Общая характеристика дознания как формы предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общая характеристика дознания как формы предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Понятие, сущность дознания как формы предварительного расследования

Предварительное расследование производится не только в форме предварительного следствия, но и в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Дознание — это уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Действующий закон дознанием именует только форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК), и где дознанием исчерпывается все расследование по уголовному делу.

Вместе с тем действующее законодательство сохранило и тот вид деятельности органов дознания, при которой они при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ст. 157 УПК).

Окончание предварительного расследования

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)

В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.

Предварительное следствие

Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.

Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования

Предварительное следствие представляет собой основную форму предварительного расследования. Помимо общих условий предвари тельного расследования, для предварительного следствия характерны некоторые специальные правила. К таковым относятся: сроки предварительного следствия, порядок осуществления расследования следственной группой, общие правила производства следственных действий, судебный порядок разрешения на производство следственных действий и некоторые другие (гл. 22 УПК). Первые два рассматриваются в данном параграфе, а остальные будут рассмотрены ниже при характеристике следственных действий.

Сроки предварительного следствия. Для осуществления предвари тельного следствия законодатель устанавливает определенные процессуальные сроки. Их соблюдение является одним из условий законности всех производимых процессуальных мероприятий и всех принимаемых решений. Следовательно, сроки предварительного следствия создают гарантии своевременного выполнения соответствующих процессуальных процедур, способствуют быстрому и эффективному решению задач уголовного судопроизводства, обеспечивают надлежащую защиту прав и законных интересов участников процесса. Несоблюдение процессуального срока предварительного следствия обусловливает признание полученных таким образом результатов не имеющими силы, а также влечет применение к должностным лицам органов предварительного следствия мер юридической ответственности.

Срок предварительного расследования исчисляется с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается в момент завершения предварительного следствия в установленных законом формах. Так, в случае направления уголовного дела для последующего рассмотрения в суд с обвинительным заключением или для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера окончанием срока предварительного следствия считается момент передачи его материалов прокурору. В случае прекращения уголовного дела срок оканчивается в день вынесения соответствующего постановления (ч. 2 ст. 162 УПК). Время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено, а также время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, при исчислении процессуальных сроков не учитывается (ч. 3 ст. 162 УПК).

Согласно ч. 1 ст. 162 УПК по любому уголовному делу, расследующемуся в форме предварительного следствия, установлен срок расследования — два месяца. Если в указанный срок производство предварительного следствия завершить не представляется возможным, то законодатель предусматривает специальные основания и порядок его продления. Правом продления процессуальных сроков предварительного следствия наделены руководители следственных органов различного уровня: чем на более длительное время продлевается срок расследования, тем более высокий руководитель правомочен принять подобное решение.

Так, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем соответствующего следственного органа до трех месяцев (ч. 4 ст. 162 УПК). Это означает, что решение о продлении срока в этом случае вправе принять руководитель любого уровня, непосредственно возглавляющий следственный орган, в производстве которого находится уголовное дело. Решение о продлении срока до трех месяцев может быть, например, принято руководителем следственного органа по району, городу. Это решение может быть принято и любым вышестоящим руководителем следственного органа.

По уголовным делам, расследование которых представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ (приравненным руководителем следственного органа) до 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК).

В исключительных случаях срок предварительного следствия может быть продлен Председателем Следственного комитета РФ или иным руководителем следственного органа федерального уровня, а также их заместителями более чем на 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК).

Таким образом, законодатель не устанавливает предельно допустимого срока предварительного следствия. Это положение означает, что по особо сложным и объемным уголовным делам в случае наличия соответствующих оснований срок расследования может быть продлен на весьма значительный период времени. Вместе с тем подобное правило не может расцениваться как позволяющее продлевать сроки производства по уголовному делу произвольно и безосновательно.

Порядок продления сроков предварительного следствия регламентирован ч. 7, 8 ст. 162 УПК. Так, при невозможности окончить расследование в отведенный период времени следователь не позднее чем за пять суток до истечения прежнего срока выносит соответствующее постановление и представляет его на утверждение руководителю следственного органа. О продлении сроков предварительного следствия письменно уведомляются подозреваемый (обвиняемый), его за щитник, а также потерпевший и его представитель.

Помимо правил продления, закон регламентирует специальные процедуры по установлению дополнительного срока следствия после возобновления предварительного расследования (ч. 6 ст. 162 УПК). Так, в случае возвращения уголовного дела в порядке ч. 11 ст. 211, ч. 1 ст. 214 или п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК руководитель следственного органа может установить по нему срок дополнительного следствия, который необходим для исполнения соответствующих указаний прокурора или обжалования его решения. Этот срок не может превышать одного месяца со дня поступления материалов дела к следователю. В случае возобновления прекращенного или приостановленного производства, а также при возвращении уголовного дела для произ водства дополнительного расследования руководитель следственного органа вправе установить по нему срок дополнительного следствия также до одного месяца. При этом необходимо отметить, что независимо от общего срока расследования решение об установлении срока дополнительного следствия может принять руководитель следственного органа любого уровня, непосредственно осуществляющий ведомственный контроль за уголовным делом. Дальнейшее продление сроков по возобновленному делу осуществляется в общем порядке (схема 3).

Первое употребление термина «дознание» встречается в судебных уставах 1864 года. Определение дознание происшествий звучало как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».

Дознание является одной из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

Обычно дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации к таким преступлениям относятся преступления, для которых предусмотрено максимальное наказание выше 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).

Дознание в роли формы досудебного следствия предусматривают законодательства многих государств постсоветского пространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Наряду с отдельными отличиями, есть общие требования к институту дознания.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. отражена новая модель дознания, которая в большей степени совпадает с современной правовой идеологией. Основа идеи, заложенной в преображение дознания, является главной установкой реформы, которая звучит как усиление защиты прав и свобод личности. Актуальность такого положения влияет не только на дознание, но и на уголовное судопроизводство в целом как образующее сферу государственного принуждения с наиболее сильным затрагиванием прав и свобод личности.

Значимость дознания заключается в содействии более эффективному и мобильно производимому предварительному расследованию по преступлениям малой и средней тяжести, что влияет на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на относительно долгое действие нового уголовно-процессуального кодекса, практические работники сталкиваются с определенными трудностями в толковании и применении его отдельных норм, институтов. В большей степени это имеет отношение к производству дознания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, формирующиеся в связи с осуществлением дознания компетентными государственными органами.

Предмет исследования образует предварительное расследование.

Целью исследования является анализ дознания как формы предварительного расследования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— раскрыть понятие и значение форм предварительного расследования;

— привести дифференциацию форм предварительного расследования;

— рассмотреть дознание в общем порядке;

— изучить дознание в сокращённой форме.

Теоретической базой исследования послужили разработки общей теории права, науки уголовно-процессуального, уголовного, теории оперативно-розыскной деятельности. Источниками теоретической информации явились: монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Перейдём к рассмотрению особенностей дознания в общем порядке как формы предварительного расследования, согласно тем же характеристикам, что и предварительное следствие.

Дознание в общем порядке и предварительное следствие производятся по одинаковым правилам, но с изъятиями, которые предусматривает гл. 32 УПК РФ.

Положения подследственности при производстве дознания нормативно регулируются на основании ст.ст. 150, 151 УПК РФ. Дознанию подлежат преступления, указанные в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (например, к ним относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 112, 115, 116, ч. 1 ст. 117, 118, 119, 121, ч. 1 и 2 ст. 122, ч. 1 ст. 123 УПК РФ и ряд других), а также по уголовным делам об иных преступлениях, относящиеся к небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора.

Дознание производят дознаватели, относящиеся к ОВД РФ, пограничным органам федеральной службы безопасности, органам Федеральной службы судебных приставов, органам государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, следователям СК РФ, дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Читайте также:  Отказ от гражданства Узбекистана для получения гражданства РФ в 2022 году

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, как уже было отмечено, дознание также могут производить следователи СК РФ по уголовным делам, расследующим преступления, подследственные органам дознания, совершенные лицами, относящимися к особой категории (ст. 447 УПК РФ), а также совершенные должностными лицами СК РФ, органов ФСБ, СВР РФ, Федеральной службы охраны РФ, ОВД РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

В УПК РФ содержится оговорка о недопущении возлагать полномочия по проведению дознания на того, кто проводил или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Следует напомнить о правовом статусе следователя и дознавателя, которые неравномерны из-за обладания следователем большей процессуальной самостоятельностью и независимостью.

Дознаватель имеет право на обжалование в следующем порядке:

— обжалование указаний прокурора производится вышестоящему прокурору,

— обжалование указаний начальника органа дознания производится прокурору,

— а обжалование указаний начальника подразделения дознания производится прокурору и начальнику органа дознания.

Однако обжалование указаний не приводит к приостановлению их исполнения.

Статья 223.2 УПК РФ устанавливает возможность создания группы дознавателей для расследования уголовных дел в форме дознания.

Основания для создания группы дознавателей заключаются:

— в сложности уголовного дела;

— в большом объёме уголовного дела, а именно большом объёме производства процессуальных и следственных действий[6].

Решение о создании группы дознавателей оформляется отдельным постановлением или отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимается начальником органа дознания. Постановление должно перечислить всех дознавателей, которым поручено производство дознания, и указать дознавателя, назначаемого руководителем группы дознавателей. Группа дознавателей может состоять из должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей должен быть объявлен подозреваемому, обвиняемому.

В обязанности руководителя группы дознавателей входит принятие уголовного дела к производству, организация работы группы дознавателей, руководство действиями других дознавателей, составление обвинительного акта.

Руководитель группы дознавателей принимает следующие решения:

1) выделение уголовных дел в отдельное производство в порядке;

2) прекращение уголовного дела полностью или частично;

3) приостановление или возобновление производства по уголовному делу;

4) письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;

5) привлечение лица в качестве обвиняемого и объём предъявляемого ему обвинения;

6) направление обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы;

7) возбуждение перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

8) возбуждение с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих санкции суда[7].

Законодатель имеет право на последовательное увеличение срока дознания, например, согласно ч. 3 ст. 223 УПК РФ время производства дознания 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор имеет право на продление срока до 30 суток, если есть необходимость. При необходимости включая случаи связанные с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. Есть исключительные случаи, которые связанны с исполнением запроса о правовой помощи, которые могут повлиять на продление срока дознания до 12 месяцев.

Прокурор осуществляет надзор за осуществлением дознания и исполняет задачи в области процессуального руководства дознанием. Так, в полномочия прокурора входит дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства, направленного на избрание, отмену или изменение меры пресечения либо на производство иного процессуального действия, допущенного на основании судебного решения; утверждение постановления дознавателя о прекращении уголовного дела. Ведомственный контроль осуществляется начальником органа дознания и начальником подразделения дознания.

При особом месте процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого во время реализации предварительного следствия к особенности дознания относится уведомление о подозрении.

Согласно ст. 223. 1 УПК РФ при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления и получении в ходе дознания достаточных сведений, приводящих к подозрению лица в совершении преступления, дознаватель должен составить письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, а копию документа вручить подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, и составить об этом протокол с отметкой о вручении копии уведомления. Подозреваемый по существу подозрения должен быть допрошен дознавателем в течение 3 суток с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления.

Другой отличительной характеристикой, отличающей данную форму, является особенность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Статья 224 УПК РФ говорит о праве дознавателя подать перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу лица, которое подозревается в совершении преступления. Данная процедура реализуется в порядке, общем для двух форм и устанавливается в ст. 108 УПК РФ.

При избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

Если составление обвинительного акта в определённый законом срок невозможно подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, указанном в главе 23 УПК РФ, после чего продолжают производство дознания.

Если окончание дознания в срок до 30 суток невозможно, и основания для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствуют, суд может продлить срок до 6 месяцев.

Дознание в сокращенной форме

Сокращенное дознание может производиться на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Однако при этом одновременно должны быть в наличии следующие условия:

  1. уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  2. подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает квалификацию деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
  3. отсутствуют следующие обстоятельства исключающие производство дознания в сокращенной форме:
  • подозреваемый является несовершеннолетним;
  • имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера;
  • подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 УПК РФ;
  • лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  • подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;
  • потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Особенности производства дознания

Дознание – это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. В отличие от предварительного следствия дознание, производимое в общем порядке (гл. 32 УПК РФ), обладает особенностями, которые можно объединить в три группы.

1.Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступления (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений – ч. 3 Ст. 150 УПК РФ).

2.Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это:

— дознаватели ОВД, пограничной службы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 Ст. 151 УПК РФ). Производство дознания возможно и группой дознавателей (Ст. 223.2 УПК РФ);

— следователи следственного комитета РФ (проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (проводят дознание по указанию прокурора).

Лекция 10. Общие условия предварительного расследования

Многие заинтересованные лица часто пытаются узнать, сколько рассматривается уголовное дело на всех этапах его производства – от возбуждения и до вынесения приговора. Время на судопроизводство в уголовной практике регулируется ст. 233 УПК РФ и подразделяется на 3 следующих критерия, в соответствии с которыми рассматриваются все преступления:

  • Максимальное время проведения всех процессуальных мероприятий не может выходить за рамки 12-месячного периода.
  • В случае, если дело рассматривается в первый раз либо в частном или ускоренном порядке проведение всех процессуальных действий может быть сокращено до 3 месяцев до вынесения соответствующего приговора или иного определения.
  • Исчисляемый в общем случае 2-месячный период, отведённый для проведения следственных мероприятий, также включается в срок рассмотрения дела в уголовной плоскости.

Важно! В ходе заседания судебной инстанции представитель власти имеет право переносить заседание сколько угодно раз и возобновлять любые сроки, направлять дело на доработку в органы прокуратуры, к следователям или дознавателям, так как приговор суда по уголовному делу является очень ответственным решением, и сроки рассмотрения дела на окончательный вердикт влияют мало.

Предварительное расследование в форме дознания (в соответствии с 3 частью 151 статьи Уголовно-процессуального кодекса) производится:

  • дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК, за исключением уголовных дел, которые указаны в параграфах 3-6, 3 части 151 статьи УПК;
  • дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных 253 и 256 статьями (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами Федеральной службы безопасности), 1 части 322 статьи и 1 части 323 статьи Уголовного кодекса, а также о преступлении, предусмотренном 1 части 188 статьи Уголовного кодекса (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами Федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);
  • дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 Уголовного кодекса;
  • дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 Уголовного кодекса;
  • дознавателями органов государственной пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса;
  • следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151, а именно лицами, указанными в ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, внешней разведки и т.д. (см. подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса);
  • дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232 и ст. 233 и ч. 1 и 4 ст. 234 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Читайте также:  Получение военного билета после 30 лет
Определение 3

Круг уголовных дел, по которым дознание исчерпывает все расследование по делу, составляют преступления небольшой тяжести и определенные категории преступлений средней тяжести, которые возбуждаются на основе признаков состава преступлений, предусмотренных в 3 части 150 статьи Уголовно-процессуального кодекса.

Данный вид дознания должен быть проведен в течении месяца со дня, когда возбудили уголовное дело и до дня, когда был составлен обвинительный акт. Этот срок может быть продлен прокурором (при необходимости), который осуществляет надзор за тем, как производится дознание, до одного месяца (на основании 3 части 223 статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ). Когда это необходимо (включая случаи, связанные с тем, как производится судебная экспертиза), срок дознания может быть продлен и до полугода районным или городским прокурором, а также военным прокурором или его заместителем. В исключительных случаях, которые связаны с тем, как исполняется запрос правовой помощи, направленный в порядке, предусмотренным на основании 453 статьи Уголовно-процессуального кодекса, срок дознания прокурор субъекта РФ или военный прокурор может продлить до 1 года.

В делах о преступлениях, расследование которых может быть исчерпано дознанием, может требоваться проведение розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, но основными по прежнему являются следственные действия. Помимо этого в доказательном процессе запрещено использовать результаты оперативно-розыскных действий, если они не отвечают требованиям, которые предъявляются к доказательствам УПЗ (в соответствии с 89 статьей Уголовно-процессуального кодекса). Также нельзя возлагать полномочия дознания на лица, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (на основании 2 части 41 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

Дознавателем должны быть приняты все меры, чтобы всесторонне и объективно установить события совершенного преступления, включая круг лиц, которые к нему причастны, роль и виновность каждого из них, обстоятельства, за счет которых вина может быть смягчена или отягощена, а также размер и характер ущерба, который был причинен.

Замечание 1

Проведение предварительного расследования в дознавательной форме реализуется в порядке, который установлен на основании 21,22, 24-29 глав Уголовно-процессуального кодекса.

В случае наличия соответствующих фактических оснований у дознавателя есть право на производство по возбужденному уголовному делу соответствующих следственных действий: осматривать, освидетельствовать, проводить следственные эксперименты, обыскивать, изымать, проводить допросы, очные ставки, предъявлять предметы и лица для опознания, проверять показания на месте, назначать и проводить экспертизы.

В делах, в которых дознанием ограничивается следствие, защитник принимает участие в уголовном деле в общем порядке, который предусмотрен на основании 3 части 49 статьи Уголовно-процессуального кодекса. В данном случае у защитника есть право на сбор доказательств такими путями:

  1. получение предметов, документов или иной информации;
  2. проведение опросов лиц (при условии их согласия);
  3. истребовать справки, характеристики, иную документацию от государственных органов и иных организаций (на основании 3 части 86 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

Из следственных действий, на производство которых установлен судебный порядок получения разрешения (в соответствии со 165 статьей Уголовно-процессуального кодекса), у дознавателя с согласия прокурора есть право возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу (в соответствии с 1 частью 224 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

В случае, если по отношению к подозреваемому выбрали такую меру пресечения, как заключение под стражу, то составление обвинительного акта должно быть произведено не позднее, чем через 10 суток с того дня, как его заключили под стражу. Если невозможно составить обвинительный акт в указанные сроки, то подозреваемый получает обвинение на общих основания в порядке, который установлен для процедуры предварительного следствия в статьях 171-175 Уголовно-процессуального кодекса. Либо же обвинение отменяет или изменяет данную меру пресечения на виды, которые не связаны с процедурой получения разрешения в порядке суда.

Обвиняемые и их защита должны ознакомиться с обвинительными актами и материалами, которые представлены в уголовном деле, на основании чего обязательно составление протокола с указанием дат когда началось и когда окончилось ознакомление с материалами. Потерпевший и его представитель получают для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, на основании чего должен быть составлен протокол (в соответствии с 2 и 3 частью 225 статьи Уголовно-процессуального кодекса).

Замечание 2

Так как у дознавателя нет полномочий на привлечение граждан как обвиняемых, помимо случаев, когда невозможно в течении 10 суток составление обвинительного акта, выводы дознавателя об установлении лица, которое совершило преступление, может формулироваться в обвинительных актах, совершаемых дознание, которое исчерпывает расследование по делу.

1. Согласно п. 7 ст. 5 дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. В качестве дознавателя может выступать не только «штатный» дознаватель, но и иное должностное лицо органа дознания, которому дано соответствующее поручение начальником органа дознания или его заместителем.

2. Единственным процессуальным действием, которое в соответствии с текстом УПК требует получения дознавателем согласия (разрешения) начальника органа дознания, является проведение им проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток, вместо обычных 3 (ч. 3 ст. 144 УПК). Необходимо, однако, учитывать, что это ограничение касается лишь сотрудников тех органов, учреждений и формирований, которые в целом являются органами дознания. Эти сотрудники полномочны осуществлять предварительное расследование в форме дознания в силу своей должности. В тех же случаях, когда полномочия органа дознания принадлежат не всему органу, учреждению или формированию, а лишь его руководителю (командиру воинской части, соединения и т.д.), процессуальные полномочия органа дознания лишь делегируются им своим подчиненным. При этом такой руководитель (орган дознания) вправе требовать от дознавателя согласования любых предстоящих действий и утверждения любых процессуальных актов — в зависимости от того объема своих полномочий, на выполнение которых он специально уполномочил данного сотрудника.

3. Согласие прокурора требуется дознавателю: на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37); на продление до 30 суток срока проверки дознавателем сообщения о преступлении и принятия по нему решения в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144); на продление срока дознания (ст. 223). Прокурор также утверждает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела и обвинительный акт (п. п. 13, 14 ч. 2 ст. 37). Прокурор, помимо дачи согласий на указанные действия и утверждения названных решений, вправе также давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37); отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37); разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37); отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК (п. 10 ч. 2 ст. 37); возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37).

4. Дознавателю необходимо получать судебное решение в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК.

5. В ч. 2 ст. 41 УПК установлен запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Он касается лишь тех работников органа дознания, на которых возложены обязанности по производству предварительного расследования в порядке, установленном главой 32 УПК, и не распространяется на сотрудников органов дознания при проведении неотложных следственных действий согласно положениям ст. 157 УПК.

6. Об обжаловании дознавателем указаний начальника подразделения дознания по уголовному делу см. ком. к ст. 40.1.

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.
Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ процессу­альная деятельность в стадии предварительного расследования осуществляется в двух формах: дозна­ния

и
предварительного следствия.
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Перечень составов преступлений, по которым проводится дознание, закреплён в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по уголовным делам об иных преступлениях небольшой или средней тяжести также может проводиться дознание, но только по письменному указанию прокурора. При этом, опять-таки по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым должно проводиться дознание, могут быть переданы и для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ). В связи с этим представляется, что законодателем отдаётся предпочтение предварительному следствию как наиболее значимой форме предварительного расследования.

В связи с изложенным, предварительное следствие – это основная форма предварительного расследования, осуществляемая по большинству уголовных дел следователем (или следственной группой) в пределах установленных УПК РФ полномочий, связанных с уголовным преследованием лиц, виновных в совершении преступлений.

Между указанными формами предварительного расследования имеются как сходства, так и различия. Это связано с тем, что одна из них (дознание) является усечённой и облегчённой, но при этом как в одной, так и в другой – происходит расследование уголовных дел.

Сходство двух форм предварительного расследования заключаются в следующем:

1) в совпадении их ос­новных задач (раскрытие преступления и изобличение лиц, совершивших его);

2) в равной обязанности возбуждения уголовного дела и расследования его обстоятельств в случаях обнаружения признаков преступления;

3) в схожести основных процессуальных полномочий и обязанностей каждого из орга­нов расследования;

4) в единстве правовой основы их деятельности;

5) в соблю­дении единой процессуальной формы при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Читайте также:  Ручная кладь «Победа»: размеры и вес 2023, новые правила

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.

В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следствие. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:

  • Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК – следователи СК РФ.
  • П. 2 2 части ст. 151 – следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
  • Пункте 3 части 2 151 статьи – следоватеи ОВД.
  • П. 5 2 части ст. 151 – сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

Справочно:

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Особенности дознания как формы предварительного расследования

Под дознанием

понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК.

Дознание производится:

  • дознавателями органов внутренних дел РФ;
  • дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
  • дознавателями органов службы судебных приставов Минюста России;
  • дознавателями таможенных органов РФ;
  • дознавателями органов Государственной противопожарной службы;
  • следователями следственного комитета при прокуратуре РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Рассмотрим особенности дознания.

1. К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК.

Таких составов преступлений более 70. Это, например, кража (ч.1 ст. 158 УК), грабеж (ч. 1 ст. 161 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК) и др.

Комментарии к ст. 223 УПК РФ

1. В настоящее время дознание осуществляется не только по очевидным преступлениям, то есть и в том случае когда не известно лицо, совершившее преступление. Дознание может быть осуществлено лишь в том случае, когда уголовное дело возбуждено по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Если хотя бы одно из преступлений, по признакам которых возбуждено уголовное дело, подследственно следователям, предварительное расследование по делу осуществляется в форме предварительного следствия, а не дознания.

2. Деятельность органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной из форм предварительного расследования и именуется дознанием в полном объеме.

3. Общее у дознания в полном объеме и предварительного следствия:

— момент начала и окончания;

— перечень, основания и порядок производства следственных действий;

— перечень, основания, процедура избрания, изменения и отмены основных (за исключением предусмотренной ст. 104 УПК) мер пресечения и применения иных мер процессуального принуждения;

— при производстве дознания так же, как во время предварительного следствия, участвует защитник;

— требования к составляемым в ходе расследования процессуальным документам и др.

4. Этот вид дознания во многом повторяет предварительное следствие, за следующими исключениями:

— орган дознания может в определенных законом случаях не составлять постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, по окончании дознания составить обвинительный акт;

— гражданский истец и гражданский ответчик, а также их представители не знакомятся с материалами уголовного дела;

— эту форму предварительного расследования может осуществлять дознаватель, который не обладает процессуальной самостоятельностью. Он вправе обжаловать любое указание прокурора, но обязан, несмотря на это обжалование, немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения (см. также о процессуальной самостоятельности следователя комментарий к ст. 38 УПК).

5. Есть и другие несущественные отличия, связанные с тем, что предварительное расследование, к примеру, по преступлениям, совершенным военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, осуществляется следователями.

6. При производстве дознания не может быть избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части.

7. Дознание не может быть завершено направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

8. Есть и другие отличия.

9. См. также комментарий к ст. ст. 150, 162 — 170, 176 — 214 УПК.

Нюансы обжалования на стадии предварительного расследования

29 января состоялся очередной вебинар Федеральной палаты адвокатов, направленный на совершенствование профессионального мастерства адвокатов. С очередной лекцией по программе курса «Практические аспекты реализации Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве» выступил советник ФПА член Совета АП г. Москвы, к.ю.н. Евгений Рубинштейн.

На этот раз лекция была посвящена вопросам участия адвоката-защитника при обжаловании действий (бездействия) и решений на стадии предварительного расследования, сообщает пресс-служба ФПА. Спикер рассказал, когда из тактических соображений целесообразно обжалование действий (бездействия) и решений следователя руководителю следственного органа, а когда – прокурору, и какие приемы использовать.

Говоря о ведомственном обжаловании (руководителю следственно органа), Евгений Рубинштейн заметил, что такой способ нельзя вообще игнорировать, поскольку во многих ситуациях он позволяет защитнику протестировать процессуальное решение на предмет появления аргументов в обоснование этого решения. Что касается обжалования прокурору, то необходимо обращать внимание на полномочия этого субъекта уголовного судопроизводства по отношению к следователю.

Он уточнил, что обращение как к руководителю следствия, так и прокурору по своему предмету практически ничем не ограничено, поэтому ведомственное и прокурорское обжалование возможно рассматривать как предварительное для того, чтобы в дальнейшем решить вопрос о целесообразности и эффективности обращения с жалобой в суд в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ. При этом лектор напомнил, что судебное обжалование в порядке ст. 125 УПК в науке именуется судебным контролем. Он обратил внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». По мнению эксперта, неоднократные дополнения в это постановление свидетельствуют о том, что ВС до недавнего времени сам недостаточно осознавал предмет обжалования в порядке ст. 125 УПК.

Евгений Рубинштейн пояснил, что впервые над вопросом о возможности обжаловать действия (бездействие) и решения предварительного следствия задумался Конституционный Суд РФ. Он рекомендовал коллегам обратить внимание на Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. № 5-П, в котором заложена идея формирования института судебного контроля и содержатся положения, ставшие впоследствии нормой ст. 125 УПК РФ. Они перенесены в закон из Постановления Пленума ВС от 10 февраля 2009 г. № 1. Так, по мнению КС, именно стадия судебного разбирательства предназначена для того, чтобы разрешить все вопросы о законности, обоснованности, принятии тех или иных решений, и именно на этой стадии возможно поднимать любые вопросы, связанные с законностью процессуальных актов органов предварительного следствия.

Евгений Рубинштейн процитировал самую важную правовую позицию Конституционного Суда: «Если соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. В этих случаях контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования со стороны суда, имеющий место лишь при рассмотрении им уголовного дела, т.е. на следующем этапе производства, не является эффективным средством восстановления нарушенных прав, и поэтому заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в ходе расследования с жалобой в суд». По его словам, отдельные части этой правовой позиции – это своего рода признаки, дающие понять, какие действия, решения можно обжаловать в порядке ст. 125 УПК.

Отдельное внимание спикер уделил обжалованию конкретных решений предварительного следствия. Говоря об обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела, он упомянул Постановление КС от 14 января 2000 г. № 1-П, в котором Суд отметил, что обжаловать это постановление возможно при условии, что оно вынесено в отношении конкретного лица. Однако не только постановление о возбуждении уголовного дела, где прямо указывается на лицо, в отношении которого возбуждено дело, но и постановление о возбуждении уголовного дела, из изучения анализа которого можно прийти к выводу об идентификации такого лица, считается принятым в отношении конкретного лица и может быть обжаловано в порядке ст. 125 УПК РФ. Особенности обжалования постановления о возбуждении уголовного дела были рассмотрены на примере отдельных категорий дел.

Далее Евгений Рубинштейн ответил на ряд вопросов, поступивших от слушателей. Отвечая на один из них, он привел пример о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности за «откровенно безграмотную» тактику защиты. Однако Совет АП г. Москвы признал допущенные нарушения малозначительными. Важное разъяснение касалось необходимости обжалования судебных решений, в которых выявлено пренебрежительное отношение к решениям КС РФ. Напомнив, что решения Конституционного Суда действуют непосредственно, лектор в то же время упомянул о возможности применения норм права по аналогии, благодаря чему в отдельных случаях можно дать расширительное толкование закона.

Другой вопрос касался возможности обжаловать постановление руководителя следственного органа о передаче дела руководителю другого следственного органа. «Еще год назад я бы ответил на него отрицательно, но КС РФ в своем Определении от 29 сентября 2021 г. № 2069-О сказал, что такое решение может быть предметом обжалования. Почему суд принял такое решение, я сказать не могу, но для нашего сообщества это полезное решение», – сказал Евгений Рубинштейн. Впрочем, он предупредил, что тенденции из одного этого решения вывести нельзя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *