Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Правовое регулирование коммерческой и служебной тайны

Служебная тайна приобретает свой статус сразу после получения конфиденциальной информации должностными лицами в результате их действий. Порядок обращения со служебной тайной, в т. ч. с документами, содержащими какую-либо конфиденциальную информацию, регламентирован положением «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти…», утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233.

Что касается коммерческой тайны, то порядок введения или прекращения этого режима определен законом № 98-ФЗ.

Так, в ст. 10 закона № 98-ФЗ перечисляются меры, которые должен принять собственник секретной информации, чтобы ввести упомянутый режим.

Итак, законодательно предусмотрен порядок получения, применения и сохранения коммерческой и служебной тайны, за нарушение которого обладатель конфиденциальной информации или лицо, разгласившее тайну, несут ответственность.

Как доказать нарушение работником режима коммерческой тайны

Выше указывалось, что, привлекая работника к ответственности за разглашение коммерческой тайны, работодатель должен представить суду ряд доказательств:

1. Доказательство того, что разглашенная информация согласно действующему законодательству является коммерческой тайной.

В законе № 98-ФЗ указано, что коммерческой тайной является любая информация, имеющая коммерческую ценность. Она неизвестна третьим лицам, и свободного доступа к ней нет.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ в организации должен быть разработан перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Этот список закрепляется в локальном акте: положении, инструкции, перечне. В трудовом договоре и обязательстве о неразглашении коммерческой тайны, подписываемом работником, отдельным пунктом делается отсылка к данному акту.

2. Доказательство того, что информация, являющаяся коммерческой тайной, стала известна работнику в результате исполнения им трудовых обязанностей.

Поскольку работодатель ведет учет лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, доказать этот факт будет несложно.

3. Доказательство того, что на работнике лежала обязанность сохранять конфиденциальную информацию в тайне, не разглашать ее.

Обязанность не разглашать информацию, относящуюся к коммерческой тайне, прописывается в трудовом договоре и локальном нормативном акте, например должностной инструкции. Подписывая документ о неразглашении, работник берет на себя обязанность выполнять приказы, инструкции и положения по обеспечению сохранности конфиденциальной информации работодателя (апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2015 по делу № 33-44248/2015).

Таким образом, для признания судом достаточности предъявленных доказательств работодателю следует соблюдать положения, указанные в ст. 11 закона № 98-ФЗ, ст. 192, 193 ТК РФ.

В настоящее время информация играет решающую роль в процессе экономического развития, а также в ходе конкурентной борьбы не только на национальном, но и на международном уровне. Законным путем получить конфиденциальную информацию в обход ее обладателя практически невозможно, поскольку в мире поддерживается определенная система защиты ценной информации от несанкционированного доступа со стороны злоумышленников. Сейчас информация приобретает огромное значение и имеет свое стоимостное выражение.

В век информации или как его часто называют век информационных технологий, информация имеет огромное, если не решающее значение в принятии решений, а также в конкурентной борьбе мевду предпринимателями. Предпринимательство это борьба за выживание, а, как известно, кто владеет информацией, владеет миром. Но сегодня владеть становится не достаточным, необходимо уметь сохранить то, чем владеешь.

Тема, выбранная для освещения в данной работе, представляется весьма актуальной на данном этапе развития рыночной экономики страны.

Анализ правовой базы Российской Федерации показал, что она не охватывает все отношения, связанные с правовой охраной информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие действенных правовых механизмов охраны коммерческой тайны ставит российских участников международных товарных рынков в неравные условия по отношению к иностранным партнерам, не позволяет защитить иностранных производителей на российском рынке, затрудняет защиту прав авторов непатентуемых изобретений, ограничивает возможность реализации прав граждан на информацию, создаваемую в предпринимательских структурах, и, в то же время, не создает условий для ее охраны органами государственной власти.

Читайте также:  Штраф за проезд под кирпич в 2023 году

В 2004 г. был принят Федеральный закон № 98 ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004г. Однако принятый Закон не решил должным образом проблемы, связанные с коммерческой тайной, фактически отсутствует судебная практика по данным вопросам, это может являться причиной того, что обладатели не видят целесообразности судебной защиты коммерческой тайны.

Коммерческая тайна включает в себя разнообразную информацию, касающиеся этого понятия вопросы должны решаться различными науками: правовыми, экономическими, техническими и т.д. Но основную роль должны играть правовые науки, поскольку речь идет в основном о регулировании правоотношении в данной области.

Целями исследования в настоящей работе являются определение современного состояния правового регулирования отношений, возникающих в связи с появлением и использованием информации, составляющей коммерческую и служебную тайну.

Реализация указанных целей потребовала решения следующих задач:

— исследовать нормативную базу, определяющую правовой режим коммерческой тайны и служебную тайну;

— изучить существенные подходы к способам защиты коммерческой тайны и служебную тайну;

— выявить субъектов и их права коммерческой служебной тайны

— основные проблемы и противоречия, связанные с охраной коммерческой тайны в действующем законодательстве;

Методологической основой исследования в данной работе являются общие методы познания, как методы системного и комплексного исследования, метод исторического исследования, метод сравнительного анализа, а также специальные методы, применяемые в области правоведения, в частности сравнительный метод и метод обобщения.

Курсовая работа исходя из целей и задач имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Российская газета», N 238-239. 08.12.1994.
  2. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2016) «О коммерческой тайне» // Российская газета, N 166. 05.08.2004.
  3. Указ Президента РФ от 13.07.2015 N 357 «О внесении изменений в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть II). С. 4473.
  4. Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления. автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. -29 с.
  5. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учеб. СПб., 2014.- 789 с.
  6. Братановский, С. Н. Правовые режимы и соотношение служебной и профессиональ­ной тайны//Гражданин и право. — 2013. — № 1. — С. 13-23.
  7. Гаврилов Э. П. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны // журнал Хозяйство и право. — 2014. — N 11. — С. 36-40.
  8. Гришанков М.И., Волчинская Е.К. Некоторые проблемы формирования института служебной тайны в Рос­сийской Федерации // Государственная служба. -2015.- № 2.- С. 39—44.
  9. Ефремова, М. А. Информация с огра­ниченным доступом как объект уголовно­правовой охраны//Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2012. — № 4 (10). — С. 102-106.
  10. Камалова Г.Г. О системе государственно-значимой информации ограниченного доступа // Современные проблемы организации деятельности публичной власти: сб. науч. тр. по матер. науч.-практ. конф. Саратов, 2014-. С. 119-122.
  11. Крутикова, Д. И. Правовой режим ин­формации ограниченного доступа в банков­ской деятельности: дис. … канд. юрид. наук / Д. И. Крутикова. — М., 2015. — 159 с.
  12. Леошкевич, Е. В. Правовой режим профессиональной тайны: информационно­правовые аспекты: учебное пособие / Е. В. Леошкевич. — СПб.: ГУАП, 2013. — 97 с.
  13. Морозов А.В., Полякова Т.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности. -М.: Норма, 2013.- 276 с.
  14. Огородов, Д. В. Соотношение служеб­ной и профессиональной тайн // Проблемы информатизации. — 2014. — № 2. — С. 102-107.
  15. Осипова, М. А. Гласность правосудия: открытое и закрытое судебное разбирательст­во в уголовном процессе// Гражданин и право. — 2010. — № 3. — С. 77-86.
  16. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в Рос­сии // Ленинградский юридический журнал. -2013. -№ 1 (31).- С. 29-37.
  17. Пилипенко, Ю. С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации: автореферат дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. — 56 с.
  18. Пилипенко, Ю. С. К вопросу о класси­фикации правовых тайн / Ю. С. Пилипенко // Журнал российского права. — 2015. — № 9. — С. 48-55.
  19. Пресняков, М. В. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам // Государст­венная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 9. — С. 33-37.
  20. Салихов, И. И. Информация с ограни­ченным доступом как объект гражданских правоотношений: дис. … канд. юрид. наук / И. И. Салихов. — Казань, 2004. — 267 с.
  21. Фаткина, Е. В. Правовая природа бан­ковской тайны: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2015. — 243 с.
  22. Яковец Е.Н., Смирнова И.Н. Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тай­ну // Информационное право. 2014-. № 4.- С. 16-20.

Понятия коммерческой и служебной тайны, их различия

Согласно п. 3 указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 служебная тайна – это такие данные, доступ к которым ограничен по прямому указанию федерального закона государственными органами.

ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ определено, что коммерческой тайной называют режим конфиденциальности информации. Его разрешено применять только к определенным категориям сведений. Кроме того, законодательство содержит перечень данных, которые ни в коем случае не могут быть помещены под режим конфиденциальности (ст. 5 закона № 98-ФЗ).

Разница между этими 2 понятиями заключается в следующем:

  • Понятие «служебная тайна» часто применяется к деятельности государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и рядовых сотрудников. Под ней подразумеваются данные, тайный характер которых обусловлен интересами службы.
  • Информация, относящаяся к коммерческой тайне, несет в себе коммерческую ценность, т. е. с ее помощью обладатель может получить коммерческую выгоду.
Читайте также:  Администрация Соликамского городского округа

В праве и юридической доктрине нет однозначного мнения по поводу соотношения данных понятий и субъектного состава обладателей доступа к информации (например, является ли служебной тайной коммерчески ценная информация, доверенная работнику в связи с исполнением им должностных обязанностей, или к такой тайне применимо только определение «коммерческая»).

Чем грозит распространение информации

Разглашение служебной тайны может повлечь за собой негативные последствия для лица, допустившего это. Ответственность может быть двух видов: административной и уголовной.

Административная ответственность может наступать за распространение данных о финансовой ситуации и положении юридических лиц, что может приводить к снижению активов и ухудшении общего материального состояния. Также к админответственности могут привлекаться организаторы публичных торгов (за распространение соответствующих сведений).

Согласно КоАП РФ, виновникам могут выписываться штрафы в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Также нарушителей могут лишить права на занятие определенных руководящих должностей в течение одного-двух лет.

Делопроизводство, или документационное обеспечение управления — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами.

Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

Общедоступная информация — общеизвестные сведения, информация, доступ к которой в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть ограничен.

Информация ограниченного доступа (конфиденциального характера) — сведения, для которых установлен специальный режим сбора, хранения, обработки, предоставления и использования, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Доступ к конфиденциальной информации — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица с данной информацией.

Сведения, составляющие государственную тайну – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Информация, к которой не может быть ограничен доступ (п. 4 ст. 8 закона № 149-ФЗ):

  • к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • к информации о состоянии окружающей среды;
  • к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • к иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» выделяются персональные данные, тайна следствия и судопроизводства, служебная тайна (ст. 139 ГК РФ), коммерческая тайна, сведения из личных дел осужденных, сведения о сущности изобретения, врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее.

Служебная тайна: понятие и признаки

Исходя из существующих в действующем законодательстве формулировок, косвенно определяющих понятие служебной тайны, составляющие ее сведения не имеют коммерческой ценности, не удовлетворяют частным интересам и охраняются государственными органами.

Таким образом, служебная тайна — самостоятельный вид защищенной законом информации, доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими своих должностных функций в государственных или муниципальных органах.

ВАЖНО! Должностные лица Банка России не отнесены к категории госслужащих, однако, в соответствии со ст. 3 закона «О Центробанке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ, одной из основных функций ЦБ РФ является разработка и проведение единой государственной кредитно-денежной политики. То есть ЦБ РФ принимает непосредственное участие в деятельности государственных органов, а значит, может являться субъектом служебной тайны.

Особая информация охраняемая законом тайна

«Кадровый вопрос», 2013, N 1

ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ охраняемая законом тайна

Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в трудовом договоре обязанности работника соблюдать конфиденциальность такой информации. В настоящей статье рассмотрим, что представляют собой государственная, служебная и коммерческая тайны, ответственность работника за разглашение охраняемых законом тайн, а также расторжение трудового договора в случае разглашения работником указанных тайн.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дает возможность работодателю заключать трудовой договор с условием о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей.

Условие о неразглашении охраняемой законом тайны относится к дополнительным условиям трудового договора и включается по соглашению сторон. Как правило, это условие предусматривается в трудовом договоре с работником, которому сведения, являющиеся охраняемой тайной, будут известны в процессе выполнения трудовых функций.

Рассмотрим, какая именно информация относится к государственной, коммерческой и служебной тайнам.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона N 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Заключение трудового договора о работе в данной области возможно только при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определен в ст. 21 Закона N 5485-1 и подзаконными нормативными правовыми актами.

Читайте также:  Достоверные максимальные и минимальные размеры земельного участка под ИЖС

Отнесение информации к категории служебной тайны

Данные относятся к служебной тайне, если подходят под следующие критерии:

— относится к служебной информации согласно федеральному закону;

— относится к конфиденциальной информации других лиц, к примеру, банковская тайна, тайна личной жизни, коммерческая тайна;

— не является государственной тайной;

— сотрудник государственной структуры получил ее для служебного пользования.

Проведя анализ правовых норм статьи 139 ГК РФ и постановления правительства 1994 года, можно выделить такое определение служебной тайны. Это конфиденциальная информация о деятельности государственных структур, которая охраняется законом и доступ к которой ограничивается вследствие служебной необходимости. Может быть и другой вариант. К примеру, служебная тайна является несекретной информацией, ограниченной в распространении из-за служебной необходимости в государственных органах.

Информация ограниченного распространения

К категории «служебная тайна» — сведения, которые не подлежат разглашению, — относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Сведения, составляющие служебную тайну

В соответствии с президентским Указом № 188, служебная тайна относится к конфиденциальным данным. Это означает, что лица, имеющие к ней легальный доступ, не вправе передавать известные им сведения посторонним лицам, не получив согласия от обладателя тайной информации.

Служебная информация и служебная тайна – родственные понятия, если речь идет о служебной информации ограниченного распространения. Детально о ней говорится в утвержденном Правительством РФ Положении № 1233 от 03.11.1994, посвященном порядку обращения с подобными сведениями в исполнительных органах федеральной власти. Ориентируясь на указанный документ, можно заключить, что служебную тайну составляют следующие данные:

  • информация о деятельности государственного органа, если ограничения, связанные с ее передачей третьим лицам, продиктованы служебной необходимостью;
  • поступившая в федеральный госорган несекретная информация, доступ к которой законодательно ограничен.

Например, сведения служебной тайны о деятельности организации могут быть связаны с ее структурой, заключенными контрактами или данными о руководителях госоргана. Подобная информация имеет гриф «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны можно проиллюстрировать тайной усыновления, о котором стало известно органам ЗАГС или опеки и попечительства.

Чем отличаются государственная и служебная тайна

Понятие государственной тайны определено в ст. 2 закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I. Это защищаемая государством информация, распространение которой может нанести ущерб безопасности страны.

Список сведений, которые являются такой тайной, перечисляется в ст. 5 вышеуказанного закона.

Государственная тайна имеет ряд отличительных особенностей:

  • перечень сведений, относящихся к гостайне, исчерпывающий;
  • в защиту гостайны разработана целая система законодательства;
  • для контроля за обеспечением защиты гостайны созданы специальные органы;
  • меры по защите гостайны финансируются из бюджета;
  • имеются несколько степеней секретности;
  • за работу со сведениями, относящимися к гостайне, работникам устанавливаются дополнительные социальные гарантии.

В общем-то, информация, являющаяся государственной тайной, может стать служебной тайной. Для ее получения должностным лицам необходимо оформить допуск в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 06.02.2010 № 63.

Что такое служебная тайна?

Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей). Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами.

А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?

Существует указ президента России от 06.03.97 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Так вот, в этом документе сказано, что разница между этими понятиями состоит в том, что коммерческая тайна – это та информация, которая связана непосредственно с коммерческой деятельностью, а вот служебная тайна — это те сведения, доступ к которым ограничивается государственными органами власти.

Служебная тайна актов ЗАГСа

Информация, ставшая известной работнику ЗАГСа, также является конфиденциальной. К сведениям должен быть ограниченный доступ только тех лиц, которые имеют на это право. Данные гражданского состояния не подлежат разглашению. К ним можно отнести рождение, усыновление, смену имени и фамилии, заключение или расторжение брака.

Руководство ЗАГСа может предоставлять сведения по актам только по запросам суда, прокуратуры, органов следствия или дознания. Как видите, тайна записи тоже может быть отнесена к служебной тайне. Вообще практически всю информацию и документацию можно отнести к этому понятию. Ведь ни одна бумага абсолютно любой организации не предназначена для посторонних глаз.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *