Общественные работы: польза и для безработных, и для работодателей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общественные работы: польза и для безработных, и для работодателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Министерство предлагает обеспечить временную занятость работников компаний, которые снизили объемы производства и работ. Эта мера позволит сотрудникам, которые сейчас находятся в неоплачиваемом отпуске или работают на неполной рабочей неделе, сохранить возможность заработка, который должен выплачиваться на уровне не менее минимального размера оплаты труда (12,1 тыс. руб. в месяц), пояснили РБК в Минтруде. Максимальный период занятости на временных работах на предприятии — не более девяти месяцев, уточнили в ведомстве.

Общественные работы. Правовое значение и последствия участия в общественных работах для безработных. Правовые последствия отказа от участия в общественных работах для безработных.

Общественным работам посвящена ст. 24 ФЗ «О занятости населения».

Органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой).

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.

В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка

Граждане, для которых общественные работы считаются подходящей работой (впервые ищущих работу и не имеющих квалификацию, отказавшихся пройти обучение, состоящих на учете более 18 месяцев, более 3х лет не работавших, обратившихся после окончания сезонных работ), направленные на общественные работы, считаются занятыми.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в общественных работах, входит в трудовой стаж.

Последствие: в случае отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах выплата пособия по безработице до трех месяцев.

Положение об организации общественных работ утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В этом положении перечислены направления общественных работ (н-р, строительство дорог), однако этот перечень не является исчерпывающим.

Положение в части о направлении граждан на общественные работы повторяет положения ст. 24 ФЗ О занятости.

Финансирование общественных работ

Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. Однако учитывая финансовые трудности многих организаций, для проведения общественных работ, как правило, привлекаются средства Фонда занятости и средства субъектов Российской Федерации. Средства Фонда занятости на заработную плату перечисляются на расчетный счет работодателей.

В договорах может быть предусмотрено смешанное финансирование.

И.Шкловец

Заместитель руководителя

С лицами, которые направляются на общественные работы, наниматель заключает соответствующее соглашение. Гражданин может расторгнуть контракт досрочно в случае временного или постоянного трудоустройства. Время, в течение которого субъект осуществлял социально-полезную деятельность, будет засчитано ему в стаж. Трудовой договор имеет ряд особенностей. Они обусловливаются в первую очередь спецификой деятельности. Контракт такого рода можно заключить только с теми лицами, которые включены в перечень, определенный законодательством. При этом федеральные подразделения службы занятости проводят предварительный подбор кадров для нанимателя. В некоторых случаях для выполнения той или иной деятельности у кандидата должна быть определенная квалификация.

Читайте также:  Норматив потребления горячей воды на 1 человека 2022 нижний новгород

Общественные работы от Центра занятости: что это такое

Любая полезная работа, организуемая сотрудниками Центра занятости как вариант дополнительной социальной адаптации безработных граждан, называется общественной. Основанием для получения данной государственной услуги является персональное обращение гражданина, находящегося в статусе безработного, к сотрудникам Центра. Для этого необходимо заполнить анкету и личное заявление.

Как только гражданин зарегистрировался в службе занятости, ему сразу же начинает поступать информация об общественных работах, которые предлагаются Центром. Для человека, который находится в поисках основного заработка, это может быть хорошим подспорьем для семейного бюджета. Основное правило организации общественных работ от службы Центра занятости: они выполняются исключительно на добровольной основе.

Общественные работы от центра занятости: что это такое для работодателя

На каждом предприятии находится перечень неквалифицированных работ, которые не требуют участия специалистов. Работодатели любого уровня стремятся как можно более рационально распределить трудовые ресурсы. Поэтому к временным, сезонным и любым неквалифицированным работам они стремятся привлекать граждан, находящихся в статусе безработных.

Тем самым работодатель получает возможность задействовать квалифицированных специалистов при решении более важных профессиональных задач.

Кроме того, для работодателя привлечение рабочих от Центра занятости — это хороший вариант увидеть среди безработных граждан наиболее добросовестных и предложить им имеющиеся вакансии. Даже на временной общественной работе у гражданина есть возможность проявить лучшие качества и зарекомендовать себя в глазах работодателя. Поэтому руководитель предприятия может пригласить такого работника на более престижную работу и ввести его в штатное расписание.

Наконец, любому работодателю выгодно не привлекать к оплате неквалифицированного труда бюджет собственного предприятия, а использовать те средства, что выделяет центр занятости.

Общественные работы: польза и для безработных, и для работодателей

Министерство предлагает обеспечить временную занятость работников компаний, которые снизили объемы производства и работ. Эта мера позволит сотрудникам, которые сейчас находятся в неоплачиваемом отпуске или работают на неполной рабочей неделе, сохранить возможность заработка, который должен выплачиваться на уровне не менее минимального размера оплаты труда (12,1 тыс. руб. в месяц), пояснили РБК в Минтруде. Максимальный период занятости на временных работах на предприятии — не более девяти месяцев, уточнили в ведомстве.

Если на предприятии не осталось функциональных задач, которые могли бы решаться в рамках временной занятости, Минтруд предлагает организовать для его персонала общественные работы, которые также должны оплачиваться, пояснили в ведомстве. Указанные работы предполагается организовывать так, чтобы не создавать угрозу распространения коронавируса — в форме дистанционной занятости, на открытом воздухе или в изолированных рабочих помещениях. Максимальный период занятости на временных общественных работах не должен превышать полгода, уточнили в министерстве.

Минтруд в еженедельном режиме будет осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда, и речь идет о контроле «не только планируемых к высвобождению работников, их количества на предприятии, неполной занятости, [вводится] и мониторинг за переводом людей на удаленный режим работы, а также невыплатой заработной платы», уточнил Котяков.

Перевод на удаленный режим работы не должен привести к сокращению зарплаты. «Заработная плата при сохранении всего объема должностных обязанностей, возложенных на сотрудника, должна сохраниться, никакого уменьшения произойти не должно. Переход на удаленную работу предполагает обоюдное согласие сторон на организацию такого рабочего процесса», — отметил глава Минтруда. В настоящее время в режиме неполной занятости, по данным мониторинга министерства, трудятся 101 тыс. человек.

Государственные услуги по организации оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства предоставляется ГКУ ЦЗН на территории города Москвы.
В общественных работахи временном трудоустройстве могут принимать участие любые организации города Москвы независимо от их форм собственности или индивидуальные предприниматели (далее – Работодатель), включенные в Сводный перечень организаций, готовых принять участие в мероприятиях по организации оплачиваемых общественных работ либо временного трудоустройства населения в городе Москве.
Отношения между ГКУ ЦЗН и Работодателем при организации проведения общественных работ и временного трудоустройства регулируются договорами о совместной деятельности об организации оплачиваемых общественных работ или временного трудоустройства, определяющими права и обязанности сторон по организации мероприятий и обеспечению условий организации общественных работ.
В период участия в оплачиваемых общественных работах или временном трудоустройстве безработным и ищущим работу гражданам оказывается материальная поддержка за счет средств бюджета города Москвы.
Продолжительность оказания материальной поддержки определяется соответствующим приказом ГКУ ЦЗН АО города Москвы об оказании материальной поддержки в период участия безработных или ищущих работу граждан в общественных работах или временном трудоустройстве.
Материальная поддержка начисляется как дополнительная выплата из бюджета города Москвы сверх установленной заработной платы, выплачиваемой Работодателем в соответствии с условиями заключенного срочного трудового договора. При этом материальная поддержка не входит в фонд оплаты труда Работодателя и не является составной частью заработной платы временно трудоустроенных безработных или ищущих работу граждан.
В целях организации оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства:

Читайте также:  Обжалованию подлежит: как эффективно обжаловать решения следователя

1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).

2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Организаторов митингов обязали уведомлять об отказе от их проведения

Направлению на общественные работы предшествует регистрация граждан в органах службы занятости. Для участия в общественных работах не требуется наличия статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости.

Безработные граждане имеют преимущественное право при направлении на общественные работы, причем в первую очередь направления получают безработные, не получающие пособие, а также безработные, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.

Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В целях стимулирования безработных граждан для участия в общественных работах законодательством предусмотрено сохранение за ними права на получение пособия по безработице в период участия в общественных работах. Основаниями для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах являются уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем, о фактически отработанном времени. Таким образом, безработные граждане, участвующие в общественных работах, практически получают двойную оплату. Однако если к моменту направления на общественные работы выплата пособия безработному была приостановлена на определенный срок, пособие по безработице за период участия в общественных работах ему не выплачивается до момента возобновления.

Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. Однако учитывая финансовые трудности многих организаций, для проведения общественных работ, как правило, привлекаются средства Фонда занятости и средства субъектов Российской Федерации. Средства Фонда занятости на заработную плату перечисляются на расчетный счет работодателей.

В договорах может быть предусмотрено смешанное финансирование.

И.Шкловец

Заместитель руководителя

Служба занятости, или биржа труда, прежде всего существует для того, чтобы помогать безработным с поиском места для трудоустройства.

Предполагается, что человек становится на учет как безработный именно для того, чтобы ему помогли с поиском подходящих вакансий, а не для получения пособия. Некоторые безработные, впрочем, рассчитывают только на пособие, а в поиске работы не заинтересованы.

Главный вопрос, который таких людей интересует — как получить отказ от работодателя для биржи труда, ведь два необоснованных отказа от вакансии лишает безработного его статуса и пособия.

Можно ли отказаться от предложенной службой занятости работы

Для граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более 12 месяцев) перерыва (кроме граждан, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста осталось два и менее лет), подходящей работой также считается участие в общественных работах, а также других работах временного характера, соответствующих их образованию, профессии (специальности), профессиональному опыту, в частности по родственным профессиям, и которые продолжаются более одного месяца.

Рекомендуем прочесть: Тарифы жкх иркутск

Для лиц, не имеющих профессии (специальности) и которые впервые ищут работу, подходящей считается такая должность, которая требует первичной профессиональной подготовки, в том числе непосредственно на рабочем месте, а для лиц, желающих возобновить трудовую деятельность после перерыва продолжительностью, превышающей шесть месяцев, подходящей считается работа по профессии последнего места работы или работа с прохождением предварительной переподготовки по новой профессии (специальности) по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.

Службы занятости стали активно создаваться в 20-е годы ХХ столетия после организации в 1919 г. Международной организации труда (МОТ) и принятия Конвенции №2 о безработице, где был поставлен вопрос о системе бесплатных государственных бюро по занятости. В 1948 г. в МОТ специально рассматривался вопрос об организации и финансировании государственных служб занятости, основной обязанностью которых является организация рынка труда для достижения и поддержания занятости. Службы содействия занятости в разных странах организованы с учетом исторического и национального развития, влияния научно-технического прогресса, сложившейся системы социально-трудовых отношений.

Читайте также:  ЕАЭС и миграционное законодательство

В России в 1991 г. на базе прежней системы по трудоустройству населения была создана Федеральная государственная служба занятости населения.Ее структура, функции и механизм аккумуляции финансовых средств для оказания помощи в трудоустройстве, поддержки безработных и функционирования всей системы имеют свои особенности, которые связаны с формированием и реализацией политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике и становления рыночной инфраструктуры, а также специфики административно-территориального деления России и структуры управления.

В своей деятельности служба занятости опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», КЗОТ и ряд других законов и положений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Федеральная государственная служба занятости населения как организационно-самостоятельная социальная служба просуществовала до августа 1996 года. С августа 1996 года ее работу возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий министерство имеет территориальные органы службы занятости — республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, автономные, а также центры занятости в Москве и Санкт-Петербурге, городах и районах, которые в совокупности охватывает три уровня управления – федеральный, региональный и местный.

Для выработки решений и организации согласованных действий на рынке труда на федеральном и местном уровнях создаются координационные комитеты, в состав которых входят представители профсоюзов, ассоциаций предпринимателей (работодателей), органов государственной власти, службы занятости и общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В 1998 г. центров занятости в России насчитывалось около 3 тысяч, из них: центры занятости в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных округах составляли 3,5%, городские центры (бюро) занятости — 15,4%, районные центры — 73,7%, межрайонные — 7,4%. Численность специалистов в службе занятости превысила 35 тыс. человек. Специалисты, работающие на приеме граждан, финансисты и работники, занятые выплатой пособий по безработице, составляют ядро службы занятости. На их долю приходится более 30% общего числа занятых в службе работников. Более 50% работающих имеют высшее образование, из них 27% — юридическое, 6% — экономическое.

В таких городах, как Москва, Калуга, Тольятти, Энгельс, при поддержке зарубежных специалистов созданы модельные центры занятости,на базе которых проводится повышение квалификации работников служб занятости России, отработка новых технологий сбора, обработки и передачи информации и оказания услуг населению и работодателям 1 .

В Законе РФ «О занятости населения» определены права граждан и основные гарантии в области занятости (право на трудоустройство, профподготовку, получение информации, гарантии бесплатного содействия в подборе работы, бесплатного обучения новой профессии, получения пособия по безработице и др.), а также обязанности (функции) служб занятости по регулированию и организации содействия занятости.

Отказ от работы в центре занятости и возможность ограничения выплат

Для отказа от предложенной вакансии необходимо посетить работодателя в установленные сроки (обычно этот срок составляет 3 рабочих дня) и после пройденного собеседования определиться в своем решении. Если данная работа вас не устраивает, а работодатель своего отказа оформлять не хочет, то вы самостоятельно оформляете отказ.

Центр занятости — это ответственно. При постановке на учет в этом органе, безработному (статус присваивается несколько позже, спустя определенное количество дней) оглашают его права и обязанности. Главная его обязанность — отчет по основным моментам поиска работы, которая будет ему предложена данной службой. Просрочки недопустимы, каждое направление фиксируется и проходит положенную процедуру учета. Безработный не имеет права игнорировать положенные установки, иначе они будут приравниваться к прогулу. В случае заболевания необходимо оформлять больничный лист. Наказанием в службе занятости является сокращение выплат.

Как правильно отказаться от предложенной вакансии

В современном мире ситуация такова, что многие люди просто не могут быть уверенными в своем месте работы. И на это есть разные причины: кто-то не очень хорошо выполняет свою работу, кого-то приняли на работу временно, а у других и вовсе работодатель собирается закрыть свое предприятие. А иногда бывает, что людям просто хочется сменить обстановку или уровень дохода. Это и вынуждает разослать свое резюме в разные фирмы, которым нужен такой работник, как вы. Читайте интересный материал Как подготовиться к собеседованию: советы для соискателя.

Бывают ситуации, когда приходиться отказываться от предложенного места работы. Придерживайтесь в подобных ситуациях правил хорошего тона. Как отказаться от вакансии, не повредив своей репутации, читайте в этой статье


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *