Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексы Минстроя на 4 квартал 2022 года (все письма одним списком)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2022 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Коэффициенты к базовым ценам на проектные и изыскательские работы
Период проектно-изыскательских работ по факту | Проектные работы, цены 2001 г. / 1995 г. | Изыскательские работы, цены 2001 г. / 1991 г. |
Ссылка на исходные нормативные документы по ценообразованию |
1 квартал 2023 года I квартал |
0,00 / 00,00 | 0,00 / 00,00 | Индексы на 1 квартал 2023 года ожидаем в феврале-марте. |
4 квартал 2022 года IV квартал |
5,22 / 39,95 | 5,27 / 60,01 | Письмо Минстроя России № 60112-ИФ/09 от 14.11.2022 |
3 квартал 2022 года III квартал |
5,07 / 38,79 | 5,12 / 58,26 | Письмо Минстроя России № 39010-ИФ/09 от 05.08.2022 |
2 квартал 2022 года II квартал |
4,91 / 37,59 | 4,96 / 56,40 | Письмо Минстроя России № 19281-ИФ/09 от 29.04.2022 |
1 квартал 2022 года I квартал |
4,83 / 37,00 | 4,89 / 55,57 | Письмо Минстроя России № 4153-ИФ/09 от 07.02.2022 |
4 квартал 2021 года IV квартал |
4,75 / 36,42 | 4,82 / 54,75 | Письмо Минстроя России № 46012-ИФ/09 от 25.10.2021 |
3 квартал 2021 года III квартал |
4,66 / 35,71 | 4,73 / 53,73 | Письмо Минстроя России № 33267-ИФ/09 от 09.08.2021 |
2 квартал 2021 года II квартал |
4,59 / 35,15 | 4,66 / 52,94 | Письмо Минстроя России № 18410-ИФ/09 от 04.05.2021 |
1 квартал 2021 года I квартал |
4,53 / 34,70 | 4,60 / 52,31 | Письмо Минстроя России № 1886-ИФ/09 от 22.01.2021 |
4 квартал 2020 года IV квартал |
4,47 / 34,25 | 4,55 / 51,69 | Письмо Минстроя России № 44016-ИФ/09 от 02.11.2020 |
3 квартал 2020 года III квартал |
4,42 / 33,98 | 4,50 / 51,18 | Письмо Минстроя России № 29340-ИФ/09 от 29.07.2020 |
2 квартал 2020 года II квартал |
4,37 / 33,61 | 4,45 / 50,62 | Письмо Минстроя России № 17207-ИФ/09 от 06.05.2020 |
1 квартал 2020 года I квартал |
4,32 / 33,24 | 4,40 / 50,07 | Письмо Минстроя России № 5414-ИФ/09 от 19.02.2020 |
4 квартал 2019 года IV квартал |
4,27 / 32,88 | 4,35 / 49,53 | Письмо Минстроя России № 46999-ДВ/09 от 09.12.2019 |
3 квартал 2019 года III квартал |
4,21 / 32,43 | 4,29 / 48,85 | Письмо Минстроя России № 37341-ДВ/09 от 04.10.2019 |
2 квартал 2019 года II квартал |
4,15 / 31,98 | 4,23 / 47,78 | Письмо Минстроя России № 17798-ДВ/09 от 17.05.2019 |
1 квартал 2019 года I квартал |
4,09 / 31,54 | 4,17 / 47,12 | Письмо Минстроя России № 7581-ДВ/09 от 05.03.2019 |
4 квартал 2018 года IV квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 45824-ДВ/09 от 15.11.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
3 квартал 2018 года III квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 40178-ЛС/09 от 01.10.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
2 квартал 2018 года II квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письма Минстроя России № 24818-ХМ/09 от 07.06.2018, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
1 квартал 2018 года I квартал |
3,83 / 29,54 | 3,91 / 44,21 | Письмо Минстроя России № 13606-ХМ/09 от 04.04.2018 |
4 квартал 2017 года IV квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 45082-ХМ/09 от 05.12.2017 |
3 квартал 2017 года III квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письма Минстроя России № 35948-ХМ/09 от 05.10.2017, № 58300-ОГ/09 от 25.12.2017 |
2 квартал 2017 года II квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 23090-ХМ/09 от 30.06.2017 |
1 квартал 2017 года I квартал |
3,99 / 30,77 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 8802-ХМ/09 от 20.03.2017 |
4 квартал 2016 года IV квартал |
3,95 / 30,43 | 3,99 / 45,12 | Письмо Минстроя России № 41695-ХМ/09 от 09.12.2016 |
3 квартал 2016 года III квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 31523-ХМ/09 от 27.09.2016 |
2 квартал 2016 года II квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 17269-ХМ/09 от 03.06.2016 |
1 квартал 2016 года I квартал |
3,92 / 30,17 | 3,93 / 44,50 | Письмо Минстроя России № 4688-ХМ/05 от 19.02.2016 |
4 квартал 2015 года IV квартал |
3,84 / 29,59 | 3,90 / 44,19 | Письмо Минстроя России № 40538-ЕС/085 от 14.12.2015 |
3 квартал 2015 года III квартал |
3,84 / 29,59 | 3,90 / 44,19 | Письмо Минстроя России № 25760-ЮР/08 от 13.08.2015 |
2 квартал 2015 года II квартал |
3,73 / 28,73 | 3,79 / 42,91 | Письмо Минстроя России № 19823-ЮР/08 от 26.06.2015 |
1 квартал 2015 года I квартал |
3,73 / 28,73 | 3,79 / 42,91 | Письмо Минстроя России № 3691-ЛС/08 от 12.02.2015 |
4 квартал 2014 года IV квартал |
3,70 / 28,50 | 3,76 / 42,58 | Письмо Минстроя России № 25374-ЮР/08 от 13.11.2014 |
3 квартал 2014 года III квартал |
3,70 / 28,50 | 3,76 / 42,58 | Письмо Минстроя России № 15285-ЕС/08 от 04.08.2014 |
2 квартал 2014 года II квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минстроя России № 8367-ЕС/08 от 15.05.2014 |
1 квартал 2014 года I квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минстроя России № 3085-ЕС/08 от 28.02.2014 |
4 квартал 2013 года IV квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минрегиона России № 21331-СД/10 от 12.11.2013 |
3 квартал 2013 года III квартал |
3,64 / 28,05 | 3,70 / 41,93 | Письмо Минрегиона России № 13478-СД/10 от 29.07.2013 |
2 квартал 2013 года II квартал |
3,60 / 27,77 | 3,66 / 41,51 | Письмо Минрегиона России № 9912-СД/10 от 07.06.2013 |
1 квартал 2013 года I квартал |
3,58 / 27,60 | 3,64 / 41,26 | Письмо Минрегиона России № 1951-ВТ/10 от 12.02.2013 |
4 квартал 2012 года IV квартал |
3,53 / 27,19 | 3,59 / 40,67 | Письмо Минрегиона России 2836-ИП/12/ГС от 03.12.2012 |
3 квартал 2012 года III квартал |
3,46 / 26,67 | 3,53 / 39,97 | Письмо Минрегиона России № 23167-АП/08 от 03.09.2012 |
2 квартал 2012 года II квартал |
3,42 / 26,35 | 3,49 / 39,52 | Письмо Минрегиона России № 10837-ИП/08 от 04.05.2012 |
1 квартал 2012 года I квартал |
3,35 / 25,81 | 3,42 / 38,71 | Письмо Минрегиона России № 4122-ИП/08 от 28.02.2012 |
4 квартал 2011 года IV квартал |
3,31 / 25,53 | 3,38 / 38,29 | Письмо Минрегиона России № 30394-ИП/08 от 07.11.2011 |
3 квартал 2011 года III квартал |
3,27 / 25,20 | 3,34 / 37,80 | Письмо Минрегиона России № 18769-АП/08 от 15.07.2011 |
2 квартал 2011 года II квартал |
3,19 / 24,56 | 3,25 / 36,84 | Письмо Минрегиона России № 15076-КК/08 от 09.06.2011 |
1 квартал 2011 года I квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона России № 4511-КК/08 от 02.03.2011 |
4 квартал 2010 года IV квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона РФ от 18.11.2010 № 39160-КК/08 |
3 квартал 2010 года III квартал |
3,13 / 24,08 | 3,19 / 36,12 | Письмо Минрегиона РФ от 26.07.2010 № 28203-КК/08 |
2 квартал 2010 года II квартал |
3,05 / 23,49 | 3,11 / 35,24 | Письмо Минрегиона РФ от 26.05.2010 № 22030-ВТ/08 |
1 квартал 2010 года I квартал |
3,05 / 23,49 | 3,11 / 35,24 | Письмо Минрегиона РФ от 20.01.2010 № 1289-СК/08 |
4 квартал 2009 года IV квартал |
3,08 / 23,72 | 3,14 / 35,81 | Письмо Минрегиона РФ от 13.10.2009 № 33498-СК/08 |
3 квартал 2009 года III квартал |
3,03 / 23,36 | 3,09 / 35,26 | Письмо Минрегиона РФ от 13.07.2009 № 21713-СК/08 |
2 квартал 2009 года II квартал |
2,97 / 22,87 | 3,03 / 34,53 | Письмо Минрегиона РФ от 09.04.2009 № 10217-СК/08 |
1 квартал 2009 года I квартал |
2,83 / 21,83 | 2,90 / 33,05 | Письмо Минрегиона РФ от 12.02.2009 № 3652-СК/08 |
4 квартал 2008 года IV квартал |
2,76 / 21,25 | 2,83 / 32,23 | Письмо Минрегиона РФ от 14.10.2008 № 26064-СК/08 |
3 квартал 2008 года III квартал |
2,69 / 20,70 | 2,75 / 31,37 | Письмо Минрегиона РФ от 09.07.2008 № 16568-СК/08 |
2 квартал 2008 года II квартал |
2,58 / 19,85 | 2,64 / 30,09 | Письмо Росстроя от 04.04.2008 № ВБ-1302/02 |
1 квартал 2008 года I квартал |
2,48 / 19,06 | 2,54 / 28,97 | Письмо Росстроя от 09.01.2008 № ВБ-5/02 |
4 квартал 2007 года IV квартал |
2,39 / 18,40 | 2,46 / 28,05 | Письмо Росстроя от 09.10.2007 № СК-3742/02 |
3 квартал 2007 года III квартал |
2,27 / 17,51 | 2,36 / 26,88 | Письмо Росстроя от 23.07.2007 № ВК-2766/02 |
2 квартал 2007 года II квартал |
2,23 / 17,21 | 2,32 / 26,43 | Письмо Росстроя от 09.04.2007 № СК-1394/02 |
1 квартал 2007 года I квартал |
2,19 / 16,92 | 2,28 / 25,94 | Письмо Росстроя от 23.01.2007 № СК-184/02 |
4 квартал 2006 года IV квартал |
2,16 / 16,67 | 2,24 / 25,51 | Письмо Росстроя от 09.10.2006 № СК-4250/02 |
3 квартал 2006 года III квартал |
2,13 / 16,42 | 2,19 / 24,91 | Письмо Росстроя от 10.07.2006 № СК-2843/02 |
2 квартал 2006 года II квартал |
2,08 / 16,04 | 2,14 / 24,33 | Письмо Росстроя от 21.04.2006 № СК-1524/02 |
1 квартал 2006 года I квартал |
1,99 / 15,35 | 2,04 / 23,22 | Письмо Росстроя от 01.02.2006 № СК-280/02 |
4 квартал 2005 года IV квартал |
1,93 / 14,89 | 1,99 / 22,64 | Письмо Росстроя от 10.11.2005 № СК-4714/02 |
3 квартал 2005 года III квартал |
1,87 / 14,42 | 1,91 / 21,75 | Письмо Минрегиона РФ от 25.07.2005 № 4078-ВА/70 |
2 квартал 2005 года II квартал |
1,81 / 13,96 | 1,84 / 20,97 | Письмо Минрегиона РФ от 27.05.2005 № 2586-МП/70 |
1 квартал 2005 года I квартал |
1,73 / 13,38 | 1,76 / 20,08 | Письмо Минрегиона РФ от 14.02.2005 № 500-ВГ/70 |
4 квартал 2004 года IV квартал |
1,68 / 12,97 | 1,71 / 19,46 | Письмо Минпромэнерго РФ от 22.10.2004 № ИМ-1312 |
3 квартал 2004 года III квартал |
1,64 / 12,67 | 1,67 / 18,97 | Письмо Минпромэнерго РФ от 27.07.2004 № АР-722 |
2 квартал 2004 года II квартал |
1,60 / 12,37 | 1,62 / 18,47 | Письмо Госстроя РФ от 07.04.2004 № СК-2206/10 |
1 квартал 2004 года I квартал |
1,54 / 11,90 | 1,56 / 17,75 | Письмо Госстроя РФ от 09.01.2004 № СК-91/10 |
4 квартал 2003 года IV квартал |
—— / 11,59 | —— / 17,34 | Письмо Госстроя РФ от 06.10.2003 № СК-6291/10 |
3 квартал 2003 года III квартал |
—— / 11,28 | —— / 16,86 | Письмо Госстроя РФ от 07.07.2003 № СК-4107/10 |
2 квартал 2003 года II квартал |
—— / 10,96 | —— / 16,46 | Письмо Госстроя РФ от 09.04.2003 № СК-2144/10 |
1 квартал 2003 года I квартал |
—— / 10,64 | —— / 15,94 | Письмо Госстроя РФ от 09.01.2003 № НК-70/10 |
4 квартал 2002 года IV квартал |
—— / 10,38 | —— / 15,57 | Письмо Госстроя РФ от 09.10.2002 № АШ-5844/10 |
3 квартал 2002 года III квартал |
—— / 10,19 | —— / 15,29 | Письмо Госстроя РФ от 19.07.2002 № АШ-3981/10 |
2 квартал 2002 года II квартал |
—— / 9,77 | —— / 14,69 | Письмо Госстроя РФ от 04.04.2002 № АШ-1717/10 |
1 квартал 2002 года I квартал |
—— / 9,12 | —— / 13,40 | Письмо Госстроя РФ от 08.01.2002 № АШ-32/10 |
4 квартал 2001 года IV квартал |
—— / 8,62 | —— / 12,76 | Письмо Госстроя РФ от 03.10.2001 № АШ-5360/10 |
3 квартал 2001 года III квартал |
—— / 8,48 | —— / 12,52 | Письмо Госстроя РФ от 04.07.2001 № АШ-3623/10 |
2 квартал 2001 года II квартал |
—— / 8,06 | —— / 11,91 | Письмо Госстроя РФ от 05.04.2001 № АШ-1691/10 |
1 квартал 2001 года I квартал |
—— / 7,71 | —— / 11,37 | Письмо Госстроя РФ от 04.01.2001 № АШ-9/10 |
4 квартал 2000 года IV квартал |
—— / 7,33 | —— / 10,81 | Письмо Госстроя РФ от 09.10.2000 № АШ-4440/10 |
3 квартал 2000 года III квартал |
—— / 7,04 | —— / 10,18 | Письмо Госстроя РФ от 21.08.2000 № АШ-3648/10 |
2 квартал 2000 года II квартал |
—— / 6,93 | —— / 10,01 | Письмо Госстроя РФ от 19.04.2000 № АШ-1636/10 |
1 квартал 2000 года I квартал |
—— / 6,80 | —— / 9,80 | Письмо Госстроя РФ от 05.01.2000 № АШ-6/10 |
4 квартал 1999 года IV квартал |
—— / 6,46 | —— / 8,98 | Письмо Госстроя РФ от 07.10.1999 № АШ-3412/10 |
3 квартал 1999 года III квартал |
—— / 5,90 | —— / 7,80 | Письмо Госстроя РФ от 30.06.1999 № АТ-2194/10 |
2 квартал 1999 года II квартал |
—— / 5,56 | —— / 7,30 | Письмо Госстроя РФ от 01.04.1999 № БЕ-1043/10 |
1 квартал 1999 года I квартал |
—— / 5,27 | —— / 6,90 | Письмо Госстроя РФ от 28.12.1998 № АТ-588 |
4 квартал 1998 года IV квартал |
—— / 5,27 | —— / 6,90 | Письмо Госстроя РФ от 05.11.1998 № БЕ-178 |
Каковы прогнозные значения
В Минэкономразвития утвердили прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (письмо № 17805-рм/д03и от 17.05.2022). Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2025 года в таблице.
Отрасли | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 116,5 | 93,8 | 100,8 | 100,6 |
Добыча нефти и газа | 112,2 | 92,9 | 99,9 | 99,8 |
Обрабатывающие производства | 112,5 | 104,2 | 104,0 | 103,6 |
Промышленность | 112,9 | 102,1 | 103,4 | 103,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 105,0 | 107,5 | 105,5 | 105,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,2 | 104,3 | 104,1 | 104,0 |
Строительство | 112,3 | 105,9 | 105,1 | 104,1 |
Сельское хозяйство | 109,3 | 105,0 | 104,1 | 104,0 |
Транспорт | 115,2 | 105,9 | 105,1 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 113,9 | 105,9 | 105,3 | 104,8 |
Оборот розничной торговли | 115,9 | 106,3 | 105,1 | 104,4 |
Платные услуги населению | 110,1 | 106,7 | 105,2 | 104,6 |
В чем разница между ИПЦ и индексами-дефляторами?
Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор – совершенно разные показатели в экономике, однако у людей порой имеется тенденция путать их. Возможно, дело в том, что в прогнозировании эти два индекса по различным сферам экономики указывают рядом в таблице, в близко расположенных строчках.
Стоит разобраться, чем они отличаются друг от друга:
- ИПЦ обозначает, сколько стоит определенный товар в текущее время (один трактор сегодня, одна квартира в Москве в следующем году);
- Индекс-дефлятор же показывает, сколько стоит целая совокупность товаров или услуг (будь то сельское хозяйство, машиностроение). Именно на его основании проводят экономическое прогнозирование, регулируют закупки и заказы (в том числе государственные), составляют сметы, утверждают налоговые режимы.
Для чего используется дефлятор
Индекс цен и коэффициент-дефлятор — это довольно схожие понятия. Показатели определяют конечную стоимость товаров, работ и услуг в разных сферах экономики. Дефлятор используется для составления экономических прогнозов и применяется для пересчета текущих цен к базовым.
Дефлятор утверждается ежегодно, причем отдельно для каждой отрасли экономической деятельности. В 2020 году установили индекс-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития № 720 от 30.10.2020, а вот приказ Минэкономразвития по индексу-дефлятору на 2022 год пока не подписан. Индекс — это базовая постоянная, которая применяется в течение нескольких периодов в будущем. Дефляционный коэффициент используют для расчетов основополагающих макроэкономических показателей:
Дефлятор применяют для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Остались вопросы? Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы разобраться с индексом-дефлятором.
Как используют в строительстве
Закупки строительных работ несколько отличаются от заказа товаров и услуг. При определении НМЦК по строительству заказчик руководствуется ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ и определяет цену проектно-сметным методом. Такие положения касаются не только строительства, но и работ по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту (письмо Минфина № 24-01-10/72553 от 03.11.2017).
Ценообразование в градостроительной отрасли регламентируется Градостроительным кодексом РФ (ст. 8.3 ГК РФ). Сметное нормирование проводится по годам, с учетом индексов-дефляторов базового варианта.
Минстрой выпустил рекомендации, в которых указал: для пересчета сметной стоимости работ по контрактам на строительство используют дефлятор Минэкономразвития на 2021 год для смет — для приведения показателя в соответствие с уровнем цен на дату определения НМЦК. Для этого используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК (письмо Минстроя России № 9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Правило применяют, если ПСД разработана на основании сметно-нормативной базы, которую использовали на дату формирования НМЦК. Если сметный проект разработали по нормативной базе, не применяемой на момент формирования НМЦК, надлежит использовать индексы Росстата. Для пересчета используют:
Вот пример, как применять индекс-дефлятор при планировании строительных закупок на будущий период: индексировать текущую сметную стоимость аналогичных работ на прогнозный индекс Минэкономразвития для строительства. И на 2022, и на 2023 действует одинаковый показатель — 104,2.
Проектно-сметный метод следует применять и при закупках у единственного поставщика. Независимо от способа проведения закупки на строительные работы, НМЦК формируют с учетом положений приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.
Индексы-дефляторы Минэкономразвития
Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):
ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.
К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:
ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Все мы видели всего лишь один-два слайда от представителей ФАУ «Главгосэкспертиза» на эту тему без особых подробностей.
- Новая база ФСНБ-2021(22)
- Привязка ГЭСН к новому КСР (в т.ч. в части BIM)
- Новые индексы к группам ресурсов
- «Светофоры» для регионов, мотивация для поставщиков (кнут в виде штрафов и преференциии при проведении торгов) и долгожданные цены в ФГИС ЦС. Помечтаем, что с публикацией цен от самих поставщиков
- Платформа купли-продажи строительных материалов с возможностью интеграции с ФГИС ЦС для заключения (регистрации) сделок вместо конъюнктурного анализа (проект Минстроя и ФАС)
- Обещают интеграцию ФГИС ЦС с казначейством и ФНС
- Новые формы сметных документов согласно изменений к 421 Методике, к НР и СП
- Новые правила расчета смет ресурсно-индексным методом
Кстати, сам переход на ресурсно-индексный метод во II квартале 2022 года и правила работы с ним для многих в настоящее время остаются загадкой. Согласно Плана реформы эти изменения и возможные последствия перехода еще необходимо смоделировать и проанализировать на основе расчетно-аналитической модели!
Знаем, что многие уже просто устали от шараханий, лозунгов и обещаний светлого будущего. Все мы хотим понимать: что будет дальше? Чтобы новая база, многострадальный ФГИС ЦС и результаты очередной многолетней реформы не были как снег на голову.
Хочется, чтобы это был не монолог выступающих представителей Минстроя и Главгосэкспертизы про размер индексов и принятые методические документы, а обратная связь на вопросы сметчиков, которые нас читают, на их насущные реальные и прогнозируемые проблемы. Чтобы ответы были без «воды», банальщины, интересны и полезны для всего сметного сообщества. Чтобы еще можно было сделать правильные выводы и подрегулировать систему ценообразования.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор – совершенно разные показатели в экономике, однако у людей порой имеется тенденция путать их. Возможно, дело в том, что в прогнозировании эти два индекса по различным сферам экономики указывают рядом в таблице, в близко расположенных строчках.
Стоит разобраться, чем они отличаются друг от друга:
- ИПЦ обозначает, сколько стоит определенный товар в текущее время (один трактор сегодня, одна квартира в Москве в следующем году);
- Индекс-дефлятор же показывает, сколько стоит целая совокупность товаров или услуг (будь то сельское хозяйство, машиностроение). Именно на его основании проводят экономическое прогнозирование, регулируют закупки и заказы (в том числе государственные), составляют сметы, утверждают налоговые режимы.
Индекс-дефлятор: что это и как используется в госзакупках
-
Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 N 173
«Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием «специализированный учебно-научный центр»
-
Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 251-р
«О признании утратившими силу распоряжений Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р, от 09.04.2021 N 913-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 247-р
«О плане мероприятий («дорожной карте») по внедрению приоритетных счетов системы природно-экономического учета»
Каков прямой порядок расчета дефлятора
Методология исчисления индексов закреплена в правительственных актах. Правила расчета определены в постановлении правительства РФ № 1234 от 14.11.2015. По сути, это специальные регламенты применения индексов в разных сферах экономической деятельности.
Для определения значения индекса-дефлятора фактической инфляции к подсчету принимается отношение номинального значения показателя к его реальному (фактическому) значению на отчетный период. Полученный результат умножается на 100%.
Инструкция, как рассчитать индекс-дефлятор для ВВП, используя прямой порядок расчета:
ИД = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Общая формула дефлятора:
ИД = номинальные значения / текущие цены × 100%.
Расчетное значение индекса отражает реальное изменение ценовых показателей в российской экономике. Прямой расчет не позволяет учесть изменение объемов производства и фактических размеров выпуска готовой продукции, работ, услуг.
Коэффициенты инфляции на проектные работы на 2 квартал в 2022 году
Минстрой приводит рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости строительства на IV квартал 2021 г.:
— в отношении строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства УФО к ФЕР-2001/ТЕР-2001;
— по элементам прямых затрат по объектам строительства ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, ДФО к ФЕР-2001/ТЕР-2001;
— в отношении строительно-монтажных работ по объектам строительства «Электрификация железных дорог» и «Железные дороги» к ФЕР-2001;
— в отношении проектных и изыскательских работ.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ
«О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
-
Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп
«О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп
«О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»
Индексы-дефляторы Минэкономразвития
Индексом-дефлятором в экономике называют показатель, который используется для составления прогноза относительно настоящей стоимости работ, товаров и услуг в определенный период времени. Говоря простым языком, это специальный расчетный коэффициент, который помогает определить, какими будут ценники в ближайшем будущем. Так, например, зная индекс-дефлятор на 2022 год для смет, можно предположить, насколько изменится стоимость того или иного изделия или группы товаров.
Здесь схема работы отличается от обычной покупки товаров или услуг. Заказчик строительства, капитального ремонта, реконструкции или модернизации должен рассчитывать стоимость, используя проектно-сметную документацию. Основанием для нее является сметное нормирование, нормативы в котором просчитываются с учетом индекса-дефлятора. Он включает в себя и текущий период, и все последующие годы, в которые будет проводиться строительство или ремонт.
Согласно закону о закупочной деятельности, индекс-дефлятор используется в случаях, когда нужно определить начальную максимальную стоимость контракта. Принимая во внимание динамику изменения цен и отраслевые показатели, и заказчик, и подрядчик установят ту стоимость, которая будет не завышенной и не заниженной. Благодаря этому уже в процессе сотрудничества они предотвратят чрезмерные траты бюджета и претензии со стороны тех, кто будет проверять работу.
Минэкономразвития уже выдало приказ об утверждении индекса-дефлятора на 2022 год и даже на 2023. При этом были учтены множество внешних и внутренних факторов, в той или иной мере влияющих на экономику государства.
Один из упомянутых факторов — санкции, введенные некоторыми странами в отношении РФ. Из-за них падает цена на сырье и растут таможенные сборы. Ввиду этого, определяя индекс-дефлятор, экономисты создают сразу 3 варианта развития событий:
- Базовый. Все факторы остаются неизменными. Санкции будут такими же, как и в прошлые годы. То же самое касается и стоимости нефти. Если говорить о таможенных пошлинах, то они будут на уровне 2018 года.
- Благоприятный. Подразумевает отмену или ослабление санкций и ограничений. В таком случае стоимость нефтепродуктов станет больше, а таможенные пошлины снизятся.
- Целевой. Неблагоприятный прогноз. Оправдается при влиянии на экономику неблагоприятных факторов, например, если санкции и ограничения будут ужесточены. Нефть подешевеет до самых низких из возможных показателей, пошлины, равно как инфляция и безработица, вырастут.
Получается, что индекс-дефлятор на 2022 год от Минэкономразвития показывает, как будет развиваться российская экономика при воздействии на нее различных внешних и внутренних обстоятельств.
Минэкономразвития сообщает об индексах-дефляторах на будущий год заранее. Так, данные на 2021 год были утверждены приказом от 30.10.2020 года. Вместе с приказом идет разъяснительное письмо. Строительство в этом году получило показатель, равный 105,1, нефть — 103,6, сельское хозяйство — 103,3 и т.д.
В упомянутом выше документе указаны индексы-дефляторы и на 2022 год. Прогноз был одобрен на заседании правительства, прошедшем 16 сентября 2020 года. Утвержденные цифры для некоторых сфер указаны в таблице:
2020 2021 2023 ВВП Номинальный объем (в млрд. руб.) 106974 115533 124223 Темп роста (%) 96,1 103,3 103,4 Индекс-дефлятор (%) 101,1 104,5 104,0 Продукция сельского хозяйства Темп роста 101,0 102,1 102,1 Индекс-дефлятор 99,3 102,6 103,8 Оборот розничной торговли Номинальный объем 33313 36329 38850 Темп роста 95,8 105,1 102,9 Индекс-дефлятор 103,4 103,8 103,9 Промышленность Индекс-дефлятор 101,0 104,6 104,5 Приведенные цифры говорят о том, как будет развиваться та или иная сфера по базовому сценарию. Поэтому они не окончательные и могут меняться в зависимости от обстоятельств.
Индексы изменения сметной стоимости ПИР на 2 квартал 2021 года
-
Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 12.11.2021)
«О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
-
Указ Президента РФ от 12.11.2021 N 650
«О внесении изменений в состав Совета по общественному телевидению, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 617»
-
Указ Президента РФ от 11.11.2021 N 641
«О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»
-
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2021 N 3168-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.03.2021 N 540-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3151-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2021 N 3150-р
«О проведении 8-го заседания Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству в режиме видеоконференции»
Подборка писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о рекомендуемой величине прогнозных ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости строительства, в том числе величине прогнозных индексов:
- Строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- По элементам прямых затрат по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- Строительно-монтажные работы, определяемые с применением Отраслевой сметно-нормативной базы;
- Строительно-монтажные работы по объектам использования атомной энергии;
- ПИР – Проектные и изыскательские работы;
- Прочие работы и затраты;
- Оборудование.
Подборка писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о рекомендуемой величине прогнозных ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости строительства, в том числе величине прогнозных индексов:
- Строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- По элементам прямых затрат по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- Строительно-монтажные работы, определяемые с применением Отраслевой сметно-нормативной базы;
- Строительно-монтажные работы по объектам использования атомной энергии;
- ПИР – Проектные и изыскательские работы;
- Прочие работы и затраты;
- Оборудование.
Индексы Минстроя РФ на 2 квартал 2021 года к ФЕР/ ТЕР
С 14 января 2021 г. при определении размера платы за проведение госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий применяется коэффициент Ki 5,71.
Данный коэффициент отражает инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г. и определяется как произведение индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 г., до года, предшествующего тому, в котором рассчитывается размер платы.
Ранее изданный акт по этому вопросу признан утратившим силу.
Подборка писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о рекомендуемой величине прогнозных ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости строительства, в том числе величине прогнозных индексов:
- Строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- По элементам прямых затрат по объектам строительства к ФЕР и ТЕР;
- Строительно-монтажные работы, определяемые с применением Отраслевой сметно-нормативной базы;
- Строительно-монтажные работы по объектам использования атомной энергии;
- ПИР – Проектные и изыскательские работы;
- Прочие работы и затраты;
- Оборудование.
Прогнозные индексы Минстроя РФ
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.
Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (письмо Минфина №24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс-дефлятор на 2020 год для смет указан в социально-экономическом прогнозе. По расчетам, индекс-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития для смет — 104,1 (из таблицы прогнозных значений).
При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом. Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или проводит торги, НМЦК рассчитывается с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития №567 от 02.10.2013.
Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ — статьей 8.3. Дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.
Минстрой рекомендует использовать индекс дефляции для пересчета сметной стоимости работ по госконтрактам на строительство для приведения в соответствие с уровнем цен на момент определения НМЦК. Если проект сметы разработан по сметно-нормативной базе, которую применяли на дату формирования НМЦК, используйте индексы изменения сметной стоимости, которые действовали на дату определения начальной цены (письмо Минстроя №9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Если ПСД разработан по нормативам, не применяемым на дату формирования НМЦК, используйте индексы Росстата:
- индексы фактической инфляции (официальный сайт Росстата);
- индексы прогнозной инфляции (официальный сайт Минэкономразвития).
ВАЖНО!
Дефлятор применяют и при расчете стоимости проектных работ для корректного планирования будущих капитальных вложений.
Дефляторы в рамках 223-ФЗ применяют для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. Организация-заказчик обязана предусмотреть такую возможность в положении о закупках.
Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.
В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:
- НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
- УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
- ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
- ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
- торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).
Чтобы рассчитать коэффициент-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития, используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.
Похожие записи:
-