Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения административного расследования КОАП РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В определении должностного лица или постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования обязательно указываются дата и место их составления, должность, фамилия и инициалы лица, их составившего либо вынесшего, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ст. КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Руководителем органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителем, но на на срок не более одного месяца, руководителем вышестоящего таможенного органа или его заместителем либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителем но уже на срок до шести месяцев, руководителем вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего также на срок до шести месяцев, руководителем вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр, также на срок до шести месяцев, руководителем вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица, уже на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 КоАП РФ.
Статьи об административной ответственности конкретных граждан
Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.
Законодательный документ | Название документа |
---|---|
Статья 2.4 | «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц» |
Статья 2.5 | «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания» |
Статья 2.6 | «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц» |
Статья 2.10 | «Административная ответственность юридических лиц» |
Кто инициирует и проводит административное расследование?
Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.
Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:
Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).
После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Как говорилось выше, согласно п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении приведен в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности.
В части 1 ст. 27.1 КоАП РФ также определены цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
пресечение административного правонарушения;
установление личности нарушителя;
составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
исполнение принятого по делу постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются уполномоченным лицом в пределах своих полномочий.
Как установлено ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ, вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Процедура проведения административного расследования
Решение о возбуждении дела о правонарушении и необходимости процессуальных действий по изысканию дополнительных сведений и материалов принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения правонарушения.
В определении о возбуждении дела о правонарушении и сбора сведений, указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела, данные, указывающие на наличие события правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за противоправное деяние.
При вынесении определения о возбуждении дела о правонарушении и проведении расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении. Копия указанного определения о возбуждении дела о правонарушении, сбора и получения дополнительных сведений в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Причины и последствия
Учитывать, что срок проведения административного расследования не может превышать месячный, приходится, если нужда в разбирательстве обусловлена правонарушениями, связанными с законами, ограничивающими монополию. КОАП и его положения используют, если нарушение правовых норм связано с рекламированием, легальными доходами и противодействию легализации таковых.
Если персона получила некоторые средства преступным путем, ей придется ответить по закону именно с учетом правил КОАП. По этому же сборнику законов ориентируются, если проблемы связаны с потребительскими правами, таможенной активностью, законами о валюте, действиями налоговых органов и населения, взаимодействующего с налоговиками. КОАП применяется при правонарушениях в сфере защиты природы, изготовления и продажи этилового спирта и продукции, содержащей спирт. По КОАП наказывают, если имеются нарушения в сфере обеспечения безопасности от огня, а также из-за несоблюдения правил на дороге. Административное расследование ведут, если необходимо сделать экспертизу произошедшего или организовать иные действия, которые затягиваются на сравнительно длительный срок. Это декларировано первой частью седьмого пункта 28-й статьи указанного сборника законов.
Если в силу сложившегося положения по конкретному делу из-за наличия ходатайства было решено увеличить длительность изучения случая, такое решение обязательно оформляют письменно. Когда ходатайство о продлении срока административного расследования изучено и одобрено, составляют определение. Ответственность за такое решение возлагают на судью либо инстанцию, занимающуюся вопросом. Если случай ведет конкретное должностное лицо, тогда определение должно вынести именно оно.
Возможна организация расследования, связанная с особенностями таможенных норм. Если есть подозрение на нарушение правил и законов, регламентирующих эту сферу, допускается увеличение продолжительности исследования обстоятельств. Максимальный срок административного расследования для такой ситуации насчитывает полгода. Чтобы это было полностью законно и оправдано, тематическое решение обязан вынести человек, возглавляющий таможенный орган на один иерархический уровень выше, нежели тот, в котором исследуется случай. Такие условия и правила установлены пятой частью седьмого блока 28-й статьи КОАП.
Расследование: а что это?
Чтобы правильно соблюдать оговоренные КОАП РФ сроки административного расследования, нужно понимать, что этот процесс представляет собой и что в него включено, какие мероприятия должны уложиться в оговоренный законами месяц. В настоящее время широкое понимание рассматриваемого процесса – это форма возбуждения дела о некотором нарушении оговоренных законом норм. Адмрасследование является таким специфическим порядком исследования начальной информации, которое основывается на нарушении закона. Расследование включает процедуры, в рамках которых выявляют обстоятельства случившегося, организуют дополнительные исследования, которые позволяют уточнить картину случившегося.
Узкое понимание события – форма делопроизводства применительно к некоторым категориям случаев. Она сформирована процессуальной активностью и не являющейся таковой. Расследование происходит с привлечением полицейских работников, которые имеют полномочия по формированию протоколов, фиксирующих факт нарушения закона. Протоколы позволяют точно и детально определить все обстоятельства случившегося, зафиксировать квалификацию произошедшего в соответствии с действующими юридическими нормами, процессуально оформить.
Протокол осмотра является важным документом, который фиксирует результаты осмотра места совершения административного правонарушения или других объектов, связанных с делом. В протоколе должна содержаться следующая информация:
- Информация о месте и дате осмотра: протокол должен указывать точное место, где проводился осмотр, а также дату и время его проведения.
- Участники осмотра: в протоколе следует указать всех участников осмотра, таких как сотрудники правоохранительных органов, свидетели, эксперты и другие лица, присутствовавшие при осмотре.
- Цель осмотра: протокол должен содержать информацию о цели осмотра, то есть почему был проведен осмотр и какие обстоятельства или доказательства планировалось обнаружить.
- Описание объекта осмотра: протокол должен содержать детальное описание объекта, который был осмотрен. Например, при осмотре места правонарушения, описание может включать информацию о его физической характеристике, размерах, расположении и прочих существенных деталях.
- Фиксация обнаруженных фактов и следов: протокол должен содержать информацию о фактах и следах, обнаруженных при осмотре. Например, при осмотре места правонарушения это может быть описание повреждений, следов нарушений или других важных обстоятельств, связанных с делом.
- Показания свидетелей и экспертов: если при осмотре присутствовали свидетели или эксперты, протокол должен содержать их показания, отражающие их наблюдения и мнения относительно объекта осмотра.
- Заключение осмотра: в протоколе следует включить заключение осмотра, которое содержит обобщенную оценку результатов осмотра, включая выводы и предварительные оценки полученной информации.
- Подписи и даты: протокол должен быть подписан всеми участниками осмотра, а также должны быть указаны даты подписания. Важно составлять протокол осмотра максимально точно и подробно, чтобы он мог служить доказательством и быть основой для дальнейшего рассмотрения дела.
Защитник (адвокат) может потребоваться вам в следующих случаях:
- Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, вы имеете право на защиту. Защитник поможет вам представить ваши интересы, оказать юридическую поддержку, разъяснить ваши права и обязанности, а также представить аргументацию в суде или перед другими компетентными органами.
- В случае, если вы являетесь свидетелем или потерпевшим в административном процессе, защитник может предоставить вам юридическую консультацию, помочь вам понять вашу роль и права в процессе, а также обеспечить защиту ваших интересов.
- Защитник может быть полезен вам, если у вас возникли вопросы относительно административного права или ваших прав и обязанностей в конкретной ситуации. Защитник предоставит вам юридическую консультацию, объяснит вашу позицию и поможет вам принять правильные решения.
Оформление полномочий защитника осуществляется следующим образом:
- Заключение договора: Для официального оформления полномочий защитника, вы должны заключить договор. Договор Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, разновидность сделки определяет условия предоставления юридической помощи, гонорар и другие важные детали.
- Представление документов: Вам необходимо предоставить адвокату все необходимые документы и информацию, связанную с вашим делом. Это позволит лучше понять ситуацию и разработать эффективную стратегию защиты.
- Представление интересов в органах: Защитник будет представлять ваши интересы перед компетентными органами, такими как суд или административные органы. Он будет представлять ваши аргументы, доказательства и анализировать обстоятельства дела для защиты ваших прав и интересов.
Подготовка к рассмотрению дела
Прежде всего судье следует определить, относится ли рассмотрение этого дела к его компетенции. Этот вопрос достаточно важный, так как Верховный Суд Российской Федерации, опираясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходит из того, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки требованиям части 1 ст. 47 и части 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия .
См., например: Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 5-АД12-15 // Документ опубликован не был. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
Определение компетенции судьи по рассмотрению поступившего ему дела основывается на правиле, закрепленном в части 3 ст. 23.1 КоАП РФ: если по делу об административном правонарушении, указанному в частях 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, проводилось административное расследование, то оно подлежит рассмотрению судьей районного суда. Это означает, что факт проведения административного расследования меняет общее правило подсудности — вместо того чтобы быть подсудным мировому судье, дело становится подсудным судье районного суда. Очевидно, такое правило распределения компетенции между судьями связано с повышенной сложностью дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, — по ним, как правило, имеется большой объем доказательственного материала, возникают неоднозначные вопросы квалификации содеянного, высказываются возражения лиц, привлекаемых к ответственности.
В то же время, применяя данное правило, следует учитывать оговорку, сделанную Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» : судье районного суда при принятии решения об отнесении дела к его компетенции не следует основываться только на формальном наличии определения или постановления о проведении административного расследования, а нужно вникать, могло ли административное расследование проводиться по этому делу и проводилось ли оно фактически.
Некоторые вопросы могут возникнуть у судей на этапе рассмотрения дел об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование.
Например, лицо, привлекаемое к ответственности, может привести довод о том, что при проведении административного расследования были нарушены процессуальные нормы, предусмотренные частями 2 — 6 ст. 28.7 КоАП РФ (отсутствует уведомление о проведении расследования, нарушен срок проведения расследования и т.п.).
Верховный Суд Российской Федерации не называет такие нарушения существенными, отмечая, что нарушение административным органом срока проведения административного расследования и срока составления протокола, предусмотренных ст. 28.5 и 28.7 КоАП РФ, не является безусловным основанием для признания процедуры нарушенной. Судьям в этом случае нужно следить лишь за тем, чтобы постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено в пределах установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности .
См., например: Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 308-АД16-1534, от 15 марта 2016 г. N 308-АД16-684, от 16 апреля 2015 г. N 308-АД15-2262 // Документы опубликованы не были. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
Такого же подхода придерживаются и нижестоящие суды. Например, Ленинградский областной суд решением от 4 декабря 2014 г. N 7-1603/2014 отменил решение судьи районного суда, прекратившего производство по делу об административном правонарушении на основании части 6 ст. 28.7 КоАП РФ в связи с истечением срока административного расследования, указав, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения еще не истек. При этом особо было отмечено то, что ст. 24.5 КоАП РФ не предусматривает такого основания для прекращения дела об административном правонарушении, как окончание административного расследования.
Документ опубликован не был. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
Московский городской суд в решении от 12 сентября 2016 г. по делу N 7-10686/2016 отклонил довод жалобы о том, что в нарушение требований пункта 2 части 5 ст. 28.7 КоАП РФ копии определений о продлении срока проведения административного расследования в адрес лица, привлекаемого к ответственности, не направлялись, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности данных определений.
Документ опубликован не был. Источник — СПС «КонсультантПлюс».
В связи с этим также можно обратить внимание на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 303-КГ15-16774 , в котором высказана позиция, что определение о продлении административного расследования не содержит каких-либо предписаний или распоряжений, прямо предполагающих юридические последствия для проверяемого лица, оно лишь информирует о дальнейших действиях уполномоченных лиц в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, а потому носит вспомогательный, процессуальный, промежуточный характер и не может повлечь ограничения прав лица, привлекаемого к ответственности. Этот же вывод, пожалуй, можно распространить и на определение о проведении административного расследования.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Образец
(НАЗВАНИЕ ОРГАНА)
(Название отдела)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № ****
о возбуждении дела об административном правонарушении
и проведении административного расследования
на примере должностного лица
(место вынесения)
Я, (должность и ФИО), рассмотрев имеющиеся материалы в отношении:
Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
(фамилия, имя, отчество физического лица, должностного лица, наименование юридического лица)
(место жительства гражданина, должностного лица, место нахождения юридического лица)
Дата рождения: *****. Место рождения: *******
Документ, удостоверяющий личность:******
УСТАНОВИЛА:
В отдел **** поступила информация о нарушении требований законодательства в области обращения с отходами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности ****, а именно по факту *****
С целью проверки указанной информации мною, ***** (дата) проведено обследование территории, прилегающей к территории ****в ходе которого установлено следующее.
Далее по существу дела.
Исходя из вышеизложенного, в информации, поступившей в **** в отношении **** содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного *** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ****.
Принимая во внимание, что для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения необходимо осуществить процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а именно: истребование сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, проведение лабораторных анализов отобранных проб отходов, и руководствуясь статьями 28.1, 28.7, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Возбудить дело об административном правонарушении в отношении *** по ***** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и провести административное расследование.