стимулирования вступления работодателей в объединения работодателей.
6.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях.
6.5. Проводить взаимные консультации по разработке и реализации нормативных правовых актов города Москвы по социально-трудовым отношениям и связанным с ними экономическим отношениям.
6.6. Информировать друг друга в письменной форме о принимаемых решениях и нормативных правовых актах города Москвы по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
6.7. Оказывать содействие организациям в пределах полномочий в пропаганде трудового законодательства в средствах массовой информации.
6.8. Содействовать созданию комиссий по трудовым спорам в городе Москве в целях досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров.
6.9. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров. В случае их возникновения обращаться в учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и выполнять его решения.
6.10. Направлять в учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» информацию о коллективных трудовых спорах и массовых нарушениях трудовых прав работников для оказания содействия в их урегулировании, систематизации и проведения аналитической работы в целях предотвращения указанных ситуаций.
6.11. Размещать в организациях информацию с указанием органов и организаций, занимающихся урегулированием трудовых споров.
6.12. Содействовать созданию молодежных советов или советов молодых специалистов в организациях.
6.13. Продолжить работу по обучению представителей Сторон по вопросам правового обеспечения, договорного регулирования социально-трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений, основам организации взаимодействия сторон социального партнерства в рамках реализации планов развития города Москвы.
Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года не может быть ниже 20 589 рублей. Поэтому компаниям, находящимся в МСК, нельзя платить сотрудникам меньше этой суммы.
Заметим, что московский МРОТ, применяемый с 1 января 2021 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты. За исключением выплат:
- за работу во вредной среде и в опасных условиях;
- совмещение профессий (должностей), расширение ��он обслуживания, увеличение объема работы;
- ночную и сверхурочную работу;
- труд в выходные и праздники.
Иными словами, за сверхурочную работу нужно платить сверх московского МРОТ. Такой порядок следует из пункта 3.1.3 Трехстороннего соглашения на 2019-2021 годы от 19.09.2018.
С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть, на руки по факту человек может получить и меньше минимальной оплаты труда в Москве.
Сумма 20 589 рублей получается из значений столичного прожиточного минимума за 2 и 3 квартал.
МРОТ (минимальная заработная плата) в Москве с 1 января 2021 года
Правительство Москвы приняло постановление №1351-ПП от 25.08.20, которым повысило в городе федерального значения региональный размер оплаты труда (МРОТ) до 20 361 рубля. Региональная минимальная зарплата действует в столице на основании Московского трехстороннего соглашения на 2019–2021 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (утв. постановлением правительства Москвы №77-1094 от 01.10.18). Ее размер привязан к прожиточному минимуму трудоспособного населения за 2 квартал предыдущего года. И когда увеличивается прожиточный минимум, «минималка» тоже растет. В этот раз повышение составило всего 166 рублей.
В соответствии с постановлением правительства Москвы №1351-ПП от 25.08.20 прожиточный минимум трудоспособного населения за II квартал 2020 года составил 20 361 рубль. Документ официально опубликован и вступит в силу 6 сентября в соответствии с нормами статьи 20 закона г. Москвы №25 от 08.07.09. На его основании было принято решение об увеличении МРОТ, поскольку если вырос прожиточный минимум, то должна подрасти и минимальная заработная плата. Напротив, если этот показатель снизится, размер «минималки» сохраняется на прежнем уровне.
Сравнение размеров минимальной и средней зарплат
Для сравнения берется средняя номинально начисленная зарплата и минимальная в Москве и Московской области. Причем размер максимальной будет значительно выше средней. Обе границы расчетов, средняя и минимальная — реальные цифры, получаемые москвичами за выполненный труд.
По сообщению пресс-службы московского департамента финансов, средняя зарплата в Москве по итогам 2020 года превысила 95 тыс. руб. Каждый год рост средней номинальной заработной платы составляет 6-7%. Рост на 14% зафиксирован в области оказания социальных услуг и в здравоохранительной сфере.
По ожиданию московских властей, рост средней зарплаты в столице в 2021 году продолжится. Увеличение оплаты труда на 6-9% запланировано в социально-экономическом развитии города. Показатели средней зарплаты официально зарегистрированы Мосстатом. Средняя зарплата в Московской области находится на уровне 55 тыс. руб.
Изменения МРОТ в Москве с 1 января 2021 года
С 1 января 2021 года все сотрудники, которые первый раз в жизни устраиваются на работу, будут получать только электронную трудовую книжку. Остальные должны сделать выбор до конца этого месяца. Можно либо оставить бумажную версию, либо перейти на электронную.
— Второе важное изменение коснётся удалённых сотрудников. С 1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, которые регулируют дистанционную работу. В пандемию появился ряд проблем. Например, не было механизмов электронного взаимодействия сотрудника и работодателя. Поправки дают право проводить как постоянный, так и временный (до шести месяцев) перевод на дистанционный труд. К тому же можно использовать смешанный вариант, — рассказал председатель комиссии по социально-трудовым спорам Московского отделения Ассоциации юристов России Павел Андреев.
Здесь важно отметить, что работодатель в случае чрезвычайных ситуаций получит право переводить сотрудников на удалёнку без их согласия. Как пояснил эксперт Moscow Digital School Павел Лавренков, это положение распространяется и на эпидемии. Правда, работодатель должен обеспечить сотрудников всем необходимым оборудованием. Более того, в законе чётко указывается, что перевод на удалённую работу не может быть основанием для понижения зарплаты. Правила увольнения тоже станут понятнее. Если сотрудник не выходит на связь более двух дней, то работодатель сможет расторгнуть с ним трудовой договор.
Как пояснил старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников, по сути увольнять удалённых сотрудников будут так же, как и офисных. Сейчас расторгнуть договор с дистанционным работником гораздо проще. По словам юриста, для этого достаточно соблюдения одного или нескольких условий. Например, у работодателя просто нет достаточного объёма работы для удалёнщика или он решил изменить стратегию развития предприятия.
— При этом офисного сотрудника уволить без его желания очень и очень сложно. Для этого работнику необходимо иметь прогулы, дисциплинарные взыскания. Либо его квалификация не должна соответствовать занимаемой должности, но такое решение может вынести лишь специальная аттестационная комиссия. Разорвать же отношения с удалёнщиком не составляет труда. Грубо говоря, просто достаточно того, что работодатель не желает продолжать сотрудничество. Законопроект, который должен вступить в силу с 1 января, устраняет эту несправедливость. Документ особенно актуален в свете того, что не все компании планируют в полном составе вернуться в офисы. Часть сотрудников так и продолжит трудиться дистанционно, — отметил Петр Гусятников.
Также, пояснил юрист, удалёнщик больше не должен будет указывать в договоре адрес своего рабочего места. Предполагается, что он может работать где угодно, лишь бы был результат.
— До 31 марта продолжится эксперимент по переходу на электронный документооборот. Этот механизм уже тестируется в ряде крупных компаний. Кадровые документы переводят в электронный формат. На бумажных носителях они не дублируются. Если этот эксперимент будет признан удачным, то в новом году будет принят отдельный закон об электронном кадровом документообороте. Соответствующие поправки будут внесены и в ТК, — пояснил Павел Андреев.
С 1 января 2021 года на 5,5% планируется увеличить минимальный размер оплаты труда. Он составит 12 790 рублей. В 2020 году МРОТ был установлен на уровне 12 130 рублей.
— Это означает, что некоторым сотрудникам работодатели должны будут поднять заработную плату на 5,5% с нового года. Тех, кто этого не сделает, ждёт штраф до 50 тыс. рублей. Также с 1 января 2021 года на 5,5% будет увеличен максимальный размер выплаты по больничному листу. Сейчас он составляет 2301,37 рубля, а с 1 января будет 2434,25. Это максимальная выплата, которую может получить сотрудник за один день больничного, какой бы высокой ни была его зарплата. Чтобы получить такую сумму, средняя заработная плата работника должна быть на уровне 53 тыс. рублей в месяц, а страховой стаж — более восьми лет, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.
Также со следующего года планируется ввести минимальный почасовой размер оплаты труда. Он составит 150 рублей в час. На данный момент, если считать из обычного МРОТ, почасовая ставка составляет примерно 70 рублей. Стоит отметить, что документ ещё не принят и находится на рассмотрении в Госдуме.
— Использовать почасовой МРОТ можно будет при выплатах сотрудникам, которые работают по срочным трудовым договорам на условиях неполного рабочего времени. Если проект утвердят, то применять почасовой МРОТ нужно будет при расчёте зарплаты уже с января 2021 года. Новый минимум будут индексировать каждый год с учётом инфляции, — уточнила член Ассоциации юристов России Ольга Турунина.
Минимальный размер оплаты труда в РФ определяет нижний порог ежемесячного дохода человека трудоспособного возраста, который работает по найму на полную ставку. Относительно недавно величину МРОТ законодатели приравняли к прожиточному минимуму для трудоспособного населения.
Этот показатель пересматривается ежегодно с учетом стоимости потребительской корзины, индекса цен и обязательных расходов.
Кроме определения нижнего порога оплаты труда МРОТ используют для некоторых случаев расчета социальных пособий — за временную нетрудоспособность, по БиР, безработице.
[attention type=yellow]
Такое правило касается трудоспособных граждан, у которых либо нет полугодового стажа работы, либо он не были трудоустроены в течение нескольких лет, либо их ежемесячный заработок ниже МРОТ.
[/attention]
Уменьшить размер выплат по больничному листу до уровня МРОТ могут и в том случае, когда работник нарушает предписанный ему врачом режим или самовольно покидает медицинский стационар.
МРОТ определяет нижний порог совокупного ежемесячного дохода наемного персонала.
Наниматель не нарушит трудовое законодательство, если установит оклад работнику ниже этого показателя при одном условии:
- в дополнение к окладной части ежемесячного заработка работнику положены другие доплаты, выплаты, надбавки и поощрения, которые в совокупности с окладом составляют величину равную или большую, чем МРОТ.
Касается это правило только тех работников, которые трудятся в режиме полной занятости. При частичной занятости трудоустройстве по совместительству или выполнении разовых работ и услуг по найму — работодатель не нарушит закон, если установит оплату труда ниже минимального ее размера.
В остальных случаях оплата труда наемного персонала ниже установленного порогового значения является нарушением трудового законодательства и может стоить работодателю до 100 тыс. рублей (должностное лицо, принявшее решение о недоплате, может быть оштрафовано до 30 тыс. рублей).
При систематических или длительных недоплатах для собственника фирмы или ее руководителя может наступить даже уголовная ответственность.
На что влияет показатель прожиточного минимума
Но на практике происходит так: если конкретный работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о МРОТ не представит письменный мотивированный отказ от присоединения, то считается, что соглашение распространяется и на этого работодателя. А, следовательно, подлежит исполнению им.
Чтобы ответить на вопрос, сколько будет МРОТ в Мурманской области с 1 января 2022 года, какое ждет повышение, увеличенный размер минимальной оплаты труда, мы с вами разберемся далее, как и со многими другими, очень важными вопросами, касающимися интересов как простых получателей заработных плат, так и профессионалов, кто их начисляет.
Президент подчеркнул, что социальный блок — центральный в государственной политике и один из ключевых приоритетов федерального бюджета.
Федерация независимых профсоюзов России предложила пересмотреть подход к индексации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и ежегодно повышать его в зависимости от медианной зарплаты населения.
Прожиточный минимум и МРОТ в Москве и Московской области в 2021 году
С 1 января 2021 года федеральный МРОТ составляет 9489 рубля. См. «МРОТ с 1 января 2021 года». Однако «минималка» Московской области больше федеральной. Ведь регионы вправе устанавливать свой МРОТ, но не меньше общефедерального (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
Минимальный размер заработной платы в Московской области напрямую зависит от прожиточного минимума для трудоспособного населения, проживающего в этом регионе. Поэтому такая сумма и продолжает действовать с 1 января 2021 года:
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Московская область | 50 | 13 750* |
* Размер минимальной зарплаты включает доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, кроме выплат в соответствии со статьями 147, 151–154 ТК.