Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение лицензии на страховую деятельность: кем выдается и требования в 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Возможности ограничения, приостановления и отзыва лицензии
Органы страхнадзора наделены полномочиями по принятию мер к недобросовестным страховщикам, нарушающим законодательство и представляющим угрозу интересам страхователей. Органы надзора могут:
-
Давать им предписания по устранению недостатков
-
Ограничивать или приостанавливать действие лицензий этих страховщиков при невыполнении предписаний
-
Принимать решения об отзыве лицензий
Надзорные органы могут обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения им законодательства, а также с иском о ликвидации организаций, занимающихся страхованием без лицензий.
Предписание — письменное указание органа страхового надзора, обязывающее субъект устранить выявленное нарушение в установленный срок. Срок исполнения предписания в зависимости от вида нарушения, от 1 до 3х месяцев. Исполнение предписания — предоставление в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (30 дней с даты поступления документов). Неисполнение предписания влечет за собой приостановление/ограничение действия лицензии.
САНКЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНОМ СТРАХОВОГО НАДЗОРА:
-
Ограничение действия лицензии: запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
-
Приостановление действия лицензии:запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.
ОСНОВАНИЯ:
-
неисполнение предписания надлежащим образом или в установленный срок
-
уклонение субъекта страхового дела от получения предписания
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ: восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:
- ведением реестра брокеров страхования;
- ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
- разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.
Банк России вправе:
- Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
- Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.
Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.
Что должно содержаться в лицензии?
Итак, страховая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормативной базой, установлена форма лицензии, которая должна содержать следующие реквизиты:
- территория проведения субъектом страховых операций;
- наименование страховщика, который владеет лицензионным документом, его юридический адрес;
- название отрасли, форм и видов проведения страховой деятельности с особым приложением, где указывается вид страхования, доступный для страховщика;
- номер регистрации объекта лицензирования согласно госреестру страховщиков;
- дата выдачи и номер лицензии;
- гербовая печать органа по надзору за страхованием, который выдает лицензию, подпись руководителя.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Приказ Госстрахнадзора РФ от 22.01.1993 N 02-02/4 “Об изменениях и дополнениях “Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации” от 12 октября 1992 г. N 02-02/4″ (вместе с новой редакцией “Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.1993 N 136)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР
от 22 января 1993 г. N 02-02/4
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ “УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ” ОТ 12 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N 02-02/4
В соответствии с Указом Президента от 30 июля 1992 г. N 808, на основании Закона Российской Федерации “О страховании” от 27 ноября 1992 г.
1. Внести в “Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации” от 12.10.92 г. N 02-02/4 изменения и дополнения.
2. Пункт 5 “Порядка введения в действие “Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации” от 12 октября 1992 г. N 02-02/4 отменить.
Руководитель Федеральной службы
России по надзору за страховой
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12.10.92 N 02-02/4
(в ред. изменений и дополнений от 22.01.93)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Условия разработаны на основании Закона Российской Федерации “О страховании” от 27 ноября 1992 года и в соответствии с Положением о Государственном страховом надзоре Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1992 года N 808.
1.2. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором).
1.3. Под страховой деятельностью, порядок лицензирования которой определяют настоящие Условия, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.
1.4. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии в соответствии с настоящими Условиями.
1.5. Настоящие Условия являются едиными для всех страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
2.1. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
Лицензия выдается по установленной форме (Приложение 1, 1-а) и содержит следующие реквизиты:
– наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;
– наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности, с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик, и территории, на которой он имеет право проведения этого вида (видов);
– номер лицензии и дату решения Росстрахнадзора о выдаче лицензии;
– подпись Руководителя (его заместителя) и гербовую печать Росстрахнадзора;
– регистрационный номер по государственному реестру.
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче.
2.2. В случае, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховщику может быть выдана временная лицензия, в которой, помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2.1, указывается срок, на который она выдана.
Действие договоров страхования, заключенных страховщиком при наличии временной лицензии, не может выходить за пределы срока ее действия.
2.3. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:
– перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование
по видам страховой деятельности:
2.3.1. личное страхование, включающее:
(1) страхование жизни
(2) страхование от несчастных случаев и болезней
(3) медицинское страхование
2.3.2. имущественное страхование, включающее:
(4) страхование средств наземного транспорта
(5) страхование средств воздушного транспорта
(6) страхование средств водного транспорта
(7) страхование грузов
(8) страхование других видов имущества, кроме перечисленных (4), (5), (6), (7)
(9) страхование финансовых рисков
2.3.3. страхование ответственности, включающее:
(10) страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов
(11) страхование ответственности владельцев автотранспортных средств
(12) страхование иных видов ответственности
2.3.4. (13) по перестрахованию
Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.
III. Владельцы лицензий
3.1. Лицензия на проведение страховой деятельности может быть выдана страховщику, зарегистрированному на территории Российской Федерации при соблюдении требований, предъявляемых действующим законодательством и настоящими Условиями.
3.2. Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в сумме не менее 2.0 млн. рублей – по видам страховой деятельности, 15.0 млн. рублей – по перестрахованию, если предметом деятельности является исключительно перестрахование.
Кто занимается лицензированием страховой деятельности в РФ
Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа — Банка России, который занимается также:
- ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
- ведением реестра страховых брокеров;
- разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.
Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.
Банк России вправе действие лицензии:
- приостановить — наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
- ограничить — наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.
Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.
Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий: 1. Ими могут быть физические или юридические лица. Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:
а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.
В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.
Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;
б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Лицензии на осуществление страховой деятельности могут быть бессрочными и временными (срочными).
По общему правилу выдаются бессрочные лицензии. Полученная страховым брокером лицензия обычно не ограничена конечным сроком действия, а начало действия определяется моментом ее получения.
Лицензия не подлежит передаче другим лицам.
Законом предусматривается возможность выдачи временной лицензии. При этом существует два вида временных лицензий:
1) лицензия выдается на указанный в заявлении соискателя срок, который не может превышать трех лет;
2) в иных случаях, установленных страховым законодательством, лицензия может быть выдана на срок от одного года до трех лет.
Обычно указанные сроки действия временной лицензии могут быть продлены по заявлению соискателя лицензии. Отказ в продлении возможен при установлении в период действия лицензии нарушений соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Если орган страхового надзора принял решение не выдавать лицензию, он должен предоставить мотивированный ответ. То есть, соискатель получит письмо, в котором будут подробно разъяснены причины отказа в выдаче лицензии. Все основные причины отказа в предоставлении лицензии на страховую деятельность указаны в статье 32.3 Федерального закона «Об организации страхового дела». Среди них:
- Полное совпадение наименования юридического лица соискателя с иным юридическим лицом. Единственное исключение, если соискатель является дочерним предприятием юридического лица, с наименованием которого произошло совпадение;
- Неустранение нарушений, ранее приведших к ограничению или приостановлению лицензии при условии, что соискатель обращается за лицензией на новые, ранее не осуществляемые виды страхования;
- Несоответствие предоставленных документов действующему законодательству;
- Наличие ошибок или недостоверной информации в предоставленных документах;
- Несоответствие устава организации действующему законодательству;
- Несоответствие лиц, назначенных на ответственные должности, требованиям, установленным статьей 32.1 ФЗ «Об организации страхового дела»;
- Объявление фиктивного или организации преднамеренного банкротства субъекта страхового дела хотя бы одним из учредителей соискателя лицензии;
- Недостаточность финансовых активов.
Как уже указано выше, в случае отказа в выдаче лицензии, страховая компания в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения должна письменно уведомить об этом соискателя. В письме должны быть подробно разъяснены причины отказа. К примеру, в случае отказа из-за несоответствия предоставленных документов действующему законодательству в письме должны быть приведены выдержки из законодательства, которым перечат предоставленные документы.
Страховые агенты, брокеры, актуарии
Статья 4.1. Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» к участникам страховых правоотношений относит страховых агентов, брокеров и актуариев. Формирование института страховых агентов в российском страховом деле началось в 1920-е гг. в период создания государственной системы страхования.
Страховые агенты – это постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями (ч. 1 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в РФ»). Страховые агенты могут действовать на основании доверенности, в качестве работников страховщика либо в качестве поверенных по договору поручения. Права и обязанности, вытекающие из совершенных страховым агентом действий в соответствии с договором, заключенным им со страховой компанией, приобретает страховая компания-доверитель.
В силу специфики осуществляемой деятельности страховому агенту необходимо знать: нормативные акты, регулирующие страховое дело; виды страховых услуг и условия различных видов страхования; основы рыночной экономики; порядок заключения и оформления договоров на страховые услуги; действующую систему социальных гарантий. Также ему важно располагать информацией о правовых основах развития страховой деятельности с учетом региональных специфических условий об отечественном и зарубежном опыте организации страхования населения и субъектов хозяйствования и др.
Необходимые документы
Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:
- заявление на выдачу лицензии;
- документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
- пакет учредительных документов;
- информацию о составе участников или акционеров;
- протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
- подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
- экономическое обоснование осуществления видов страхования;
- сведения о страховом актуарии;
- правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
- положение о формировании страховых резервов;
- информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
- заключение аудитора при необходимости.
Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий:
1. Ими могут быть физические или юридические лица.Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:
а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.
В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.
Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;
б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”) порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.