Может ли дефектолог работать психологом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли дефектолог работать психологом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Умственная отсталость (УО) всегда вызвана органическим поражением головного мозга во внутриутробном периоде или в раннем детском возрасте. Заболевание проявляется стойкой и необратимой интеллектуальной недостаточностью с нарушением познавательных, речевых, моторных и социально-бытовых способностей.

Особенности профессии

Работа дефектолога с особенными детьми характеризуется определенными нюансами:

  • Начало коррекции с возраста от 1 года и раньше. Сложность заключается в том, что возможности современной медицинской диагностики и ранней профилактики ограничены. Большинство детей попадают к дефектологам в возрасте 3 – 4 лет, на этапе, когда начинают проявлять нарушения в задержке речи и умственной деятельности. Особенно сложно ставится диагноз аутизма. Дети во многом не отличаются от сверстников, а необходимость коррекции ставится неврологами и психологами только во время прохождения врачебной комиссии перед приемом в детский сад.
  • Тесная взаимосвязь педагога-дефектолога с врачами. Профессионалы не назначают медикаментозную терапию, но входят в число ведущих специалистов на этапе реабилитации и адаптации детей.
  • На консультацию направляются пациенты с родовыми травмами и неврологическими расстройствами. Профессиональный дефектолог должен уметь проводить диагностику нарушений и выдавать экспертное заключение об уровне развития навыков согласно возрастным нормам.
  • Проведение общих консультаций и консилиумов с детскими психологами, неврологами и нейропсихологами.

Требуемые профессиональные знания

Должностные обязанности дефектологов включают:

  • Проведение диагностики пациента, с учетом имеющихся нарушений и врачебного диагноза;
  • Оценка общего развития и навыков;
  • Определение наличия и степени выраженности отклонений;
  • Подбор плана индивидуальной работы с ребенком, выбора специализированных или авторских методик с включением сказкотерапии и игровых практик;
  • Ведение профессиональной документации с целью фиксации прогресса или регресса клиентов;
  • Корректировка выбранных методов и образовательных программ с учетом личности ребенка;
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания и образования особенных детей;
  • Взаимодействие с врачами и психологами;
  • Подбор плана для самообучения и домашней работы пациентов;
  • Использование средств и методов дистанционного образования с использованием информационных технологий и образовательных платформ;
  • Изучение интересов и талантов учащихся, их развитие и возможность превращения в профессиональную деятельность для социальной адаптации во взрослом возрасте;
  • Помощь в выборе учебного заведения коррекционной направленности, с учетом реализуемых образовательных программ.

В работе профессиональные дефектологи объединяют знания из области педагогики, психологии, социологии, реабилитологии, педиатрии. Важно владеть специализированными техниками и методиками установления коммуникации со сложными пациентами и их родителями. Комплаентности и восприимчивость детей играют ведущую роль в достижении успехов в образовательной и воспитательной деятельности.

Ортопедагог – коррекционный педагог, занимающийся воспитанием, обучением и реабилитацией детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). В большинстве случаев, это дети с ДЦП.

Процесс коррекции таких детей осложняется тем, что двигательные расстройства, полученные вследствие органического повреждения головного мозга или в результате его аномального строения, всегда сочетаются с другими нарушениями:

  • нарушениями психического развития (УО или задержка психического развития диагностируется у большей части детей с ДЦП);
  • речевыми дефектами (более 80% случаев);
  • нарушениями зрения и слуха (более 20 и 15% соответственно);
  • тактильными нарушениями;
  • расстройствами поведенческой и эмоциональной сферы и другими.

Само понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» – собирательное. Оно включает в себя несколько патологий.

  1. Заболевания центральной нервной системы: ДЦП, полиомиелит.
  2. Врождённые патологии: кривошея, врождённый вывих бедра, косолапость (и другие деформации стоп), деформации позвоночника, недоразвитие и дефекты верхних и нижних конечностей и пальцев рук, врождённое уродство (артрогрипоз).
  3. Приобретённые заболевания: травмы головы, позвоночника и конечностей, полиартрит, системные и иные заболевания костей (рахит, хондродистрофия, туберкулёз костей, остеомиелит и другие).

Каковы пределы ответственности учителя?

Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:

  • Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
  • Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
  • Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
  • Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
  • При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)

Как добиться предоставления тьютора?

Тьютор – помощник как для ребенка, так и для учителя. Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах.

Правовой основой деятельности тьюторов является профстандарт «Специалист в области воспитания».

Читайте также:  Заработная плата военнослужащих по контракту в 2024 году

Существует три пути предоставления тьютора.

1. По решению ПМПК или МСЭ

Решения ПМПК и ИПРА являются обязывающими документами для образовательного учреждения, в которых определяется нуждаемость в тьюторском сопровождении (в случае отказа ПМПК рекомендуем обратиться в конфликтную комиссию).

2. По заключению школьного консилиума

Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить решить вопрос с предоставлением ребенку тьютера. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но учитель видит в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.

Требуйте ввести тьютора в штатное расписание, которое формируется директором образовательного учреждения, либо обязанности тьютора может выполнять педагог с соответствующей квалификацией за дополнительную плату.

3. Привлечение тьютора со стороны (оплачиваемый сотрудник, волонтер)

Осуществляется на основе заключения трехстороннего договора (школа-родитель-тьютор), который может быть волонтерским или договором возмездного оказания услуг.

К непосредственным обязанностям тьютора относятся:

  • Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Адаптация образовательного процесса
  • Проектирование открытой образовательной среды
  • Разработка и подбор методических средств
  • Рефлексия образовательного процесса его участниками

Какое образование должно быть у логопеда?

Для начала обозначим, что входит в обязанности логопеда.

Согласно приказу Минздрава РФ, логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и психических функций, составляет индивидуальные программы реабилитации, консультируясь при этом с врачами, дает рекомендации родственникам своих пациентов, участвует в ведении медицинской документации. Кроме того, специалист имеет право принимать участие в тематических конференциях, совещаниях врачей и педагогов.

Как правило, на одного пациента логопед тратит от 5 месяцев до 1 года (в запущенных случаях дольше).

Какое образование у логопеда котируется на рынке труда? Ответ однозначен: педагогическое. Логопед на базе педагогического образования имеет право работать как с детьми, так и со взрослыми.

Среднее образование по направлению «Логопедия» в России не дают, так что колледжи и училища, куда идут уже после девятого класса, отпадают.

Можно получить образование в вузе (на соответствующей кафедре факультета дефектологии или специальной педагогики) очно, либо заочно. Это займет от двух до четырех лет.

Пройти программу профессиональной переподготовки по логопедии. Окончив ее у нас в АНО «НИИДПО», вы получите диплом установленного образца от организации с государственной лицензией (законом предусмотрен именно такой формат — дипломов о переподготовке государственного образца не существует). В документе будет указана ваша новая квалификация. Диплом даст вам право работать логопедом — но только если у вас уже есть высшее образование. Если вы окончили колледж, техникум или училище, рекомендуем повысить уровень образования.

Если у вас высшее образование по профилю дефектологии, коррекционной педагогики, специальной психологии, вы можете выбрать короткие программы длительностью 5-7 месяцев. Проходя их, вы не будете заново углубленно изучать возрастную психологию, анатомию, специальную педагогику, невропатологию и пр., ведь у вас уже есть теоретическая подготовка.

Примеры методов работы дефектолога

Во время диагностики специалист может использовать:

  • Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
  • Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
  • Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.

В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов :

  • песочная терапия;
  • общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
  • АВА-терапия;
  • логические блоки Дьенеша и пр.

Дефектолог-логопед не устраняет причину дефектов, а занимается коррекцией нарушений произношения. К этому специалисту обращаются при:

  • Дислалии – нарушении произношения звуков, которое наблюдается у детей с нормальным слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия). По происхождению это нарушение может быть физиологическим, функциональным и органическим.
  • Дизартрии — нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата (наблюдается при поражениях нервной системы). У взрослых такое нарушение не вызывает распада речевой системы, но у детей может спровоцировать общее недоразвитие речи.
  • Заикании – нарушенной ритмичности речи, которая проявляется в частом повторении или растягивании единиц речи (звуки, слоги, слова), а также нерешительностью и частыми остановками в процессе речевой деятельности. Выделяют невротическую и неврозоподобную форму, при которой нарушена моторика в целом. Речевые судороги проявляются или усиливаются при стрессе.
  • Расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи (произношение звуков, запас слов, грамматический строй), так как отсутствует полноценное восприятие речи окружающих на слух.
  • Алалии – недоразвитии или отсутствии речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект. Связана с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях.
  • Афазии – частичном отсутствии или нарушении уже сформировавшейся речи. Развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Вид речевых нарушений зависит от области поражения (может наблюдаться сенсорная, динамическая, амнестическая и другие виды афазий).
  • Неправильном прикусе – стоматологическом заболевании, которое влияет на правильность произношения некоторых звуков (шипящие, л, р и др.). Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.
  • Ринолалии – нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки. Может быть открытой, закрытой и смешанной.
  • Задержке речевого развития (ЗРР). Проявляется более медленным освоением языковых норм и негативно влияет на развитие психических процессов. Может быть связана с минимальной мозговой дисфункцией, тугоухостью или социальными факторами (педагогическая запущенность или гиперопека).
  • Задержке психоречевого развития (ЗПРР) — комплексном нарушении мышления, речи, памяти, навыков поведения, двигательных функций и эмоций. При таком нарушении любые новые навыки осваиваются с трудом, мыслительный процесс протекает медленно.
Читайте также:  Ветеран труда Смоленской области в 2024 году

Как получить профессию

В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

Примеры успешной практики работы психологов-дефектологов в доу

Работа психологов-дефектологов в дошкольных образовательных учреждениях имеет свою специфику, поскольку требует особых знаний и навыков для работы с детьми с отклонениями в развитии. Несмотря на сложности, с которыми они сталкиваются, есть примеры успешной практики работы психологов-дефектологов в дошкольных учреждениях.

Одним из таких примеров является история работы психолога-дефектолога в одном из детских садов. В ходе работы она обнаружила у ребенка речевое нарушение. Вместе с родителями и педагогами были разработаны индивидуальные занятия, которые помогли ребенку развивать недостающие навыки речи. Благодаря систематической работе и профессиональному подходу психолога-дефектолога, ребенок продемонстрировал значительные успехи в развитии речи и общения.

Еще одним примером успешной работы психолога-дефектолога является история о помощи детям с задержкой психического развития. Психолог-дефектолог разработал специальные занятия, направленные на развитие когнитивных и коммуникативных навыков, а также социальной адаптации. С помощью игровых методик и индивидуальных занятий ребенки постепенно преодолевали задержки и достигали успехов в развитии.

Еще один успешный пример работы психолога-дефектолога связан с помощью детям с аутизмом. Психолог разработал терапевтическую программу, основанную на принципах АНДИа (Анализ Навыков и Дефицитов Индивида с Аутизмом). С помощью специальных занятий по развитию социальных навыков и коммуникации, дети с аутизмом проявляли значительные улучшения в поведении и способности общаться.

Это лишь несколько примеров успешной практики работы психологов-дефектологов в дошкольных образовательных учреждениях. Эти истории показывают, что, благодаря профессиональным знаниям, навыкам и терапевтическому подходу, психологи-дефектологи вносят значительный вклад в развитие детей с отклонениями в развитии и помогают им успешно адаптироваться в обществе.

Когда нужно обращаться к дефектологу

Консультация дефектолога необходима, если ребенок:

  • в семимесячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь;
  • в год не произносит «лепетные» слова;
  • в 2 года не разговаривает при помощи простых слов;
  • в 2,5 года не способен построить простые предложения;
  • в 3 года испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну;
  • в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения;
  • заикается;
  • не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой;
  • отстает в умственном развитии;
  • страдает нарушениями центральной нервной системы;
  • страдает патологиями органов слуха;
  • имеет заболевания органов зрения;
  • страдает психическими нарушениями.

Диагностика проводится с учетом обследований органов зрения и слуха – при наличии проблем с речью или при патологиях слуха предлагаются задания наглядного характера (речевые инструкции сведены к минимуму), а при снижении зрения предлагаются в устной форме.

При диагностике используются:

  • метод беседы, в процессе которой уточняются особенности представлений ребенка о себе и явлениях окружающего мира, привычках, страхах и уровне адаптации (вопросы задаются в понятной для ребенка форме);
  • метод наблюдения, при использовании которого дефектолог наблюдает за игровой деятельностью ребенка;
  • проективные методики;
  • тесты (чаще всего используется адаптированный для детей тест Д. Векслера);
  • экспериментально-психологические методики.

При проведении обследований дефектолог обращает внимание на эмоциональную реакцию ребенка на обследование, адекватность восприятия инструкций и целей задач, характер деятельности при выполнении и реакцию на помощь при решении задачи, эмоциональную реакцию на результат выполнения задания и т.д.

Диагностика и лечение

Работа специалиста начинается с консультации.

Читайте также:  Мать-одиночка льготы и пособия в 2024 Белгородская область

От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.

На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.

Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.

Затем составляется индивидуальная программа коррекции.

Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.

Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.

Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.

Какие нарушения подлежат коррекции?

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проблема психологического характера, проявляющаяся раздражительностью, агрессией, плохой концентрацией внимания и памятью. Ребенок отказывается от учебы и общения со сверстниками, не умеет просить, разговаривает криком.

УО (умственная отсталость). Может быть врожденной или приобретенной. В большинстве случаев носит психологический характер, поэтому подлежит коррекции. Диагностируется по нестандартному поведению, замедленному развитию, плохой памяти.

РДА (ранний детский аутизм). Врожденное заболевание, связанное с неправильным развитием головного мозга. Проявляется отсутствием интереса к играм, склонностью к повторяющимся действиям.

ДЦП (детский церебральный паралич). Сложное заболевание с физическими и умственными отклонениями. Требуется поддерживающая терапия, направленная на обучение основным навыкам — читайте подробнее в статье.

ЗРР (задержка речевого развития). Заболевание, характеризующееся плохим словарным запасом, неправильным произношением звуков.

Если ваш ребенок нуждается в помощи дефектолога, то на нашем сайте вы можете самостоятельно найти специалиста. В анкете кандидата указано образование, опыт работы, методы лечения, стоимость.

Заработная плата специалиста

Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:

  • В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т. д.).
  • Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.

Где можно получить профессию дефектолога?

Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика. Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.

Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.

Учитель-дефектолог:

2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

2.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

2.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *