Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому Из Пенсионеров Положен Набор Социальных Услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ни в одном нормативном акте РФ нет определения понятия соцпакета (или НСУ). Что под ним понимать, становится ясно из контекста официальных документов. Соцпакет – это один из вариантов помощи гражданам нашей страны, которым назначена ежемесячная денежная выплата (сокращенно ЕДВ), выражаемой в виде ряда установленных законом услуг. ЕДВ адресована тем, кто нуждается в особой господдержке. Речь идет об инвалидах, ветеранах ВОВ и иных боевых действий, военнослужащих времен ВОВ, блокадниках Ленинграда и других категориях граждан.
Правительством России осуществляется плодотворная и всесторонняя деятельность, направленная на улучшение уровня жизни граждан. И одно из направлений такой политики – это предоставление социальной помощи отдельным категориям населения. Льготы инвалидам оформляются на основании потребностей и возможностей каждой социальной группы. В частности, НСУ для инвалидов в 2020 году включает несколько направлений, затраты на которые частично компенсируются из государственной казны или муниципальных бюджетов.
- участники ВОВ, получившие свои увечья в военное время;
- лица, которые содержались в концентрационных лагерях, что стало причиной получения расстройства здоровья;
- работники правоохранительных органов, пострадавшие во время несения службы;
- ребёнок, получивший удостоверение инвалида при рождении;
- граждане с 1, 2 и 3 группами инвалидности (независимо от оснований получения недуга).
Гражданин с ограниченными возможностями вправе отказаться от НСУ частично или полностью. Взамен услуг, от которых он откажется, будет выплачиваться их денежный эквивалент. После очередной индексации, прошедшей 1 апреля 2019 года, стоимость пакета увеличилась на 2,4%. Отказавшись от него, инвалид будет каждый месяц получать именно эту сумму.
Поскольку соцпакет состоит из трех видов услуг, распределение их стоимости таково:
- обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – 828,14 руб.;
- выдача бесплатной путевки в санаторий – 128,11 руб.;
- предоставление бесплатного проезда – 118,94 руб.
Инвалид может отказаться от одной из услуг, от двух на его усмотрение. Сам отказ потребует письменного обращения в территориальный орган ПФР. Вариантов здесь несколько:
- принести заявление лично (через законного представителя);
- воспользоваться порталом «Госуслуги»;
- обратиться в многофункциональный центр (МФЦ «Мои документы»).
Допустима ли замена НСУ на денежный эквивалент
Взамен набора услуг социального характера претендующий на таковые льготник может получать добавочную, относительно ЕДВ, сумму. Отказаться от НСУ можно либо полностью, либо оставить некоторые услуги в нематериальном виде. В этом случае размер ЕДВ возрастет соответственно стоимости услуг, от которых гражданин отказался. С 2021 года (февраль) стоимость НСУ в полном объеме составляет 1211,66 рубля.
Заявление по поводу использования НСУ подается единожды в течение года, в период до конца сентября. С первого дня следующего за оформлением заявки года ЕДВ возрастет (с учетом стоимости отказных услуг), при этом право на НСУ ликвидируется. Выбор в ежегодном подтверждении не нуждается, заявление пролонгируется автоматически до подачи новой его вариации.
Каков срок рассмотрения заявления
Касающееся назначения ЕДВ заявление рассматривается, как правило, в течение 10 дней (рабочих) с момента получения его специалистами ПФР.
Лицам со статусом инвалида выплата рассматриваемая выплата назначается в автоматическом режиме: в Федеральный регистр сведения приходят через 5 дней (рабочих) с момента фиксирования факта инвалидности.
Если в выплате ЕДВ отказано, претендент на нее будет извещен об этом максимум через 5 дней (рабочих) с момента вынесения решения. Причины отказа, равно как и вариации обжалования, в таком письме присутствуют. Поданные в личном порядке документы возвращаются заявителю.
Законодательно предусмотрено, что гражданин, который сохраняет за собой право на соответствующие преференции, может написать документ об отказе в их предоставлении в той форме, в которой они имеются. Вместо этого ему будет выплачена материальная компенсация. Ее размер с 1 февраля 2019 года составляет 1121,42 рубля в месяц.
Важно! Размер ЕДВ и, соответственно, входящего в ее состав НСУ подлежит периодической индексации.
Следует отметить, что гражданин вправе отказаться как от полного набора услуг, так и от части из них. В этом случае денежные средства будут предоставляться относительно частично, в зависимости от стоимости конкретной услуги.
В 2019 году она составляет:
- лекарственное обеспечение – 863,75 рубля;
- санаторно-курортное лечение – 133,62 рубля;
- бесплатный проезд – 124,05 рубля.
Денежные выплаты инвалидам: размеры в 2020 году
Размер ЕДВ и НСУ является фиксированным и устанавливается на законодательном уровне. С 01.02.2020 году размер ЕДВ был проиндексирован для всех категорий получателей на 2,5%.
Сумма ежемесячных выплат определяется исходя из группы инвалидности и с 01.02.2020 года составляет:
- для инвалидов 1 группы – 2.551,79 руб./мес.;
- для инвалидов 2 группы – 1.515,05 руб./мес.;
- для инвалидов 3 группы – 998,32 руб./мес.;
- для детей-инвалидов (лиц с инвалидностью возрастом до 18-ти лет) – 1.515,05 руб./мес.
Вышеуказанные суммы ЕДВ назначаются при условии, что гражданин получает НСУ в натуральной форме.
Ежемесячная денежная выплата – систематическая материальная помощь правительства, направленная на улучшение условий жизни людей с ограниченными возможностями в силу различных причин. Она относится к дополнительному виду поддержки и не имеет никакой связи с начислением обычной пенсии.
Набор социальных услуг для инвалидов – государственная помощь потерпевшим, выраженная в натуральной форме через оказание необходимых мероприятий.
Начисление НСУ происходит одновременно с оформлением ЕДВ, но сумма денежного довольствия уменьшается на размер естественной компенсации.
Житель РФ способен принять решение в пользу увеличения экономической компенсации в полном или частичном виде. Чтобы отключить дополнительные опции и обменять их на финансовую доплату, необходимо совершить письменный отказ с конкретным указанием всех ненужных опций.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Законодательно определен перечень мер поддержки от государства, которые включаются в НСУ:
- Лекарства и иные медицинские препараты, предоставляемые на бесплатной основе, которые выдаются по назначению врача. Если инвалидом является ребенок, то ему должно предоставлять также продукция для лечебного питания. Лекарства, предоставляемые инвалидам, закрепляются в списке, утвержденном Минздравом.
- Предоставление 1 раз в год бесплатной путевки для прохождения лечения или профилактики заболевания. Для получения направления необходимо чтобы у инвалида существовали показания к такому виду лечения или профилактике, подтвержденные лечащим врачом. Длительность лечения на курорте или в санатории может составлять до 18 дней, а при для детей-инвалидов – до 21 дня. При повреждениях спинного или головного мозга – длительность нахождения в санатории может быть увеличена до 24 – 42 дней.
- Проезд на бесплатной основе к месту санаторно-курортного лечения туда и обратно. Льгота распространяется на все виды транспорта (пригородный или междугородный). Однако, существуют ограничения по удобству предоставляемого транспорта.
Как часто можно пользоваться НСУ
Жизненно необходимыми лекарствами нуждающийся должен обеспечиваться в количестве, установленном врачом. Что касается санаторного лечения, здесь есть свои нюансы. Например, вероятность получения путёвки каждый год маловероятна. Это объясняется тем, что закупка путёвок осуществляется на деньги, выделенные федеральными властями конкретно на соцпакет.
По известным данным ежегодно на путёвку для одного льготника выделяют примерно 1500 рублей, в то время как стоимость лечения в санатории обойдётся в 20000 рублей (средняя цена). Очевидно, что по факту путёвок закупают в 13 раз меньше (ориентировочно), чем нужно. Так формируется очередь из ожидающих на два-три года.
Ситуация с проездом немного проще: бесплатными билетами на передвижение в междугороднем транспорте обеспечиваются инвалиды со специальным бланком на руках. Очереди отсутствуют и сложностей с получением услуги обычно не возникает.
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
На рассмотрение поступившего обращения у органов социального страхования уходит до 10 дней, после чего ФСС уведомляет льготника о возможности получения путевки с указанием конкретного учреждения и точной даты заезда.
Данный документ действителен на территории всей страны и позволяет пользоваться социальными услугами непосредственно по месту пребывания, что особенно важно для граждан, сменивших место жительство или временно находящихся в другом регионе РФ.
- лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
- путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно*.
* Граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях для сопровождающего их лица второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
- Одно из отделений пенсионного фонда страны по месту проживания гражданина.
- Почтовое отделение по месту основного проживания получателя данных средств помощи.
- Местное отделение органов власти по району проживания конкретного получателя данных средств.
- Возможность получения бесплатного санаторного обслуживания ветерана труда.
- Право бесплатного проезда в общественном транспорте при предоставлении специальных документов, подтверждающих статус получателя.
- Бесплатное пользование городскими медицинскими учреждениями.
- Возможность получать путёвки в санатории для лечения несколько раз в течение календарного года.
- Разовые выплаты средств гражданам при наличии всего набора документов, подтверждающих их официальный статус получателей таких начислений.
- Иные льготы, характер предоставления которых оговаривается правилами существующего в стране на текущий момент законодательства.
Чтобы повысить уровень социального обслуживания граждан, нуждающихся в присмотре и помощи, необходимо контролировать полноту, своевременность и результативность предоставляемых поставщиком услуг. Самой достоверной будет оценка самих получателей НСУ, например, насколько решились их бытовые или правовые проблемы, улучшилось морально-психологическое и физическое состояние.
Специальная карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг (форма 030-Л/у), оформляется, если лицу-получателю НСУ назначены бесплатные лекарственные препараты. В этой справке содержатся все данные о выписанных и полученных ним лекарствах за один год, начиная с момента получения разрешения на дополнительное медикаментозное обеспечение. Заполняют ее врач, выписывающий медикаменты, и аптека, их предоставляющая. По истечении срока карта возвращается в клинику и подшивается к медицинской карте пациента.
С целью мониторинга качества социальных услуг государством разработан стандарт оказания специальных социальных услуг (ГОСТ Р 52496-2005). В нем приведены основные критерии успешности и эффективности для каждого вида предоставляемых СУ. Если же говорить о социальной услуге в целом, она будет иметь высокое качество, если:
Между малоимущими гражданами РФ и органами соцзащиты может быть заключен социальный контракт. Предоставление услуги на основании социального контракта имеет вид одноразовой денежной выплаты, ежемесячного пособия или социальной помощи и назначается на определенный срок (от трёх месяцев до года). Вместе с контрактом получателю дается программа социальной адаптации, мероприятия из которой он обязан реализовать.
- инвалиды I-III группы;
- инвалиды войны;
- дети-инвалиды;
- а также ряд других категорий на условиях, оговоренных в ст.6.3 ФЗ №178, где в частности сказано, что гражданин РФ либо иностранец, который постоянно живет на территории РФ, имеет право на НСУ при условии регистрации по месту жительства и с момента установления инвалидности.
- выплаты социального пособия;
- адресной денежной выплаты;
- обеспечения детей и пенсионеров бесплатным питанием, выдачи предметов одежды, подгузников, вещей первой необходимости, строительных материалов;
- предложения о заключении социального контракта (гражданин соглашается на условия социальной программы и получает в своё распоряжение денежное пособие).
- социально-бытовое обслуживание для облегчения жизнедеятельности;
- организацию ухода и поддержание должного уровня здоровья, путем оказания оздоровительных мероприятий и систематического наблюдения с целью выявления отклонений;
- оказание социально-психологической помощи с целью адаптации в обществе и коррекции психического состояния в виду получения инвалидности;
- предоставление возможности социальной адаптации путем трудоустройства;
- оказание юридических услуг с целью защиты прав и законных интересов, как в судебном порядке, так и в случае спорных вопросов с органами социальной помощи;
- предоставление услуг с целью повышения коммуникативного уровня для социальной адаптации всем категориям инвалидов, в том числе и детям.
Все вышеперечисленные услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета в порядке определенном законом, а именно ст.6.5 ФЗ №178, в размере подлежащей индексации ежегодно. Также на основании ст.6.3 инвалиды имеют право пользоваться услугами на протяжении календарного года с момента приобретения права и до 31 декабря.
За счет бюджетов субъектов РФ (регионов) доступ к социальным субсидиям из утвержденного перечня закреплен за гражданами с получаемым доходом ниже прожиточного уровня в регионе их проживания. Для оценки принимается в расчет средний показатель дохода, получаемого членами семьи, проживающими совместно с претендентом на помощь.
Социально незащищенные категории граждан РФ имеют право на помощь от государства в натуральной и денежной форме. В натуральном выражении помощь выражается в доступе к некоторым видам социальной поддержки, обобщенным под названием «набор социальных услуг».
Понятие социальной помощи прописано в Федеральном законе №178-Ф3. В нем указывается порядок предоставления НСУ, правила оформления и требования к их получению. Ежегодно выполняется индексация денежных сумм, которые эквиваленты этим услугам. Также корректируется перечень условий, согласно которым можно воспользоваться этими льготами.
На данный момент действует приказ Минздравсоцразвития РФ №328, согласно которому на пакет социальных услуг могут претендовать следующие лица:
- Инвалиды войны. Все категории военнослужащих, которые получили ранения, увечья или контузии при исполнении своих обязанностей. Сюда же относятся узники концлагерей;
- Ветераны, участвовавшие в боевых действиях. К ним относятся военнослужащие, исполнявшие свои служебные обязанности;
- Граждане, награжденные памятным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- Лица, работавшие во время Второй мировой войны в оборонной отрасли, при обустройстве военных объектов;
- Члены семей, инвалидов войны (умерших или погибших);
- Инвалиды. Размер и порядок начисления НСУ определяется степенью инвалидности – от 1-й до 3-й группы;
- Дети-инвалиды.
Также льготами обеспечиваются лица, подвергшиеся воздействию радиации не по своей вине – на Чернобыльской АЭС, в зоне отчуждения, Семипалатинском полигоне и т.д. Для каждой из этих категорий граждан составляется отдельный набор социальных услуг.
Категории лиц, имеющих право на ЕДВ
ЕДВ как разновидность социальной помощи выплачивается определенным категориям лиц, среди которых:
- Ветераны ВОВ, боевых действий и прочие;
- Инвалиды при наличии подтвержденной группы инвалидности, включая детей-инвалидов;
- Герои СССР и РФ;
- Граждане, пострадавшие в результате воздействия радиационного излучения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. стали жертвами техногенных катастроф или последствий испытаний ядерного, атомного и химического оружия, рабочим-ликвидаторам последствий аварии на реке Тече и производственном объединении «Маяк»;
- Герои Социалистического труда;
- Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.