Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 16 426-ФЗ предприятие, имеющее несколько одинаковых рабочих мест, имеет право проведения СОУТ только для 20% из них. При этом на все такие должности будет заполняться только одна карта СОУТ, а результаты, полученные в ходе выполнения измерений и анализа этих данных, будут распространены на все места, признанные аналогичными. Однако важно, что процедура проведения СОУТ в отношении идентичных должностей предусмотрена только при условии, что в результате организации замеров на 20% рабочих мест оценка будет осуществлена хотя бы на двух позициях. Это значит, что в полном смысле воспользоваться таким послаблением могут только компании, в которых количество идентичных позиций по СОУТ составляет не менее 10. Впрочем, если в организации существуют 8 или 9 должностей с одинаковыми характеристиками, провести СОУТ на двух из них тоже будет вполне достаточно.
Организация спецоценки на аналогичных рабочих местах
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Почему не все рабочие места с одинаковым оборудованием считаются аналогичными?
Одинаково оборудованные рабочие места не всегда означают одинаковые производственные процессы.
Например, в одном помещении работают экономист, бухгалтер и кадровик. Все они обеспечены одинаковыми компьютерами, но их места не могут быть аналогичными, так как все должности разные. К тому же, оборудование должно полностью совпадать по таким параметрам как марка, модель и даже год выпуска.
В штатном составе предприятия числится пять водителей. За одним из них закреплен автомобиль Peugeot 2011 года выпуска, за вторым – Kia 2008 года, за тремя остальными — автомобили Škoda 2012 года. Работодатели считают такие рабочие места аналогичными и допускают ошибку.
Аналогичными будут только три рабочих места, которые занимают водители Škoda. Два других водителя работают на автомобилях разных марок с разными датами выпуска. Для успешной классификации рабочих мест следует также заранее подготовить сведения о категории транспортного средства и об используемой разновидности топлива.
Как объяснить персоналу изменение класса условий труда?
В организации системы образования провели СОУТ. С рабочего места уборщицы был снят класс вредности 3.1, что обернулось недовольством персонала. Как аргументировать правомерность изменения класса условий труда с 3.1 на 2 персоналу?
С изменениями условий труда сотрудников обязательно знакомят под роспись. Правомерность действий можно подтвердить ознакомлением персонала с соответствующими нормативными документами. Улучшение условий труда, засвидетельствованное СОУТ, дает работодателю право отменить компенсации, ранее назначенные уборщицам.
Вносятся ли дополнительные страховые взносы, если спецоценкой были установлены вредные условия труда?
После проведения СОУТ был установлен класс вредности 3.1 на рабочих местах по многим должностям (экономист, кадровик и т. д.). Существует необходимость внесения дополнительных взносов в ПФР или можно ограничиться устранением нарушений по освещенности?
Рабочие места с классом условий труда 3.1, согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, требуют оплаты дополнительных страховых взносов размером 2%. После устранения нарушений проводят внеочередную СОУТ. Если по ее результатам будут подтверждены улучшения, дополнительные страховые взносы могут быть отменены.
Как определить влияние влажности и плесени на здоровье персонала?
Музей предприятия, посвященный горному делу, геологии и спелеологии, расположен под землей в отработанных выработках действующей шахты, микроклимат которой отличается естественной повышенной влажностью и плесенью. Проведение СОУТ распространяется на рабочие места экскурсовода и сопровождающего, но в специальном классификаторе влажность и плесень отсутствуют.
Возможна и правомерна ли оценка вредности этих факторов вне рамок СОУТ?
Чтобы определить уровень влажности и характер плесени, можно воспользоваться услугами независимой экспертной организацией с собственной аккредитованной исследовательской лабораторией. При подтверждении реального негативного воздействия данных факторов на здоровье персонала, работодатель должен будет организовывать медосмотры, а также обеспечение персонала спецодеждой и СИЗ.
Кто проводит специальную оценку труда?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
Примеры ошибок при группировке рабочих мест
На предварительном этапе работодатель составляет ориентировочную смету затрат на спецоценку. При расчете необходимых финансовых вложений в это мероприятие все предприятия стремятся сэкономить. Это, конечно, возможно, если объединить аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда будет проведена тогда в отношении меньшего числа объектов (за счет уменьшения объема работы экспертов снижается стоимость их услуг).
В процессе идентификации аналогичных мест труда могут быть допущены грубые ошибки, искажающие расчеты. Например:
Ошибка | Пример | Пояснение |
При объединении в одну группу не был учтен фактор разных наименований штатных должностей и наличия отличий в должностных функциях | Бухгалтерский отдел занимает один кабинет. В помещении находится несколько бухгалтеров и главный бухгалтер с кассиром. Работодатель причислил весь финансовый персонал к одной категории. | Это неверный подход – объединять можно только бухгалтеров со схожими функциональными обязанностями. А у кассира и главного бухгалтера набор трудовых обязанностей отличается от всех других должностей.
В итоге, в данном примере 3 группы рабочих мест. |
Не учтен фактор идентичности эксплуатируемого оборудования | Служба технической поддержки клиента состоит только из операторов. Все они трудятся в одном помещении, их рабочие обязанности и названия должностей совпадают. Наниматель объединил их в одну группу для проведения спецоценки. | Этот шаг будет оправданным при одном условии – весь набор используемого такими работниками отдела оборудования и инструментов обладает идентичными характеристиками, совпадают даты изготовления этих технических средств и марки производителей. |
Нарушен лимит проверки – аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда должна охватывать в объеме от 20%, но не менее 2-х штатных единиц | В одном цехе работает 5 раскройщиц. Они соответствуют всем критериям идентичности для объединения в группу аналогичных рабочих мест. Вычисляют 20-типроцентный порог проверки: он равен 1 единице (5 × 20%). Работодатель включает в план оценочной проверки одну должность. | Это неверное решение – если 20% должностей внутри одной группы охватывают менее 2-х штатных единиц, спецоценку проводят хотя бы по двум рабочим местам |
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
|
Перечень рабочих мест, которые подлежат СОУТ
Разработка и подготовка особой бумаги – перечня рабочих мест для спецоценки – область ответственности комиссии, которая формируется непосредственно на предприятии и занимается решением вопросов, касающихся СОУТ. Процедура разработки документа должна быть завершена до момента начала спецоценки; также она обязательно должна быть утверждена комиссией и специалистом от компании, привлеченной для осуществления оценки.
Здесь необходимо четко обозначить, какие именно рабочие места будут заявлены на спецоценку. Важно учитывать особенности таких мест и их специфику. Последняя в контексте процедуры предполагает учет особенностей конкретных разновидностей мест, принципа аналогичности. Последний применим к рабочим местам, где персонал в процессе осуществления деятельности применяет не отличающийся друг от друга инструмент, исполняет полностью подобные функции и т. п.
Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.
Итак, данные рабочие места характеризует следующее:
- они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
- эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
- работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
- в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.
Если в ходе спецоценки будет выявлено хотя бы одно несоответствие рабочих мест по указанным признакам, СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест, ранее объединенных в одну категорию.
Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.
Итак, данные рабочие места характеризует следующее:
- они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
- эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
- работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
- в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.
На предприятии четыре сторожа работают в режиме «сутки через трое» (четыре работника сменяют друг друга, на рабочем месте работает только один работник). В этом случае при проведении СОУТ в перечне рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (далее – перечень), должно быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают четыре человека. Ошибки часто допускаются при включении в перечень мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.
Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана» в соответствии с законодательными актами, действующими на момент аттестации. При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках аттестации было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Такое решение было оформлено организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, в виде письма, составленного после завершения процедуры этой аттестации. Это письмо было представлено суду организацией, занимающейся рыбной ловлей.
Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», поскольку ни Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342н (утратил силу на основании приказа Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 103н), ни Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года №33н, не предусматривают такой формы оформления результатов аттестации или специальной оценки рабочих мест по условиям труда.
Есть еще и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях настолько часто происходят изменения, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?
На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ, которые потребуют новых финансовых затрат. Ведь в этих случаях в отношении вновь организованных рабочих мест неизбежно потребуется, руководствуясь статьей 17 Закона № 426-ФЗ, провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.
Изменение штатного расписания в части наименования должности –основание для проведения внеплановой СОУТ.
Для формирования перечня в окончательном виде при проведении СОУТ, помимо наименований и количества рабочих мест, потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), поскольку полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в статье 9 Закона № 426-ФЗ:
- рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на рабочих местах работники:
– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
– ведут однотипный технологический процесс;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствуещего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Закона № 426-ФЗ, из числа рабочих мест, раннее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).
RSS Печать
Рубрика: Трудовое законодательство Ответов: 21
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
« Первая ← Пред.1 След. → Последняя (3) »
Ольга (гость) | |
Что такое рабочее место. И как определяется количество рабочих мест — количеством единиц сотрудников в штатном расписании? Отредактировано модератором согласно правилам форума (подп. 4.2.) | |
Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:
Идет отправка уведомления… |
Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих
Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.
К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.
Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.
Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.
Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.
Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах?
Главная цель спецоценки на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Спецоценку проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.Создайте комиссию, чтобы провести спецоценку на нестационарных
местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Если работники трудятся на объекте заказчика, спецоценку, как правило, обеспечивает организация, чьи сотрудники выполняют работы. Это связано с тем, что организовать специальную оценку обязан работодатель. Но нужно изучить условия договора между заказчиком и исполнителем. В нем может быть указано, что именно заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения работ и проводит на них спецоценку.
Границы нестационарного рабочего места. Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.
Допуск экспертов на рабочие места. Работодатель должен предоставить экспертам необходимую информацию для проведения исследований и допустить их на объекты, где трудятся сотрудники. Но для допуска на некоторые рабочие места, например, отдельных категорий медработников, сотрудников, занятых на подземных работах, и т. д., необходимо соблюдать ряд требований (приказы Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н, от 9 декабря 2014 г. № 996н и др.). Перемещаться по территории объекта, а также идентифицировать потенциально вредные или опасные производственные факторы в этих случаях эксперты должны под контролем уполномоченного лица работодателя.
Специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты экспертам выдает организация, проводящая спецоценку. У компании, в которой оценивают условия труда, нет такой обязанности (абз. 2 п. 18 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).