Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете и отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.
Когда решение по проверке вступает в силу?
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.
Отразить как исправление ошибок
В этом случае учет зависит от двух переменных:
- период выявления ошибки,
- существенность ошибки.
Существенность ошибки | Период | |
---|---|---|
Текущий | Предшествующий | |
Существенная ошибка | Доначисление отражается 31 декабря отчетного года. | Ошибки, совершенные впрошлом периоде, но выявленные после закрытия года. Отражать проводкой Дт 84 Кт 68. |
Несущественная ошибка | Доначисление отражается 31 декабря отчетного года. | Ошибки, совершенные в прошлом периоде, но выявленные после закрытия года, нужно отразить на дату получения соответствующего решения налогового органа. Отражать проводками: Дт 91 Кт 68 (кроме налога на прибыль), Дт 99 Кт 68 (для налога на прибыль). |
Плюсы и минусы апелляционного обжалования
С одной стороны, подача апелляционной жалобы позволяет налогоплательщику отложить на несколько месяцев исполнение итогового решения по проверке. Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Кроме того, вышестоящий налоговый орган может и вовсе отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придется возвращать из бюджета излишне взысканные суммы НДС (а также пеней, штрафов).
С другой стороны, пени будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придется уплатить в бюджет.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете
По результатам выездной налоговой проверки за период 2013 — 2015 гг. организации был доначислен НДС за I, II, III и IV кварталы 2014 г. в общей сумме 225 000 руб. Недоимка возникла в результате отнесения операции по оказанию услуг к операциям, не подлежащим обложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.
В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.
В виду наличия у налогоплательщика переплаты по налогам, принято решение об отказе в привлечении его к налоговой ответственности.
Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки.
К чрезвычайным доходам и расходам относят поступления и списания средств вследствие чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера (стихийных бедствий, пожаров, аварий), национализации имущества и т.п. В связи со сложностью, а в некоторых случаях и неконкретностью налогового законодательства, налоговые проверки редко проходят без доначислений и, соответственно, штрафов и пеней.
В соответствии с п. 44.1 НК налоговая отчетность должна формироваться на основании первичных документов и регистров бухучета. А сальдо по субсчету 641/НДС (например, 6415) должно совпадать с данными ИКН (с учетом того что начисления по декларации отражаются на дату предельного срока уплаты денежных обязательств). Поэтому в большинстве случаев при выявлении нарушений по НДС и принятии НУР эти результаты должны быть отражены в бухучете.
Предварительные итоги
Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.
Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.
Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.
При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).
Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.
Даже если организация не согласна с решением ИФНС и собирается его оспаривать (в том числе в суде), лучше сначала уплатить все доначисленные налоги. Ведь если вам удастся отстоять доначисления (полностью или частично), вы потом вернете уплаченные в бюджет суммы или зачтете их в счет будущих платежей. А вот пени начисляются до тех пор, пока за вами числится недоимка по налогу (если только суд не отменит суммы доначислений полностью). Так что чем раньше вы рассчитаетесь с бюджетом, тем меньшую сумму пеней вам придется уплатить.
Многие бухгалтеры задают вопрос, нужно ли отражать в бухучете доначисленные налоги по итогам камеральных и выездных налоговых проверок с применением ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то есть в зависимости от даты утверждения бухотчетности и от существенности ошибки. Или же можно ПБУ 22/2010 не применять, а отражать все доначисления текущим периодом на дату вступления в силу решения по проверке, поскольку организация считает, что она все операции ранее отражала правильно.
Вот что по этому поводу думают аудиторы.
ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»
“В силу п. 2 ПБУ 22/2010 ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности организации. Это означает, что любое неправильное отражение операций на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» является бухгалтерской ошибкой.
Как указано в ПБУ, ошибка может быть обусловлена, в частности: неправильными классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухотчетности, и т. д.
То есть если происходит доначисление налога, значит, организация все же нарушила положения налогового законодательства (по крайней мере, либо она не оспаривала мнение налогового органа, либо суд ее не поддержал). Поэтому можно говорить о неправильных действиях бухгалтера при отражении налога в проверяемом периоде.
Можно, конечно, пытаться апеллировать к фразе «Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности»п. 2 ПБУ . Но это означает, что на момент проведения проверки и признания налогового нарушения существуют новые требования налогового законодательства, которые организация не применяла и не могла применить при формировании деклараций в проверяемых периодах, чего быть никак не может. Подчеркнем, что ошибкой является любое неправильное отражение операций в учете и отчетности, даже если бухгалтер (физическое лицо) чего-то не знал. Суть в том, что организация в целом имела (опять же по мнению налогового органа) всю информацию для правомерного формирования налоговых баз и сумм налогов.
Таким образом, ответ только один — бухгалтерские записи и действия должны выполняться строго по нормам ПБУ 22/2010, иначе это тоже станет бухгалтерской ошибкой.
При отражении в бухучете доначислений по налоговой проверке датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения по проверке, на которую и надо сделать все исправительные проводки. А кроме того, на порядок отражения записей по счетам также будет влиять такой критерий, как существенность ошибки.
Как правило, налоговые проверки проводятся за предыдущие годы и на дату вступления в силу решения по проверке бухгалтерская отчетность за эти годы уже утверждена.
Если ошибка несущественная и она затронула финансовый результат, тогда используется счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», и все исправительные проводки делаются на дату обнаружения ошибки без ретроспективного пересчета22/2010.
Ошибка признается существенной, если она в отдельности или вместе с другими ошибками за тот же период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухотчетности этого периода. Критерий существенности организация определяет сама и утверждает его в учетной политикеп. 3 ПБУ ; п. 4 ПБУ .
Если ошибка существенная и она затронула финансовый результат, то в этом случае всегда затрагивается счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и делается ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухотчетности за прошлые годы22/2010. Но это происходит только в том случае, если доначисления по проверкам очень большие.
Лишь малые предприятия, которые имеют право составлять упрощенную бухотчетность, могут исправлять существенные ошибки так же, как и несущественные, в периоде обнаружения и не делать ретроспективный пересчет22/2010.
Подробнее о правилах исправления ошибок в бухгалтерском учете написано:
Далее мы рассмотрим порядок отражения доначислений по налоговой проверке, когда они не признаются существенной ошибкой. В этом случае все исправительные записи надо сделать в текущем периоде на дату вступления в силу решения по проверке. Причем отражение сумм в учете будет зависеть от вида доначислений и их причины.
Вид операции | Дт | Кт |
Доначислены налоги, которые учитываются в расходах при налогообложении: налог на имущество, транспортный, земельный налоги | 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») | 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по соответствующему виду налога |
Счет 91 используется, когда отчетность за год, в котором выявлены нарушения (не были начислены налоги), на дату вынесения решения уже подписана | ||
Доначислены налог на прибыль/налог при УСН/ЕНВД | 99 «Прибыли и убытки» | 68, субсчет по соответствующему виду налога |
Начислены штрафы и пени по налогам | 99 «Прибыли и убытки» | 68, субсчет по соответствующему виду налога |
Доначислен НДФЛ, который можно удержать из доходов работника | 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» | 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ» |
Удержан НДФЛ из выплат работнику | 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» | 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» |
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ
Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.
Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:
- камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
- выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .
Что такое камеральная налоговая проверка (КНП)?
КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:
Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.
ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.
Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:
Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.
Сначала вас обрадуем: по налогам, доначисленным инспекторами по итогам проверки (выездной или камеральной), подавать уточненные декларации/расчеты не нужн№ АС-4-2/12705 Ведь ошибки нашли не вы, а налоговики.
О том, что такое оценочные обязательства и как их надо отражать в бухгалтерском учете, читайте:
Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах сумм
- доначисленного налога на прибыль/налога при УСН/ЕНВД/НДФЛ;
- пеней и штрафов.
А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:
- организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверк Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решени
- предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налого
- организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налого
Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:
- НДС, который вы не начислили при реализации.
По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расходах. Ведь получается, что этот НДС:
- покупателю не выставлялся/не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
- исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.
Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете и отчетности
В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?
Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.
Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Под ошибкой понимают неправильное или неточное отражение в учете хозяйственной операции. Специалист может неправильно составить бухгалтерские проводки, допустить неточность при вводе сумм или количества либо вовсе не отразить в документах покупку или продажу товара.
Обратите внимание, ошибками нельзя называть искажение данных, причиной которого стали события, произошедшие после отчетной даты, если компания не предвидела их и по объективным причинам не могла предвидеть.
Причинами неправильного отражения операций могут быть:
- Неправильное указание сумм и количества из-за ошибочного выполнения сложения или вычитания. Также к этой категории относятся неточности, вызванные неправильным вводом данных из бумажных первичных документов;
- Предоставление бухгалтеру первички с опозданием или непредоставление документов, на основании которых специалист вносит данные в учет;
- Искажения информации, которые произошли по причине передачи ее из подразделения в подразделение внутри субъекта предпринимательства;
- Неверное трактование законодательных актов при начислении налоговых и других обязательных платежей, заработной платы, больничных и т. п.
Руководитель и главный бухгалтер компании самостоятельно разрабатывают и используют различные инструменты контроля, которые помогают обнаружить ошибочное внесение данных в регистры бухгалтерского учета.
Но все они являются комбинацией следующих способов:
- Инвентаризация основных средств, товаров, сырья, продукции;
- Сверка расчетов с контрагентами или подразделениями компании
- Арифметическая проверка результатов расчетов;
- Сравнение данных аналитического учета с первичными документами;
- Тщательный анализ отражения в учете особо сложных операций;
- Проверка отражения в бухучете операций, которые не являются типичными для предприятия.
Акт и справка, составляемые по результатам документальной проверки, должны состоять из четырех частей: вступительной, общих положений , описательной части и заключения.
К акту прилагаются также информативные дополнения.
Вступительная часть акта (справки) должна содержать такие данные:
- местонахождение налогоплательщика;
- полное и сокращенное (при наличии) его наименование в соответствии с учредительными документами;
- основания для проведения проверки в соответствии с НКУ и другими законодательными актами;
- дату выдачи и номер направления на проведение проверки, наименование органа ГНС, который его выписал;
- дату и номера приказов руководителя органа ГНС на проведение проверки, продление или перенос сроков проверки или ее приостановления. Если документальная проверка в соответствующих случаях осуществляется согласно постановлению суда или органа дознания, следователя, прокурора, указываются реквизиты данных постановлений;
- должность, название структурного подразделения, наименования органа ГНС, звания, фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводивших проверку;
- вид проверки (документальная плановая или внеплановая, выездная или невыездная);
- период, за который проводилась документальная проверка деятельности налогоплательщика;
- информация о направлении (вручении) налогоплательщику уведомления о проведении проверки;
- информация о внесении записи в журнал регистрации проверок.
Общие положения акта и справки документальной плановой проверки должны содержать следующие данные:
- срок проведения проверки (даты начала и окончания) с учетом срока продления, переноса или приостановления (если это предусмотрено);
- информация о должностных лицах налогоплательщика или его законных представителях, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде с указанием приказов о назначении на должность и увольнении;
- данные о регистрации (перерегистрации) налогоплательщика, о взятии на учет в органах ГНС, регистрационные данные плательщика НДС;
- данные о размере уставного капитала, учредителях, размере их взносов в уставный фонд , код по ЕГРПОУ (для юридических лиц) и/или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (номер и серия паспорта для физических лиц, ее не имеющих);
- информацию о том, является ли налогоплательщик учредителем, участником или акционером других налогоплательщиков;
- подчиненность и перечень филиалов, отделений и других обособленных подразделений , а также объектов, связанных с налогообложением ;
- информация о видах деятельности, которые осуществлял налогоплательщик за проверяемый период, в том числе лицензированных (информация о лицензии);
- данные о счетах в банке и других финансовых учреждениях;
- информация о предыдущей документальной плановой проверке с указанием даты и номера акта проверки, периода проверки, установленных нарушения и принятых мерах по их устранению;
- информация о документах и компьютерной автоматизированной информационной системе, использованных при проверке;
- информация о встречных проверках;
- информация о проведенном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- информация о проведенной инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств, наличности, документов и расчетов.
В описательной части акта и справки результаты проверки группируются по видам налогов и сборов в разрезе налоговых периодов. В этой части акта (справки) отражаются задекларированные налогоплательщиком в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей и делается соответствующая запись относительно установления или неустановления нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагается соответствующая аналитическая таблица.
Кроме того, приводятся данные о наличии и результатах проверки льгот (код льготы, на какую сумму и на какой налог она получена с разбивкой по годам в пределах отчетных периодов, которые проверяются).
- Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (НКУ);
- Порядок оформления результатов документальной проверки по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984 (Порядок № 984);
- Письмо ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89.
Сначала вас обрадуем: по налогам, доначисленным инспекторами по итогам проверки (выездной или камеральной), подавать уточненные декларации/расчеты не нужн№ АС-4-2/12705 Ведь ошибки нашли не вы, а налоговики.
О том, что такое оценочные обязательства и как их надо отражать в бухгалтерском учете, читайте:
Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах сумм
- доначисленного налога на прибыль/налога при УСН/ЕНВД/НДФЛ;
- пеней и штрафов.
А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:
- организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверк Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решени
- предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налого
- организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налого
Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:
- НДС, который вы не начислили при реализации.
По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расходах. Ведь получается, что этот НДС:
- покупателю не выставлялся/не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
- исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.
Имейте в виду, что включать сумму доначисленного с реализации НДС в расходы вы можете, если готовы отстаивать свою позицию в суде;
- входной НДС, который вы неправомерно приняли к вычету:
- по дефектному счету-фактуре;
- по счету-фактуре от недобросовестного контрагента;
- из-за превышения норматива «прибыльных» расходов.
Напомним, к вычету можно принять только ту сумму входного НДС, которая относится к представительским расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в пределах норматива — не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный/налоговый период. А поскольку представительские расходы сверх этого норматива в «прибыльные» расходы не включаются, то и сумму НДС, относящуюся к ним, к вычету заявить нельзя;
- НДС, который вы не восстановили, хотя должны были это сделать в таких случаях:
- вы передали имущество в качестве вклада в уставный капитал;
- НДС принят к вычету с уплаченного аванса, а впоследствии вы приняли к вычету НДС и при оприходовании товаров (работ, услуг), полученных в счет этого аванса.
Предварительные итоги
Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.
Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.
Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.
При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).
Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.
В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Обратите внимание!
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 32 Закона N 402-ФЗ). С этой же даты прекратил действие Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 1 ст. 31, ст. 32 Закона N 402-ФЗ).
Законом N 402-ФЗ установлен перечень документов, которые с 2013 г. будут регулировать порядок ведения бухгалтерского учета. Обязательными для применения станут федеральные и отраслевые стандарты (ч. 1, 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Начисление сумм пеней
ИФНС самостоятельно производят их расчет, организациям нет нужды тратить свое время на определение величины. Но необходимо знать, за что вам выписали наказание, каким образом посчитали и какими бухгалтерскими проводками они оформляются. Таким образом, отслеживается правильность выставленного требования и определяются дополнительные траты, если пропущен период выплаты. Также возможно выставление штрафов по налогам. Об этом мы поговорим ниже.
Как было отмечено, пени начисляются на каждый день нарушения срока. Соответственно, чем дольше не погашается основной долг, тем больший штраф вам выставят.
Формула:
Сумма неустойки = ключевая ставка ЦБ/300 х долг х количество дней просрочки
Ключевая ставка устанавливается ЦБ РФ и меняется в зависимости от финансово-экономической ситуации в стране. Нас интересует действующая на момент просрочки. Сегодня установленный уровень равняется 8,5%.
Начисление пеней на неуплаченный долг начинают со следующего дня после окончания периода выплаты.
Существует два варианта окончания начисления:
- Неустойку не выставляют за день погашения основного долга. К примеру, вы обязаны выплатить задолженность 15 числа, а сделали это только 18. Таким образом, пени рассчитают за два дня: 16 и 17. Это вариант Министерства финансов, который оно озвучивает в своем письме от 5 июля 2021 года.
- Неустойка начисляется и выплачивается за день, в который сумма обязательств была погашена. Это говорят налоговые органы в своих разъяснениях от 28 декабря 2009 года.
Давайте разберем расчет пени по налогам на примере.
Бухгалтерские проводки по штрафам и пеням
Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.
Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.