Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за нарушение границ земельного участка в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Меры предосторожности
Чтобы избежать штрафов за нарушение земельного законодательства, Росреестр рекомендует:
1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок — это договоры купли-продажи, дарения, мены. Если документов на участок нет, нужно оформить право на землю, зарегистрировав его в Росреестре;
2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
3. Использовать земельный участок только в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе;
5. Использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о них указана в выписке из ЕГРН.
Как составить заявление о нарушении границ земельного участка
Если вы обнаружили нарушение границ своего земельного участка со стороны соседа, вам необходимо немедленно принять меры. Первое, что следует сделать, — составить заявление о нарушении границ участка.
В заявлении необходимо указать точное местонахождение границы, описание нарушения и факты, подтверждающие нарушение. Важно также указать, что именно нарушено — граница самого участка или ограды. Кроме того, необходимо указать, кто является нарушителем — это поможет определить ответственность и принять меры.
Если возможно, сделайте фотографии нарушения, чтобы иметь дополнительное доказательство. Важно также собрать документы, свидетельствующие о правах собственности на земельный участок. Если нарушение имеет место быть, вам следует обратиться к местным органам власти или суду для решения данной проблемы.
Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования. Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.
Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.
Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.
Как согласовать границы земельных участков?
Отсутствие установленных границ чаще всего становится причиной конфликтов и споров между правообладателями смежных земельных участков. Уточнение границ защитит права собственников, а также минимизирует возникновение дополнительных рисков. Эксперты Росреестра разъяснили, как согласовать местоположение границ земельных участков, чтобы избежать разногласий с владельцами соседних территорий.
Обязательно ли устанавливать границы земельного участка?
Согласно действующему законодательству, установление границ земельного участка не является обязательной процедурой. Но в то же время межевание позволяет избежать многих юридических проблем, в том числе земельных споров между владельцами смежных участков.
Кто проводит процедуру установления границ земельного участка?
Процедуру межевания проводит кадастровый инженер. Он производит замеры, определяет координаты границ земельного участка, а затем проводит согласование местоположения уточняемых границ земельного участка и смежных с ним земельных участков с собственниками и пользователями указанных объектов недвижимости.
Важно! Перед заключением договора на проведение кадастровых работ рекомендуем проверить сведения об их исполнителе в государственном реестре кадастровых инженеров на официальном сайте Росреестра.
Как проходит согласование границ земельного участка?
Порядок согласования границ земельных участков установлен ст. 39 Закона № 221-ФЗ . Кадастровый инженер направляет собственникам либо их представителям (при наличии нотариальной доверенности) извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ на почтовый или электронный адрес. Также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Обращаем внимание! Согласование местоположения границ земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке может быть произведено в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц.
- если в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ невозможно вручить заинтересованному лицу;
- смежный земельный участок расположен в границах территории ведения садоводства или огородничества и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
Важно! Оповещение владельцев смежных участков должно производиться не ранее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания.
- сведения о заказчике кадастровых работ, включая почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
- собственности;
- пожизненного наследуемого владения;
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в бессрочное пользование);
- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Старый сад КоАП не рад
– Прежде земля принадлежала совхозу, потом рыбколхозу, в ходе земельной реформы работники получили паи: по 3,9 га пашни и 0,8 га – сады, – рассказал «Крестьянину» специалист сельской администрации Виктор Кондратенко. – Когда объявили о строительстве игорной зоны «Азов-сити», некоторые участки попали в зону строительства и их выкупило министерство имущества Ростовской области. А невыкупленные участки собственники использовали кто как может: часть садов была раскорчёвана и теперь используется как пашня.
Но остались и нераскорчёванные участки.
Именно такой участок – заброшенный сад – обнаружили инспекторы Россельхознадзора. Помимо старых садовых деревьев на нём нашли ещё и тополя, вязы, ясени, белую акацию – по шесть метров высотой. Установили, что сад находится в долевой собственности двух физических лиц, их привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КРФ об АП на суммы 10 и 20 тысяч рублей.
– Вообще, ч. 2 ст. 8.7 кодекса предусматривает наказание для физических лиц в виде штрафа от 20 до 50 тысяч рублей. Однако
ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначить сумму штрафа ниже установленного минимума. Это может быть в том случае, если человек заявляет ходатайство и предъявляет доказательства, например, своего тяжёлого материального положения. Вот почему для одного из собственников сумма штрафа была снижена до 10 тысяч рублей, – пояснил Илья Пушков, начальник отдела земельного надзора управления Россельхознадзора.
Затраты на раскорчёвку одного гектара опрошенные газетой фермеры оценивают в 70-100 тысяч рублей. Неиспользуемые сады в долевой собственности есть почти в каждом районе. Владельцы долей, как правило, пенсионеры, у них нет денег на раскорчёвку садов, а сдать такие участки в аренду довольно трудно.
– Во-первых, это должен быть большой и компактный участок, то есть несколько дольщиков должны прийти к согласию распорядиться своими земельными долями. Во-вторых, речь может идти не об аренде, а о продаже земли, – выразил мнение один из сельхозпроизводителей Ростовской области, который имеет опыт рекультивации старых садов. – Ведь расходы на рекультивацию будут окупаться до 10 лет. И нет уверенности, что на раскорчёванном участке можно будет получать стабильный урожай – годами на нём придётся бороться с сорняками. Договор аренды – даже долгосрочной – ставит арендатора в уязвимое положение, когда собственник может требовать повышения арендной платы или расторжения договора. Вот почему такие участки нужно только выкупать.
По мнению агрария, то, что Россельхознадзор активно взялся за контроль использования земли в общедолевой собственности, должно сыграть положительную роль в развитии сельского хозяйства. Это будет стимулировать дольщиков распоряжаться землёй, «сдвинет недвижимое». Но у проблемы есть и другая сторона…
Порядок уточнения границ земельных участков определен в п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 г.:
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
За весь период существования кадастрового учета приведенные правила, по большей части, оставались в неизменном виде. Ранее они определялись п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в различных интерпретациях, смысл которых можно свести к действующей редакции.
Объекты искусственного происхождения – это стены домов, хозяйственных построек, сараев, бань, гаражей, заборы и иные ограждения, автомобильные дороги, железнодорожные пути и прочие линейные объекты.
Природные объекты – это лесопосадки, лесополосы, овраги, реки, ручьи и аналогичные объекты.
Самое главное – такие объекты должны визуально отделять земельный участок от соседних.
Для того, чтобы определить границу участка по таким объектам нужно установить, где они последний раз без изменений были расположены 15 или более лет.
Объясню на наглядном примере:
- Земельный участок был окружен забором с 1980 года по 2003 год без изменения его местоположения. То есть, 23 года.
- В 2004 году одна из границ участка изменила свое местоположение путем перестановки забора на два метра в сторону от участка, т. е. в 2004 году участок расширился.
- В 2007 году был перенесен забор другой границы на 1,5 метра в сторону от участка, т. е. участок опять расширили.
Границы земельного участка уточняются в 2020 году. Каким образом? По забору, который существовал с 1980 года по 2003 год.
Почему?
Потому, что в соответствии с п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости мы установили границы участка, которые существовали без изменений более 15 лет. Следовательно, именно такая граница считается установленной и согласованной между собственниками смежных участков.
А как определить границы этого участка в 2024 году? По забору, который существовал с 2007 года по 2023 год. Потому, что он просуществовал на местности без изменений последние 15 лет.
Наиболее часто встречающиеся документы, в которых зафиксированы сведения о существовании фактической границы участка:
- Генеральные или ситуационные планы участка, составленные органами технической инвентаризации (БТИ);
- Ортофотопланы местности;
- Картографические материалы государственного фонда данных масштабом 1:5000 и крупнее.
Самое главное, чтобы из этих документов можно было определить местоположение фактических границ и время их существования.
Статистика штрафов за самозахват земли в 2024 году
В 2024 году было зарегистрировано множество случаев самозахвата земли физическими лицами. В результате расследования и судебного преследования этих нарушителей были назначены штрафы для восстановления справедливости и защиты прав легальных собственников.
Согласно предоставленным данным, общая сумма штрафов за самозахват земли в 2024 году составила более [указать сумму] рублей. Эта цифра отражает только суммарную стоимость штрафов и не включает в себя возможные дополнительные расходы на восстановление нарушенных земельных участков или другие юридические процедуры.
Также важно отметить, что было выявлено несколько типов самозахвата земли, включая незаконное строительство объектов, нарушение границ земельных участков, использование земли без соответствующих разрешений и другие нарушения.
Государственные органы и правоохранительные организации активно работали по выявлению и пресечению случаев самозахвата земли. В 2024 году было проведено [указать количество] оперативных мероприятий и расследований, с целью привлечения виновных лиц к ответственности и установления справедливости.
Штрафы за самозахват земли в 2024 году являются важным инструментом в борьбе с незаконными действиями по отношению к земельным ресурсам. Они служат предупреждением для потенциальных нарушителей и напоминанием о необходимости соблюдения законодательства в области землепользования.
Система наказаний и штрафов является одним из механизмов контроля и регулирования использования земельных участков и способствует сохранению и справедливому распределению земельных ресурсов.
Какие последствия могут быть для физических лиц?
Введение штрафа за самозахват земли может иметь серьезные последствия для физических лиц. Во-первых, такие лица будут подвержены значительному финансовому бремени. Штрафы могут быть назначены на основе размера самозахваченной земли и могут составлять существенную сумму.
Кроме того, штрафы могут повлечь за собой другие негативные последствия для физических лиц. Например, они могут столкнуться с возможностью наложения ареста на свое имущество или быть вынуждены продать его, чтобы покрыть штрафы. Это может привести к финансовым трудностям и потере жилья или другого имущества.
Кроме того, физические лица, осужденные за самозахват земли, могут лишиться права на получение государственной поддержки. Например, они могут быть исключены из программ социальной помощи или потерять возможность получить кредит на жилье или бизнес.
Возможные последствия для физических лиц: |
---|
Финансовая ответственность |
Возможность наложения ареста на имущество |
Невозможность получения государственной поддержки |
Потеря жилья или другого имущества |
Потеря возможности получить кредит на жилье или бизнес |
Как определить самозахват земель?
1. Отсутствие документов на землю:
Первым признаком самозахвата является отсутствие у физического лица официальных документов, подтверждающих его право на земельный участок. В случае самозахвата, такие документы отсутствуют или подделаны.
2. Нарушение границ участка:
Если физическое лицо самозахватывает землю, то оно зачастую устанавливает свои собственные границы участка, не совпадающие с границами, указанными в государственных кадастровых или топографических схемах. Такие нарушения границ являются еще одним признаком самозахвата земли.
3. Изменение природного ландшафта:
Физическое лицо, осуществляющее самозахват земли, может производить изменения в природном ландшафте участка, например, вырубку и пересадку деревьев, изменение рельефа и др. Такие изменения могут служить дополнительным признаком самозахвата.
Если вы заметили подобные признаки на определенном земельном участке, рекомендуется немедленно сообщить об этом в компетентные органы, такие как местное административное управление или правоохранительные органы.
Не забывайте, что самозахват земель незаконен и может повлечь за собой серьезные юридические последствия.
Штрафы за разведение костров на природе в 2024 году
Административное наказание в виде штрафа может быть наложено в двух случаях:
1. При разведении костров в лесу (статья 8.32 КоАП).
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
21. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. При разведении костров в прочих местах (статья 20.4 КоАП).
Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности
1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Примечание. Выше перечислены штрафы за разведение костров при условии, что это не привело к пожару. В случае пожара наказания могут быть более серьезными.
Размер наказания за разведение костра варьируется от предупреждения до штрафа в размере 5 000 рублей.
Причем более суровые штрафы накладываются в трех случаях:
- в условиях особого противопожарного режима;
- в условиях режима чрезвычайной ситуации, возникшей из-за пожара;
- в лесопарковом зеленом поясе.
Где можно разводить костер вне леса?
Обратимся к Постановлению Правительства от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», в котором утверждены правила противопожарного режима в РФ.
Требования о разведении костров встречаются в различных местах данного документа. Костры запрещается разводить:
- Между зданиями, сооружениями и строениями, где предусмотрены противопожарные расстояния (пункт 74).
- На землях общего пользования населенных пунктов (пункт 74).
- Ближе 50 метров от зданий, сооружений и других объектов (пункт 77).
- На полях (пункт 218).
- На полосах отвода, придорожных полосах, охранных зонах автодорог, железных дорог, путепроводов, продуктопроводов (пункт 283).
Обращение в органы власти
Если вы столкнулись с нарушением границ земельного участка вашей дачи или коммерческих целей, вам следует обратиться в соответствующие органы власти. Защита своих прав и интересов в такой ситуации является важным шагом для восстановления порядка и предотвращения дальнейших нарушений.
Перед тем как обратиться в органы власти, вам следует убедиться, что нарушение границ земельного участка является фактом и имеет веские доказательства. Если сосед нарушил границы вашего участка, например, устроив парковку своего транспорта на вашей территории, вам необходимо собрать фотографии, видеоматериалы или другие доказательства нарушения.
Подавая заявление в органы власти, укажите все факты нарушения и приведите доказательства. Не забудьте также приложить копии документов, подтверждающих ваши права на земельный участок.
Обращение в органы власти может быть отправлено по электронной почте, почтой или лично через приемную. В заявлении необходимо указать дату обращения, ваши контактные данные (телефон, электронную почту) для получения ответа от органов власти.