Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила поведения граждан в общественных местах в условиях распространения COVID-19 регламентируются как федеральными, так и региональными нормативными актами. Так, п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19…» определено, что ношение масок для защиты органов дыхания обязательно в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах. Акты органов власти субъектов РФ либо дублируют это положение, либо ссылаются на него, но могут и расширять этот перечень.

Не обеспечили защитой

По-прежнему многие возмущается, что государство не обеспечивает людей средствами индивидуальной защиты. Общество разделилось на два лагеря, одни считают, что в этом нет необходимости, средства можно и купить, а другие считают, что в условиях кризиса, государство обязано обеспечить людей масками и перчатками, применяя программу обязательного медицинского страхования.

Некоторые юристы и адвокаты даже придумали способ избежать ответственности. Я не смог собрать достаточной судебной практики, чтобы подтвердить или опровергнуть этот способ, но все равно озвучу.

Если вас остановил сотрудник полиции в общественном месте без маски и перчаток, то можно указать, что местные власти не обеспечили вас необходимым средством индивидуальной защиты. Законом прямо это не предусмотрено, но при разговоре с сотрудником можно сослаться на пп. «в» п.3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 года №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при проведении режима повышенной готовности или ЧС», где указано, что при таком режиме граждане обязаны:

При получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Как ни странно, но есть комментарии от людей, что такое объяснение срабатывает, и сотрудники полиции в итоге ограничиваются беседой, без составления протокола. Поэтому, если иных аргументов нет, то можно использовать этот и попытаться оспорить штраф.

В чем разница между повышенной готовностью к ЧС и карантином

Карантин вводят, чтобы предотвратить или остановить эпидемию, а ЧС — и при эпидемии, и при технической аварии, и при наводнении. При эпидемии могут ввести сразу и то и другое.

Повышенная готовность. Если надвигается опасность, государство может ввести особый режим, чтобы к ней подготовиться. Его назвали режимом повышенной готовности к ЧС. То есть если ЧС все-таки случится, то государство будет готово. И постарается ее предотвратить. У госорганов появляются дополнительные задачи, а у людей и компаний — дополнительные обязанности.

Карантин. Его вводят при вспышке инфекционных заболеваний. Это другой закон — о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Его тоже могут вводить субъекты РФ. При карантине ограничивают передвижение людей и машин, работу организаций. Например, у нас в области его вводили при бешенстве, африканской чуме свиней, а теперь из-за коронавируса закрывают целые села и районы. В них нельзя въехать или выехать.

При эпидемии могут ввести и карантин, и режим повышенной готовности. Субъекты так и делают. Например, в Краснодарском крае карантин ввели сразу на всей территории одновременно с режимом повышенной готовности.

Для нас с вами это, по сути, неважно. Что при повышенной готовности, что при карантине приходится сидеть дома и ждать, раз региональные власти так решили.

За какой карантин заплатят, а за какой нет

Слово «карантин» не значит, что государство сразу должно что-то всем заплатить. Я говорю про законную обязанность, а не моральную.

Что оплатят. Оплачивают тот карантин, который по больничному. В качестве основания выдачи в больничном листе пишут причину: карантин. Это код 03.

Такие больничные выдают, когда человек заболел заразной болезнью, или был риск заразиться, или детский садик закрыли из-за вспышки ветрянки, например. Выплаты идут по закону о страховании на случай заболевания. Время, когда человек не мог работать из-за болезни, ему компенсируют.

Читайте также:  Можно ли восстановить ПТС новому владельцу по договору купли-продажи и как?

При коронавирусе карантин оплачивается, если человек:

Проблема в том, что два разных понятия из разных законов называются одним словом. Значение у них при этом разное.

Сколько же денег принеси штрафы в казну?

По версии министерства, силовики принесли таким образом в казну 1,7 млрд рублей. В середине октября власти столицы информировали, что за пять месяцев перчаточно-масочного режима оформили около 100 тыс. протоколов только в московском регионе, что принесло более 480 млн.рублей прибыли.

Если в самом начале 2020 года ещё витал миф о том, что штрафы накладываются исключительно в воспитательных целях, то к концу года безмасочники стали одним из общепризнанных источников компенсации всех затрат, связанных с возникновением вирусной инфекции.

Правда, анализ статистики показывает, что это общие цифры, куда входят все выписанные штрафы. Часть из них гражданам всё же удалось оспорить в судебных инстанциях. В основном из-за того, что сама выписка протоколов делалась по принципу «как можно больше наловить, а потом разберёмся», совершенно без соблюдения норм законности.

Власти скомандовали «фас!», а полиция начала хватать всех подряд, будто бы репетируя новый вид отношения к гражданам.

Немного личного опыта

Автор этих строк носит на лице что-то такое, что справедливо считать элементом одежды. Это многоразовая маска чёрного цвета, которая закрывает лицо до глаз, а в сочетании с шапочкой делает его форменным героем японского аниме, которое в РФ постоянно пытаются запретить.

Нельзя даже предположить, что ношение этого предмета поможет самому автору или окружающим в плане вирусов, но хорошо помогает в плане маскировки. Предмет сигнализирует о том, что это не нарушитель, никаких претензий ни у кого нет, хотя один сотрудник органов однажды долго меня разглядывал.

Всё дело в том, что такая манера ношения маски полностью опровергает заверения должностных лиц о том, что соответствующее программное обеспечение сможет идентифицировать личность. В таком виде меня друзья не узнают. Разумеется, полицейский решил повнимательнее присмотреться к человеку, который так сильно беспокоится о выполнении постановлений, что от лица видны только глаза. При этом специально никто ни от кого не прятался. Само так получилось, а маска куплена в аптеке.

Там же удалось разговорить продавцов, и они рассказали, что не только чёрные, но и белые маски, лишь похожи на медицинские, но таковыми не являются.

Комментарий к ст. 28.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 28.2 КоАП РФ урегулирует порядок составления и применения протокола об административном правонарушении.

Протокол — основной процессуальный документ, которым фиксируется факт административного правонарушения. Соответственно, протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.

Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть каждое правонарушение фиксируется в отдельном протоколе.

Составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол как доказательство по делу об административном правонарушении исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 N 05АП-3942/2016, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 N 17АП-8481/2016-АК).

Правильное составление протокола об административном правонарушении обеспечивает гарантированное ст. 25.1 КоАП РФ право на защиту. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, уже в момент составления протокола об административном правонарушении вправе знать, по какой норме КоАП РФ квалифицированы его действия (бездействие) (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 N 18АП-9419/2015).

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.
Читайте также:  Особенности применения заявительного порядка возмещения НДС за 2022 и 2023 годы

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Какой штраф предусмотрен

Установлены следующие санкции:

За что

Санкция

Несоблюдение масочного режима

Предупреждение или штраф в размере от 4 до 30 тысяч рублей

Причинение вреда здоровью третьим лицам из-за отсутствия маски

Штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей

Отсутствие маски в положенных местах в Москве

Штраф в размере 5 тысяч рублей

Масочный режим — размер штрафа

Москва — 4 000 рублей.

Штраф составит четыре тысячи рублей по статье 3.18.1

«Нарушение требований нормативных правовых актов Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Москвы» КоАП Москвы. Указом мэра Москвы будут определены зоны, места, критерии, по которым должна носиться маска. За нарушение этих требований законодательства будет предусмотрен штраф».

Регионы РФ — от 1 000 до 30 000 рублей.

Штраф составит от 1 000 до 30 000 рублей 20.6.1 КоАП РФ

«Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»), в соответствии с которой судом на граждан может быть наложен административный штраф от 1 000 до 30 000 рублей. Также возможна ответственность по региональному КоАП».

Чтобы оспорить постановление об административном правонарушении, необходимо правильно составить жалобу для подачи в судебный орган. При составлении такого документа важно опираться на возражения, которые были указаны при составлении протокола.

В жалобе должна быть указана такая информация:

  • наименование судебного органа;
  • персональные и контактные данные истца;
  • номер дела о правонарушении, вменяемая статья и наказание;
  • основания, исходя из которых можно прийти к выводу, что постановление является незаконным и необоснованным (в действиях нет состава правонарушения);
  • факторы, указывающие на малозначительность последствий для окружающих и отсутствие возможности нанести ущерб здоровью других лиц;
  • ссылки на законодательные нормы, которые подтверждают правомерность требований заявителя;
  • требование отменить ранее принятое решение по делу об административном правонарушении;
  • перечень приложений;
  • дата, подпись.

Размеры штрафов за пребывание без маски

Ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрены штрафы за отсутствие маски у гражданина, находящегося в магазине, крупном торговом центре, общественном транспорте, а также за нахождение без маски водителей общественного транспорта.
Согласно положению ч. 1.1 этой же статьи нарушителям налагается денежный штраф:
• Физическому лицу на первый раз выносится предупреждение, а затем выписывается штраф в размере от 100 до 500 рублей.
• Для должностного лица размер штрафа находится в пределах от 500 до 1000 рублей.
• Для ИП может быть наложен штраф от 500 до 1000 рублей или приостановка осуществляемой деятельности на срок до 90 суток.
• Юридическому лицу – от 10000 до 20000 рублей или приостановка осуществляемой деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, ответственность несут не только граждане, но и общественные учреждения, которые должны осуществлять контроль исполнения клиентами установленных санитарных норм и требований. В этой связи штраф за нарушение масочного режима может налагаться также на персонал магазина или другого общественного учреждения за осуществление трудовой деятельности с отсутствием маски.
Когда факт нарушения квалифицируется согласно ст. 20.6.1 КоАП РФ, тогда лицам, нарушившим законодательные правила и нормы, грозят штрафные санкции в размере:
• Для физических лиц выписывается предупреждение или штраф в размере от 1000 до 30000 рублей.
• Для должностных лиц – от 30000 до 50000 рублей.
• Для ИП – от 30000 до 50000 рублей.
• Для юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.
За нарушения согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, то есть за действия, которые повлекли за собой причинение вреда здоровью и жизни людей или имуществу, кроме случаев, описанных ч. 3 ст. 6.3 КоАП, штрафы налагаются в таких размерах:
• Физическим лицам – от 15000 до 50000 рублей.
• Должностным лицам – от 300000 до 500000 рублей или отстранение от работы на срок до 3 лет.
• Для ИП и юридических лиц – от 500000 до 1000000 рублей или приостановка осуществляемой деятельности на срок до 3 месяцев.
Кроме того, денежные штрафы могут быть выписаны по КоАП, действующему в регионе. Например, жителям столицы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, в том числе не применение маски, налагается штраф в размере 4000 рублей.

Будут ли штрафовать за отсутствие маски по фото по камерам нарушителя в России

Российские суды могут штрафовать граждан за несоблюдение масочного режима по фото. По таким делам не требуется проводить административное расследование, назначать экспертизы и другие продолжительные процессуальные действия. Об этом говорится в постановлении коллегии по административным правонарушениям Верховного суда РФ. Сам документ был издан еще 1 ноября, но СМИ обратили на него внимание только сегодня.

Откуда появилось такое постановление? Верховный суд изучил жалобу московского магазина, который в прошлом году оштрафовали за нарушение продавцом масочного режима. В ходе выездной проверки выяснилось, что сотрудник торговой точки работал без средства индивидуальной защиты. В отношении магазина составили протокол, и Люблинский районный суд признал организацию виновной в невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ). Фирма получила минимально возможный штраф — 100 тыс. рублей.

Читайте также:  Как оформить детские пособия через Госуслуги

Представитель компании обжаловал решение райсуда во Втором кассационном суде общей юрисдикции, но тот не изменил решение. Затем последовала жалоба в ВС РФ. В ней юрист попросил отменить штраф, пояснив, что суд незаконно отказал в назначении экспертиз фотографии и протокола осмотра, а также апеллировал к нарушению процедуры административного расследования. Изучив материалы, суд пришел к следующему выводу: «Для установления виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения не имеется необходимости в использовании специальных познаний в науке и технике, а также допросе понятых». Словом, специальная экспертиза не нужна, достаточно снимка, на котором продавец находится на рабочем месте без маски. Судья ВС РФ Сергей Никифоров счел это «достоверным и допустимым доказательством по делу».

Протокол об административном правонарушении

К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех или иных нарушений, что, в свою очередь, влечет наложение штрафа.

Но нужно помнить, что любые действия или акты проверяющих органов, совершенные с нарушениями законодательства, недействительны, даже если с Вашей стороны тоже были допущены нарушения.

Наиболее важным документом является протокол об административном правонарушении. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения.

О совершении административного правонарушения составляется протокол. Но есть случаи, когда обходятся без него:

  • случаи, когда дело об административном правонарушении возбуждается прокурором;
  • в случае, когда при совершении административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения (то есть, письменного замечания) или штрафа в размере не больше одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — не больше десяти минимальных размеров оплаты труда.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и суть административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении оформляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Если нужно установить дополнительную информацию по делу или о виновнике, то составление документа можно отсрочить максимум на 2 дня.

В случае, когда для определения фактов или виновного лица требуется расследование административного правонарушения, документ оформляется после этого процесса. На это тоже отведен определенный срок — не более одного месяца.

Например, граждане попали в ДТП (дорожно-транспортное происшествие), однако явно не понятно, кто является виновником аварии и из-за чего она произошла. Для установления таких фактов требуется экспертиза. Соответственно, сотрудник ГИБДД выносит постановление о расследовании правонарушения, и приостанавливает оформление протокола на один месяц.

Почему масочный режим незаконный

По мнению юристов, установленные административные меры нелегитимные. В действующем кодексе или законодательстве РФ нет ни одного закона, обязующего граждан носить средства защиты. Более того, наложение административной ответственности невозможно по причине отсутствия режима чрезвычайной ситуации. Все что происходит на территории РФ – это карантин, а это означает, что граждане могут самостоятельно решать, что им носить, и что использовать.

Наконец, руководство регионов в данном случае, обязано обеспечить всех лиц, проживающих на территории РФ бесплатными масками и другими средствами защиты. Этого, естественно, нет. Все «требования» свободно относят к числу рекомендаций, которые не могут заставить человека делать что-либо без собственной воли.

Штраф за несоблюдение масочного режима в магазине

За нарушение региональных требований по обязательному ношению масок полагаются санкции по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – это предупреждение либо штраф, налагаемый:

  • на граждан – в сумме от 1000 до 30 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на ЮЛ – от 100 000 до 300 000 рублей.

Если нарушение привело к причинению вреда здоровью человека или имущества, то применяют ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Это будет штраф, налагаемый:

  • на граждан – от 15 000 до 50 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 000 до 500 000 рублей (либо запрет на деятельность на 1-3 года);
  • на ИП и юрлиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей (либо приостановление деятельности на период до 90 дней).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *