Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая компания требует регресс по ОСАГО с виновника ДТП: что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При суброгации право требовать возмещения убытков после ДТП переходит от пострадавшей стороны к страховщику. Владелец поврежденного автомобиля не может претендовать на компенсацию ущерба, так как она уже выполнена страховой компанией. Если для авто был оформлен полис КАСКО, автовладельцу полностью оплатят восстановительный ремонт. Далее страховая компания компенсирует связанные с этим затраты, использовав право суброгации при подаче регрессного иска. Обычно страховщики предпринимают такие меры с большой задержкой, незадолго до того, как истечет трехлетний срок давности. Чтобы увеличить сумму претензии, дополнительно страховые компании включают в список требований выплату ответчиком процентов за использование чужих денежных средств.
Кто в случае вины должен платить страховой компании? Сотрудник, управлявший служебным автомобилем или непосредственно сама организация, являющаяся собственником машины?
Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд РФ еще в 2010 году. Основываясь на нормах Гражданского Кодекса РФ, он указал, что юридическое лицо может быть собственником автомобиля. Работник, состоящий в трудовых отношениях с собственником автомобиля, не признается его владельцем в данном случае, несмотря на то, что он управляет им. Ответственность за причинение вреда возлагается на работодателя. Речь шла о ДТП с причинением вреда жизни и здоровью.
Но в 2020 г. Верховный суд вернулся к разъяснениям десятилетней давности. Поводом для этого стал спор по требованиям о возмещении ущерба в порядке регресса, когда вред был причинен только имуществу лиц. Верховный суд фактически распространил свое прошлое толкование на ситуации, когда вред причинен только транспортным средствам (нет вреда жизни и здоровью) и ДТП оформлено без привлечения полицейских.
Таким образом, по общему правилу, водитель служебного транспорта (в силу трудовых отношений или иных оформленных договором гражданско-правовых отношений) не отвечает за вред, причиненный автомобилем. Ответственность несет работодатель, являющийся владельцем этого источника повышенной опасности.
Когда страховая компания может предъявить регрессное требование
Согласно правилам страхования по ОСАГО, регламентированным Федеральным законом «Об ОСАГО», у страховых компаний есть серьезные основания для того, чтобы предъявить виновнику ДТП регресс.
Перечислим нарушений, когда возмещение ущерба страховая компания возложит на водителя, ставшего виновником ДТП.
- Умышленное причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего.
- Водитель находился за рулем в состоянии опьянения.
- Водитель отказался от проверки на состояние опьянения.
- У водителя отсутствовало право управления (вообще не было прав, не было нужной категории прав или он был лишен прав).
- Водитель скрылся с места ДТП.
- Водитель не был вписан в страховку ОСАГО.
- ДТП произошло не в рамках периода использования, указанного в полисе, (если куплена страховка на не полный год, т.е. с ограниченным периодом использования автомобиля).
- Виновник ДТП не предоставил автомобиль на экспертизу или начал его ремонт раньше, чем через 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) после ДТП.
- У автомобиля не пройден техосмотр. Только для легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и ТС для перевозок опасных грузов.
- У автомобиля не пройден техосмотр и причиной ДТП стала техническая неисправность.
- При заключении договора ОСАГО предоставлены недостоверные сведения, которые привели к уменьшению стоимости полиса.
- Виновник ДТП использовал автомобиль с прицепом, при этом прицеп в ОСАГО не вписан (на прицепы граждан для легковых машин не распространяется).
Таким образом, если виновник ДТП совершил нарушения из списка, страховщик в праве потребовать от него возмещения расходов, которые оплатила компания пострадавшей стороне.
Когда СК вправе обратиться в суд
Страховая фирма вправе взыскивать компенсацию за понесенные расходы с виновного автолюбителя, если он:
- специально нанес вред жизни или здоровью пострадавшего;
- управлял автомобилем в нетрезвом состоянии;
- отказался от прохождения медицинского освидетельствования;
- скрылся с места автомобильной катастрофы;
- не указан в полисе ОСАГО;
- управлял машиной в срок, не предусмотренный договором страхования;
- самостоятельно произвел ремонт или утилизацию повреждённого автомобиля, предварительно не представив его для проведения независимой экспертизы;
- имел просроченную диагностическую карту;
- при заключении договора страхования представил недостоверные сведения, из-за чего произошло занижение страховой премии;
- управлял автомобилем с прицепом, при условии, что в страховке не предусмотрено вождение машины с прицепом.
До 1 мая 2019 года у СК был еще один повод для предъявления регрессных требований. Он предусматривал возможность взыскания расходов с виновника, зафиксированного по Европротоколу, если виновное лицо не направило в адрес страховщика заполненный протокол в течение 5 рабочих суток после происшествия.
Как уменьшить сумму возмещения
Если виновному лицу не удалось оспорить иск, и суд обязал выплатить компенсацию страховщику, то можно уменьшить сумму возмещения. Это будет сделать значительно проще, если принимать непосредственное участие в осмотре повреждений пострадавшего автомобиля.
Сравните сумму, указанную в исковом заявлении с размером фактической выплаты пострадавшей стороне. Для этого запросите у пострадавшей стороны документ о сумме полученных средств от СК. Представьте полученные бумаги на рассмотрение судье.
Как еще снизить сумму:
- закажите независимую оценку повреждений авто;
- сверьте перечень повреждений, указанных в Европротоколе, со списком выполненных работ по ремонту в автосервисе, если вместо выплаты денег пострадавшему проводился ремонт авто.
Если уменьшить сумму не удалось, то подайте ходатайство о рассрочке платежа. Суд должен составить график выплат в пользу СК с учетом материального положения виновного лица.
Судебная практика по регрессу
Решить вопрос с компенсацией в пользу СК можно самостоятельно во внесудебном порядке, договорившись с ее представителями, но чаще всего страховщику все же приходится обращаться в суд. Сделать это он может в течение 3 лет. Именно столько составляет срок исковой давности. Но чем раньше это будет сделано, тем лучше.
Например: СК подала в суд на водителя спустя 1 год после совершения им ДТП. Сумма иска составляет 250 тыс. рублей. При этом размер причиненного ущерба не превышает по мнению виновно лица и 100 тыс. рублей. Но поскольку на экспертизе состояния автомобиля он не присутствовал, то оценка была произведена неверно, что и позволило страховщику требовать озвученную сумму. К сожалению, провести повторную экспертизу не удалось, машина уже была продана ее владельцем. В итоге суд постановил выполнить требования истца.
Регресс или право на компенсацию страховщику, возмещающему вред, причиненный тем, кто купил у него страховку. Требование предъявляется к виновнику ДТП после установления такового. Регресс не стоит путать с суброгацией, подразумевающей смену действующих лиц.
Как можно отбиться в суде от регресса страховой?
Если страховая компания подала на вас в суд, еще не все потеряно. Статистики проигранных и выигранных дел нет, но адвокаты утверждают, что в 30% случаев требования страховых компаний не являются законными. Поэтому вам нужно первым делом провести консультацию с хорошим адвокатом и узнать у него возможные направления поведения. Скорее всего, вам придется воспользоваться услугами адвоката, так как самостоятельно вы суд проиграете.
Следует учитывать такие возможные линии поведения:
- именно юристы страховой должны доказать, что вы виновны в этой ситуации, так как действует презумпция невиновности, никто не может быть признан должником, если его вина не доказана;
- следует воспользоваться свидетельскими показаниями, которые могли бы доказать, что вы неумышленно совершали ДТП, а просто проявили недостаточную внимательность, это поможет;
- важно использовать все обстоятельства ДТП, нарисовать схему и доказать, что были какие-то факторы непреодолимой силы, поэтому единственным шансом было совершить ДТП;
- важно делать ссылки на закон об ОСАГО, в котором более или менее четко прописаны правила регресса, но это стоит делать в том случае, если вы действительно невиновны в данной ситуации;
- стоит максимально избегать признания себя виновным хоть в чем-то, так как любые дальнейшие суды будут рассматривать это в качестве повода для принятия решения в пользу страховой.
Что делать, чтобы минимизировать риски регресса?
Суд практически всегда присуждает выплату обязательств с дохода гражданина. Поэтому если вы понимаете, что предстоит судебная тяжба с пострадавшим в ДТП человеком или страховой компанией, то можно поступить на опережение. Главной задачей будет снять с себя все имущество, которое может подлежат реализации на заявленную сумму. Это может быть автомобиль, гараж и прочие покупки, оформляемые на человека. Данное имущество можно переписать на родственников, к ним претензией не будет никаких.
Далее порядок действий может включать такие пункты:
- позаботьтесь о том, чтобы ваш личный доход был не слишком большим в официальном выражении, лучше всего в этом случае тем, кто работает официально на минимальную заработную плату;
- обеспечьте видимость, что ценного имущества у вас нет, чтобы приставы не могли описать что-либо важное по месту вашей прописки, этот момент многие не учитывают, и затем жалеют о таком недочете;
- в суде упирайте на то, что готовы выплачивать ущерб согласно вашим доходам, чтобы судья постановил выплаты в равных частях в определенном проценте от вашей заработной платы или пенсии;
- после проигранного суда с вас будут автоматически высчитывать определенную сумму, которая пойдет на погашение долга перед страховой, а своим имуществом вы не будете рисковать;
- в этой ситуации можно и побороться за свою правоту в суде, но только в том случае, если пункты закона о регрессе реально нельзя применить к вам, так что данный момент стоит расценить сразу же.
В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
- Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
- Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.
Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).
Почему нельзя доверять аварийному комиссару
В процессе оформления аварии без ГИБДД может присутствовать аварийный комиссар. Скорее всего, он постарается забрать извещение у всех участников ДТП для последующей передачи их в СК. Это считается нормальной практикой. Но обезопасить себя все-таки необходимо.
Аварийные комиссары чаще всего являются сотрудниками крупных страховых компаний и получают у них зарплату. Поэтому он будет действовать, в первую очередь, в интересах СК.
Или у него по каким-либо причинам не получится вовремя доставить документы по месту назначения? Бумаги могут быть утеряны, а потом скажут, что водитель никакого извещения не отдавал. Что-то доказать потом вряд ли получится, а отвечать придется виновнику ДТП по всей строгости закона.
Чтобы обезопасить себя при общении с аварийным комиссаром:
- Передавайте документы только при свидетелях.
- Не запрещается фото- и видеосъемка.
- Возьмите расписку.
Заранее сделайте несколько копий извещения об аварии. Можно продублировать действия дорожного комиссара и отправить одну из копий европротокола заказным письмом. Или на следующий день заехать в комиссарский офис и попросить копию чека об оплате заказного письма и копию описи вложения.
Что такое суброгация и регресс?
Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.
Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.
У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.
Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.
Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:
- Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
- Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
- Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;
Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП: судебная практика
Что такое регресс по ОСАГО с виновника ДТП судебная практика, и каков срок давности? Страховая организация ОСАГО обязана компенсировать лицу, которое пострадало при дорожном происшествии вред, причинённый её клиентом. Это не только имущественный ущерб машине или конструкциям, которые были деформированы по вине застрахованного человека. Кроме этого, необходимо компенсировать вред, который был причинён здоровью и жизни человека, т. е. траты на излечение или похороны.
Чаще всего после оплаты страховая организация выставляет регрессное требование к виновнику ДТП. Данная процедура проводится в суде, из-за этого требуется помощь квалифицированного юриста. При тщательном исследовании требований истца, можно отыскать огрехи в законодательстве, и предотвратить регресс.
Что за дата – 1.05.2019?
Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.
Таким образом, если ДТП случилось и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.
Ниже мы будем говорить о ситуациях, когда происшествие произошло до , то есть право страховщика выставлять регресс остаётся законным на дату страхового события – ДТП.
Как не выплачивать регресс
Изначально страховщики присылают письмо, которое содержит требования о выплате регресса. Требуемая сумма не должна превышать размер выплаты компанией стороне, которая является пострадавшей. Данное письмо должно содержать основания для требования, подробный расчет представленной суммы.
После внимательного ознакомления виновником данного письма не стоит спешить с выводами. У стороны есть право возразить компании, и отказаться от выплаты полной или части суммы. Сделать это необходимо также в письменном виде. Будет лучше, если участник ДТП обратиться за помощью к автоюристу, который поможет составить подобное письмо. Кроме того, он объяснит, есть ли шансы на уменьшение суммы.
ВАЖНО !!! Многие делают ошибку, когда получают подобное требование. Если человек решил ничего не платить, он просто игнорирует письмо и его требования. Но это касается тех людей, у которых действительно есть что оспорить. В случае, если сторона дорожного происшествия действительно является виновником, и это было доказано, избежать уплаты не выйдет. И решение о том, писать ли отказ или нет, будет одинаково бессмысленным.
Полное игнорирование ситуации дает право страховой компании на то, чтобы подать иск в суд. На самом деле, многие стараются сознательно довести дело до судебных разбирательств, чтобы страховщик в полной мере доказал необходимость в выплате регресса.
Принимать данное решение стоит лишь тогда, когда у автовладельца есть опыт в подобных ситуациях. Если такового не имеется, проанализировать ситуацию лучше вместе с автоюристом, который имеет опыт работы с подобными клиентами.
Прежде, чем действовать, нужно определиться со следующими моментами:
- правы ли страховщики в этой ситуации, и правомерны ли их действия. Когда они требуют со стороны ДТП денежную компенсацию. Если ответ положителен, значит стоит просчитать сумму регресса, верно ли она установлена и можно ли ее уменьшить;
- наиболее важное, что стоит решить виновнику ДТП, чего он хочет на самом деле: уменьшить сумму выплаты или избавиться от нее вовсе;
- чем будет доказываться правота стороны.
После ответа на представленные вопросы, автолюбителю стоит подготавливать доказательства собственной правоты и тянуть дело до суда. Если же гражданин понимает, что действительно оказался виноватым, не стоит затягивать с оплатой регресса.
Как видно, не платить требуемых денежных сумм страховщикам все же можно, и сделать это можно на законных основаниях. Но каждая ситуация индивидуальна, и сказать, что подобное решение подойдет каждому, нельзя. На дело влияют условия дорожного происшествия, его последствия, данные протоколов и материалы расследований. Немаловажным значением является основание происшествия, прописанное в договоре со страховой компанией. На основании данных условий виновнику, или потенциальному виновнику ДТП стоит принимать решение о выплате компенсации или частичного, полного отказа от него.
За что положен регресс по новому закону?
После внесённых изменений в закон Об ОСАГО условий для выставления регрессного требования стало на один меньше. Но их всё ещё достаточно много, поэтому нужно быть внимательным к обстоятельствам и деталям ДТП.
В 2021 году регресс положен за следующие нарушения виновником:
- если ехал в состоянии опьянения (и оно установлено),
- скрылся с места ДТП,
- если вред здоровью или жизни причинён умышленно (к материальному ущербу не относится),
- не имеет права управления,
- не вписан в полис ОСАГО,
- ДТП произошло в период использования, не включённый в страховку,
- отремонтировал машину до 15 дней после ДТП или не представил для осмотра,
- страхователь обманул страховую при заключении электронного полиса ОСАГО по части сведений об автомобиле или застрахованных лицах, что привело к уменьшению стоимости полиса (при этом, даже если виновник не является страхователем, то регресс положен виновнику).