Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность государственных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.
Особенности составления бухгалтерских проводок
Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.
Все счета учета подразделяются на три вида:
- активные — на них проводятся активы организации;
- пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
- активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.
При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:
- актив — пассив;
- актив — активно-пассивный;
- пассив — активно-пассивный;
- два активно-пассивных счета.
Бухгалтерский учёт и отчётность в бюджетной организации
Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.
У некоммерческих организаций строгий порядок подачи отчётности. Каждый период — месяц, квартал, полгода, год — они сдают на проверку несколько документов. Например:
- балансы на бланке по форме 0502130;
- баланс компании на бланке 0503730;
- отчет о результатах экономической деятельности по форме 0503721;
- информацию о задолженностях на бланке 0503769 и другие.
В целом, некоммерческие компании отражают средства на балансе так же, как и коммерческие. Но здесь в бухучёте такие особенности:
- на балансе отражаются активы и пассивы;
- все статьи расходов и доходов ведутся подробно и детализировано;
- данные отражаются за один прошедший год, а не за два, как коммерческие фирмы;
- активы делят на две группы: финансовые и нефинансовые;
- средства также классифицируют по группам — денежные и материальные;
- в пассивах перечисляют все формы обязательств.
Налог на добавленную стоимость
Автономные учреждения осуществляют операции, облагаемые НДС, в общем порядке, установленном гл. 21 НК РФ. Однако в соответствии со ст. 145 НК РФ автономные учреждения могут воспользоваться льготой по НДС. Льготой могут воспользоваться те автономные учреждения, у которых за три предшествующих подаче заявления на пользование льготой календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 2 млн руб.
Пример 9. Театр, являющийся автономным учреждением субъекта РФ, в течение января — марта получил совокупную выручку в размере 1 700 000 руб. (700 000 руб., 600 000 руб. и 400 000 руб.). В апреле в налоговую инспекцию им было подано заявление с просьбой разрешить использовать льготу по НДС, так как полученная им совокупная выручка за три календарных месяца, предшествующих подаче данного заявления, не превысила 2 млн руб.
Подчеркнем, что доходы автономного учреждения от платных услуг и от разрешенного использования государственного и муниципального имущества не планируются собственником как источник доходов соответствующего бюджета. В отношении этих доходов автономное учреждение не является участником бюджетного процесса в качестве получателя бюджетных средств. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права требовать от автономного учреждения: представления бюджетной заявки для планирования доходов и расходов за счет доходов учреждения (таковая представляется только в целях выделения бюджетных средств для выполнения установленного задания); зачисления средств доходов на единый счет бюджета; расходования средств с лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства. С лицевого счета используются только средства, полученные из бюджета для выполнения государственного задания. Отметим, что при этом собственником средств — доходов, а также имущества, приобретенного на эти средства, является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Именно в таком смысле о соотношении права собственности (гражданского права) и публичного (бюджетного) права говорит п. 9 ст. 2 Закона об АУ: «Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества».
Денежные средства, заработанные автономным учреждением в результате предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности, а также от использования имущества расходуются им с расчетных счетов, открытых в кредитных организациях. Выбор кредитных организаций осуществляется по согласованию с наблюдательным советом — коллегиальным органом управления автономным учреждением, создаваемым в порядке, предусмотренном ФЗ об АУ. По итогам рассмотрения наблюдательным советом предложения руководителя АУ по данному вопросу совет дает заключение. На основе этого заключения руководитель учреждения принимает решение (п. 3 ст. 11 ФЗ об АУ). Однако, как следует из анализа ст. 11 ФЗ об АУ, заключение наблюдательного совета, в отличие от таких его актов, как решения, не является обязательным для руководителя учреждения. Не предусматривает Закон и последствий неучета мнения наблюдательного совета, выраженного в заключении.
Ограничения в отношении преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения
Закон предусматривает следующие ограничения на преобразование учреждений в автономные.
Бюджетное учреждение не преобразуется в автономное учреждение без его на то согласия. Решение органа власти (в отношении федеральных учреждений это компетенция Правительства РФ) принимается по инициативе или с согласия самого учреждения. Акт согласия — одобрения изменения типа учреждения принимается его высшим коллегиальным органом управления (при наличии такового). В вузах, например, таким высшим органом управления является Ученый совет. Представляется, что в учреждениях, где нет коллегиального органа управления, при решении вопроса о преобразовании учреждения в автономное следовало бы учитывать мнение трудового коллектива.
Преобразование не должно повлечь нарушение конституционных прав граждан (права на бесплатное образование, права на участие в культурной жизни и др.). В этих целях органами власти разрабатывается обоснование по каждому учреждению (с согласия или по инициативе бюджетного учреждения), в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий создания автономного учреждения, доступности учреждения для населения и качества выполняемых работ, оказываемых им услуг.
Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения вообще не допускается (п. 3 ст. 20 Закона). Но они могут создаваться как юридические лица.
Кроме этого, Правительством РФ могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения; не только Правительством РФ, но также органом государственной власти или органом местного самоуправления могут определяться перечни государственных и муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.
Полагаем, что такие важные вопросы, затрагивающие существенные интересы учреждений и их работников, как условия и критерии их преобразования в автономные учреждения, должны устанавливаться непосредственно в Законе. Что касается перечня учреждений, не подлежащих преобразованию, в Законе также должны быть предусмотрены критерии, исключающие их преобразование.
Наверное, не все учреждения захотят или смогут стать автономными. Ведь в принципе они вправе, если это предусмотрено в уставе, получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, которые поступают в их самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК).
К сожалению, эту норму ГК Бюджетный кодекс просто «задавил». А ведь и руководителям, и членам трудовых коллективов многих учреждений лучше, чем эта норма, и желать нечего. Почему новому типу учреждения будет разрешено иметь счета в любых кредитных учреждениях, а действующим сегодня бюджетным учреждениям использовать заработанные средства можно только с лицевых счетов органов Федерального казначейства? Не проще ли вместо преобразования учреждений в автономные дать им возможность в полной мере использовать ст. 298 ГК о самостоятельном распоряжении заработанными ими доходами? Кстати, традиционная форма государственных и муниципальных учреждений остается одним из надежных форпостов в обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности от несправедливой приватизации. Ведь ценным государственным имуществом, в частности зданиями, бюджетное учреждение не вправе распоряжаться даже с согласия собственника.
Налоговые аспекты работы автономных учреждений
По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:
- выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
- в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.
АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.
Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.
Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).
АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.
«Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:
- имеются филиалы и представительства;
- средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
- стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.
Налоговые аспекты работы автономных учреждений
По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:
- выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
- в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.
АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.
Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.
Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).
АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.
«Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:
- имеются филиалы и представительства;
- средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
- стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.
Важно! Налоговая база не включает суммы субсидий и целевого финансирования, выделяемые собственником.
Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125
Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов – казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), далее – Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления. отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).
Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями – получателями субсидий, бюджетными и автономными.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Номер разряда счета
Классификационный признак поступлений и выбытий
Группа объекта учета
Вид объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях (Беспалов М.В.)
Дата размещения статьи: 13.08.2015
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все государственные (муниципальные) учреждения разделены на три типа:
Все они отличаются друг от друга по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства (см. таблицу).
Сравнительная характеристика типов государственных учреждений
Тип государственного учреждения
В виде субсидий
Счета в кредитных
Только в органах
Только в органах
в полном объеме
в полном объеме
Налог на прибыль
базу не включается)
с Инструкцией по
23.12.2010 N 183н
16.12.2010 N 174н
с Инструкцией по
06.12.2010 N 162н
по всем расходам
с Инструкцией о
28.12.2010 N 191н.
Казенные учреждения — это государственные учреждения, оказывающие государственные услуги, выполняющие работы или исполняющие государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.
Деятельность казенных учреждений регулируется правилами Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Особенностью бухгалтерского учета казенных учреждений является строгое соответствие расходования средств утвержденной смете. В результате этого государство имеет заинтересованность в том, чтобы расход средств, выделяемых организациям из казны, происходил в соответствии с установленными целями, что регламентировано ст. 215.1 БК РФ о казначейском исполнении бюджета. Поэтому учет денежных операций всех казенных учреждений осуществляется на лицевых счетах Федерального казначейства либо финансового органа субъекта РФ. Несмотря на все реформации, произошедшие в законодательстве, казначейское исполнение продолжает оставаться одним из самых основных методов контроля за расходами бюджетных средств.
Согласно действующему законодательству при осуществлении коммерческой деятельности, в случае, если правомерность ее ведения зафиксирована в уставе учреждения, для казенных учреждений установлен особый порядок осуществления операций с денежными средствами, полученными в результате приносящей доход деятельности. Прибыль, полученная казенным учреждением от приносящей доход деятельности, полностью перечисляется их главным распорядителям бюджетных средств.
Два других типа государственных (муниципальных) учреждений, существенно отличающихся по экономико-правовым аспектам, имеют между собой много общего, но при этом имеют и различия. Бюджетные учреждения, для которых основным регулирующим их деятельность нормативным актом является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), являются некоммерческими организациями (НКО). НКО, в соответствии со ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, выполняют функции некоммерческого характера, а именно:
— функции по охране здоровья, развитию физической культуры и спорта и др.
Финансирование бюджетных учреждений происходит путем предоставления государственной субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а все доходы и расходы эти учреждения осуществляют на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.
Основным нормативным документом, регулирующим деятельность автономных учреждений, является Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется аналогично бюджетным учреждениям за счет субсидии из соответствующего бюджета. При этом в соответствии с законодательством РФ никаких льгот в распределении средств по сравнению с бюджетными учреждениями автономные учреждения не имеют.
В целом автономные учреждения по сравнению с бюджетными являются более независимыми. Основным различием в учете денежных средств в автономных учреждениях является возможность совершения безналичных операций на открытых расчетных счетах в коммерческом банке. Бюджетные учреждения все операции в валюте Российской Федерации осуществляют с использованием открытых в органе Федерального казначейства лицевых счетов. И только при совершении валютных операций бюджетные учреждения имеют возможность открытия валютных счетов в коммерческих банках. При этом автономным учреждениям разрешается размещать свободные денежные средства на депозитах в кредитных учреждениях, а также совершать сделки с ценными бумагами. Бюджетные и казенные учреждения лишены такого права.
Так как все государственные учреждения при осуществлении своей деятельности совершают операции с денежными средствами, поэтому важно отметить особенность применения в государственных (муниципальных) учреждениях Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). Под действие Закона N 94-ФЗ подпадают бюджетные и казенные учреждения, которые обязаны проводить закупки товаров и услуг путем применения торгов. Автономные учреждения имеют право не размещать заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ, однако они обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг.
Еще одним важным различием типов государственных учреждений является возможность совершения крупных сделок. Крупной сделкой в соответствии с действующим законодательством является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением имущества организации, стоимость которого составляет одну четвертую или большую часть от общей стоимости всего имущества юридического лица .
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ у казенных учреждений отсутствует самостоятельность в совершении крупных сделок.
Автономным и бюджетным учреждениям в плане осуществления крупных сделок предоставлено право их совершения. Однако бюджетные учреждения имеют право совершать крупные сделки только с предварительного согласия учредителя. Автономные учреждения находятся в более выгодном положении, поскольку для совершения крупных сделок им необходимо одобрение наблюдательного совета.
В учете денежных средств всех трех типов государственных (муниципальных) учреждений также имеются сходства и различия. Для осуществления бухгалтерского учета бюджетные, казенные и автономные учреждения используют планы счетов, которые имеют свои особенности и отличия.
Все государственные (муниципальные) учреждения в процессе ведения бухгалтерского учета руководствуются Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н). При этом для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений утверждены дополнительные Инструкции по применению плана счетов:
— для казенных учреждений — Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
— для бюджетных учреждений — Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
— для автономных учреждений — Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
Учет операций с денежными средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами осуществляется на счете 201 00 «Денежные средства учреждения».
В чем заключается разница
Между двумя разновидностями организаций много схожих черт. Это касается выполняемых функций, задач. И те, и другие могут заниматься культурой, трудоустройством граждан, медициной. Деятельность данных подразделений регулируется ФЗ.
Теперь переходим к разнице. Суть автономучреждения заключена в названии. «Автономное» – значит, независимое. Владеет правом открывать счета в финансовых структурах. Бюджетному это нельзя.
Также автономучреждение наделено полномочиями пользоваться правом получения займа. И в отношении кредитов, распоряжения имуществом свобод побольше, чем у бюджетного аналога. Там деятельность четко подчиняется контролю со стороны государства, включая управление сметой и основными фондами.
«Бюджетники» практически интегрированы в соответствующие муниципальные, госструктуры. И связаны с ними четкими правилами, требованиями, документами.
Выгоды, связанные с автономным статусом
Однако между бюджетным и автономным учреждениями существуют значимые различия. Основные из них приведены в таблице:
Таким образом, выгоды перехода из статуса бюджетного учреждения в «автономку» связаны с перечисленными отличиями автономного и бюджетного учреждений.
Указанные нормы содержатся, соответственно, в ч. 15 ст. 4 и п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.
Прочие условия перехода на УСНО приведены в гл. 26.2 НК РФ.
2. Дает заключения:
Часть 1 ст. 10 Закона об автономных учреждениях.
Полный перечень функций наблюдательного совета приведен в ст. 11 Закона об автономных учреждениях.
Наконец, автономное учреждение в отличие от бюджетного вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только доходами от приносящей доходы деятельности. На практике это обеспечивается правом директора автономного учреждения утверждать план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по заключению наблюдательного совета (то есть при контроле со стороны общественности, работников и отчасти учредителя).
Особенности отражения доходов и расходов в учете автономных образовательных учреждений
Для любой организации важным моментом в учете финансовых результатов является классификация доходов и расходов. Чем точнее для каждого дохода или расхода определен его вид, тем точнее производится расчет финансового результата, и как следствие — тем более достоверно отражается финансовое положение организации и тем эффективнее меры по его улучшению.
Таким образом, это в полной мере касается и автономных учреждений высшего профессионального образования, для которых классификация приобретает еще большее значение по сравнению с коммерческими и иными бюджетными учреждениями в связи с получением доходов из разных источников.
В приказах Министерства финансов РФ № 142н [36] и 132н [27] имеется прямое указание на то, что на автономные учреждения (как соответствующий тип государственных (муниципальных) учреждений не распространяется действие положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) для коммерческих организаций.
В то же время, для внутренних целей учреждения можем использовать представленную в ПБУ 9/99 «Доходы организации» [33] и ПБУ 10/99 «Расходы организации [34], тем более, что данная классификация в некоторой степени соответствует положения международных стандартов финансовой отчетности (MCOO(IAS) 18 «Выручка»).
На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.
У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.
На текущий момент счета бюджетного учета имеют довольно ограниченную сферу применения, связанную с учреждениями государственного сектора. В качестве основного документа, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, выступает приказ Минфина № 152 н. Опираясь на разъяснения, приведенные в инструкции к нему, специалист государственной компании сможет корректно составить проводки, используя соответствующие счета учета.
Бухгалтерские проводки в бюджетном учете должны отразить все экономические операции в учреждении. Не будем повторять основные принципы, которыми руководствуются работники финансовых отделов, но напомним один, характерный для бюджетников момент. В одной проводке не должны присутствовать счета с различными источниками финансирования или различными КБК одного типа. К примеру не может быть проводки, в дебите которой счет с одной классификацией расходов, а в кредите — с другой. Также нельзя смешивать бюджетный источник финансирования с приносящей доход деятельностью. В указанных случаях счета принадлежат к различным сметам, что неприемлемо в бюджетном учете. В дальнейших примерах проводок будем использовать счета без первых восемнадцати символов, только синтетический, аналитические счета и КОСГУ. Ниже приведем основные примеры проводок в бюджетном учете
, которые дадут представления о нем.
Примеры проводок бюджетного учета
Рассмотрим работу со сторонними контрагентами. Приобретение услуг складывается из двух частей. Вначале мы принимаем к учету счет (счет-фактуру) за предоставленные услуги Дт 40120223 — Кт 30223730, затем оплачиваем их: 30223830 — 20111610. В данном случае расчеты ведутся через счет 30223, учитывающий кредиторскую задолженность по расчетам за коммунальные услуги. Если бюджетная организация вначале платит, а потом получает товар или услуги, то расчеты ведутся через 206-счета. 20634560 — 20111610 — организация совершила авансовый платеж за материалы, 10536340 — 20634660 — материальные запасы оприходованы, приняты к учету.
Похожие проводки используются, если затрагиваются расчеты с подотчетными лицами. 20834560 — 20134610 — выданы деньги из кассы в подотчет, 10533340 — 20834660 — подотчетное лицо приобрело топливо или ГСМ для организации.
Продолжим обзор проводок по материальным ценностям. 10531000 — 10531000 — передача медикаментов с одного материально ответственного лица на другое (здесь можно обойтись без КОСГУ). 40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество).
ОС амортизируются — 40120271 — 10434410 и списываются: 10434410 — 10134410 — списание сумм амортизации, 40110172 — 10134410 — списание остаточной стоимости.
Некоторые проводки по заработной плате. 40120211 — 30211730 — начисление основной зарплаты, 30213730 — 30302830 — начисление пособий по временной нетрудоспособности, 30211830 — 30301730 — удержание НДФЛ из зарплаты. 40120213 — 30310830 — начислены взносы страховой части ПФР, 30211830 — 30403730 — перечисление зарплаты на банковские карточки (счет прочих расчетов по заработной плате).
Для приносящей доход деятельности расходы могут формироваться не через счет 40120, а через 109-е счета, формирующие себестоимость продукции, накладные или общехозяйственные расходы. Вот, например, как выглядит проводка начисления амортизации: 10960271 — 10434410. В конце определенного периода 109-е счета закрываются на 40120: 40120211 — 10960211. В конце года счета расходов и доходов закрываются на счет финансового результата 40130 по соответствующим КОСГУ (а у самого 40130 КОСГУ нет): 40130 — 40110000, 40120000 — 40130.
Порой не хватает на покупку машины и бытовой техники сущие копейки. И Вы уже стали задумываться о кредите. Но как узнать «потяните» Вы кредит или нет.