Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав и интересов несовершеннолетних детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде
В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.
Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
- ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
- ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
- ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
Основные права и свободы несовершеннолетних
Права и свободы традиционно делятся на три группы: личные; политические; экономические, социальные и культурные.
1. Личные права и свободы ребенка
В первую очередь следует рассмотреть личные права и свободы ребенка, поскольку они принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.
а) Право ребенка на жизнь
Данное право закреплено в ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, и оно обеспечивается рядом конституционных гарантий общего характера: запретом пыток и насилия, социальным обеспечением, обеспечением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и т.д. К мерам подобного рода относятся также политика государства, направленная на отказ от разрешения конфликтов с помощью оружия, борьба с преступлениями против личности, с наркоманией и токсикоманией. Гарантии реализации права на жизнь закреплены также и в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, в частности уголовного.
б) Право ребенка на охрану чести и достоинства личности
(ст. 21 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение чести и достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях.
За посягательство на честь и достоинство ребенка виновные лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста — в суд.
в) Право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений
(ст. 22 — 25 Конституции)
Неприкосновенность личности означает, что никто не может быть арестован, заключен под стражу или содержаться под стражей иначе как по судебному решению. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми. Вся сфера семейной жизни, родственные и дружеские отношения, интимные и другие личные связи, привязанности, симпатии и антипатии охватываются понятием неприкосновенности частной жизни. Данное право означает и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе.
Фактически право на неприкосновенность частной жизни и тайну корреспонденции ограничивается со стороны родителей или опекунов (попечителей). Первостепенное значение в данном случае имеют интересы детей, которые также во многом определяются родителями или лицами, их заменяющими. Представляется, что степень вмешательства определить в законодательном порядке невозможно.
г) Право ребенка на свободу мысли, слова свободу массовой информации
(ст. 29 Конституции)
Конституция устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.
Статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает необходимость принятия мер «по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе… от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий… а также распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию».
д) Право ребенка на свободу совести и вероисповедания
(ст. 28 Конституции)
Современное законодательство исходит из того, что каждый человек волен самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому все законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.
е ) Право ребенка свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
(ст. 27 Конституции)
Согласно ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ место жительства ребенка в возрасте до 14 лет определяется по месту жительства его родителей или законных представителей. Следовательно, рассматриваемое право у данной категории несовершеннолетних отсутствует. В данном случае право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства ограничивается законом только в интересах безопасности и здоровья ребенка, а также в интересах безопасности общества, охраны общественного порядка и здоровья граждан.
Несовершеннолетний гражданин РФ, как правило, выезжает из РФ совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить, а в случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает из России на срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Документы, регламентирующие права детей в Российской Федерации
К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:
· Конституция Российской Федерации.
· Семейный кодекс Российской Федерации.
· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
· Федеральный закон об образовании.
· Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
· Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
· Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:
· Декларация прав ребенка.
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Борьбу за права детей начали защитники животных
Сегодня такие права ребенка, как право на жизнь, свободу, развитие и хорошее обращение считаются неотъемлемыми и универсальными: они применяются к каждому ребенку в мире без исключения и должны соблюдаться каждым взрослым. Однако так было не всегда.
Точка зрения, согласно которой дети для развития нуждаются в заботе и защите, получила распространение на рубеже XVIII и XIX веков — до этого дети считались лишь «заготовкой» для будущего человека и фактически были собственностью родителей.
Борьба за права детей началась на век позже, в 1874 году, с истории 8-летней Мэри Эллен Уилсон из Нью-Йорка. Приемная мать ее часто избивала, порола кнутом и не выпускала из дома.
О девочке узнали активисты местной ассоциации против жестокого обращения с животными, но оказалось, что законов, которые бы защищали детей от взрослых, не существует.
Когда случай получил широкую огласку, девочку все же изъяли из семьи, а мачеху судили и приговорили к тюремному сроку. Вскоре было основано первое в мире общество по предупреждению жестокого обращения с детьми.
Конвенция о правах ребенка.
К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Права детей в России.
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.
Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.
Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.
Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.
Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.
Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.
Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.
Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.
Одной из серьезнейших проблем в Р��ссии является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство, результат которого – безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав – на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. – не поддаются исчислению.
По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л.Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».
Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:
– Создание на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
– Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.
– Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска».
– Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.
Органы, осуществляющие защиту прав детей.
Защищать основные права и интересы детей не способен всего один орган — данная функция возложена на систему. В соответствии со статьёй 8 СК РФ приоритет в защите прав и интересов ребёнка в административном порядке отдан уполномоченному правоохранительному органу – Прокуратуре и органам внутренних дел. У каждого субъекта свои уникальные полномочия и обязанности, которые необходимо исполнять.
Органы и их полномочия указаны в таблице
Орган | Полномочия | |
1 | Прокуратура | Непосредственно подаёт исковое заявление и необходимые документы, связанные с лишением или ограничением родительских прав;
Участвует в решении дела об отмене усыновления. |
Предъявляет в суды иск и документы с требованием восстановить нарушенные или ущемлённые права несовершеннолетних. Это может быть связано с образованием, воспитанием, решением вопроса об условиях жизни, жизнь в неблагополучной семье. | ||
Может присутствовать на судебных процессах, в производстве которых идёт разбирательство дел о нарушении прав детей | ||
2 | Министерство внутренних дел | Принимает участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, проживающих в неблагополучной семье, не получающих должное образование и воспитание, вследствие невыполнения родителями своих обязанностей. |
3 | Комиссия по делам несовершеннолетних (Обязанности закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») |
Осуществление судебной защиты прав ребёнка, например, путём подачи иска и требуемых документов о лишении родительских прав. |
Реализация мер по защите, восстанавливающих ущемленные или нарушенные права и обязанности. Решает вопросы беспризорного поведения и безнадзорности детей. Закрепляет обязанности путём проведения специальных профилактических мероприятий, способствующих осуществлению социального воспитания подрастающего поколения.
Кроме того, представитель, наделённый особыми полномочиями, предъявляет исковое заявление и собирает требующиеся документы в орган судебной власти для решения проблемы, связанной с детьми. |
Первоочередное направление социальной политики Российской Федерации заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов всех без исключения граждан государства, включая несовершеннолетних, так как они, в силу своего возраста, наиболее подвержены риску.
Полномочия прокурора в вопросе защиты прав детей в РФ основаны на том, что прокуратура обязана следить за соблюдением всех прав человека и принимать меры в случае их нарушения. Прокуратура правомерна на следующие действия:
- лишение родительских прав по разным причинам или их восстановление;
- расторжение браков;
- признание действительным или недействительным алиментного соглашения;
- установление опеки и ее снятие по решению суда;
- изъятие
- ребенка у родителей, если они не выполняют в полной мере своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.
При обращении за помощью в вопросах детских прав прокурор действует следующим образом:
- предъявляет иск в суд, согласно существующей проблеме;
- участвует в судебных слушаниях и рассмотрении дела;
- опротестовывает несправедливые судебные решения;
- выписывает предупреждения о наказаниях за возможные последующие нарушения прав детей.
Осуществление защиты прав детей
Конституция РФ определяет право ребенка на образование и оказание необходимой врачебной помощи. Этим вопросам посвящены 41 и 46 главы Конституции РФ. Конституционными нормами детям дается гарантия на получение медицинской помощи бесплатно, в любых государственных или муниципальных лечебных учреждениях, а также на доступность образования.
Семейным кодексом в 11 гл. устанавливаются основные права ребенка. Основное право ребенка – это возможность жить в своей семье, также никто не может ограничить его общение с родственниками, за исключением особых случаев, прописанных в законодательстве. Ребенок имеет право на охрану своих интересов и собственное мнение. Защищать интересы ребенка обязаны его родители, но в отдельных случаях эта обязанность законодательством передается суду, органам прокуратуры или опеки. Семейный кодекс предусматривает защиту прав и интересов детей и от злоупотреблений родителей. Несовершеннолетний ребенок всегда может обратиться к представителям опеки с заявлением о нарушении своих прав, а с возраста 14 лет – и подать исковое заявление в суд.
Последние изменения, внесенные в закон о детях
ФЗ о детях в последний раз подвергался корректуре в 2016 году. Изменения внесли 28 декабря на основе N 465-ФЗ. Количество редактированных статей равняется трем. Минимальные поправки появились в статье под номер 5. Здесь был дополнен пункт первый, куда была включена фраза «об установлении основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей». Остальные статьи были отредактированы в большей степени, поэтому их суть мы изложим отдельно.
Статья 12
Регулирует аспекты, на основании которых исполнительными органами выполняется ряд мер, направленных на следующие задачи:
- Контроль над деятельностью организаций, занимающихся предоставлением услуг по оздоровлению и созданиями условий для детского отдыха;
- Контроль над соблюдением условий по безопасности в данных заведениях;
- Контроль над выполнением основных положений закона в данной сфере;
- Соблюдение условий для того, чтобы услуги подобных организаций оставались доступными.
К обязанностям данных организаций относятся:
- Гарантия безопасности несовершеннолетних на период пребывания в вышеупомянутом учреждении;
- Меры по обеспечению условий уюта;
- Комплексное полноценное питание;
- Трансфер к месту отдыха и обратный трансфер;
- Соблюдение норм гигиены и санитарии;
- Защита от террористической угрозы, включая присутствие в организациях отдыха представителей охраны и других служб обеспечения безопасности;
- Профессиональный квалифицированный коллектив работников, взаимодействующих с детьми.
В статье упоминается обязанность органов власти и местного самоуправления оказывать данным организациям максимальную помощь для выполнения всех вышеперечисленных условий.
Статья 12.1
Оговаривает спектр полномочий, которыми наделяются федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за отдых и оздоровление детей, а именно:
- Меры и проекты, разрабатывающие основы деятельности данных детских организаций;
- Контроль над взаимодействием всех участников процесса, включая сами организации и органы власти местного и федерального значения;
- Разработка и одобрение примерной организационно-правовой документации и методических изданий;
- Деятельность по реализации проектов государственного масштаба в данной сфере;
- Контроль над реестрами.
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах России
Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.
Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.
Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:
- специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
- занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
- в их состав входят представители исполнительной власти.
Уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая дела и пытаясь разобраться в ситуациях.
Конвенция о защите прав ребенка
Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?
Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.
Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)
Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.
Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.
Восстановление нарушенных прав
К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.
Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:
- в комиссию по трудовым спорам;
- в суд.
Если нарушены права в семье следует писать:
- в суд;
- в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.
Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:
- в вышестоящее образовательное учреждение;
- в суд.
Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция
Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:
- учителя;
- соседи;
- знакомые семьи;
- представители организаций (детский сад, школа);
- должностные лица;
- врачи и многие другие.
Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:
- Через вышестоящую инстанцию.
- Через суд.
- Через прокуратуру.
- Через Уполномоченного по правам ребенка и др.
Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:
- ФИО, контактные данные отправителя.
- Суть претензии.
- Дату, подпись.
К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию
– достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).
Подать жалобу можно всеми доступными способами:
- Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
- По обычной или электронной почте.
- С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).
По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.
Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.
В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.
Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:
- подбор образовательной организации может осуществляться как по территориальному признаку, так и по предпочтению ребенка;
- школьное обучение должно быть предоставлено безвозмездно;
- смена учебного заведения возможна в любое время, но при наличии согласия несовершеннолетнего и его законных представителей;
- процесс обучения должен быть безопасным;
- ребенок может заниматься творчеством или искусством в рамках дополнительного образования;
- учитель должен передавать обучающимся знания по предметам;
- равенство всех учеников перед педагогами;
- уважение к личности несовершеннолетнего;
- участие в мероприятиях по благоустройству (по желанию);
- получение учебных материалов;
- помощь психолога (при наличии ставки);
- возможность получать знания в соответствии со способностями (экстернат) и состоянием здоровья (дети с органичными возможностями и инвалиды).
Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).