Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор оперативного управления. Что такое оперативное управление имуществом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Законодательное регулирование оперативного управления
Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:
Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.
Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.
Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.
Прекращение права оперативного управления
Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.
Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:
По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.
Таким образом, право оперативного управления имуществом — это право казенного предприятия или учреждения владеть и пользоваться имуществом собственника.
Субъектами права собственности здесь выступают государство и муниципальные образования. А субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения.
Оперативное управление позволяет достичь высокого экономического эффекта посредством передачи имущества в ведение третьим лицам и организациям.
Что такое доверительное управление имуществом
Доверительное управление — это когда собственник имущества передает организации или частному лицу право распоряжаться им так, чтобы оно приносило прибыль. Такие услуги популярны в сфере управления недвижимостью и ценным бумагами. Но на деле передать распорядителю можно любое имущество — права на что-то или предприятия и доли в них.
В отношении недвижимости это значит, что распорядитель размещает объявления и находит арендаторов на жилье, собирает арендную плату, оплачивает коммунальные услуги, клининг, занимается возникающими проблемами, связанными с износом жилья, вселением и выселением жильцов. Следует различать посреднические услуги риелторов и агентств недвижимости по поиску арендаторов. Доверительное управление отличается тем, что услуги предоставляются собственнику на регулярной основе и длительное время. Цель оказания этих услуг — это заработать прибыль для собственника.
Владелец квартиры и управляющий заключают договор, который определяет перечень услуг, срок их оказания и вознаграждение. За свои услуги менеджер берет комиссию с дохода, таким образом он заинтересован в высокой прибыли не меньше владельца жилья.
Особенности ответственности казенного предприятия по своим обязательствам на федеральном уровне определяются правилами п. 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которым собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
На такой особый вид субсидиарной ответственности общие нормы о субсидиарной ответственности, предусмотренные ст. 399 ГК РФ, распространяются с закрепленными ст. 113 ГК РФ особенностями.
Основанием для привлечения собственника имущества казенного предприятия к субсидиарной ответственности является не только факт неисполнения основным должником обязательства, но и недостаточность имущества казенного предприятия.
Другой комментарий к Ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Право оперативного управления имеет ту же природу, что и право хозяйственного ведения (см. комментарий к ст. 294), отличаясь от него только объемом. Очевидно, что право оперативного управления значительно уже по объему. Оно определяется не только законом, но и собственником, который может устанавливать объем права оперативного управления путем указания целей деятельности субъекта этого права, установлением заданий.
2. Субъектами права оперативного управления являются федеральные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), а также учреждения, независимо от того, кем они учреждены — государством, муниципальным образованием, частным (физическим или юридическим) лицом.
3. Собственник вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество. Спор о правомерности изъятия имущества собственником может быть предметом судебного разбирательства (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
Прекращение права оперативного управления
Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.
Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:
- Использование имущества не по назначению.
- В случае, когда имущество не используется.
- Предприятие или учреждение использует имущество с нарушением норм законодательства.
Регистрация права оперативного управления имуществом
Право оперативного управления, как правовой институт впервые был введен в законодательство в 1961 году сначала только для обозначения имущественных прав государственных организаций. В 1981 году оно было распространено и на кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ, право оперативного управления имуществом — это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества, возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.
Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника, доверенного лица или организации. Указанные лица вправе распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.
Рассматривая вопрос, что такое право оперативного управления, можно сделать вывод, что это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. На практике его суть заключается в реализации производственного плана, а также непрерывный контроль над полнотой и своевременностью его выполнения.
Этот механизм экономики позволяет получать прибыль от оборудования, которое не используется путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.
Особенности оперативного управления
Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:
- осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
- последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
- имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
- является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.
Что такое оперативное управление имуществом?
Оперативное управление имуществом представляет собой ограниченное вещное право, которое применяется на территориях государств, ранее входивших в состав СССР.
Согласно законодательным нормам, собственником предприятий или иных владений является государство. В перечень передаваемого государственным ведомством объектов входит имущество (движимое и недвижимое), собственником которого по-прежнему остаётся государство.
Федеральные предприятия, государственные учреждения получают сооружения, объекты для ограниченного пользования, увеличивая тем самым своё участие в экономической деятельности страны.
С правом оперативного управления объектами государственной недвижимости организации и предприятия получают право распоряжения, согласно порядку, установленному ст. 296 ГК РФ; при этом они обязуются вести деятельность в рамках целевого назначения взятого в управление имущества и компетенции деятельности учреждения.
Регистрация права хозяйственного ведения недвижимого имущества
Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1
Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ).
Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст.
296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.
Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).
Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.
Однако простой передачи для возникновения законного права использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.
Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст. 299 ГК РФ является самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением.
Такое имущество автоматически становится государственной собственностью и поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление соответствующего юридического лица.
Право собственности государственного или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких обстоятельствах.
Данное имущество не нуждается в закреплении, «согласии собственника», иных актах его волеизъявления. Не требуется и предварительная регистрация права государственной (муниципальной) собственности.
Помимо физлиц его могут направлять также госорганы, органы местного самоуправления или иные юрлица (см. ст. 15 закона № 218-ФЗ). ВАЖНО! Форма заявления является унифицированной (см. приказ Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920). Документ может представляться как в бумажной, так и в электронной форме.
Приказом № 920 также регламентированы актуальные требования к заполнению такого документа.
По общему принципу каждое такое заявление заполняется только в отношении 1 объекта недвижимости и 1 действия, которое государственному регистратору надлежит произвести в отношении названного объекта (п. 3 приказа № 920).
При этом в заявлении может быть указано более 1 заявителя, если производится госрегистрация прав на общую совместную собственность и т.
Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Что такое оперативное управление имуществом?
Говоря простым языком, у государства или муниципалитета есть какое-либо имущество. Оно передается для использования и извлечения коммерческой пользы юридическому лицу, но право распоряжаться (определять юридическую судьбу) и владеть этим имуществом остается за собственником. По договору оперативного управления передается возможность ведения производственной деятельности и реализации продукции.
По сути, у договора оперативного управления имуществом одна задача – сделать производство прибыльным.
Право оперативного управления существенно ограничено. Юридическое лицо может использовать его только для ведения производственно-хозяйственной деятельности и никак иначе. Имущество, используемое по праву оперативного управления нельзя продать, подарить, заложить, вложить в уставной капитал.
В любой момент государство или муниципалитет, являясь собственником имущества, может изъять его часть, если посчитает ее излишне переданной в управление. Изъятие также возможно в одностороннем порядке, если юридическое лицо использует имущество не по прямому назначению, оговоренному в договоре оперативного управления.
Юридическое лицо, получившее право оперативного управления, может сдать полученное имущество в аренду. Однако в этом случае потребуется получить согласие собственника недвижимости.
Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.
Примерные условия, которые могут содержаться в решении:
- вид передаваемого объекта собственности;
- классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
- назначение имущества;
- номер и дата регистрации в реестре;
- имеющиеся обременения.
Для движимого имущества это может быть:
- идентификационный номер;
- номер кузова;
- государственный регистрационный знак;
- марка, модель имущества.
Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.
Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления?
Сегодня часто передают имущество в безвозмездное пользование. Предметом договора в этом случае может выступать любое имущество, принадлежащее государству, муниципальным организациям, физическим лицам или коммерческим предприятиям.
Согласно ст. 689 ГК РФ, договор безвозмездного пользования подразумевает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной другой (ссудодателем к ссудополучателю).
Ссудополучатель же принимает на себя обязательство по истечении срока договора вернуть предмет соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учётом естественного износа.
Объектом такого договора может выступать имущество:
- включённое в состав государственной казны;
- закреплённое за унитарными организациями на условиях оперативного управления;
- закреплённое за казёнными, бюджетными, автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
Имущество передаётся в безвозмездное пользование на основании результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведённых в соответствии с правилами проведения подобных мероприятий, зафиксированными в нормативных актах.
Передача в безвозмездное пользование участков земли, жилых и нежилых помещений, ценного имущества может быть осуществлена только с письменного согласия владельца имущества.
Получить госимущество в безвозмездное пользование могут:
- Органы власти федерального и регионального уровня.
- Органы местного самоуправления.
- Учреждения муниципалитета.
- Некоммерческие организации.
- Физлица, заключившие государственный договор на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведённого аукциона.
Если говорить простым языком, передача имущества по договору безвозмездного пользования даёт возможность бесплатно пользоваться недвижимым имуществом, но не предпринимать никаких действий без согласия с собственником. Получатель имущества не вправе вести коммерческую деятельность и получать доход с объекта договора.
Государственная регистрация права оперативного управления
Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).
Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя. Также можно представить документы через многофункциональный центр или с помощью официальных интернет-ресурсов: портала госуслуг или сайта Росреестра.
Сформировать заявление в электронном формате можно на данной странице сайта Росреестра. В рассматриваемом случае при выборе цели обращения в представленной форме выбирается пункт «Регистрация иного вещного права» и из выпадающего списка далее — «Права оперативного управления».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.